Джахилийя (арабский : جَاهِلِيَّة джахилийа, «невежество ») - это исламское понятие, относящееся к периоду времени и положению дел в Аравии до пришествия Ислама в 610 г. н.э. Его часто переводят как «Эпоха невежества». Термин джахилийа происходит от глагольного корня джахала «быть невежественным или глупым, действовать глупо». В наше время различные исламские мыслители использовали этот термин для критики того, что они считали неисламским характером общественной и частной жизни в мусульманском мире. В настоящее время джахилийя относится к светской современности, как в работе Абул А'ла Маудуди, который рассматривал современность как «новую джахилию». Сайид Кутб рассматривал джахилийю как государство господства людей над людьми, в отличие от их подчинения Богу. Радикальные группы оправдывают вооруженную борьбу против светских режимов как джихад против джахилийи.
Термин джахилийя происходит от глагольного корня джахала «быть невежественным или глупым, действовать глупо».
Недавние исследования начали предполагать, что аль-Джахилийя (или просто джахилийя) изначально не выражал каких-либо временных коннотаций, а вместо этого состояние бытия. Лишь спустя несколько столетий после появления Корана он начал представлять период времени, предшествующий откровениям Мухаммеда.
Было высказано предположение, что слово джахилийа в Коране означает «невежественные люди», что противоречит обоим. традиционная исламская интерпретация «Эпоха невежества» и востоковедская интерпретация «(состояние) невежества» (древнегреческий ἄγνοια). Основной аргумент заключается в том, что окончание -iyyah в раннем арабском языке (Arabiyya) обозначает собирательное существительное во множественном числе, а не абстрактное существительное, как позже понималось слово jahiliyya.
Термин джахилийа используется в нескольких местах Корана, и в переводах часто используются различные термины для его обозначения:
Этот термин может быть использован в отношении арабской культуры до приход ислама.
До обращения в ислам часть арабских племен были кочевниками, с сильным духом общности и некоторыми особыми общественными правилами. Их культура была патриархальной с элементарными религиозными верованиями. Хотя в фигурах "ханифов " были некоторые следы монотеизма, их религиозные убеждения основывались в основном на поклонении идолам и социальных собраниях один раз в год вокруг Каабы для торговли и бирж. Поскольку этот термин в его глубоком смысле используется как условие, а не как исторический период, джахилийа используется для описания периода невежества и тьмы, которые предшествовали приходу ислама. Это относится к общему состоянию тех, кто не принял мусульманскую веру.
Термин «современная Джахилийя» был придуман пакистанским исламистским писателем Абу Ала Маудуди, который охарактеризовал современность с ее ценностями, стилем жизни и политические нормы как «новое варварство», несовместимое с исламом. Такая критика современности была подхвачена в зарождающейся антиколониалистской риторике, и этот термин получил распространение в арабском мире благодаря переводам работ Маудуди. Концепция современного Джахилийи приобрела широкую популярность благодаря работе ученика Маудуди Абул Хасан Надви в 1950 году под названием «Что потерял мир из-за упадка ислама?» Излагая взгляды Маудуди, Надви писал, что мусульмане должны нести ответственность за свое затруднительное положение, потому что они стали полагаться на чуждые, неисламские институты, заимствованные с Запада.
в Египте, Сайид Кутб популяризировал этот термин в своем влиятельном труде Маалим фи аль-Тарик «Вехи», в котором говорилось, что «мусульманское сообщество вымерло в течение нескольких столетий».
Когда человек обнимал Ислам во времена Пророка, он немедленно отрезал себя от Джахилийи. Когда он вступил в круг ислама, он начал новую жизнь, полностью отделившись от своей прошлой жизни из-за незнания Божественного Закона. Он будет смотреть на дела своей невежественной жизни с недоверием и страхом, с чувством, что они нечисты и недопустимы в исламе! С этим чувством он обратится к исламу за новым руководством; и если в какое-то время соблазны одолевали его, или старые привычки привлекали его, или если он становился небрежным в выполнении предписаний ислама, он становился беспокойным с чувством вины и чувствовал необходимость очиститься от того, что произошло, и обращался к Корану, чтобы формировать себя в соответствии с его руководством. - Сайид Кутб
В своем комментарии к стиху 5:50 Корана Кутб написал:
Джахилийя [...] - это правление людей людьми, потому что оно включает в себя превращение одних людей в слуг других, восстание против служения Богу, отрицание божественности Бога (улахийа) и, ввиду этого отказа, приписывание божественности некоторым людям и служение им отдельно от Бога. [...] Люди - в любое время и в любом месте - либо подчиняются шариату Бога - полностью, без каких-либо оговорок - принимают его и подчиняются ему, и в этом случае они следуют религии Бога, либо ими руководит шариат, изобретенный людьми, в любой форме, и принять его. В этом случае они находятся в джахилийе [...]
Кутб далее писал: «Первейшая обязанность ислама в этом мире - свергнуть Джахилию от руководства людьми, взять руководство в свои руки и обеспечить соблюдение особый образ жизни, который является его постоянной чертой.
Использование этого термина для современного мусульманского общества обычно связано с другими радикальными идеями Кутба (или кутбизмом ), а именно с тем, что повторное появление Джахилийи является в результате отсутствия шариата, без которого ислам не может существовать; что истинный ислам - это целостная система, в которой нет места для каких-либо элементов джахилийи; что все аспекты джахилийи («манеры, идеи и концепции, правила и нормы, ценности и критерии ") являются" злыми и коррумпированными "; что западные и еврейские заговоры постоянно работают над разрушением ислама и т. д.
Исламистская группа Хизб ут-Тахрир добавляет концепцию халифата к концепции закона шариата, чтобы настаивать на том, что мусульманский мир живет в джахилийе с Ла Халифат, отмененный в 1924 году, не освободится от него, пока не будет восстановлен.
Поскольку доисламский период определяется как время «Джахилийи», доисламское поэзия обычно упоминается в арабском как «الشعر الجاهلي » или поэзия джахили - буквально «невежественная поэзия».
Джахилийя ассоциируется с иконоборчеством. В 2015 году исследователь древней истории Люсинда Дирвен отметила, что в уничтожении древностей террористической группой Исламское государство религиозное обоснование также покрывает экономические и политические факторы. «Культурная чистка - это способ претендовать на политическую власть на определенной территории, а также контроль над историей». Ассириолог Эккарт Фрам сказал: «Такой иконоборчество не является конкретно исламским... Что довольно уникально в случае ИГИЛ, так это то, что уничтожение направлено против образов, которым тысячи лет, которые часто повреждены и которым больше никто не поклоняется, и что предпринимаются согласованные усилия, чтобы использовать эти акты вандализма в качестве пропаганды, транслируя их через видео ».
Викицитатник содержит цитаты, относящиеся к: Джахилийя |