Традиционные саамские духовные практики и верования основаны на типе анимизма, политеизма и того, что антропологи могут считать шаманизмом. Религиозные традиции могут значительно отличаться от региона к региону в пределах Сапми.
Традиционной религией саамов считается анимизм. Вера саамов в то, что все важные природные объекты (такие как животные, растения, камни и т. Д.) Обладают душой, а с политеистической точки зрения традиционные верования саамов включают множество духов. Традиционные верования и обычаи саамов обычно подчеркивают почитание мертвых и духов животных. Отношения с местными животными, которые поддерживают людей, такими как северный олень, очень важны для родственной группы.
Помимо поклонения медведю, существуют и другие духи животных, такие как Халди, которые охраняют природу. У некоторых саамов есть бог грома по имени Хорагаллес. Рана Нейта - «дочь зеленой плодородной земли». Также может присутствовать символ мирового дерева или столба, который достигает Полярной звезды и подобен тому, что встречается в финской мифологии.
Лайб Олмай, лесной дух некоторых саамов, традиционно ассоциируется с лесными животными, которые считаются его стадами, и, как говорят, он приносит удачу или неудачу на охоте. Его благосклонность была настолько важной, что, по словам одного автора, верующие возносили ему молитвы и приносили приношения каждое утро и каждый вечер.
В ландшафте Северной Скандинавии можно найти сиеди, места с необычными формами местности, отличными от окружающей сельской местности, и которые можно рассматривать как имеющие духовное значение. В каждой семье или клане есть свои местные духи, которым они делают подношения для защиты и удачи. Storjunkare описаны иногда как камни, имеющие некоторое сходство с человеком или животным, которые были установлены на вершине горы, или в пещере, или вблизи рек и озер. Им оказывалась честь, когда под ними раскладывали свежие ветки зимой, а летом - листья или траву. Storjunkare имел власть над всеми животными, рыб и птиц, и дал удачи тем, что охотились или ловили рыбу для них. Им приносили в жертву оленей, и у каждого клана и семьи был свой холм для жертвоприношений.
Noaidi был мужчина посредником между человеческим миром и saivo, в преисподней, от имени сообщества, как правило, с использованием барабана саамов и внутренняя флейты называется fadno в церемониях.
Одним из наиболее непримиримых элементов мировоззрения саамов с точки зрения миссионеров было представление, «что живые и умершие рассматриваются как две половины одной семьи». Саамы считали эту концепцию фундаментальной, в то время как христиане полностью исключали любую возможность того, что мертвые имеют какое-либо отношение к живым. Поскольку эта вера была не просто религией, а живым диалогом с их предками, их общество одновременно обеднело.
Религия саамов несколько различалась между регионами и племенами. Хотя божества были похожи, их имена менялись в зависимости от региона. Божества также накладывались друг на друга: в одном регионе одно божество могло появиться как несколько отдельных божеств, а в другом регионе несколько божеств могли быть объединены в несколько. Из-за этих вариаций божества несколько перепутали друг с другом.
Основными божествами саамов были следующие: