История Мултана

редактировать

Мултан в Пенджаб провинции Пакистан является одним из старейших города в Южной Азии, хотя точный возраст еще не установлен. Он видел много войн из-за своего расположения на главном маршруте вторжения между Южной и Центральной Азией. Он известен своими суфийскими святынями.

Содержание
  • 1 Ранняя история
  • 2 Ранняя мусульманская эпоха
    • 2.1 Исмаилиты
  • 3 Эпоха Великих Моголов
  • 4 Империя маратхов
  • 5 Сикхская эпоха
  • 6 Британская эпоха
    • 6.1 Осада Мултана
  • 7 После обретения независимости
  • 8 См. Также
  • 9 Ссылки
Ранняя история

Согласно индуистской традиции древнее название Мултана было Кашеп Пури, и город был построен. После того, как его сын унаследовал трон, город был назван в его честь Пархилаад Пури. Нынешнее название Мултан, возможно, связано с поражением Александра Великого. "Когда-то (Мултан) был столицей раджа Хурнаков, где персидские цари построили храм солнца, в котором был возложен идол солнца. После завоевания Мултана брахман высунулся Мухаммад бин Касим о сокровищах, спрятанных под фонтаном, который был похоронен. Мухаммад бин Касим нашел 330 сундуков с сокровищами, содержащих 13300 маундов золота. Все сокровища были перемещены из Дебала в Басру на кораблях. После исламского завоевания арабские правители получали солидный доход от храма солнца. Всякий раз, когда какой-либо индуистский раджа намеревался завоевать Мултан, арабские правители угрожают разрушить храм. написал название храма как (солнце). Аль Беруни также написал то же имя ".

Мултаном правили различные местные империи до вторжения Александра Великого. Говорят, что когда Александр сражался за город, отравленная стрела ударила его, от чего он заболел и в конечном итоге привел к его смерти. Точное место, где Александра поразила стрела, можно увидеть в помещениях старого города. Известный китайский путешественник Хуэн Цанг посетил Мултан в 641 году.

Ранняя мусульманская эпоха

В 7 веке в Мултан впервые приехали мусульмане армии. Армии под предводительством Аль-Мухаллаба ибн Аби Суфры начали многочисленные набеги из Персии в Индию в 664 году для включения этой территории в состав своих империй.

В том же году Абдул Рухман бин Шимур, другой выдающийся араб Амир прошел от Мерв до Кабула, где он обратил в свою веру более двенадцати тысяч человек. В то же время, также Мохалиб бин Аби-Суффра, двигаясь оттуда с отрядом в направлении Индии, проник до Мултана: разграбив страну, он вернулся в штаб армии в Хорасане., принеся с собой много заключенных, которые были вынуждены принять веру.

Однако всего несколько десятилетий спустя Мухаммад бин Касим явился от имени арабов и взял Мултан вместе с Синдом. Его завоевание сопровождалось многочисленными грабежами:

затем он перешел через Бийас и направился к Мултану. Мухаммад бин Касим разрушил водоток; на котором жители, угнетенные жаждой, сдались по своему усмотрению. Он убил людей, способных носить оружие, но дети были взяты в плен, а также служители храма в количестве 6000 человек. Мусульмане нашли там много золота в комнате длиной десять локтей на восемь шириной.

После завоевания бин Касима город надежно находился под властью мусульман, хотя фактически он был независимым государством, но примерно в начале 11 века, город дважды атаковал Махмуд Газни, который разрушил Храм Солнца и разбил его гигантский идол. Графическая деталь доступна в трудах Аль-Бируни :

Их знаменитым идолом был Мултанский идол, посвященный солнцу, и поэтому названный Адитья. Он был деревянным и обтянут красной кордовской кожей; в его двух глазах были два красных рубина. Говорят, что это было сделано во время последней Критаюги. Когда Мухаммад ибн Алкасим ибн Альмунаибх завоевал Мултан, он спросил, как город стал таким процветающим и накопилось столько сокровищ, а затем он обнаружил, что причиной был этот идол, потому что со всех сторон приезжали паломники, чтобы посетить его.. Поэтому он счел за лучшее иметь идола на месте, но повесил кусок коровьей плоти ему на шею в качестве издевательства. На этом же месте построена мечеть. Когда карматы заняли Мултан, узурпатор Джалам ибн Шайбан разбил идола на части и убил его священников.

В эту эпоху Храм Солнца в Мултане был отмечен арабским географом X века Аль-Мукаддаси находился в самой густонаселенной части города, между городским базаром из слоновой кости и медным базаром. Было отмечено, что индуистский храм приносил мусульманским правителям большие налоговые поступления, по некоторым оценкам, до 30% доходов государства.

Исмаилиты

К середине X века Мултан перешел под власть. влияние карматов. Карматы были изгнаны из Египта и Ирака после их поражения от рук Аббасидов там. Карматы-фанатики, как известно, разграбили Мекку и возмутили мусульманский мир своим кражей и выкупом Черного камня Каабы и осквернение колодца Замзам трупами во время сезона хаджа 930 г. н.э. Они вырвали контроль над городом у проаббасидского Амирата Бану Мунаббиха, учредили Амират Мултана и присягнули на верность династии Фатимидов, базирующейся в Каире.

Джалам бин Шайбан, прозелитизирующий Даи, который был отправлен в регион фатимидским халифом имамом ал-Муиззом, был отправлен в заменить прежнего даи города, которого обвиняли в продвижении синкретической версии ислама, включающей индуистские обряды - хотя его замена, вероятно, была результатом доктринальных разногласий в отношении преемственности в исмаилитском имамате.

Джаламе бин Шайбане, установленном новообращенные Катара Раджпуты как его правители. Вскоре после этого Мултан подвергся нападению Газневидов, дестабилизировавших государство исмаилитов. Махмуд из Газны вторгся в Мултан в 1005 году, проведя серию кампаний, в ходе которых некоторые исмаилиты были убиты, а большинство позже обращено в суннитов ханафи фикх. Город был сдан, и Абдул Фатех Дауд получил разрешение сохранить контроль над городом при условии, что он будет придерживаться суннитской интерпретации ислама. Махмуд назначил новообращенного индуиста Наваса Хан править регионом заочно. Получив власть, Ниваса Хан отказался от ислама и попытался обеспечить контроль над регионом в сговоре с Абдул Фатех Даудом. Затем Махмуд из Газни возглавил еще одну экспедицию в Мултан в 1007 году н.э. против Ниваса-хана, который был захвачен и вынужден передать свое личное состояние Газни.

Чтобы добиться своей верности, Фатимид Исмаилиты Имам-халиф аль-Хаким два года спустя направил посланника к султану Махмуду Газнави. Эта попытка оказалась безуспешной, и Газневиды продолжали атаковать другие оплоты исмаилитов в Синде, чтобы подавить любое возрождение сообщества в регионе. В 1032 году визирь Махмуда, Хасанак, был казнен за то, что принял плащ от имам-халифа по подозрению в том, что он стал приверженцем исмаилитского фикха.

Чистки Махмуда в регионе привели нескольких ученых, включая Стерна. полагать, что чистки в регионе Газнавидом вытеснили исмаилизм из этого района, однако недавно обнаруженные письма, датируемые 1083 и 1088 годами, демонстрируют продолжающуюся деятельность исмаилитов в регионе, поскольку имам-халиф Мустансир отправил новый da '

Как и его предшественник, Махмуд из Газни, Мухаммад из Гора впервые захватил в 1178 году исмаилитских султанов Мултана в северном Синде, который восстановил независимость от правления Газневидов. Мухаммад Гори в рамках своих кампаний по завоеванию северной Индии снова уничтожил их.

После побед султана Мухаммада Гори в Индии и основания им столицы в Дели., Мултан стал частью его империи. Однако возвышение монголов снова дало бы ему некоторую независимость, хотя и потребовало от него бдительности против набегов монголов из Средней Азии.

Карматы пришли в Мултан в 10 веке и были изгнаны в 1175 году султаном Мухаммадом Гори.

эпоха Великих Моголов

Моголы контролировали регион Пенджаби с 1524 по 1739 год. Падшах (император) Акбар основал в Мултане одну из своих двенадцати субахов (имперских провинций высшего уровня), примерно покрывающих Пенджаб, граничащий с Кабулом, Лахором (стар.) Дели, Аджмер, Татта (Синд) субах, Персидская империя Сефевидов и вскоре Кандагар субах.

При Империи Великих Моголов Мултан наслаждался миром более 200 лет и стал известен как Дар аль-Аман (Обитель мира). Хаквани навабы Мултана обеспечили финансовую стабильность и рост местного сельскохозяйственного сектора. Именно в это время Мултаном правил Наваб Али Мохаммад Хан Хаквани. Как губернатор Мултана, он построил знаменитую мечеть Али Мохаммад-хана в 1757 году, которая сохранилась по сей день. В это время было построено много зданий, и сельскохозяйственное производство быстро росло. Хаквани-навабы Мултана в это время отдавали дань уважения афганскому королю, но из-за отсутствия власти в Дели и Кабуле они имели полную свободу действий и фактически были абсолютными правителями Мултана. В то время Мултан включал районы, входившие в состав районов Вехари, Бахавалпур и Дера-Гази-Хан. Город избежал разрушения, нанесенного Индии войсками Надир-шаха. Впоследствии им правили из Кабула некоторое время многочисленные афганские династии, в том числе Ахмед Шах Дуррани, который в 1750 году назначил индуиста Субахдара Малика Банвари Лала. (Видж) для управления Мултаном (а затем Шуджабаадом и Пак Паттаном). На протяжении большей части своей средневековой истории этим регионом управляли Делийский султанат, а позже Империя Великих Моголов. Область Мултана стала преимущественно мусульманской из-за миссионеров суфийских святых, даргах усеивающих ландшафт области Пенджаб. После упадка Империи Великих Моголов, маратхи и сикхи вторглись и заняли Мултан.

Империя маратхов

В 1758 году генерал Империи маратхов Рагхунатрао двинулся вперед, завоевав Лахор и Атток и победил Тимура Шаха Дуррани, сына и наместника Ахмад Шаха Абдали. Лахор, Мултан, Кашмир и другие субахи на восточной стороне Аттока большей частью находились под властью маратхов. В Пенджабе и Кашмире маратхи разграбили процветающие города Моголов. Генералу маратхов Бапуджи Тримбаку было поручено охранять Мултан и Дера Гази Хан от афганцев. Правление маратхов в Мултане было недолгим, поскольку Дуррани повторно захватил город в ноябре 1759 года.

Сикхская эпоха

После Ахмад Шаха Дуррани ' династия пришла в упадок, ею правили на местах вожди пуштуны хаквани и саддузай. Садозаи заручились благосклонностью короля и удалили Хаквани Наваб. В этот период наблюдался подъем власти сикхов, которые напали на Мултан, убили садозай-наваба и захватили город. В то время хакваницы покинули город и жили в небольших городах-стенах вокруг главного Мултана.

Мусульмане Хохары и Хатри периодически оккупировали Мултан между 1756 и 1763 годами, вытесняя сменявшего правящего члена Садозая Хаквани навабом или его братом, сыном или даже зятем. Это был самый неспокойный период в истории правления Мултана. парализованный и вызывающий атаку Бханги Мисл из Гуджранвала. Джанда Сингх Диллон и Ганда Сингх Диллон два брата и великие воины снова атаковали в 1764 году. Однако попытки взять форт Мултан потерпели неудачу, и они отступили, собрав у правителя несколько миллионов рупий. Шуджа Хан Саддозай. Бхангу-сикхи много раз нападали на Мултан и, наконец, захватили город, победив Шуджа-хана Садозая, который был губернатором Мултана 22 декабря 1772 года. Шуджа-хан бежал в Шуджабад и умер там. Афганцы отбили город в 1880 году, и правление бханги-сикхов закончилось.

Вид спереди старого колониального здания, построенного во время правления британского владычества.

В XIX веке сикхский правитель Махараджа Ранджит Сингх со столицей в Лахоре занял Мултан. Сикхские армии под командованием генерала Хари Сингха Налвы победили правителя Мултана Музаффар-хана Саддозая. Смерть Музаффар-хана фактически была смертью мусульманского правления в Мултане. Ранджит Сингх восстановил в должности Малика Моханлала (Виджа), потомка Малика Банвари Лала (Видж), который был Субахдаром из Мултана во время правления Ахмеда Шаха Дуррани, в качестве Субахдара и назначил его младшего брата Малика Сева Рама Вакил в Лахоре. Он также назначил Дивана Мултана Дивана Савана Мал Чопра, который был Мунши или бухгалтером Малика Моханлала.

Британская эпоха

Осада Мултана

Осада Мултана началась 19 апреля 1848 года, когда местные сикхи убили двух эмиссаров британских Радж, присутствовавший на приеме нового губернатора Мултана, избранного Британской Ост-Индской компанией. Восстание охватило Мултан под предводительством Дивана Мулраджа Чопры. Вскоре британцы начали экспедиции против Мулраджа, захватив соседний город Дера Гази Хан. 1 июля 1848 года британцы нанесли поражение силам Малраджа в поселении в 4 милях от Мултана и захватили большинство орудий, принадлежащих армии Малраджа. В июле 1848 г. генералу Уильяму С. Уишу было приказано взять с собой 7000 человек, чтобы захватить Мултан, где был окружен Мулрадж. Большую часть силы составляли сикхи, которые в октябре 1848 года перешли на сторону войск Мулраджа, вынудив генерала Виша отказаться от своей первой попытки завоевать Мултан. К декабрю 1848 года британцы захватили части окраин города Мултан. В январе 1849 года британцы собрали силы в 12000 человек, чтобы захватить Мултан. 22 января 1849 года британцы прорвали стены форта Мултан, что привело к сдаче Мулраджа и его войск британцам.

После долгой и кровопролитной битвы Мултан был включен в состав Британский Радж. В это время сын Сардара Карана Нараина стал иконой британского владычества и был удостоен титулов «Рай Бахадур» и титулов «Сэр» от Ее Величества. Британцы построили несколько железнодорожных путей к городу, но его промышленные мощности так и не были полностью развиты.

После обретения независимости

Преимущественно мусульманское население поддерживало Мусульманскую лигу и Пакистанское движение. После независимости Пакистана в 1947 году меньшинство индуистов и сикхов мигрировали в Индию, в то время как Мусульмане беженцы из Индии поселились в Мултане. Изначально не хватало промышленности, больниц и университетов. С тех пор наблюдается некоторый рост промышленности, и население города постоянно растет. Сегодня это один из крупнейших городских центров страны и остается важным поселением в Южном Пенджабе.

См. Также
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-23 14:12:07
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте