Саамский шаманизм

редактировать
Саамский барабан в музее Арктикум, Рованиеми, Финляндия

Традиционные саамские духовные практики и верования основаны на типе анимизма, политеизма и того, что антропологи могут считать шаманизмом. Религиозные традиции могут значительно отличаться от региона к региону в пределах Сапми.

Традиционной религией саамов считается анимизм. Вера саамов в то, что все важные природные объекты (такие как животные, растения, камни и т. Д.) Обладают душой, а с политеистической точки зрения традиционные верования саамов включают множество духов. Традиционные верования и обычаи саамов обычно подчеркивают почитание мертвых и духов животных. Отношения с местными животными, которые поддерживают людей, такими как северный олень, очень важны для родственной группы.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Божества и духи животных
  • 2 Сийди
  • 3 Ноэйд
  • 4 предка
  • 5 Список божеств
  • 6 См. Также
  • 7 ссылки
    • 7.1 Библиография
  • 8 Внешние ссылки
Божества и духи животных

Помимо поклонения медведю, существуют и другие духи животных, такие как Халди, которые охраняют природу. У некоторых саамов есть бог грома по имени Хорагаллес. Рана Нейта - «дочь зеленой плодородной земли». Также может присутствовать символ мирового дерева или столба, который достигает Полярной звезды и подобен тому, что встречается в финской мифологии.

Лайб Олмай, лесной дух некоторых саамов, традиционно ассоциируется с лесными животными, которые считаются его стадами, и, как говорят, он приносит удачу или неудачу на охоте. Его благосклонность была настолько важной, что, по словам одного автора, верующие возносили ему молитвы и приносили приношения каждое утро и каждый вечер.

Sieidis
Stabben: A sieidi камень в Балсфьорд

В ландшафте Северной Скандинавии можно найти сиеди, места с необычными формами местности, отличными от окружающей сельской местности, и которые можно рассматривать как имеющие духовное значение. В каждой семье или клане есть свои местные духи, которым они делают подношения для защиты и удачи. Storjunkare описаны иногда как камни, имеющие некоторое сходство с человеком или животным, которые были установлены на вершине горы, или в пещере, или вблизи рек и озер. Им оказывалась честь, когда под ними раскладывали свежие ветки зимой, а летом - листья или траву. Storjunkare имел власть над всеми животными, рыб и птиц, и дал удачи тем, что охотились или ловили рыбу для них. Им приносили в жертву оленей, и у каждого клана и семьи был свой холм для жертвоприношений.

Ноэйд
Основная статья: Ноайди

Noaidi был мужчина посредником между человеческим миром и saivo, в преисподней, от имени сообщества, как правило, с использованием барабана саамов и внутренняя флейты называется fadno в церемониях.

Предки

Одним из наиболее непримиримых элементов мировоззрения саамов с точки зрения миссионеров было представление, «что живые и умершие рассматриваются как две половины одной семьи». Саамы считали эту концепцию фундаментальной, в то время как христиане полностью исключали любую возможность того, что мертвые имеют какое-либо отношение к живым. Поскольку эта вера была не просто религией, а живым диалогом с их предками, их общество одновременно обеднело.

Список божеств

Религия саамов несколько различалась между регионами и племенами. Хотя божества были похожи, их имена менялись в зависимости от региона. Божества также накладывались друг на друга: в одном регионе одно божество могло появиться как несколько отдельных божеств, а в другом регионе несколько божеств могли быть объединены в несколько. Из-за этих вариаций божества несколько перепутали друг с другом.

Основными божествами саамов были следующие:

  • Акка - группа богинь плодородия, в том числе Мадеракка, Джуксакка и Уксакка.
  • Беаиви - богиня солнца, мать людей
  • Биггагаллис - муж богини солнца, отец людей
  • Биггольмай 'Человек ветров' - бог ветров
  • Biejjenniejte - богиня исцеления и медицины, дочь Солнца, Beaivi
  • Хорагаллес - бог грома. Его имя может означать « Тор -ман». Его также называют «Дедушка», Баянолмай, Диерпмис и Тордём.
  • Яхбме акка - богиня мертвых и владычица подземного мира и царства мертвых
  • Ipmil 'Бог' - принятое как местное имя христианского Бога (см. Родственное финское слово Jumala ), также используется для Radien-attje
  • Лиейболмай - бог охоты и взрослых мужчин
  • Марена-Аттье - муж Мадеракки и отец племени. Пока его жена дает новорожденным их тела, он дает им их души.
  • Мано, Манна или Аске - бог луны
  • Мубпиенолмадж - бог зла, находящийся под влиянием христианского сатаны
  • Radien-attje - Творец и высший бог, творец мира и верховное божество. В религии саамов он пассивен или спит и не часто входит в религиозную практику. Вместе со своей супругой он сотворил души людей. Его также звали Варалден Олмай.
  • Раэдиеакка - жена верховного бога Радьен-аттье. Вместе со своим супругом она создавала души людей.
  • Рана Нейта - богиня весны, дочь Радьен-аттье и Рэдиеакка. Рана, что означает «зеленый» или, по расширению, «плодородный», было популярным именем для саамских девушек.
  • Radien-pardne - сын Radien-attje и Raedieahkka. Он действует как доверенное лицо своего пассивного отца, выполняя свои задачи и выполняя свою волю.
  • Руохтта - бог болезни и смерти. Он был изображен верхом на лошади.
  • Сталло - страшные каннибалы-гиганты пустыни
  • Tjaetsieålmaj - «человек воды», бог воды, озер и рыбалки.
Смотрите также
использованная литература

Библиография

  • Аберкромби, Джон (1898). До- и протоисторические финны. Д. Натт.
  • Бэкман, Луиза; Хульткранц, Оке, ред. (1985). Дохристианская религия саамов: исследования древнейших следов религии саамов. Стокгольм: Альмквист и Викселл.
  • Лиминг, Дэвид Адамс (2003). Европейская мифология. Издательство Оксфордского университета. С. 133–141 Финские и другие неиндоевропейские мифологии. ISBN   9780195143614.
внешние ссылки
Последняя правка сделана 2023-03-20 04:12:06
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте