Временный орган самоуправления был предложен в октябре 2003 г. повстанцами Liberation Тигры Тамил Илама (ТОТИ) Шри-Ланки для разделения власти на севере и востоке Шри-Ланки. Эти предложения были сделаны вместо отказа ТОТИ от притязаний на независимую страну под названием Тамил Илам в пользу меньшинства Шри-Ланки Тамил.
Парламентские выборы 5 декабря 2001 г. привели к победе альянса Объединенный национальный фронт (UNF) во главе с Объединенной национальной партией (УНП). ОНП проводила кампанию в поддержку мира и пообещала найти урегулирование путем переговоров гражданской войны в Шри-Ланке. Через несколько дней после победы UNF ТОТИ объявили о 30-дневном прекращении огня. Это прекращение огня было официально оформлено 22 февраля 2002 года, когда UNF правительство Шри-Ланки (GOSL) и ТОТИ подписали норвежское постоянное соглашение о прекращении огня при посредничестве Норвегии. В сентябре 2002 года начались мирные переговоры в Пхукете, Таиланде, но в апреле 2003 года ТОТИ приостановило переговоры по ряду причин.
31 октября 2003 г., когда прекращение огня все еще соблюдается, ТОТИ выдвинули свои предложения по ISGA. ISGA будет обладать широкими полномочиями, такими как право устанавливать верховенство закона, собирать налоги, управлять администрацией и наблюдать за процессом реабилитации на севере и востоке страны, и она будет контролироваться ТОТИ до проведения выборов. Однако важно то, что ТОТИ отказались от требований независимого Тамил Илама в пользу региональной автономии. Ключевые пункты предложений ТОТИ:
Независимая избирательная комиссия, назначенная ISGA, должна проводить свободные и справедливые выборы в соответствии с международными демократическими принципами и стандартами под международным наблюдением.
Людям северо-востока будут предоставлены все права, предусмотренные международным правом прав человека. Каждый закон, постановление, правило, приказ или решение ISGA должен соответствовать международно признанным стандартам защиты прав человека. Должна быть создана независимая комиссия по правам человека, назначенная ISGA, которая должна гарантировать соблюдение всех таких обязательств в области прав человека. Комиссия обратится за помощью к международным органам по правам человека, чтобы способствовать быстрому установлению эффективного режима защиты прав человека. Комиссия имеет право получать петиции от любого физического лица, присуждать компенсацию любому такому пострадавшему лицу и обеспечивать восстановление прав такого лица.
Ни одной религии не должно уделяться первоочередное внимание на северо-востоке.
ISGA гарантирует отсутствие дискриминации по признаку религии, расы, касты, национального или регионального происхождения, возраста или пола на северо-востоке. Никакие законы, постановления, правила, приказы или решения, которые предоставляют привилегии или налагают инвалидность какой-либо общине, которые не были переданы или навязаны какой-либо другой общине, не могут быть приняты в отношении культуры или религии.
Никакие законы, постановления, правила, приказы или решения, которые предоставляют привилегии или налагают инвалидность какой-либо общине, которые не передаются или не навязываются какой-либо другой общине, не могут быть приняты в отношении культуры или религии.
В рамках выполнения своих исполнительных полномочий ISGA должна руководить и контролировать все административные структуры и персонал на северо-востоке, относящиеся к полномочиям, изложенным в пункте 9 настоящего соглашения. ISGA может по своему усмотрению создавать экспертные консультативные комитеты в необходимых областях. Эти области будут включать, помимо прочего, экономические, финансовые, судебные вопросы, вопросы переселения и реабилитации, развитие инфраструктуры и основные услуги.
International Реакция на предложения ТОТИ была в целом положительной. Заместитель госсекретаря США Ричард Армитидж осторожно приветствовал, заявив, что это предложение «впервые я видел такое исчерпывающее изложение устремлений ТОТИ... имеет значение ". Глава миссии Европейского Союза в Коломбо приветствовал предложения как «важный шаг вперед в мирном процессе».
Реакция Шри-Ланки была неоднозначной. GOSL отреагировало, заявив, что предложение "отличается в фундаментальных отношениях от предложений, представленных GOSL. GOSL убеждено, что путь вперед лежит через прямое обсуждение вопросов, возникающих из обоих наборов предложений". Тамильский национальный альянс (TNA), основная политическая партия, представляющая тамилов Шри-Ланки, положительно приветствовала эти предложения. Р. Сампантан, лидер TNA, сказал: «Предложение ISGA... имеет историческое значение в политической истории тамилов на острове. ISGA обеспечивает основу для поиска постоянного политического решения тамильского национального вопроса». Партия свободы Шри-Ланки (SLFP), основная оппозиционная партия в парламенте Шри-Ланки, выразила серьезную обеспокоенность по поводу предложений ISGA, заявив, что "" этого никогда не будет. участник кражи народа Шри-Ланки его суверенитета. Реакция шри-ланкийских националистов, возглавляемых Народным фронтом освобождения (JVP), была очень враждебной - они считали предложения ТОТИ де-факто Тамил Илам. В JVP заявили, что предложения не заслуживают обсуждения ни с кем и должны быть выброшены в корзину для макулатуры. JVP отметило, что предложение содержит все полномочия, необходимые для отдельного государства на острове. Сихала Урумая (СУ) обратилась к правительству UNF с призывом прекратить мирные переговоры с ТОТИ на основе содержания предложений, которые, по словам SU, приведут к образованию отдельного государства.
4 В ноябре 2003 г., когда премьер-министр Викремасингх находился за пределами страны, президент Кумаратунга, который является членом SLFP, приостановил работу парламента, взял под свой контроль министерства Оборона, Внутренних дел и приказал войск к ключевым объектам. На следующий день президент объявил чрезвычайное положение. 7 февраля 2004 г. президент распустил парламент и назначил выборы 2 апреля. На выборах победил союз SLFP-JVP .