История железнодорожного транспорта в России

редактировать
Железные дороги в Российской Империи около 1900 года.

Россия была и остается крупнейшей страна в мире. Его география Н.-С. реки и Э.-В. торговля, плюс, что немаловажно, преимущественно равнинная местность, сделали его очень подходящим для развития железных дорог в качестве основного вида транспорта.

Сегодня РЖД, принадлежащая государству железнодорожная компания компания, является одной из крупнейших железнодорожных компаний в в мире с 0,95 млн сотрудников и монополией в России. Общая протяженность линии, используемой РЖД, составляет 85 500 километров (53 130 миль), что является одной из самых больших в мире, уступая только США.

Содержание
  • 1 Общая история
    • 1.1 Россия Империя (1837–1917)
    • 1.2 Советская Россия (1917–1922)
    • 1.3 Железные дороги в Советском Союзе (1922–1991)
      • 1.3.1 Электрификация
    • 1.4 Российская Федерация (с 1991 г. по настоящее время)
  • 2 Экономическая история
    • 2.1 Государственная собственность
    • 2.2 Субсидия пассажирам
  • 3 Грузовые перевозки: рост и снижение
    • 3.1 Имперский период: тонно-км
    • 3.2 Советский период: тонно-км
    • 3,3 Российская Федерация: тонно-км
  • 4 Известные люди, связанные с РЖД
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки
    • 6.1 На английском языке
    • 6.2 На русском языке
  • 7 Внешние ссылки
Всеобщая история

Российская Империя (1837–1917)

Строительство железных дорог в России к 1837-1989 гг. Карта железных дорог России в 1916 г. Модель (2002 г.) паровоза постройки Черепанов (1834) Люди всех этн. в русских поездах встречались народы и слои общества (набросок Василий Перов, 1880 г.) Царское Село Императорский вокзал / Императорский вокзал в городе Пушкин 1913 Маркер 9288 километра в конце Транссибирской магистрали в Владивостоке

В начале 1830-х годов российские изобретатели отец и сын Черепановы построили первый в России паровоз.. Первая железнодорожная ветка была построена в России в 1837 году между Санкт-Петербургом и Царским Селом и получила название Царскосельская железная дорога. Он имел длину 27 км и соединял Императорские дворцы в Царском Селе и Павловске. Ширина колеи составляла 6 футов (1830 мм). Эта железная дорога была описана как «игрушечная », поскольку не имела экономического, политического или социального влияния на Российскую империю.

Железная дорога Варшава – Вена в Конгресс Польши начал свою деятельность в 1845 году и полностью открылся в 1848 году, протяженность путей составляет 327,6 км. Он шел от Варшавы до границы с Австрией и использовал стандартную европейскую колею (1435 мм (4 фута 8 ⁄ 2 дюйма)), в отличие от всех другие железные дороги Российской Империи, которые использовали широкую колею (1524 мм или 5 футов), следовательно, они образовали систему, физически отделенную от других российских железных дорог.

Управление путей сообщения, позднее входившее в состав Министерства путей сообщения, было создано в Российской Империи в 1842 году для наблюдения за строительством второго крупного российского железнодорожная ветка Москва – Санкт-Петербург. Железная дорога соединяла имперскую столицу Санкт-Петербург и Москву и была построена между 1842 и 1851 годами. Ширина колеи составляла 1524 мм (5 футов), и это стало российской стандартной шириной колеи.. В 1853-1862 гг. Была проложена линия Санкт-Петербург - Варшава, соединяющая таким образом Западную Европу.

ГодМили пути
183816
1855570
188014,208
189019,011
190531,623
191750,403

15 июня 1865 г. указом Александра II было учреждено Министерство связи, в которое вошли Департамент путей сообщения. В 1860-1870-е годы Павел Мельников, первый министр путей сообщения России, сыграл ключевую роль в расширении железнодорожной сети по всей Европейской России.

В 1880-х и 1890-х годах Транскаспийская железная дорога соединяла центральноазиатские провинции Российской империи (ныне независимые государства Туркменистан и Узбекистан ) с Каспийским портом Красноводск ; к 1906 году Центральная Азия была напрямую связана Зааральской железной дорогой с Европейской Россией через Казахстан. Транссибирская магистраль, соединяющая Европейскую часть России с Дальним Востоком провинциями на Японском море, была построена между 1891 и 1916 годами. Китайско-Восточная железная дорога, проходящая через Маньчжурию Китая; позже его южная ветка соединилась с другими китайскими железными дорогами. Во время Первой мировой войны и особенно Гражданской войны в России было уничтожено более 60% железнодорожной сети России и более 80% вагонов и локомотивов. После немецкой и турецкой блокады российских портов на Балтике и Черном море Транссибирская магистраль приобрела новое значение в качестве жизненного пути, соединяющего Российскую Империю с ее союзниками во время Первой мировой войны. Чтобы обеспечить более короткое сообщение с державами Антанты, была построена железная дорога до недавно построенного незамерзающего арктического порта Мурманск (1916 г.).

Царь Николай II явно придавал большое значение железным дорогам, поскольку в 1902 году у него была проложена собственная железнодорожная ветка от Витебского вокзала до Императорского вокзала в городе Пушкин. Она шла параллельно главной линии Царскосельской железной дороги, а затем разветвлялась на юго-запад у села Кузьмино. Он был предназначен для членов императорской семьи и представителей иностранных держав.

Во время Первой мировой войны Россия использовала смесь легких и тяжелых бронепоездов. В тяжелых поездах устанавливались 4,2-дюймовые или 6-дюймовые орудия, а в легких поездах - 76,2-мм орудия.

Советская Россия (1917–1922)

Железные дороги и железнодорожники играли важную роль во время Русская революция. Например, Ташкентский Совет был основан 2 марта 1917 года тридцатью пятью железнодорожниками. Закаспийское правительство было основано меньшевиками и эсерами железнодорожниками, восставшими против большевиков, руководивших Ташкентским Советом, и существовало с июля. 1918 - июль 1919.

0-8-0 Бронированный Русский паровоз класса О Ов 5067 в Центральном музее Вооруженных сил, Москва

( Центральный административный орган железных дорог) был создан в сентябре 1920 года как слияние профсоюзов железнодорожников и соответствующих политических отделов партии большевиков. Троцкий был назначен начальником.

Лев Троцкий провел большую часть Гражданской войны в России на своем бронепоезде :

«В самые напряженные годы революции мои собственные личная жизнь была неразрывно связана с жизнью этого поезда. Поезд, напротив, был неразрывно связан с жизнью Красной Армии. Поезд связывал фронт с базой, решал насущные проблемы на месте, воспитывал, обжаловано, поставлено, вознаграждено и наказано... "

Железные дороги в Советском Союзе (1922–1991)

Русский локомотив класса U - U-127 Ленин 4-6-0 мазутный составной локомотив, в настоящее время хранится в Музее Московской железной дороги на Павелецком вокзале

После основания Советский Союз Народный комиссариат путей сообщения (после 1946 года назывался Министерство путей сообщения ) к 1940 году увеличил общую протяженность железнодорожной сети до 106 100 км. A заметный проект конца 1920-х гг. и одним из центральных элементов первой пятилетки была Туркестано-Сибирская железная дорога, связывающая Западную Сибирь через Восточный Казахстан с Узбекистаном.

Во время Великой Отечественной войны (Второй мировой войны ) железнодорожная система играла жизненно важную роль в военных действиях, доставляя военный персонал, оборудование и грузы на передовые рубежи и часто эвакуируя целые фабрики и города от Европейской России до Уральского региона и Сибири. Потеря горнодобывающих и промышленных центров на западе Советского Союза потребовала скорейшего строительства новых железных дорог в военное время. Среди них особо выделялась железная дорога к арктическим угольным шахтам Воркуты, продленная после войны до Лабытнанги на реке Обь ; строительные работы по его расширению до Енисея продолжались в 1950-е годы, но были прерваны смертью Иосифа Сталина.

японского паровоза D51 за пределами Южно-Сахалинск Железнодорожный вокзал Остров Сахалин, Россия (2007)

В результате победы над Японией во Второй мировой войне южная половина острова Сахалин была возвращена в Россию в 1945 году. Железнодорожная сеть длиной 1067 мм (3 фута 6 дюймов), построенная японцами за сорок лет контроля над Южным Сахалином, теперь также стала частью Советских железных дорог (как отдельная Сахалинская железная дорога ), единственная железнодорожная система 3 фута 6 дюймов (1067 мм) в СССР (или сегодняшней России).

После войны советская железнодорожная сеть была перестроена и в дальнейшем увеличена до более чем 145 000 км путем крупных дополнений, таких как Байкало-Амурская магистраль.

В конце 1960-х годов официальная ширина колеи была изменена. как 1520 мм (4 фута 11 ⁄ 32 дюйма) (т.е. на 4 мм меньше), чтобы обеспечить лучшую работу без переналадки подвижного состава. Разница находится в пределах нормального допуска, поэтому немедленный эффект был незначительным, и преобразование происходило постепенно в течение 30 лет по мере технического обслуживания и модернизации линий. См. новое определение железных дорог диаметром 1520 мм.

Электрификация

В то время как бывший Советский Союз получил позднее (и медленное) начало электрификации железных дорог в 1930-х годах, он в конечном итоге добился успеха в электрификации в с точки зрения объема трафика по проводам.

Российская Федерация (с 1991 г. по настоящее время)

После распада Советского Союза ее железнодорожная система распалась на национальные железнодорожные системы различных бывших советских республик. Из-за последовавшей депрессии российские грузовые перевозки упали на 60% и (по состоянию на 2010 год) еще не полностью восстановились.

В 2003 году была проведена масштабная структурная реформа, чтобы сохранить единство железнодорожной сети и отделить функции государственного регулирования от оперативного управления: 18 сентября 2003 года Указ № 585 Правительства Российской Федерации учредило Российские железные дороги Открытое акционерное общество с государством, владеющим 100% акций.

Железнодорожная система с шириной колеи Сахалин калибруется до 1520 мм (4 фута 11 ⁄ 32 дюйма).

Текущий генеральный директор компании - Владимир Якунин. В будущем планируется частичная приватизация компании, чтобы привлечь столь необходимый капитал от продажи акций. В 2009 году ОАО «РЖД» заявило, что ожидает убыток в размере 49,7 млрд рублей в год по сравнению с прибылью в 13,4 млрд рублей в 2008 году и планирует сократить 53,700 рабочих мест из 1,2 млн сотрудников.

В 2007 году в рамках процесса либерализации ОАО «РЖД» учредило Первую грузовую компанию, которая владеет большим количеством грузовых вагонов; в 2010 году было объявлено о создании Второй грузовой компании, а оставшиеся грузовые вагоны переданы ей.

В июле 2010 года РЖД подписало с Siemens договор на поставку подвижного состава (240 ЭВС) и модернизируют 22 сортировочных станции.

Экономическая история

Государственная собственность

Железная дорога Москва - Санкт-Петербург, 1857 г.

Первая инициатива по развитию железных дорог возникла после собрания, созванного царем Николай I провел 13 января 1842 года, где объявил, что государство построит железную дорогу Санкт-Петербург - Москва. Это решение было принято после семи лет обдумывания. С характерной медлительностью в принятии решений Николай I, тем не менее, действовал решительно, стремясь преодолеть проблемы, связанные с расположением своей столицы на некотором расстоянии от центра своей империи. Построенный в дополнение к дорогам и каналам, которые предыдущее поколение построило для соединения двух городов, Николай I предполагал, что железная дорога станет более надежным средством передвижения, особенно в экстремальных климатических условиях летом и зимой. Несмотря на влияние военных соображений, железная дорога поможет доставить продукты, выращенные на юге, в менее плодородные северные районы. План этой первой железной дороги также предлагал возможность создания сети, которая могла бы простираться до Нижней Волги и Черного моря, развивая Москву как железнодорожный узел, аналогичный Чикаго. в Соединенных Штатах.

Отчасти из-за плохого финансового положения царского правительства и его неспособности финансировать строительство железных дорог к началу 1880-х годов все железные дороги были частными компаниями. Но затем, когда частные железные дороги столкнулись с финансовыми трудностями, правительство взяло на себя некоторые из них, что привело к смешанной системе частных и государственных железных дорог. Однако правительство гарантировало выплату процентов и дивидендов по ценным бумагам частных железных дорог, что послужило сильным стимулом для поглощения государством вышедших из строя железных дорог.

Сергей Витте сумел перевернуть некоторые убыточные железные дороги и сделать их прибыльными. Остальные частные компании имели сильный стимул к более эффективной работе, чтобы избежать национализации. В результате, по словам одного наблюдателя, «российские железные дороги постепенно становятся, пожалуй, самыми экономичными железными дорогами мира». Прибыль была высока: более 100 миллионов золотых рублей в год в пользу государства (точная сумма неизвестна из-за недостатков бухгалтерского учета).

После русской революции (1917 г.) все железные дороги перешли в государственную собственность Советского Союза. Раньше советские железные дороги были в убытке в финансовом отношении, но к 1965 году они вернули Советскому правительству 13,3% прибыли на свои капитальные вложения. К 1980 году прибыль упала почти вдвое до 7,1%.

Субсидия пассажирам

Пассажирские перевозки на советских и российских железных дорогах долгое время субсидировались прибылями от грузовых перевозок. В 2000 г. (постсоветский период) пассажиры дальнего следования оплачивали только 55% стоимости, в то время как пассажиры пригородных поездов оплачивали только 15% затрат. Но спустя 6 лет (2006 г.) эти цифры составили около 80% и 50% в основном из-за повышения тарифов. Текущая политика (2010 г.) состоит в том, чтобы отменить такие субсидии, и поэтому тарифы на проезд в пригородных поездках резко выросли. В результате этого плюс экономического кризиса количество пассажиров пригородных поездов сократилось, а многие поезда были выведены из эксплуатации. Другая проблема заключается в том, что, по оценкам, более 1/3 пассажиров обманывают и не платят вообще (включая подкуп билетного инспектора).

Грузовые перевозки: рост и падение

Имперский период: тонно-км

В 1916 году, как раз в начале Первой мировой войны (в течение которой Германия вторглась в Россию) грузовые перевозки по РЖД достигли почти 100 миллиардов тонно-километров (перевозки по железным дорогам США были примерно в пять раз выше). Но из-за войны несколько лет спустя российские перевозки упали примерно до 20 миллиардов тонно-километров. Затем началась гражданская война, когда красные боролись с белыми, что задержало восстановление железнодорожного сообщения. Красные (коммунисты) победили, что привело к образованию Советского Союза (СССР) и новой главе в развитии железных дорог.

Советский период: тонно-км

Диорама в натуральную величину, изображающая русских железнодорожников, ремонтирующих железнодорожные пути в Музее Московской железной дороги

СССР восстановил свою железнодорожную систему и индустриализировал ее с помощью пятилетние планы. В результате к 1941 году железнодорожные перевозки выросли примерно в 20 раз с 20 до 400 миллиардов тонно-км. Но затем снова случилась катастрофа: Вторая мировая война в 1941 году, когда нацистская Германия вторглись в Советский Союз. В первый год войны или около того трафик упал примерно до половины довоенного значения. Но затем СССР начал восстанавливать и строить железные дороги во время войны, так что к концу войны около половины утраченного движения было восстановлено. После войны потребовалось еще несколько лет, чтобы восстановить железные дороги и вернуться к довоенному уровню движения.

Затем СССР приступил к реализации ряда пятилетних планов, и железнодорожные перевозки быстро увеличились. К 1954 году их грузовые железнодорожные перевозки (около 850 миллиардов тонно-км) превысили объемы перевозок в Соединенных Штатах, а СССР тогда перевез больше железнодорожных грузов, чем любая другая страна в мире. Железнодорожные грузоперевозки в СССР продолжали быстро расти, так что к 1960 году СССР перевозил около половины всех железнодорожных грузов в мире (в тонно-километрах), и они делали это на железнодорожной системе, составляющей лишь 10% мирового железнодорожного километража.. Статус перевозки половины мировых железнодорожных грузовых перевозок сохранялся в течение почти 30 лет, но в 1988 году грузовые железнодорожные перевозки достигли пика в 3852 миллиарда тонно-км (почти 4 триллиона). А затем, несколько лет спустя, в 1991 году, Советский Союз распался, и его самая большая республика, Российская Федерация, на которую тогда приходилось около 2/3 грузопотока бывшего СССР, стала независимой страной.

В СССР в 1989 году (незадолго до распада) по железным дорогам было перевезено почти в восемь раз больше тонно-километров грузов по железной дороге, чем по автомобильным дорогам. Для США это было всего в 1,5 раза больше по железной дороге. Таким образом, грузовики в СССР играли гораздо меньшую роль в перевозке грузов, чем в США, и железная дорога оставалась основным средством перевозки грузов. В 1991 году был принят закон, провозгласивший, что железные дороги являются основной транспортной системой СССР.

Российская Федерация: тонно-км

До 1990 года движение в Российской Республике (СССР) составляла около 2/3 того, что перевозил СССР (поскольку все остальные бывшие республики СССР перевозили около 1/3 железнодорожных грузов СССР). Это значительно больше грузовых железнодорожных перевозок, чем в любой другой стране мира. Однако тяжелая депрессия в России в 1990-х годах после распада Советского Союза (фактически начавшаяся в последний год его существования) привела к тому, что железнодорожные перевозки упали примерно до 40% от их стоимости 1988 года до самой низкой точки в 1997 году (1020 миллиардов долларов США). тонно-км).

Россия больше не была номером один по железнодорожным грузоперевозкам. В 1993 году Россию обогнали США, а в следующем, 1994 году, ее обогнал Китай. Таким образом, по железнодорожным грузоперевозкам Россия упала с сильного первого места на третье и остается таковым по сей день, несмотря на частичное восстановление до 2116 года. тонно-км к 2008 году, что все еще значительно ниже пикового значения в 2606 тонно-км в 1998 году. Для графика (до 2002 года) см.

К 2010 году, как сообщалось, доля увеличивалась перенаправления железнодорожных грузов на автопоезда.

Известные люди, связанные с РЖД
См. Также
  • Железные дороги портал
Литература

На английском языке

  • Бубликофф А.А. «Предложение по реформе железной дороги» в книге: Бюлер, Э.К. (редактор) «Правительственная собственность на железные дороги», Ежегодная справочная книга участника дебатов (том VI), Нью-Йорк, Noble and Noble, 1939; С. 309–318. Оригинал в журнале "North American Review, vol. 237, pp. 346+. (Название вводит в заблуждение. Это 90% о российских железных дорогах.)"
  • Хантер, Голландия "Опыт советского транспорта: его уроки для других стран", Brookings Institution 1968.
  • Омрани, Биджан. Сухопутная Азия: Рассказы о путешествиях по Транссибу и Шелковому пути Odyssey Publications, 2010 ISBN 962-217-811-1
  • «Железнодорожные факты» (Ежегодник) Ассоциация американских железных дорог, Вашингтон, округ Колумбия (ежегодно).
  • «Транспорт в Америке», Статистический анализ транспорта в Соединенных Штатах Штаты (18-е издание), с историческим сборником 1939–1999, Розалин А. Уилсон, издательство Eno Transportation Foundation Inc., Вашингтон, округ Колумбия, 2001 г. См. Таблицу: Внутренние междугородные тонно-мили по режимам, стр. 12–13.
  • Статистический ежегодник ООН (ООН). Предыдущие издания были обозначены датами (например, 1985/86), но в более поздних изданиях используется номер издания (например, 51-й). После 1985/86 года "Мировые железнодорожные перевозки" " Таблица был отброшен. После 51-го? изданию длинная таблица: «Железные дороги: движение» была исключена, в результате чего статистика ООН по железнодорожным перевозкам больше не представлена.
  • Урба CE, «Ситуация с железными дорогами: взгляд на настоящее, прошлое и будущее железнодорожной отрасли США». Вашингтон: Департамент транспорта Федерального управления железных дорог, Управление разработки политики и программ Govt. Распечатать. Off., 1978.
  • Ван Винке, Дженетт и Зайчер, Бенджамин; «Будущие советские инвестиции в транспорт, энергетику и охрану окружающей среды» Рандовая записка. The Rand Corporation, Санта-Моника, Калифорния, 1992. Rand Soviet Transport
  • Westwood JN, 2002 «Советские железные дороги - российские железные дороги» Пэлгрейв Макмиллан.
  • Уорд, Кристофер Дж., «Безумие Брежнева: Строительство БАМа и позднесоветский социализм », Университет Питтсбурга, 2009.

На русском языке

  • Госкомстат СССР (Государственный статистический комитет)« Народное хозяйство СССР: статистический ежегодник ». ежегодник), Финансы и статистика, Москва (разные годы до 1990 г.).
  • Госкомстат СССР (Уманский, Л.), «Народное хозяйство СССР за 70 лет: юбилейный статистический ежегодник». Финансы и статистика », Москва, 1987.
  • Госкомстат СССР "Транспорт и связь СССР: Статистический сборник" (Транспорт и связь СССР: статистика). Москва. 1990 г. (и другие издания: 1967, 1972 г. и др.)
  • ЖТ = Железнодорожный Транспорт ежемесячный журнал издается с 1826 г. Месяц обозначается цифрами; например 10-1998 - ноябрьский номер.
  • История железнодорожного транспорта в России (1837-1880-х гг.) (История железнодорожного транспорта в России) http://www.historicus.ru/zheleznodorozhniy_transport
  • История железнодорожного транспорта России. Том 1: 1836—1917 гг. (История железнодорожного транспорта России), Вып. 1, 336с. 1994.
  • Плакс, А.В. Пупынин, В.Н., "Электрические железные дороги", Москва, Транспорт, 1993.
  • Резер, С.М., "Взаимодействие транспортных систем", Москва, Наука, 1985.
  • Шадур, Л.А. изд., Багоны: конструкция, теопия и расчёт, Москва, Транспорт, 1980.
  • Фед = Федеральная служба государственной статистики "Транспорт в России" (Перевозки по России) (ежегодно) На сайте
  • Филиппов, М.М. (редактор), "Железные Дороги, Общий Курс" (Железные дороги, Общий курс) Москва, Транспорт, 3-е изд. 1981. 4-е изд. 1991 г. с новым редактором: Уздин, М.М..
  • Шафиркин, Б.И, «Единая Транспортная Система СССР и взаимодействие различных видов транспорта», Москва, Высшая школа, 1983.
  • Шадур. Л. А. (ред.), 1980, «Вагоны», Москва, Транспорт.
Внешние ссылки
На Викискладе есть материалы по теме История железнодорожного транспорта в России.
Последняя правка сделана 2021-05-23 14:52:36
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте