Изобель Гауди

редактировать

Черно-белый рисунок По словам историка Эммы Уилби, некоторые аспекты колдовства, включенные в признания Гауди, видны на рисунке Питера Бинсфельда 1592 года.

Изобель Гауди была шотландской женщиной, которая призналась в колдовстве в Олдерне недалеко от Нэрна в 1662 году. Имеется скудная информация о ее возрасте или жизни, и, хотя она, вероятно, была казнена в соответствии с обычной практикой, неясно, так ли это было или если ей было позволено вернуться в безвестность своей прежней жизни в качестве жены коттеджа. Ее подробные показания, очевидно полученные без применения жестоких пыток, дают одно из наиболее полных сведений о европейском фольклоре колдовства в конце эпохи охоты на ведьм.

Четыре признания, которые она сделала за шесть недель, включают детали заклинаний и рифм, утверждения, что она была членом шабаша на службе дьявола и что она встречалась с королевой фей и королем. Также была предоставлена ​​зловещая информация о плотских отношениях с Дьяволом. Комбинация демонических и волшебных верований, эти рассказы использовались Маргарет Мюррей в качестве основы для своих ныне в основном дискредитированных теорий о культах и ​​колдовстве.

Современные ученые характеризуют Гауди, который был неграмотным и обладателем низкого социального статуса, как талантливого рассказчика с творческим воображением. Непонятно, почему она выступила или была первоначально арестована, но, возможно, она страдала эрготизмом. Поскольку признания были переписаны Робертом Питкэрном и впервые опубликованы в 1833 году, историки охарактеризовали этот материал как замечательный или необычный, и ученые продолжают дискутировать на эту тему в 21 веке.

В память о Гауди за пределами академических кругов играют песни, книги, пьесы и радиопередачи. «Исповедь Изобель Гауди», произведение для симфонического оркестра, было написано Джеймсом Макмилланом как реквием для нее.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Предпосылки
  • 2 Личная жизнь
  • 3 Признания
  • 4 Последствия
  • 5 Современные интерпретации
  • 6 В литературе и музыке
  • 7 См. Также
  • 8 ссылки
    • 8.1 Цитаты
    • 8.2 Библиография
  • 9 Дальнейшее чтение
Фон

В ранний современный период шотландские суды рассматривали множество дел о колдовстве и охоте на ведьм, начавшихся примерно в 1550 году. Парламент Марии, королевы Шотландии, принял в 1563 году Шотландский закон о колдовстве, в соответствии с которым приговоры за колдовство подлежали смертной казни. Сын Марии, Джеймс, написал « Демонологию» в 1597 году после его участия в судебных процессах над ведьмами в Северном Бервике в 1590 году и Великой шотландской охоте на ведьм в 1597 году, общенациональной охоте, которая началась в Абердине. Как и в других европейских судебных процессах над ведьмами, крупные шотландские охоты на ведьм происходили партиями; историки высказывают разные мнения относительно того, почему это могло произойти, но в целом согласны с тем, что военные действия и политическая или экономическая неопределенность сыграли свою роль в сочетании с местными министрами и землевладельцами, полными решимости добиваться осуждения. Шотландия почти столетие подвергалась жестокому угнетению, хотя районы на севере страны не испытали на себе всей тяжести пресвитерианства, поэтому сохранялась твердая вера в сказочные традиции и фольклор. Laird Парка, который владеет землей, где жил Гоуди, был ревностным Covenanter и отверг все традиционные суеверия. Он участвовал в комиссиях по делам о колдовстве, и публично признали, что смерть его отца, дяди и деда была вызвана колдовством.

Неблагоприятные погодные условия привели к продолжительному периоду неурожаев с 1649 по 1653 год. Казнь короля Карла I состоялась в 1649 году, и в том же году началась масштабная охота на ведьм. Карл II был объявлен монархом Шотландии в 1660 году; большинство историков связывают Великую шотландскую охоту на ведьм 1661–1662 годов, последнюю, но самую суровую волну судебных преследований, с Реставрацией. В 1884 году шотландский антиквар Чарльз Киркпатрик Шарп высказал мнение: «Какое бы удовлетворение возвращение короля Карла Второго могло доставить молодым женщинам в его владениях, оно определенно не принесло ничего, кроме пыток и разрушения, несчастным старухам или ведьмам Шотландии.. " По словам Эммы Уилби, британского историка, которая провела всестороннее исследование Гауди и ее признаний, она была одной из семи ведьм, которых судили в Олдерне во время этой охоты на ведьм.

