Ибн Дураид

редактировать

Абу Бакр Мухаммад ибн аль-Хасан ибн Дураид аль-Азди аль-Багри ад-Дауси (أبو بكر محمد بن الحسن بن دريد بن عتاهية الأزدي البصري الدوسي), или Ибн Дураид (بن دريد) (ок. 837-933 г. н.э.), ведущий грамматик Багры, был описан как «самый образованный ученый, самый способный филолог и первый поэт своего времени», был из Багра (Ирак ) в эпоху Аббасидов. Ибн Дураид сегодня наиболее известен как лексикограф влиятельного словаря Джамхара фи 'л-лугха (جمهرة اللغة). По известности этот всеобъемлющий словарь арабского языка уступает только своему предшественнику, Китаб аль-Айн. В своем биографическом словаре Ибн Халликан приводит свое полное имя как:

Абу Бакр М. б. аль-Хасан б. Дурайд б. Атахия б. Хантам б. Хасан б. Хамами б. Ярв Васи б. Вахб б. Салама б. Хадир б. Асад б. Ади б. Амр б. Малик б. Фахм б. Ганим б. Даус б. Удтан б. Абд Аллах б. Захран б. Кааб б. аль-Харит б. Кааб б. Абд Аллах б. Малик б. Наср б. аль-Азд б. аль-Гауф б. Nabt b. Малик б. Заид б. Кахлан б. Саба б. Яшюб б. Яруб б. Кахтан из племени азд, уроженец Багры.

Аль-Надим, написанный двумя веками ранее, дает слегка урезанную генеалогию с некоторыми вариациями:

Абу Бакр Мухаммад ибн аль-Хасан ибн Дурайд бин ' Атахия ибн Шантам ибн Хасан, сын Шамами, чье имя произошло от деревни в районе Умана, называемой Шамама, и который был сыном Джарва ибн Васи ибн Вахб бин Салама ибн Джушама ибн Хадира ибн Асад бин Ади ибн ибн Малик ибн Нахр ибн Азд ибн аль-Гавс.

Сам он отождествлял себя с кахтанитами, более крупной конфедерацией, к которой Азд относится. Современные потомки его племени - племя Захран, проживающее в основном в регионе Аль-Бахах в Саудовской Аравии.

Содержание
  • 1 Жизнь
    • 1.1 Болезнь и смерть
  • 2 произведения
    • 2.1 Китаб аль-Максура
    • 2.2 Китаб аль-Иштикак
    • 2.3 Джамхара фи 'л-Лугхат
    • 2.4 ِ Другие заголовки
  • 3 комментария к его работе
  • 4 См. Также
  • 5 Цитаты
Жизнь

Ибн Дураид родился в Багре, на «улице Салих», (233 г. хиджры / ок. 837 г. н. Э.) Во время правления Аббасидов халиф аль-Мутасим ; Среди его учителей были Абу Хатим ас-Сиджистани, ар-Риаши (Абу аль-Фахл аль-Аббас ибн аль-Фарадж аль-Рияши)), Абд ар-Рахман ибн Абдаллах, прозванный племянником аль-Асмаи (Ибн Акхи ' l Asmāi), Абу Отман Саид ибн Харун аль-Ушнандани, автор книг Китаб аль-Маани, аль-Таввази и аль-Зияди. Он процитировал книгу Мусаламат аль-Ашраф (Жесты дружбы знати), написанную его дядей по отцовской линии аль-Хасаном ибн Мухаммадом.

Когда Басра подверглась нападению Занджа и Ар- Риаши убит в 871 году, он бежал в Оман, где правил Мухаллаби. Говорят, что он практиковал как врач, хотя, как известно, не сохранилось ни одной его медицинской науки.

Спустя двенадцать лет Халликан говорит, что на время вернулся в Басру, а затем переехал в Персию По словам Аль-Надима, он переехал в Джазират ибн 'Умара (это может относиться к пригороду Багры), прежде чем он перебрался в Персию, где находился под защитой правителя Абд-Аллаха Микали и его сыновьями, и где он написал свои главные произведения. Абдуллах назначил его директором правительственного офиса провинции Фарс, и говорят, что каждый раз, когда ему платили зарплату, он жертвовал почти все бедным. В 920 году он переехал в Багдад и получал ежемесячную пенсию в размере пятидесяти динаров от халифа аль-Муктадира в поддержку своей литературной деятельности, которая продолжалась до его смерти. В Багдаде он познакомился с Мухаммадом ибн Джариром ат-Табари.

Болезнь и смерть

Ибн Халликан сообщает множество историй о любви Ибн Дурайда к вину и алкоголю, поэтому, когда ему было около девяноста лет, Ибн Дурайд перенес частичный паралич после инсульта, ему удалось вылечить себя, выпив териак, он вернулся к своим старым привычкам и продолжил преподавать. Однако в следующем году паралич вернулся в гораздо большей степени, так что он мог только двигать руками. Он кричал от боли, когда кто-нибудь входил в его комнату. Его ученик Абу Али Исмаил аль-Кали аль-Багдади заметил: Всевышний наказал его за то, что он сказал в своем Максурае:

«О время! Вы встретили человека, который, если бы небесные сферы упали на него, не стал бы жаловаться ».

Он оставался парализованным и страдал от боли еще два года, хотя его ум оставался острым, и он отвечал, как быстро, как мысль, на вопросы от студентов по вопросам филологии. Одному из них, Абу Хатиму, он ответил:

Если бы свет моих глаз погас, вы бы не нашли ни одного, способного утолить вашу жажду знаний ».

Его последние слова были в ответ Абу Али :

«Hāl al-jarīd dūn al-karīd» (удушье останавливает стих.

(Это были пресловутые слова поэта джахилийа, произнесенные перед смертью на по приказу последнего царя Хиры, ан-Номана ибн аль-Мундира аль-Лахми, и велел сначала прочесть некоторые из его стихов.)

Ибн Дураид умер в августе 933 года, в среду. Его похоронили на восточном берегу реки Тигр на кладбище Аббасия, а его могила была рядом со старым оружейным базаром недалеко от Ас-Шарии. В тот же день умер знаменитый мутазилит философ-клирик Хашим Абд ас-Салам аль-Джуббай. Некоторые жители Багдада кричали: «Филология и теология умерли в этот день!»

Работы

Считается, что он написал более пятидесяти литературных и языковых книг. верю. Как поэт, его разносторонность и размах были пресловутыми, а его творчество слишком велико, чтобы его можно было сосчитать. Его сборник из сорока рассказов часто цитировался и цитировался более поздними авторами, хотя сохранились лишь фрагменты. Возможно, опираясь на его оманское происхождение, его поэзия содержит некоторые отчетливо оманские темы.

Китаб аль-Максура
  • Максура (مقصورة), то есть «Купе» или «Короткий Алиф» (максур); также известный как Касида; восхваляет аш-шаха Абд-Аллаха ибн Мухаммада ибн Микаля и его сына Абу'л-Аббаса Исмаила ; издания А. Хайцма (1773 г.), Э. Шейдиуса (1786 г.) и Н. Бойесена (1828 г.). Различные комментарии к поэме существуют в рукописи (ср. C. Brockelmann, Gesch. Der Arab. Lit., I. 211 ff., Weimar, 1898).

Kitāb al-Ishtiqāq
  • Al-Ištiqāq Kitāb Dida aš -šu'ūbīya wa fī Yufasir Ištiqāq al-'Asmā 'al-'Arabīati (الاشتقاق كتاب ضد الشعوبية وفيه يفسر اشتقاق الأسماء العربية <арабский язык <араб. Объяснение этимологии имен); сокр., Kitāb ul-Ištiqāq (الاشتقاق) (изд., Wüstenfeld, Göttingen, 1854): Описание этимологической связи арабских племенных названий и самая ранняя полемика против популистского движения «шубийя».

Джамхара фи 'л-Лугхат
  • Джамхара фи' ль-Лугхат (جمهرة اللغة) (Основная часть, Сборник) по науке о языке, или арабский язык словарь. Из-за фрагментированного процесса диктовки текста ранние части, сделанные в Персии, а более поздние части по памяти в Багдаде, с частыми добавлениями и удалениями, возникли из разнообразия транскрипций, добавлений и удалений, что привело к несогласованности. Грамматик Абу аль-Фатуб Убайд Аллах ибн Ахмад собрал несколько различных рукописей и создал исправленную копию, которую ибн Дураид прочитал и одобрил. Первоначально в трех томах рукописей, третий в значительной степени включал обширный указатель. Опубликовано в Хайдарабаде, Индия, в четырех томах (1926, 1930). Историк аль-Масуди восхвалял Ибн Дураида как интеллектуального наследника аль-Халиля ибн Ахмада аль-Фарахиди, составителя первого арабского словаря Китаб аль- ' Айн (كتاب العين), то есть «Книга источников». в его Китаб аль-Фихрист ан-Надим сообщает письменный отчет Абу аль-Фатха ибн ан-Накви о том, что Ибн Дураид исследовал рукопись Китаб аль-Айн в Багре в 248 г. / 862CE. Ан-Надим также называет ибн Дураида среди группы ученых-корректоров, исправивших Китаб аль-Айн. Однако, хотя словарь Ибн Дураида основан на слове аль-Фарахиди - действительно Нифтауэйх, современник Ибн Дурайда, даже обвинил его в плагиате от аль-Фарахиди - Ибн Дураид отходит от системы, которой следовали ранее, а именно: фонетическая прогрессия образования букв, которая началась с «самой глубокой» буквы, голосовой глоточной буквы «ع» (عين), то есть ayn, означающей «источник». Вместо этого он принял абджад, или арабскую алфавитную систему упорядочивания, которая сегодня является универсальным стандартом словарного формата.

ِ Другие названия

  • аль-'Ашрабат (Напитки ) (الأشربة)
  • аль-'Амали (Диктовка ) (الأمالي) (учебные упражнения по переводу)
  • ас-Сирадж ва'л-лиджам (Седло и узда ) (السرج واللجام)
  • Китаб аль-Хайл аль-Кабир (Великая Книга Коней ) (كتاب الخيل الكبير)
  • Китаб аль -Хайл ас-Сагир (Книга Лошадей ) (كتاب الخيل الصغير)
  • Китаб ас-Сила (Книга оружия ) (كتاب السلاح)
  • Китаб аль-Анва (Книга Бури ) (كتاب الأنواء); астрологическое влияние на погоду
  • Китаб аль-Мулагин (Книга композиторов ) (كتاب الملاحن)
  • аль-Максур ва'л-Мамдуд (Ограниченная и расширенная ) (المقصور والممدود)
  • Захайир аль-Хикма (боеприпасы мудрости ) ((ائر الحكمة)
  • аль-Муджтана (Избранные ) (المجتنى) (арабский)
  • ас-Сахаб ва'л-Гит (Облака и дождь ) (السحاب والغيث)
  • Таквим аль-Лисан (Eloqution ) (تقويم اللسان)
  • Адаба аль-Катиб (Литературный писатель ) (أدب الكاتب)
  • ал-Вишах (Орнаментальный пояс ) (الوشاح) дидактический трактат
  • Зуввар аль-Араб (Арабские паломники ) (زوار العرب)
  • аль-Лугхат (Языки ) (اللغات); диалекты и идиоматические выражения.
  • Фаалту ва-Аф'алту (Глагол и Активное причастие ) (فَعَلْتُ وأَفْعَلْتُ)
  • аль-Муфрадат фи Гариб аль-Куран ( Редкие термины в Коране ) (المفردات في غريب القرآن)
Комментарии к его работе
  • Абу Бакр ибн ас-Саррадж; Комментарий к Макнуре, называемый Китаб аль-Макдур ва-аль-Мамдуд (Сокращенный и Удлиненный)
  • Абу Саид аль-Сирафи (судья персидского происхождения); Комментарий к Максуре
  • Абу Умар аз-Захид; Ложь «Аль-Джамхара» и опровержение Ибн Дураида
  • Аль-Умари (судья Тикрита ); Комментарий к «Максуре» Абу Бакра ибн Дурайда
См. Также
Цитаты
Последняя правка сделана 2021-05-23 09:52:30
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте