Теория идеального наблюдателя - это метаэтическая точка зрения, согласно которой этические предложения выражают истинность суждения об отношении гипотетического идеального наблюдателя. Другими словами, теория идеального наблюдателя утверждает, что этические суждения следует интерпретировать как утверждения о суждениях, которые сделает нейтральный и полностью информированный наблюдатель; «x - это хорошо» означает «идеальный наблюдатель одобрил бы x».
Основная идея [теории идеального наблюдателя] состоит в том, что этические термины должны определяться по образцу следующего примера: «x лучше, чем y» означает «Если бы кто-нибудь был полностью информирован относительно x и y. и обладающий ярким воображением, беспристрастный, в спокойном состоянии ума и в остальном нормальный, он предпочел бы x вместо y.
Это делает теорию идеального наблюдателя субъективистской, но универсалистской формой когнитивизм. Теория идеального наблюдателя противостоит другим формам этического субъективизма (например, моральный релятивизм и индивидуалистический этический субъективизм ), а также моральному субъективизму. реализм (который утверждает, что моральные суждения относятся к объективным фактам, независимо от чьего-либо отношения или мнения), теория ошибок (которая отрицает истинность любых моральных суждений в любом смысле) и не -когнитивизм (который отрицает, что моральные предложения вообще выражают предложения).
Адам Смит и Дэвид Хьюм придерживались версий идеального наблюдателя. эори. Родерик Ферт предложил более сложную современную версию. Согласно Ферту, идеальный наблюдатель обладает следующими специфическими характеристиками: всезнание по отношению к неморальным фактам, бескорыстие, бесстрастие, последовательность и нормальность во всех других отношениях. Обратите внимание на то, что, определяя идеального наблюдателя как всеведущего в отношении неморальных фактов, Ферт избегает круговой логики, которая возникла бы из определения идеального наблюдателя как всеведущего как в неморальных, так и в моральных фактах. Полное знание морали не рождается само по себе, но является эмерджентным свойством минимальных требований Ферта. Есть также разумные ограничения на всеведение по отношению к неморальным фактам. Например, чтобы выносить моральное суждение о случае кражи или убийства на Земле, необязательно знать о геологических событиях в другой солнечной системе.
Те, кто использует теорию идеального наблюдателя, не знают обычно утверждают, что идеальные наблюдатели действительно существуют. Аналогичная идея в законе - критерий разумное лицо.