Ильмаринен

редактировать
Статуя Ильмаринена в Старом студенческом доме, Хельсинки, автор [fi ], 1888 г.

Ильмаринен, Вечный Молоток, кузнец и изобретатель в Калевале, является богом и архетипическим изобретателем из финской мифологии. Он бессмертен и способен создавать практически все, но изображается неудачливым в любви. Он описывается как работающий с известными металлами того времени, включая латунь, медь, железо, золото и серебро. Среди великих работ Ильмаринена - создание небесного купола и ковка Сампо. Его обычный эпитет в «Калевале» - сеппо, поэтическое слово, обозначающее «кузнец». и источник данного имени Сеппо.

Содержание
  • 1 Этимология и происхождение
  • 2 Рассказы об Ильмаринене
    • 2.1 Ковка Сампо
      • 2.1.1 Из Калевалы
      • 2.1.2 Из оригинальных вариантов рун
    • 2.2 Золотая невеста Ильмаринена
      • 2.2.1 Из Калевалы
      • 2.2.2 Из оригинальных вариантов рун
  • 3 В массовой культуре
  • 4 Галерея
  • 5 См. Также
  • 6 Примечания
  • 7 Ссылки
    • 7.1 Источники
  • 8 Внешние ссылки
Этимология и происхождение

Родные от финского слова ilma ('воздух') засвидетельствованы почти в все основные финно-угорские языки, кроме марийских и мордовских языков, что позволяет реконструировать прото-финно-угорские языки * ilma, означающие что-то вроде «небо». Это существительное также засвидетельствовано как имя бога в Ханты (Нум-Илəм), Коми (Джен), Удмурт (Инмар) и Финские языки, предполагая, что у прото-финно-угорских народов также был бог неба, которому приписывают создание неба по имени * Ильма. В прото-финском суффикс -r (i), который используется для формирования слов людей, связанных с корневым словом, был добавлен к * ilma, чтобы дать имя бога * Ilmar (i) ('Небесное существо'). ; редкие свидетельства подобных форм, таких как удмуртский Ильмар и саамский Ильмарис, кажутся заимствованными у финнов.) В поэзии Калевала метр уменьшительный суффикс -nen включал образование имени Ильмаринен, которое аккуратно заполняет две хореи и стало доминирующей формой имени в этой традиции.

Илмари (nen), как полагают, приобрел качества кузнец через прото-финские контакты с железнодобывающими культурами, такими как индоевропейские балты или носители общегерманского.

К Ильмаринену также обращаются за помощью в нескольких рунах заклинаний. Поскольку Элиас Лённрот сильно отредактировал оригинальные руны, собранные им и другими, важно провести различие между Калевалой и оригинальными стихами, спетыми рунными певцами.

Другое Имена для Ильмаринена, которые встречаются в вариантах рун, включают Ильморинен и Илмоллини.

Истории об Ильмаринене

Ковка Сампо

Ковка Сампо Аксели Галлен-Каллела, 1893

Из «Калевалы»

Резюме основано на Lönnrot 1999, 105-119 [canto 10]

Когда старый мудрец Вяйнямейнен был путешествуя по окрестностям в поисках жены, он был схвачен старой хозяйкой Похьёлы, страны Севера. В обмен на предоставление ему безопасного прохода из земель Похьёлы обратно в его родную страну, чародейка Лоухи из Похьёлы захотела создать Сампо, магический артефакт. Вяйнямёйнен ответил, что он не может сделать ее такой, но что Ильмаринен может, и пообещал послать великого кузнеца в Похьолу, чтобы сделать именно это. В обмен на это чудесное устройство Лоухи также отдаст Ильмаринен руку замуж за свою дочь.

Вернувшись домой, Вяйнямёйнен пытается внушить Ильмаринену сказки о красоте девушки и таким образом заманить его в Похьёлу. Однако Ильмаринен разглядывает уловку и отказывается. Чтобы не отставать, Вяйнямёйнен обманом заставляет кузнеца залезть на ель, пытаясь направить лунный свет, который мерцает на ветвях. Вызвав штормовой ветер своей волшебной песней, Вяйнямёйнен уносит Ильмаринена в Похьёлу.

Оказавшись там, к Ильмаринену подходит беззубая карга, Лоухи, и ее дочь, Дева Похьёлы, и, увидев красоту девушки, соглашается построить Сампо. В течение трех дней он искал место, чтобы построить большую кузницу. В этой кузнице он поместил металлы и начал работать, ухаживая за магическим огнем с помощью рабов Похьёлы.

В первый день Ильмаринен посмотрел в пламя и увидел, что металл принял форму арбалета с золотой аркой, медным древком и серебряными наконечниками. Но в луке был злой дух, который каждый день просил новую жертву, поэтому Ильмаринен сломал его и бросил осколки обратно в огонь.

На второй день из огня вышел металлический корабль с золотыми ребрами и медными веслами. Хотя это было красиво, но в душе оно было злым, слишком рвущимся, чтобы броситься в бой, и поэтому Ильмаринен разбил волшебную лодку на части и снова отбросил куски.

На третий день вышла металлическая корова с золотыми рогами, солнцем и звездами на лбу. Но, увы, она была вспыльчивой, и поэтому волшебная телица была разбита на куски и переплавлена.

На четвертый день из кузницы вынимают золотой плуг с золотым лемехом, медной балкой и серебряными ручками. Но и он порочен - вспахивает засаженные поля и бороздят луга. В отчаянии Ильмаринен снова разрушает свое творение.

Разгневанный своей неудачей, Ильмаринен вызывает четыре ветра, чтобы раздувать пламя. Ветры дуют три дня, пока, наконец, не родится Сампо, приняв форму волшебной мельницы, производящей зерно, соль и золото. Наконец, довольный своим творением, Ильмаринен представляет его Лоухи, который тут же запирает его в подземелье.

Триумфально вернувшись к Деве Похьёлы, Ильмаринен предлагает ей стать его женой. К его ужасу, она отказывается покидать родную землю, заставляя его вернуться домой в одиночестве и подавленном.

Из исходных вариантов рун

Варианты исходных рун, использованных Лённротом при составлении «Калевалы», представляют иную картину Ильмаринена. В одном из вариантов Сампо (Kuusi, Bosley Branch 1977, руна 12), например, Ильмаринен охотно идет в Похьола, чтобы выковать Сампо, не потому, что его обманул Вяйнямёйнен, а чтобы выкупить Вяйнямёйнен от смерти. Кроме того, эта же руна изображает Ильмаринена успешно возвращающимся домой с Девой Севера.

Изображение Ильмаринена «неудачливым в любви» в «Калевале» в первую очередь связано с выбором Лённрота при пересмотре и компиляции исходных рун, чтобы сформировать связное повествование. В другом примере из оригинальной руны под названием Косинта (Ухаживание), (Kuusi, Bosley Branch 1977, руна 17) Ильмаринен отправляется в путешествие, чтобы побороться за дочь Хийси. Ему снова удается заполучить свою жену, выполнив задания по вспахиванию поля гадюк, принесению медведя Туони и принесения щуки Туони.

Золотая невеста Ильмаринена

Из «Калевалы»

Резюме основано на Лённрот 1999, 497-504 [песнь 37]

После потери своего первого жена проклятия Куллерво, разочарованный Ильмаринен пытается создать новую из золота и серебра, но находит золотую жену жесткой и холодной. Встревоженный, он вместо этого пытается выдать ее замуж за своего брата Вяйнямейнена, но старый мудрец отвергает ее, говоря, что золотую жену следует бросить обратно в печь, и велит Ильмаринену «выковать из нее тысячу безделушек». Обращаясь ко всему своему народу, он далее добавляет:

«Послушайте, каждое дитя Нортленда,. бедное или удачливое:. Никогда не преклоняйтесь перед образом., рожденным из расплавленного золота и серебра. :. Никогда, пока светит солнечный свет,. Никогда, пока мерцает лунный свет,. Выбирайте девушку из металлов,. Выбирайте невесту из созданного золота. Холодные губы золотой девы,. Серебро дышит дыханием печали »..

Сказку о Золотой жене можно рассматривать как поучительную историю, основанную на теме« счастье не купишь за деньги ». Для современного читателя есть также сходство с высокомерным характером легенды о Големе или с Франкенштейном в том, что даже самые искусные смертные не могут соперничать с божественным совершенством при создании жизни..

Из оригинальных вариантов рун

В другом примере редакционной лицензии Лённрота цикл Куллерво изначально существовал как независимая серия рун. Пытаясь создать однородное повествование, Лённрот представил Куллерво как раба Ильмаринена, чтобы включить Куллерво в рунный цикл Сампо. Однако некоторые ученые убеждены, что Золотая невеста изначально была независимой руной, которая в конечном итоге была добавлена ​​в цикл Сампо. Кроме того, были собраны независимые варианты руны Култаморсиан (Золотая невеста). По мнению Матти Кууси, приведенное выше предупреждение является второстепенным элементом, который, вероятно, был добавлен во время христианского периода. Вместо того, чтобы служить поучительным рассказом, оригинальные руны, вероятно, выражали широко распространенный миф о Золотой Женщине, найденной по всей Арктике Евразии.

В массовой культуре
  • Изображение Ильмаринена и изображение избранных сказки из «Калевалы» можно найти в фильме 1959 года Sampo (фильм).
  • Финская метал-группа Amorphis выпустила свой девятый альбом в 2009 году под названием Skyforger, что является концепцией альбом, основанный на историях и легендах Ильмаринена.
  • Группа Турисас записала песню под названием "Cursed Be Iron" о вышеупомянутом кузнеце, и он упоминается в "Rauta" Корпиклаани.
  • В трилогии «Зима мира» Майкла Скотта Рохана Ильмаринен - ​​божественная Сила, почитаемая дуэргарами, которые говорят, что выковали горы, в которых они живут. Другая Сила, Ворон, похожий на Одина, говорит об Ильмаринене, «величайшей из Старших Сил», который научил его.
  • Ильмаринен появляется в комиксе Джозефа Майкла Линснера Рассвет: Возвращение Богини когда главный герой ищет его, чтобы выковать для нее меч.
  • Ильмаринен появляется как Илмари Хейккинен Чудо-кузнец в Мерседес Лэки в серии 500 Kingdoms Series, посвященной саамам (среди прочих скандинавских и североевропейских) мифов и легенд, Снежная королева (2008).
Галерея
См. Также
  • Карлик (мифология), в германских мифах карлики обычно соответствуют архетипу «изобретатель»
Примечания
Ссылки

Источники

Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-23 11:47:47
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте