Иштван Месарош | |
---|---|
Родившийся | 19 декабря 1930 г. Будапешт, Венгрия |
Умер | 1 октября 2017 г. Маргейт, Англия |
Альма-матер | Будапештский университет |
Супруг (а) | Донателла Мориси ( м. 1956; умер в 2007 г.) |
Эра | Философия 20 века |
Область, край | Западная философия |
Школа | марксизм |
Учреждения | Институт эстетики Будапештского университета (1951–1956) Туринский университет (1956–1959) Бедфордский колледж (1959–1961) Университет Сент-Эндрюс (1961–1966) Университет Сассекса (1966–1972; 1976–1995) Йоркский университет (1973–1976) |
Тезис | Szatíra és valóság ("Сатира и реальность") (1955) |
Докторант | Дьёрдь Лукач |
Основные интересы | Идеология |
Известные идеи | Структурный кризис капитала |
Влияния | |
Под влиянием | |
Месарош ( UK : / м ɛ s ər ɒ s /, США : / - г oʊ s /, венгерский: [iʃtvaːn meːsaːroʃ] ; 19 декабря 1930 - 1 октября 2017) был венгерский марксист философ. Описанный в « Ежемесячном обозрении » как «один из выдающихся политических философов конца двадцатого и начала двадцать первого веков», Месарош писал в основном о возможности перехода от капитализма к социализму. Его опус, Beyond Capital: На пути к теории переходного периода (1995), был обеспокоен не только с этой темой, но при условии, концептуальное различие между капитализмом и капитала, а также анализ нынешнего капиталистического общества и его «структурного кризиса». Его интересовала критика так называемой «буржуазной идеологии », включая идею « нет альтернативы », а также он разработал анализ неудач « реального социализма ».
Месарош родился в Будапеште, Венгрия. Его воспитывали мать-одиночка и бабушка по материнской линии, и в возрасте двенадцати лет он сфальсифицировал дату своего рождения, чтобы работать вместе с матерью на авиазаводе, производящем двигатели. Плохие условия труда позже вызвали у него «всю жизнь ненависть к эксплуатации и угнетению». Когда ему было 15 или 16 лет, Месарош познакомился с марксистской философией во время посещения книжного магазина. После контакта с Карла Маркса «s Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, Фридриха Энгельса » s Анти-Дюринг, и Маркса и Энгельса Коммунистическом Манифесте, он заинтересовался работами Лукач о венгерской литературе. Месарошу «так понравились» работы Лукача, что он даже продал личные вещи, чтобы купить их, и решил поступить в Будапештский университет. Он сделал это в 1949 году, когда он выиграл стипендию с появлением коммунистического государства в Венгрии.
В университете он присоединился к так называемой « Будапештской школе », группе венгерских философов, которых учил Лукач или находившихся под его влиянием, включая Агнеса Хеллера и Дьердя Маркуса. В этот период Лукач подвергался резкой критике со стороны Венгерской коммунистической партии, и правительство Матьяша Ракоши запретило некоторые из его работ в период с 1949 до середины 1950-х годов. Из-за его преданности Лукачу и посещения его семинаров Месароша чуть не исключили из университета. Позже Лукач назначил Месароша своим ассистентом в Институте эстетики из-за его публичного оспаривания цензуры пьесы Михая Вёрёшмарти, названной «Чонгор és Tünde » «пессимистическим отклонением». Его эссе в поддержку Вёрёшмарти, опубликованное в литературном журнале Csillag, принесло ему премию Аттилы Йожефа 1951 года и помогло вновь включить пьесу в репертуар Национального театра.
В 1950-е годы Месарош был активным членом Союза писателей Венгрии и был вовлечен в художественные и литературные круги, особенно в антисталинистский кружок Петефи - группу, связанную с Венгерской революцией 1956 года. Этот интерес к культурным вопросам отразился в его докторской диссертации 1955 года по философии под названием Szatíra és valóság («Сатира и реальность»). В следующем году он стал редактором культурного журнала Eszmélet, созданного Лукачем, композитором Золтаном Кодай и другими людьми. Месарош был также избран доцентом философии и преемником Лукача в Институте эстетики. Однако после поражения революции и заключения Лукача в тюрьму за ее поддержку Месарош подтвердил, что « в Венгрии нет надежды на социалистические преобразования ». Итак, после советского вторжения в 1956 году он покинул страну, став одним из первых граждан коммунистической страны, критиковавшим сталинизм.
Месарош переехал в Италию и был профессором Туринского университета. Во время своего пребывания в Турине он написал книгу мемуаров о венгерском восстании под названием La rivolta degli intellettuali в Унгерии («Восстание интеллектуалов в Венгрии»), которая была опубликована в 1958 году Джулио Эйнауди Эдиторе. Он работал в Италии до переезда в Соединенное Королевство, где работал в Бедфорд-колледже в Лондоне (1959–1961) и в Университете Сент-Эндрюс (1961–1966). В 1964 году он выпустил книгу Attila József e l'arte moderna через миланское издательство Lerici [ it ]. Он поступил в Сассекский университет в 1966 году, где занимал кафедру философии. Его книга 1970 года «Теория отчуждения» Маркса зарекомендовала себя в англоязычном мире и в том же году получила премию памяти Исаака Дойчера. Получив награду, он получил возможность прочитать первую лекцию памяти Исаака Дойчера в Лондонской школе экономики в следующем году. Первоначально задуманная как «Отчуждение и социальный контроль» в конце 1970 года, лекция была переименована в «Необходимость социального контроля». В 1971 году он появился под названием «Отчуждение и необходимость социального контроля» в социалистическом реестре, а также был опубликован Merlin Press в книжном формате под названием «Необходимость социального контроля».
В конце 1972 года Месарош был назначен профессором философии для преподавания курсов политической теории в Йоркском университете в Торонто, а затем подал в отставку в Сассексе. Однако канадское правительство отказало ему в выдаче визы, поскольку его въезд не отвечал «интересам страны» и представлял «угрозу безопасности». Товарищи из Сассекса Том Боттомор, Рой Эджли и Лоуренс Лернер выступили против решения правительства, так же как и официальные лица Йоркского университета, а также 30 преподавателей и студентов Университета Британской Колумбии под руководством историка Яна М. Бака. После обвинений в том, что он является «российским шпионом» для КГБ, письма премьер-министру Пьеру Трюдо политологом CB Macpherson, депортации Месароша и смены министра иммиграции с Брайса Маккейси на Боба Андраса, Месарошу было разрешено легально въехать в Канаду в январе. 1973 г. После этого он три года работал старшим профессором Йоркской программы социальной и политической мысли, прежде чем вернуться в Сассекс.
Месарош собрал и отредактировал тринадцать эссе 1958–1976 годов филиппинского историка Ренато Константино в книге под названием « Неоколониальная идентичность и контрсознание: очерки культурной деколонизации». Впервые опубликованный Merlin Press в 1978 году, а затем ME Sharpe в 1979 году, он содержал 23-страничное введение, которое позже будет переиздано в Journal of Contemporary Asia как часть памяти, сделанной в 2000 году после смерти Константино.
Месарош был назначен почетным профессором Сассексом в 1991 году, а в 1992 году получил премию Лукача. В 1995 году он ушел из Сассекса, был номинирован на премию Майкла Харрингтона за свою работу « За пределами капитала», а также был избран членом Венгерской академии. наук. В конце 1990-х он стал советником редакторов журнала « Ежемесячный обзор» Гарри Магдоффа и Джона Беллами Фостера, а также сотрудничал с журналом и его родительским изданием «Ежемесячный обзор».
В 2009 году он выиграл венесуэльскую премию Premio Libertador al Pensamiento Crítico («Приз Либертадора за критическое мышление») за свою работу «Вызов и бремя исторического времени». После этой работы он также опубликовал двухтомный критический анализ социальной структуры и форм сознания «буржуазной идеологии»: Социальное определение метода в 2010 году и Диалектика структуры и истории в 2011 году. После публикации последней он планировал напишите продолжение Beyond Capital под названием Beyond Leviathan: Critique of the State. Месарош подготовил три тома: «Исторический вызов», «Суровая реальность» и «Необходимая альтернатива», причем первый том был почти завершен. Однако в 2017 году он умер в Маргите, где за ним ухаживали после того, как в сентябре инсульт заставил его покинуть свой дом в Рамсгейте, Кент.
Месарош был критиком политиков и философов, которые постоянно использовали фразу « альтернативы нет ». Обычно ассоциируемый с консервативными фигурами, такими как Маргарет Тэтчер, Месарош заявил, что он достиг лейбористских партий, коммунистических государственных деятелей, таких как Михаил Горбачев, и бывших радикалов, ставших постмодернистами. Из-за этого он считал, что Жан-Поль Сартр был важным философом, которому «марксисты в большом долгу». Критикуя экзистенциализм Сартра, Месарош похвалил его оппозицию девизу «альтернативы нет» и подтвердил: «Я не принимаю его идеи, но я принимаю цель». Месарош заявил: «Сартр всегда проповедовал диаметрально противоположное: есть альтернатива, должна быть альтернатива; вы, как личность, должны восстать против этой силы, этой чудовищной силы капитала. Марксисты в целом не смогли высказаться. с той стороны ". Это нашло отражение в книге Месароша « Работа Сартра: поиск свободы», впервые опубликованной в 1979 году и расширенной в 2012 году новым разделом «Вызов истории».
Месарош считал важным провести различие между капитализмом и капиталом, чтобы теоретизировать о переходе к социализму. Он утверждал, что капитал появился «за тысячу лет» до капитализма и что он может существовать без капитализма, как в случае Советского Союза (СССР) в его понимании. В этом смысле революционный переворот может свергнуть капитализм на ограниченной территории путем экспроприации капиталистического класса, но сила капитала все еще может контролировать систему через разделение труда и «иерархическую командную структуру капитала». Месарош определил капитал как «командную систему, способ функционирования которой ориентирован на накопление». В его концепции извлечение прибавочной стоимости может осуществляться «политическим путем» - как в случае с СССР - или посредством «экономически регулируемого извлечения прибавочного труда и прибавочной стоимости» - как на Западе. Месарош утверждал, что процесс накопления «был осуществлен очень неподходящим образом с точки зрения производительности», и в эссе 1982 года сказал, что в конечном итоге он потерпит крах из-за этого факта, а не из-за поддерживаемой США антикоммунистической военной политики.
Месарош встретил свою итальянскую жену Донателлу Мориси в 1955 году в Париже; поженились 14 февраля 1956 г.; она умерла в 2007 году. У них было трое детей: Лаура, 1956 года рождения; Сьюзи, 1960 года рождения; и Джорджио, 1962 г.р.
Книга | Дата | Издатель | Заметки | Ref. |
---|---|---|---|---|
La rivolta degli intellettuali в Унгерии («Восстание интеллектуалов в Венгрии») | 1958 г. | Джулио Эйнауди, Турин | На итальянском | |
Аттила Йожеф и современное искусство («Аттила Йожеф и современное искусство») | 1964 г. | Леричи [ it ], Милан | На итальянском | |
Теория отчуждения Маркса | 1970 г. | Merlin Press, Лондон | Получил премию Исаака Дойчера | |
Аспекты истории и классового сознания | 1971 г. | Merlin Press, Лондон | Редактор серии семинаров ученых-марксистов. | |
Необходимость социального контроля | 1971 г. | Merlin Press, Лондон | Мемориальная лекция Исаака Дойчера | |
Концепция диалектики Лукача | 1972 г. | Merlin Press, Лондон | ||
Неоколониальная идентичность и контрсознание: очерки культурной деколонизации | 1978 г. | Merlin Press, Лондон | Редактор эссе Ренато Константино | |
Работа Сартра: поиск свободы | 1979 г. | Harvester Press, Брайтон | Отредактировано и дополнено в 2012 году как « Поиск свободы и вызов истории» издательством Monthly Review Press, Нью-Йорк. | |
Философия, идеология и социальные науки: очерки отрицания и утверждения | 1986 г. | Комбайн Wheatsheaf, Брайтон | ||
Сила идеологии | 1989 г. | Комбайн Wheatsheaf, Брайтон | Отредактировано в 2005 году издательством Zed Books, Лондон | |
За пределами капитала: к теории перехода | 1995 г. | Monthly Review Press, Нью-Йорк | ||
Социализм или варварство: от американского века до распутья | 2001 г. | Monthly Review Press, Нью-Йорк | ||
Вызов и бремя исторического времени: социализм в XXI веке | 2008 г. | Monthly Review Press, Нью-Йорк | ||
Структурный кризис капитала | 2010 г. | Monthly Review Press, Нью-Йорк | ||
Историческая актуальность социалистического наступления: альтернатива парламентаризму | 2010 г. | Закладки Публикации, Лондо | ||
Социальная структура и формы сознания, Том I: Социальное определение метода | 2010 г. | Monthly Review Press, Нью-Йорк | ||
Социальная структура и формы сознания, Том II: Диалектика структуры и истории | 2011 г. | Monthly Review Press, Нью-Йорк | ||
Необходимость социального контроля | 2014 г. | Monthly Review Press, Нью-Йорк |
Награды | ||
---|---|---|
Предшественник Мартин Николаус | Премия Мемориала Дойчера 1970 | Вакантный Следующий титул принадлежит Пол Уолтон и Эндрю Гэмбл |