Личная жизнь

В записях нет информации о Гауди до ее замужества с Джоном Гилбертом, который не участвовал в деле о колдовстве. Уилби предполагает, что она была воспитана в регионе Олдерн, поскольку она ссылалась на места в этом районе. Точно так же нет подробностей о ее возрасте; на момент суда в 1662 году ей могло быть от пятнадцати лет - хотя это маловероятно, поскольку она утверждала, что участвовала в сексуальных действиях за пятнадцать лет до своего признания - до тридцати или пятидесяти лет, но она определенно была ребенком. рожающий возраст, несмотря на то, что нет никаких записей о ее деторождении

Гауди и ее муж жили в районе озера Лох-Лой, примерно в двух милях к северу от Олдерна. В 17 веке морской залив был больше, чем сейчас, и был окружен лесами, холмами и песчаными дюнами. Муж Гауди был сельскохозяйственным рабочим, возможно, коттеджем, нанятым одним из арендаторов лэрда Парка; В обмен на его труд ему предоставили бы коттедж и небольшой участок земли. По словам Уилби, их образ жизни и социальный статус можно сравнить с нынешними развивающимися странами. Неспособный ни читать, ни писать, Гауди обладал хорошим воображением и способностью красноречиво выражать свои мысли. Ее повседневная жизнь была посвящена основным домашним делам, таким как доение, выпечка хлеба, ткачество или прополка.

Признания

Гауди сделал четыре признания за шесть недель; первая датирована 13 апреля 1662 года в Олдерне. Неясно, почему она вышла вперед; историк Джон Кэллоу, автор ее статьи в Оксфордском словаре национальной биографии, предполагает, что это произошло из-за ее участия в заговоре с целью мучить местного министра Гарри Форбса, ревностного экстремиста, боявшегося колдовства. Форбс был свидетелем на каждом из четырех допросов Гауди. Обвинения против Гауди распространялись бы в течение длительного времени, прежде чем она призналась бы. В течение шестинедельного периода, в течение которого она давала признательные показания, ее держали бы в одиночной камере, скорее всего, в будке в Олдерне.

В ее первом признании описывалась встреча с Дьяволом после того, как она договорилась встретиться с ним ночью в Кирке в Олдерне. Назвав несколько других присутствовавших, включая Джанет Бредхед и Маргрет Броди, она сказала, что отказалась от крещения, и дьявол нанес свой знак ей на плечо, а затем высосал из него кровь. Другие встречи проходили в нескольких местах, например, в Нэрне и Иншохе. Она коснулась полового акта с дьяволом, которого она описала как очень холодного «мейкле, блак, рох». У него были раздвоенные и раздвоенные ступни, которые иногда покрывали туфлями или сапогами. Были даны подробности взятия тела ребенка из могилы и порчи урожая, а также информация о шабашах и местах, где они танцевали. Она объяснила, что веники были положены рядом с ее мужем в его постели, чтобы он не заметил ее отсутствия. Ковен ел и пил лучшую пищу в домах, в которые они попадали, летая по воздуху на волшебных лошадях и входя в них через окна. Их развлекала Королева Фей, также известная как Королева Эльфейм, в своем доме на Дауни-Хилл, который был заполнен водяными быками, которые напугали ее. Гауди утверждал, что сделал глиняные изображения детей мужского пола Лэрда Парка, чтобы причинить им страдания или смерть, и что она приняла форму галки и вместе с другими членами шабаша, которые превратились в животных, таких как кошки и зайцы, посетили дом Александра Камингса. Некоторые части ее показаний, такие как ее описание короля и королевы фей, были прерваны, когда нотариусы только что отметили и так далее, частое явление, когда материал считался неуместным или, если он не соответствовал заключению, следователи предполагали, это было внезапно прекращено. В качестве альтернативы это могло произойти, когда писцы не успевали за объемом информации, передаваемой Гауди.

Чтобы превратиться в зайца, Гауди скандировал:

Я пойду в зайца, С печалью, сичем и мелочной заботой; И я пойду во имя дьявола, Да, пока я снова вернусь домой.

Чтобы вернуться назад, она говорила:

Заяц, заяц, дай бог заботы. Я сейчас в подобии зайца, Но я и сейчас буду в подобии женщины.

Питкэрн, 1833 год.

Чуть более двух недель спустя, 3 мая 1662 года, было записано второе признание Гауди. Она расширила подробности о шабаше, предоставив прозвища его членов и столько духов, которые их обслуживали, сколько она могла вспомнить; ее собственный дух-слуга, одетый в черное, назывался Рид Ривер. Утверждения включали способность превращаться в животных с помощью индивидуальных песнопений, используемых для превращения в кошку, лошадь или различных других животных. За время всех ее признаний было произнесено в общей сложности двадцать семь доброжелательных или злобных песнопений, больше, чем в любом другом случае с британским колдовством; три были переписаны дважды, но со значительными различиями.

Гауди засвидетельствовал, что эльфийские стрелы, сделанные дьяволом, были затем усилены маленькими, грубо говоря, «мальчиками-эльфами». Дьявол дал каждому члену шабаша ряд стрел с указанием, что они должны стрелять от его имени; луков не было, поэтому стрелы щелкали большим пальцем. Ведьмы не всегда были точными, когда стреляли стрелами, но если намеченная цель, будь то женщина, мужчина или животное, была затронута орудием, она утверждала, что они умрут, даже если будут носить защитную броню. Также были описаны заклинания, используемые для причинения болезней и мучений министру Гарри Форбсу.

15 мая 1662 года Гауди в третий раз предстала перед следователями. Как и ее первое и второе признания, а также многие другие свидетельства шотландского колдовства, стенограмма начинается с подробного описания ее договора с дьяволом после того, как она встретила его и согласилась встретиться с ним в Олдерн-Кирке. Сделав еще один шаг вперед к информации, которую она предоставила об эльфийских стрелах, она раскрыла имена убитых, выразив сожаление по поводу причиненных ею смертей и предоставила имена других членов шабаша с подробностями того, кого они убили. Она рассказала, как Дьявол послал ее с поручением к Олдерну, замаскированную под зайца. Ее рассказ продолжался описанием того, как в этой форме ее преследовала стая собак; она сбегала от них, бегая из дома в дом, пока в конце концов не получила возможность произнести заклинание, чтобы снова превратиться в человека. Она добавила, что иногда собаки могли укусить ведьму, когда она принимала форму зайца; хотя собаки не могли убить оборотня, следы укусов и шрамы все равно будут видны, как только человеческая форма будет восстановлена.

Приводятся описания обедов с Дьяволом и его избиения членов шабаша, а также их реакции на это. Записаны непристойные подробности сексуальных отношений с Дьяволом, а также общие характеристики его гениталий. Продолжая рассказ в ее первом свидетельстве о методах, предпринятых для убийства любых детей мужского пола Лэрда Парка, был передан стих, который дьявол научил их повторять во время сжигания чучел.

Четвертое и последнее признание, датированное 27 мая 1662 года, по словам историка Роберта Питкэрна, который впервые воспроизвел свидетельства Гауди в 1833 году, в основном служит подтверждением трех предыдущих показаний в сочетании с попыткой получить больше информации о членах шабаша, чтобы дать возможность обвинения, которые будут предъявлены им. В результате заявлений Бредхеда и Гауди был арестован 41 человек.

Последствия

Группа следователей посчитала, что существует достаточно доказательств для вынесения обвинительного приговора Гауди, поэтому они обратились в Тайный совет в Эдинбурге с просьбой создать комиссию юстиции для проведения местного судебного разбирательства. Вместе с признанием ее сообщницы, Джанет Бредхед, с запросом были отправлены некоторые или все признания Гауди. Согласно Уилби, вполне вероятно, что признание было получено в Эдинбурге примерно в середине июня 1662 года; В реестре Тайного совета за июль есть запись, инструктирующая главного шерифа Нэрна, сэра Хью Кэмпбелла из Колдера [Кавдора] и других организовать местные судебные процессы над обеими женщинами.

Второе свидетельство Гауди имеет записку на оборотной стороне, датированную 10 июля 1662 года, в которой указано, что документ был оценен, и министерство юстиции сочло его подходящим; в "Таксиаре этого перца" была добавлена ​​дополнительная инструкция. К тому же документу заместитель юстиции Александр Колвилл добавил подписанное заявление рядом с подписями свидетелей в поддержку комиссии. Лорд Броди, вероятно, участвовал в утверждении комиссии; он был в то время в Эдинбурге и отметил в своем дневнике, что «подвергся акцизу при проведении показаний ведьм». Запись в его дневнике на следующий день описывает встречу с Колвиллом, когда они обсуждали ведьм, и он упоминает «ведьм Парка». Броди был высоко оценен министром и лордами из Олдерна, которые ранее просили его вмешательства. Его родственник, лэрд из Летена, был свидетелем на допросах Гауди и в то время посетил Броуди; он, вероятно, был человеком, который доставил судебное заявление в Эдинбург. Пара вместе молилась, подавая прошение против дьявола и колдовства.

10 апреля 1662 года Тайный совет издал прокламацию, запрещающую использование пыток как средство получения признаний от ведьм, если это не было специально санкционировано Советом. Это привело к тому, что к комиссиям часто добавлялось предупреждение. В случае с Гауди и Бредхедом Совет посоветовал признать их виновными только в том случае, если признания были сделаны добровольно без пыток, что они были в здравом уме и не желали смерти.

Нет никаких записей о казни Гауди, хотя в этом нет ничего необычного, поскольку в 90 процентах шотландских дел окончательный результат неизвестен из-за того, что местные записи больше не существуют. Уилби предполагает, что, как только комиссия вернется в Олдерн, Гауди и Бредхед будут признаны виновными на местном суде в середине июля и доставлены на телеге в Гэллоухилл на окраине Нэрна, где их задушат и сожгут. До 1678 года большинство шотландских ведьм, которых судила комиссия Тайного совета, были осуждены и казнены; Питкэрн разделял мнение, что Гауди и Бредхед были казнены, и большинство современных ученых, таких как историк Брайан П. Левак, согласны с таким исходом. Некоторые историки высказывали предположение, что пара могла быть оправдана на основании умственного расстройства; Кэллоу предполагает, что они, возможно, были освобождены в соответствии с положениями, прилагаемыми к комиссии, а затем им было разрешено вернуться в «тихую безвестность».

Современные интерпретации

Признания представляют собой смесь сказочных и демонических верований, не имеющую аналогов в любом другом случае с колдовством. Они более подробны, чем многие другие, и несовместимы с большей частью фольклора и записями из судебных процессов над ведьмами. Неясно, являются ли признания Гауди результатом психоза, попала ли она под подозрение в колдовстве или искала снисхождения, признавшись. Местные предполагали, что она, возможно, страдала эрготизмом, который может вызывать галлюцинации и другую психическую нестабильность. По крайней мере, в двух других признаниях XVI века, Андро Манна и Эллисон Пирсон, сообщалось о встречах с королевой Эльфейм; позже, в 1670 году, Джин Вейр из Эдинбурга также утверждала, что встречалась с королевой фей.

Признания Гауди составили суть тезиса историка Маргарет Мюррей о шабашах, состоящих из тринадцати членов; Мюррей также утверждала, что культы были структурированы таким образом по всей Европе, хотя ее работы позже были дискредитированы. Уилби полагает, что в элементах фей могли быть тёмные шаманские аспекты. Несмотря на провозглашение Тайного совета в апреле 1662 года, пытки все еще применялись, и Левак предполагает, что какая-то их форма могла быть применена к Гауди; она могла потерять равновесие из-за заключения и длительных расследований. Когда ее держали в одиночной камере, ей, вероятно, мешали спать, и с ней жестоко обращались. Ученые, такие как Кэллоу и Дайан Пуркисс, полагают, что рассказы Гауди о роскошных обедах указывают на женщину, которая постоянно испытывала голод; другие подробности могут свидетельствовать о бессильной женщине, рассерженной и сексуально разочарованной строгостью, введенной министрами. Церковные и судебные записи показывают изнасилование как повторяющееся преступление во время гражданских беспорядков и в середине 16 века; Гауди описала свой первый плотский опыт с дьяволом в 1647 году, когда солдаты, возможно, все еще находились в этом районе, и Уилби постулирует, что мрачные сексуальные подробности могут быть «фантазийной реакцией Гауди на травму изнасилования».

Уилби характеризует Гауди как выжившего в конфликтах, таких как Битва при Олдерне, который испытал гнев ревностных, фанатичных министров и местной элиты, которые боялись ведьм; она была искусным рассказчиком, развлекавшим родственников и друзей рассказами о сверхъестественном. Она предполагает, что записанные сказки могли быть результатом реакции талантливого оратора на «восторженную аудиторию».

Левак описывает первоначальное заявление Гауди как «один из самых замечательных документов в истории колдовства», а академик Джулиан Гудэр называет ее «одной из самых известных шотландских ведьм», чьи «необычные признания» включают в себя «некоторые из самых замечательных. [визионерская деятельность] в протоколе ". Эти современные описания отражают описания Питкэрна в 1833 году и Джорджа Ф. Блэка в 1937 году, который написал в « Календаре колдовства в Шотландии», что «Это самый замечательный случай колдовства в истории... более или менее подробно описанный в каждая работа, связанная с колдовством в Шотландии ». По словам Уилби, признания по-прежнему остаются в центре внимания ученых, обсуждающих колдовство.

В литературе и музыке

Гауди и ее магия запомнились в ряде более поздних произведений культуры. Она появляется как персонаж в биографических романах «Дьявольская любовница » писателя и оккультиста Дж. У. Броуди-Иннес, « Изобель » Джейн Паркхерст и фантастическом романе « Ночная чума » Грэма Мастертона. В 21 веке ее история была источником вдохновения для пьес, радиопередач и лекций.

"Исповедь Изобель Гауди" - произведение для симфонического оркестра шотландского композитора Джеймса Макмиллана ; он считал, что признание Гауди было получено под пытками, и что она была сожжена на костре за колдовство. В передаче BBC Radio 3 в 2010 году он назвал композицию своим реквиемом по ней. Сенсационная песня Alex Harvey Band под названием «Isobel Goudie» была одной из многих песен, посвященных ее памяти.

Традиционная английская фолк-певица Фэй Хилд добавила подборку преображающих песнопений Гауди к музыке в песне Hare Spell из своего альбома Wrackline 2020 года.

Смотрите также
использованная литература

Ноты

Цитаты

Список используемой литературы

  • Бут, Рой (2008), «Стоя в перспективе веры Макбет, король Джеймс и колдовство», в Ньютоне, Джон; Бат, Джо (ред.), Колдовство и закон 1604 г., BRILL, ISBN   978-9-0041-6528-1
  • Каллен, Карен (2010), Голод в Шотландии - «тяжелые годы» 1690-х годов, Edinburgh University Press, ISBN   978-0-7486-4184-0
  • Дадли, Маргарет; Гудэр, Джулиан (2013), «Сонный паралич и шотландское колдовство», в Goodare, Julian (ed.), Scottish Witches and Witch-Hunters, Palgrave Macmillan, ISBN   978-1-137-35594-2
  • Гудэр, Джулиан (2001), «Охота на ведьм», в Линч, Майкл (редактор), Оксфордский компаньон по истории Шотландии, Oxford University Press, ISBN   0-19-211696-7
  • Гудэр, Джулиан (2008), «Шотландское колдовство в его европейском контексте», в Гудэр, Джулиан; Мартин, Лорен; Миллер, Джойс (ред.), Колдовство и вера в ранней современной Шотландии, Palgrave Macmillan, ISBN   978-0-230-50788-3
  • Гудэр, Джулиан (2013), шотландские ведьмы и охотники на ведьм, Пэлгрейв Макмиллан, ISBN   978-1-137-35594-2
  • Гудэр, Джулиан (2013a), «Колдовство в Шотландии», в Леваке, Брайан П. (редактор), Оксфордский справочник по ведовству в Европе раннего Нового времени и колониальной Америке, Oxford University Press, ISBN   978-0-19-957816-0
  • Хендерсон, Лизанна (2016), Колдовство и народная вера в эпоху Просвещения, Шотландия, 1670–1740, Пэлгрейв Макмиллан, ISBN   978-1-137-31324-9
  • Хендерсон, Лизанна; Коуэн, Эдвард Дж. (2001), Шотландская вера фей: История, Таквелл, ISBN   1-86232-190-6
  • Хаттон, Рональд (1999), Триумф Луны: История современного языческого колдовства, Oxford University Press, ISBN   0198207441
  • Левак, Брайан П. (2002), «Упадок и конец шотландской охоты на ведьм», в Гудэр, Джулиан (редактор), Шотландская охота на ведьм в контексте, Manchester University Press, ISBN   978-0-7190-6024-3
  • Левак, Брайан П. (2008), Охота на ведьм в Шотландии: закон, политика и религия, Routledge, ISBN   978-0-415-39943-2
  • Левак, Брайан П. (2015), Справочник по колдовству: второе издание, Routledge, ISBN   978-1-317-50356-9
  • Маккаллох, Джон Арнотт (1921), «Смешение фей и ведьм в Шотландии шестнадцатого и семнадцатого веков», Folklore, 32 (4): 227–244, doi : 10.1080 / 0015587X.1921.9719207
  • Макдональд, Стюарт (2017), «Подсчет ведьм: освещение и искажение формы обвинений в колдовстве в Шотландии», Журнал шотландских исторических исследований, Edinburgh University Press, 37 (1): 1–18, doi : 10.3366 / jshs.2017.0200
  • Марвик, Эрнест Уокер (1991), Робертсон, Джон DM (редактор), антология Оркнейских островов: избранные работы Эрнеста Уокера Марвика, Scottish Academic Press, ISBN   978-0-7073-0574-5
  • Миллер, Джойс (2008), «Люди в черном: явления дьявола в раннем современном шотландском колдовстве», в Гудэр, Джулиан; Мартин, Лорен; Миллер, Джойс (ред.), Колдовство и вера в ранней современной Шотландии, Palgrave Macmillan, ISBN   978-0-230-50788-3
  • Питкэрн, Роберт (1833), Древние уголовные процессы в Шотландии, 3, часть 2, Bannatyne Club
  • Пуркисс, Дайан (2000), Неприятные вещи: История фей и сказок, Пингвин, ISBN   978-0-14-028172-9
  • Стивенсон, Джейн; Дэвидсон, Питер (2001), Ранние современные женщины-поэты (1520-1700): антология, Oxford University Press, ISBN   978-0-19-924257-3
  • Сазерленд, Алекс (2009), Провидец Брахана: Создание легенды, Питер Лэнг, ISBN   978-3-03911-868-7
  • Уилби, Эмма (2010), Видения Изобель Гауди: магия, колдовство и темный шаманизм в Шотландии семнадцатого века, Sussex Academic Press, ISBN   978-1-84519-179-5
  • Wilby, Эмма (2013), « „ Мы Мей снимать их мертвыми в нашем pleasur“: Изобель Гоуди, Эльф Стрелки и Dark шаманизма», в Goodare, Джулиан, ( под ред.) Шотландских ведьм и ведьм Охотников, Palgrave Macmillan, ISBN   978-1-137-35594-2
  • Уиншем, Уиллоу (2016), Обвиняемые: британские ведьмы на протяжении всей истории, Pen and Sword, ISBN   978-1-4738-5004-0
дальнейшее чтение
  • Дэвидсон, Томас (1949), Рябина и Красная нить: сборник сказок, легенд и баллад шотландского колдовства; Вместе с описанием обрядов и церемоний ведьм Оливер и Бойд
  • Валиенте, Дорин (1975), Азбука колдовства прошлого и настоящего, Сен-Мартен
Последняя правка сделана 2023-04-13 01:40:30
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте