Haus Vaterland (Дом Отечества ) был дворцом удовольствий на юго-западной стороне Потсдамской площади в центре Берлина. Перед домом Haus Potsdam, многоцелевым зданием, включающим большой кинотеатр и огромное кафе, с 1928 по 1943 год было большое известное заведение, в которое входило самое большое кафе в мире, большой кинотеатр, большой бальный зал и множество других тематические рестораны, позиционируемые как витрина всех народов. Он был частично разрушен пожаром во время Второй мировой войны, в ограниченном виде открывался до 1953 года и был окончательно снесен в 1976 году.
Шесть -этажное здание было спроектировано Францем Генрихом Швехтеном, который также был архитектором Анхальтер Банхоф и Мемориальной церкви кайзера Вильгельма, и построен между 1911 и 1912 годами. как Haus Potsdam. Это было прежде всего офисное здание; с 1917 или 1919 по 1927 год Universum Film AG или UfA, которая владела этим местом, располагалась здесь; но на нижних этажах находился кинотеатр на 1196 мест, называвшийся Lichtspieltheater im Piccadillyhaus или Kammerlichtspiele im Haus Potsdam (кинематограф в доме Пикадилли, Moving Pictures в Haus Potsdam) и кафе Piccadilly. Здание было облицовано песчаником и производило впечатление каменной кладки, но имело стальной каркас, а пространство кинотеатра перекрывали пять балок. На северном конце, обращенном к площади, находился круглый павильон, увенчанный медным куполом, возвышающимся на 35 метров над мостовой, с рядом чердак статуй под ним; по сути, это было воссоздание мавзолея остготского короля Теодориха Великого в Равенне. Вход в кафе находился на двух нижних этажах этой секции. Позади него длинная узкая секция в упрощенном архитектурном стиле Вильгельмина с мансардной крышей простиралась примерно на 100 метров вдоль Потсдамского вокзала.
. Кафе Пикадилли могло вмещал около 2500 гостей и был богато украшен росписями на стенах и потолке и сиенским мрамором. Управляемый Генрихом Брауном, это аттракцион, сравнимый с Мулен Руж в Париже, который днем привлекал «белых воротничков, деловых людей и туристов», «искателей развлечений, посетителей ресторанов и эстрады, а также проституток». ночь. Одна из картин цикла «Уличные сцены» Эрнста Людвига Кирхнера «Потсдамская площадь в Берлине» (1914) изображает двух проституток на островке безопасности перед зданием и Потсдамским вокзалом. После Первой мировой войны в 1914 году он был переименован в более патриотичное Кафе Фатерланд.
Haus Potsdam стал менее успешным в течение 1920-х годов, а в 1927 году. был продан банку «Bank für Handel und Grundbesitz», который сдал его в аренду на десять лет семье рестораторов Кемпински. У них был эксклюзивный контракт на поставку всей еды и напитков и на управление бизнесом, который стал их флагманом. В 1928 году здание было вновь открыто под названием Haus Vaterland, основанное на идее Лео Кронау, который посетил Кони-Айленд в Нью-Йорке и хотел подражать международным достопримечательностям в парки развлечений там и улучшают имитацию Берлина, Лунапарк. Он убедил семью Кемпински, имевшую 65-летний опыт успешной работы в качестве рестораторов в Берлине, превратить Haus Potsdam в Haus der Nationen (Дом народов) и стал его первым художественным руководителем, организовавшим развлечения, соответствующие вкусу каждого из гастрономических заведений.
Архитектор переоборудования, архитектор фильма Фрица Ланга Доктор Мабузе, модернизировал внешний вид путем нанесения штукатурки и, в частности, проводки куполообразной части для освещения в ночное время, как пример Архитектура ночи (Architektur der Nacht) или Light Architecture (Licht-Architektur), которые также имитировали световые эффекты Кони-Айленда. Надпись вокруг ротонды была освещена, и около 4000 лампочек, расположенных в виде пересекающихся дуг на куполе, включались и выключались, чтобы создать иллюзию вращения. Репортер из Германии приветствовал «Вавилонский купол» как неопровержимое доказательство того, что «здесь пульсирует жизнь мирового капитала». описывает его как «маяк коммерческого китча». Внутри кафе было отремонтировано, а здание расширено, а кинотеатр переехал, чтобы освободить место для нового входного блока в центре здания; в остальной части были построены рестораны, посвященные разным странам и регионам мира. Каждый был соответствующим образом украшен диорамами глубиной до 6 метров, панорамами, световыми эффектами и служил соответствующей едой; это был ранний пример современной тематической кухни или экспериментальной гастрономии. В то время как основные представления проходили в бальном зале, в каждом тематическом ресторане также были музыканты соответствующего происхождения для завершения ужина, включая как минимум шесть танцевальных коллективов. Центральная кухня занимала весь верхний этаж, соединенная с различными заведениями питания пневматическими трубками, по которым поступали заказы, и лифтами, с помощью которых отправлялась еда вниз, а грязная посуда отправлялась обратно; конвейерные ленты на уровне кухни перемещали посуду для машинной мойки, сушки и штабелирования. Все это было основано на американских принципах промышленной эффективности. Он издавал домашний журнал под названием Berolina - латинское для Берлина, наиболее известным воплощением которого была статуя на Александерплац.
. Это было огромное и популярное заведение, и, как и Haus Potsdam до него, часто упоминается как в художественном, так и в художественном отношении. туристические контексты, например, в романе Ирмгард Кеун 1932 года «Das kunstseidene Mädchen» (Девушка из искусственного шелка). Сочетание зрелищ, разнообразных представлений, ресторанов интернациональной кухни и кино было уникальным. Лардж считает, что это был «своего рода прото-Диснейленд». Здание могло вместить до 8000 человек; тематические рестораны площадью 4 454 квадратных метра вмещали 3 500 человек, а Café Vaterland было самым большим в мире; миллионный гость был зарегистрирован в октябре 1929 года, всего через год после открытия.
В годы нацизма состав ресторанов был изменен и Еврей Кемпинскис был вынужден продать здание за гроши «арийцам» и покинуть страну. Французский фильм 1936 года Les Loups entre eux (английское название: The Sequel to Second Bureau) показывает сцены из Haus Vaterland, в том числе «песню Хорста Весселя, гудящую из громкоговорителя». Бизнес продолжал принимать толпы клиентов даже после того, как Берлин начал подвергаться сильным бомбардировкам союзников. В 1943 году здание было повреждено, особенно в центральной части, во время налета ночью 22 ноября, разрушившего большую часть центра города. 2 февраля 1945 г. он был разбомблен, остались только стены.
Сгоревшие развалины Haus Vaterland после войны, 1947 Парк Колоннаден на месте бывшего Haus Vaterland (2004 г.). Полукруглый фасад отдает дань уважения исчезнувшему зданию.После войны Потсдамская площадь была точкой, где сходились три из четырех зон оккупации союзников. Разрушенный Haus Vaterland находился в российском секторе, но имел двери как для британцев, так и для американцев. В 1947 году кафе Vaterland было вновь открыто в знак приветствуемого жеста воли по восстановлению города, и в 1948 году здесь выступало коммунистическое кабаре Frischer Wind, а из-за своего положения на секторных линиях оно было рассадником шпионажа, бегства от Восток и черный маркетинг валюты и товаров.
17 июня 1953 года здание было окончательно сожжено вместе с домом Эриха Мендельсона Columbushaus, во время забастовки и протеста в Восточной Германии. Потом его оставили в руинах, окна просто замуровали. Он примыкал к Берлинской стене после ее строительства в 1961 году. В 1966 году Der Spiegel описал запустение Потсдамской площади в те годы с березами, растущими из-под обломков того, что был самым оживленным транспортным узлом в Европе, пустельги гнездились на руинах Haus Vaterland и охотились на крыс, которые вышли из запертых S-Bahn въездов.
В 1972 г. Сенат Западного Берлина купил здание как часть 8,5 гектара земли для строительства дороги и приказал его снести в 1976 году. 600 тонн чугуна и стали были проданы на металлолом. В середине 1980-х художники и представители альтернативной культуры превратили пустошь, которая использовалась для свалки и стоянки, в колонию для караванов.
По иронии судьбы, когда Потсдамская площадь была восстановлена после воссоединения Германии, участок Haus Vaterland был единственным участком, на котором не было места для развлечений, а были только офисы, потому что он казался слишком маленьким. Новое здание, примыкающее к площади, которое является частью ансамбля, получило полукруглый фасад в честь круглой части здания, которое когда-то там стояло.
Haus Фатерланд пообещал die Welt in einem Haus - «мир в одном доме». Зигфрид Кракауэр сказал: «Haus Vaterland включает в себя весь земной шар». Он также указал на контраст между «преувеличенной» Новой Объективностью в стиле «огромного» вестибюля и «пышной сентиментальностью» ресторанов всего в одном шаге. Он использовал этот пример, чтобы доказать, что «Новая объективность» была всего лишь фасадом. Для Франца Гесселя это был «идеально спланированный город развлечений», демонстрирующий зарождающийся тоталитаризм «Германии-монстра». Сидней Кларк резюмировал это в своем путеводителе для британских туристов как обязательное для посещения, потому что он олицетворял Берлин:
Я не могу придумать лучшего способа завершить берлинскую ночь... чем час, два или три в Haus Vaterland. Это место, конечно, не "высокая шляпа" и не низкая шляпа, но она отражает самую суть Берлина.
Первоначальными достопримечательностями были:
Кинотеатр, который примерно с 1920 года переименован в UFA-Haus am Potsdamer Platz, был перенесен и увеличен до 1415 мест в результате реконструкции Stahl-Urach. Зрительный зал был поразительно современным, круглой формы, с ярким красным ковровым покрытием и выкрашенной золотом деревянной отделкой на сиденьях. Это был один из пяти берлинских кинотеатров, которые Сидней Кларк рекомендовал американскому туристу в 1933 году как достойный посещения (другие: UFA-Palast am Zoo, the и the).
Бальный зал, также называемый Пальменсаалом (пальмовым залом), находился под куполом и предназначался как воссоздание Эдемского сада. В Palmensaal был установлен танцпол на пружинах, чтобы предотвратить усталость. Он считался самым красивым бальным залом Берлина и собирал до миллиона посетителей в год. Он был украшен серебряными пальмовыми листьями и скульптурами Йозефа Торака, который был популярен в нацистскую эпоху. Джазмейстер Билл Бартоломью руководил танцевальной группой, и выступали «Девочки Фатерланда».
Воссоздание венского Heuriger в Grinzing, на третьем этаже. В меню входили Sachertorte, приготовленные по аутентичному рецепту; У Кемпински была исключительная лицензия на продажу в Берлине. Гости дегустировали молодое вино, любуясь шпилем церкви Св. Собор Стефана на фоне звездного неба и трамвай с зажженным внутренним освещением пересек мост через Дунай. В Berliner Tageblatt австрийский писатель объявил это место гораздо более подлинным, чем настоящее.
The Rheinterrasse (Rhine терраса) на третьем этаже в круглой части здания, имел диораму, чтобы создать иллюзию сидения на открытом воздухе с видом на реку между Санкт-Гоар и скалой Лорелей. Труппа из двадцати «Рейнских дев» танцевала между столами под обручами, увитыми виноградными лозами. Ежечасные грозы создавались световыми и звуковыми эффектами; один американский посетитель якобы "сиял, как фасад кинотеатра на Бродвее", когда рассказывал об этом. Заведение использовало девиз:
Haus Vaterland machts gründlich - im Haus Vaterland gewitterts stündlich. (Haus Vaterland делает это тщательно - в Haus Vaterland бушует ежечасно)
The Türkisches Café (Турецкое кафе) на четвертом этаже имело позолоченные арки и мраморные полы.
Löwenbräu, напротив Türkisches Café на четвертом этаже, подражал баварскому bierkeller и посмотрел на нарисованный вид на Zugspitze, за которым посетители могли наблюдать за закатом. Развлекательную программу обеспечил «оригинальный баварский оркестр».
A Венгерская крестьянская таверна на пятом этаже с цыганскими скрипачами.
A Испанский винный погреб, также на пятом этаже, с игроками на мандолине.
Пограничный салон в Скалистых горах, также на пятом этаже. Танцы были для американского джаза, и ковбои в полном западном наряде, некоторые из них черные, крутили свои арканы. Там же выступали красивые хористки. Сидни Бечет играл там в начале 1930-х годов с группой "The McAllan Blackband", которую возглавлял сомалийско-немецкий барабанщик Уильямом 'Вилли' Мак Алланом, и "Tom Bill Nigger Band". Позже он был переименован в Kolonialstube (колониальная гостиная).
Не было ни британских, ни французских комнат, потому что Кемпински был слишком патриотом, чтобы простить им Версальский договор. В 1930 году винный погреб был перемещен, чтобы освободить место для еще двух региональных немецких комнат:
Bremen Galley, названный в честь судовая кухня в морском порту Северной Германии.
"Старая берлинская пивная", названная в честь разновидности репы, названной по Teltow, недалеко от Берлина. 77>
Две небольшие комнаты были также добавлены в честь друзей Третьего рейха, хотя до Трехстороннего пакта 1940 года:
A Японская чайхана, с «оригинальной японской службой».
Итальянский бар, заменивший венгерский чардаш.
Отражая меняющуюся политическую ситуацию, были также один балл русский водочный бар и французское бистро.
Берлинская стена и Потсдамская площадь в 1975 году, развалины Haus Vaterland справаВикискладе есть медиафайлы, связанные с Haus Vaterland. |
Координаты : 52 ° 30′29 ″ N 13 ° 22′38 ″ E / 52,50806 ° N 13,37722 ° E / 52.50806; 13.37722