Гораций Бушнелл (14 апреля 1802-17 февраля 1876) был американским конгрегационным священником и теологом.
Бушнелл родился в деревне Бантам, городке Личфилд, штат Коннектикут. Он учился в Йельском колледже, где жил вместе с будущим журналистом Натаниэлем Паркером Уиллисом. Уиллис приписал Бушнеллу обучение правильной технике заточки бритвы. После окончания университета в 1827 году он был литературным редактором New York Journal of Commerce с 1828 по 1829 год, а в 1829 году стал учителем в Йельском университете. Здесь он сначала изучал право, но в 1831 году поступил на богословский факультет Йельского колледжа. В мае 1833 года Бушнелл был рукоположен в сан пастора Северной конгрегационалистской церкви в Хартфорде, штат Коннектикут. Он женился на Мэри Апторп в 1833 году, и у пары было трое детей. Бушнелл оставался в Хартфорде до 1859 года, когда из-за плохого состояния здоровья он оставил свой пасторский пост. После этого он не занимал назначенную должность, но до своей смерти в Хартфорде в 1876 году он был плодовитым писателем и время от времени проповедовал.
Находясь в Калифорнии в 1856 году для восстановления своего здоровья, он проявил активный интерес к организации в Окленде Калифорнийского колледжа (зарегистрированного в 1855 году и слился с Калифорнийским университетом в 1869 году), президентство которого он возглавил. отклоненный. Как проповедник доктор Бушнелл был очень эффективным. Хотя он и не был драматическим оратором, он был оригинальным, вдумчивым и впечатляющим на кафедре. Можно сказать, что его богословская позиция отражала определенный бунт против кальвинистской ортодоксии того времени. Он критиковал преобладающие представления о Троице, искуплении, обращении и отношениях естественного и сверхъестественного. Прежде всего, он порвал с преобладающей точкой зрения, согласно которой богословие считалось по существу интеллектуальным по своей привлекательности и доказуемым с помощью методов точного логического вывода. По его мнению, его правильная основа находится в чувствах и интуиции духовной природы человечества. Он оказал заметное влияние на теологию в Америке, влияние, возможно, не столько в направлении изменения конкретных доктрин, сколько в импульсе, тенденциях и общем духе, которые он придавал богословской мысли. По оценке доктора Мангера, «он был теологом, как Коперник был астрономом; он изменил точку зрения и, таким образом, не только изменил все, но и указал путь к единству богословской мысли. Он не был точен, но он поставил Бога и человечество и мир в отношения, которые мысль может принять, в то время как она продолжает утверждать это более полно с постоянно растущим знанием.Другие мыслители двигались в том же направлении; он возглавил движение в Новой Англии и совершил великое избавление. был подвигом величайшего мужества. Едва ли кто-нибудь из богословов его деноминации поддерживал его и почти все высказывались против него ».
Четыре его книги имели особое значение: « Христианское воспитание» (1847), в которой он фактически выступал против возрождения и эффективно обращал течение христианской мысли в сторону молодежи; «Природа и сверхъестественное» (1858), в которой он обсуждал чудеса и пытался поднять естественное в сверхъестественное, подчеркивая сверхъестественную природу человека; Заместительная жертва (1866 г.), в которой он отстаивал то, что стало известно как моральный взгляд на искупление в отличие от правительственной теории и теории наказания или теории удовлетворения ; и Бог во Христе (1849 г.) (с вводной диссертацией о языке в связи с мыслью и духом), в которой он выразил обвинение в еретических взглядах на Троицу, считая, среди прочего, что Божество «инструментально» три - три просто как связанные с нашим ограниченным пониманием и сообщением непередаваемой природы Бога ». Были предприняты попытки привлечь его к суду, но они не увенчались успехом, и в 1852 году его церковь единогласно вышла из местного объединения, тем самым исключив любую возможность дальнейших действий против него. Своим критикам Бушнелл формально ответил, написав « Христос в теологии» (1851), в котором он использует важный аргумент, что духовная истина может быть выражена только приблизительным и поэтическим языком, и приходит к выводу, что адекватного догматического богословия не может существовать. То, что он не отрицал божественность Христа, он доказал в «Характере Иисуса», запрещая его возможную классификацию среди людей (1861 г.). Он также опубликовал « Проповеди для новой жизни» (1858 г.); Христос и его спасение (1864 г.); Работа и развлечения (1864); Моральное использование темных вещей (1868); Право голоса для женщин; Реформа против природы (1869); Проповеди о живых предметах (1872 г.); и Прощение и закон (1874 г.).
Одиннадцатитомное издание его произведений вышло в 1876 году; и еще один том, собранный из его неопубликованных статей, «Дух в человеке: проповеди и избранные» в 1903 году. В том же году были опубликованы новые издания его книг « Природа и сверхъестественное», «Проповеди для этой новой жизни» и «Работа и игра».
Бушнелл очень интересовался гражданскими интересами Хартфорда и был главным агентом по обеспечению создания первого общественного парка в Соединенных Штатах. В честь этого города он был назван Бушнелл-Парк в его честь.
Бушнелл Центр исполнительских искусств, и зал резиденции в университете Хартфорд также назван в честь него.