Haus Vaterland (Дом Отечества ) был дворцом удовольствий на юго-западной стороне Потсдамской площади в центре Берлина. Перед домом Haus Potsdam, многоцелевым зданием, включающим большой кинотеатр и огромное кафе, с 1928 по 1943 год было большое известное заведение, в которое входило самое большое кафе в мире, большой кинотеатр, большой бальный зал и множество других тематические рестораны, позиционируемые как витрина всех народов. Он был частично разрушен пожаром во время Второй мировой войны, в ограниченном виде открывался до 1953 года и был окончательно снесен в 1976 году.
Шесть -этажное здание было спроектировано Францем Генрихом Швехтеном, который также был архитектором Анхальтер Банхоф и Мемориальной церкви кайзера Вильгельма, и построен между 1911 и 1912 годами. как Haus Potsdam. Это было прежде всего офисное здание; с 1917 или 1919 по 1927 год Universum Film AG или UfA, которая владела этим местом, располагалась здесь; но на нижних этажах находился кинотеатр на 1196 мест, называвшийся Lichtspieltheater im Piccadillyhaus или Kammerlichtspiele im Haus Potsdam (кинематограф в доме Пикадилли, Moving Pictures в Haus Potsdam) и кафе Piccadilly. Здание было облицовано песчаником и производило впечатление каменной кладки, но имело стальной каркас, а пространство кинотеатра перекрывали пять балок. На северном конце, обращенном к площади, находился круглый павильон, увенчанный медным куполом, возвышающимся на 35 метров над мостовой, с рядом чердак статуй под ним; по сути, это было воссоздание мавзолея остготского короля Теодориха Великого в Равенне. Вход в кафе находился на двух нижних этажах этой секции. Позади него длинная узкая секция в упрощенном архитектурном стиле Вильгельмина с мансардной крышей простиралась примерно на 100 метров вдоль Потсдамского вокзала.
. Кафе Пикадилли могло вмещал около 2500 гостей и был богато украшен росписями на стенах и потолке и сиенским мрамором. Управляемый Генрихом Брауном, это аттракцион, сравнимый с Мулен Руж в Париже, который днем привлекал «белых воротничков, деловых людей и туристов», «искателей развлечений, посетителей ресторанов и эстрады, а также проституток». ночь. Одна из картин цикла «Уличные сцены» Эрнста Людвига Кирхнера «Потсдамская площадь в Берлине» (1914) изображает двух проституток на островке безопасности перед зданием и Потсдамским вокзалом. После Первой мировой войны в 1914 году он был переименован в более патриотичное Кафе Фатерланд.
Haus Potsdam стал менее успешным в течение 1920-х годов, а в 1927 году. был продан банку «Bank für Handel und Grundbesitz», который сдал его в аренду на десять лет семье рестораторов Кемпински. У них был эксклюзивный контракт на поставку всей еды и напитков и на управление бизнесом, который стал их флагманом. В 1928 году здание было вновь открыто под названием Haus Vaterland, основанное на идее Лео Кронау, который посетил Кони-Айленд в Нью-Йорке и хотел подражать международным достопримечательностям в парки развлечений там и улучшают имитацию Берлина, Лунапарк. Он убедил семью Кемпински, имевшую 65-летний опыт успешной работы в качестве рестораторов в Берлине, превратить Haus Potsdam в Haus der Nationen (Дом народов) и стал его первым художественным руководителем, организовавшим развлечения, соответствующие вкусу каждого из гастрономических заведений.
Архитектор переоборудования, архитектор фильма Фрица Ланга Доктор Мабузе, модернизировал внешний вид путем нанесения штукатурки и, в частности, проводки куполообразной части для освещения в ночное время, как пример Архитектура ночи (Architektur der Nacht) или Light Architecture (Licht-Architektur), которые также имитировали световые эффекты Кони-Айленда. Надпись вокруг ротонды была освещена, и около 4000 лампочек, расположенных в виде пересекающихся дуг на куполе, включались и выключались, чтобы создать иллюзию вращения. Репортер из Германии приветствовал «Вавилонский купол» как неопровержимое доказательство того, что «здесь пульсирует жизнь мирового капитала». описывает его как «маяк коммерческого китча». Внутри кафе было отремонтировано, а здание расширено, а кинотеатр переехал, чтобы освободить место для нового входного блока в центре здания; в остальной части были построены рестораны, посвященные разным странам и регионам мира. Каждый был соответствующим образом украшен диорамами глубиной до 6 метров, панорамами, световыми эффектами и служил соответствующей едой; это был ранний пример современной тематической кухни или экспериментальной гастрономии. В то время как основные представления проходили в бальном зале, в каждом тематическом ресторане также были музыканты соответствующего происхождения для завершения ужина, включая как минимум шесть танцевальных коллективов. Центральная кухня занимала весь верхний этаж, соединенная с различными заведениями питания пневматическими трубками, по которым поступали заказы, и лифтами, с помощью которых отправлялась еда вниз, а грязная посуда отправлялась обратно; конвейерные ленты на уровне кухни перемещали посуду для машинной мойки, сушки и штабелирования. Все это было основано на американских принципах промышленной эффективности. Он издавал домашний журнал под названием Berolina - латинское для Берлина, наиболее известным воплощением которого была статуя на Александерплац.
. Это было огромное и популярное заведение, и, как и Haus Potsdam до него, часто упоминается как в художественном, так и в художественном отношении. туристические контексты, например, в романе Ирмгард Кеун 1932 года «Das kunstseidene Mädchen» (Девушка из искусственного шелка). Сочетание зрелищ, разнообразных представлений, ресторанов интернациональной кухни и кино было уникальным. Лардж считает, что это был «своего рода прото-Диснейленд». Здание могло вместить до 8000 человек; тематические рестораны площадью 4 454 квадратных метра вмещали 3 500 человек, а Café Vaterland было самым большим в мире; миллионный гость был зарегистрирован в октябре 1929 года, всего через год после открытия.
В годы нацизма состав ресторанов был изменен и Еврей Кемпинскис был вынужден продать здание за гроши «арийцам» и покинуть страну. Французский фильм 1936 года Les Loups entre eux (английское название: The Sequel to Second Bureau) показывает сцены из Haus Vaterland, в том числе «песню Хорста Весселя, гудящую из громкоговорителя». Бизнес продолжал принимать толпы клиентов даже после того, как Берлин начал подвергаться сильным бомбардировкам союзников. В 1943 году здание было повреждено, особенно в центральной части, во время налета ночью 22 ноября, разрушившего большую часть центра города. 2 февраля 1945 г. он был разбомблен, остались только стены.
После войны Потсдамская площадь была точкой, где сходились три из четырех зон оккупации союзников. Разрушенный Haus Vaterland находился в российском секторе, но имел двери как для британцев, так и для американцев. В 1947 году кафе Vaterland было вновь открыто в знак приветствуемого жеста воли по восстановлению города, и в 1948 году здесь выступало коммунистическое кабаре Frischer Wind, а из-за своего положения на секторных линиях оно было рассадником шпионажа, бегства от Восток и черный маркетинг валюты и товаров.
17 июня 1953 года здание было окончательно сожжено вместе с домом Эриха Мендельсона Columbushaus, во время забастовки и протеста в Восточной Германии. Потом его оставили в руинах, окна просто замуровали. Он примыкал к Берлинской стене после ее строительства в 1961 году. В 1966 году Der Spiegel описал запустение Потсдамской площади в те годы с березами, растущими из-под обломков того, что был самым оживленным транспортным узлом в Европе, пустельги гнездились на руинах Haus Vaterland и охотились на крыс, которые вышли из запертых S-Bahn въездов.
В 1972 г. Сенат Западного Берлина купил здание как часть 8,5 гектара земли для строительства дороги и приказал его снести в 1976 году. 600 тонн чугуна и стали были проданы на металлолом. В середине 1980-х художники и представители альтернативной культуры превратили пустошь, которая использовалась для свалки и стоянки, в колонию для караванов.
По иронии судьбы, когда Потсдамская площадь была восстановлена после воссоединения Германии, участок Haus Vaterland был единственным участком, на котором не было места для развлечений, а были только офисы, потому что он казался слишком маленьким. Новое здание, примыкающее к площади, которое является частью ансамбля, получило полукруглый фасад в честь круглой части здания, которое когда-то там стояло.
Haus Фатерланд пообещал die Welt in einem Haus - «мир в одном доме». Зигфрид Кракауэр сказал: «Haus Vaterland включает в себя весь земной шар». Он также указал на контраст между «преувеличенной» Новой Объективностью в стиле «огромного» вестибюля и «пышной сентиментальностью» ресторанов всего в одном шаге. Он использовал этот пример, чтобы доказать, что «Новая объективность» была всего лишь фасадом. Для Франца Гесселя это был «идеально спланированный город развлечений», демонстрирующий зарождающийся тоталитаризм «Германии-монстра». Сидней Кларк резюмировал это в своем путеводителе для британских туристов как обязательное для посещения, потому что он олицетворял Берлин:
Я не могу придумать лучшего способа завершить берлинскую ночь... чем час, два или три в Haus Vaterland. Это место, конечно, не "высокая шляпа" и не низкая шляпа, но она отражает самую суть Берлина.
Первоначальными достопримечательностями были:
Кинотеатр, который примерно с 1920 года переименован в UFA-Haus am Potsdamer Platz, был перенесен и увеличен до 1415 мест в результате реконструкции Stahl-Urach. Зрительный зал был поразительно современным, круглой формы, с ярким красным ковровым покрытием и выкрашенной золотом деревянной отделкой на сиденьях. Это был один из пяти берлинских кинотеатров, которые Сидней Кларк рекомендовал американскому туристу в 1933 году как достойный посещения (другие: UFA-Palast am Zoo, the и the).
Бальный зал, также называемый Пальменсаалом (пальмовым залом), находился под куполом и предназначался как воссоздание Эдемского сада. В Palmensaal был установлен танцпол на пружинах, чтобы предотвратить усталость. Он считался самым красивым бальным залом Берлина и собирал до миллиона посетителей в год. Он был украшен серебряными пальмовыми листьями и скульптурами Йозефа Торака, который был популярен в нацистскую эпоху. Джазмейстер Билл Бартоломью руководил танцевальной группой, и выступали «Девочки Фатерланда».
Воссоздание венского Heuriger в Grinzing, на третьем этаже. В меню входили Sachertorte, приготовленные по аутентичному рецепту; У Кемпински была исключительная лицензия на продажу в Берлине. Гости дегустировали молодое вино, любуясь шпилем церкви Св. Собор Стефана на фоне звездного неба и трамвай с зажженным внутренним освещением пересек мост через Дунай. В Berliner Tageblatt австрийский писатель объявил это место гораздо более подлинным, чем настоящее.
The Rheinterrasse (Rhine терраса) на третьем этаже в круглой части здания, имел диораму, чтобы создать иллюзию сидения на открытом воздухе с видом на реку между Санкт-Гоар и скалой Лорелей. Труппа из двадцати «Рейнских дев» танцевала между столами под обручами, увитыми виноградными лозами. Ежечасные грозы создавались световыми и звуковыми эффектами; один американский посетитель якобы "сиял, как фасад кинотеатра на Бродвее", когда рассказывал об этом. Заведение использовало девиз:
Haus Vaterland machts gründlich - im Haus Vaterland gewitterts stündlich. (Haus Vaterland делает это тщательно - в Haus Vaterland бушует ежечасно)
The Türkisches Café (Турецкое кафе) на четвертом этаже имело позолоченные арки и мраморные полы.
Löwenbräu, напротив Türkisches Café на четвертом этаже, подражал баварскому bierkeller и посмотрел на нарисованный вид на Zugspitze, за которым посетители могли наблюдать за закатом. Развлекательную программу обеспечил «оригинальный баварский оркестр».
A Венгерская крестьянская таверна на пятом этаже с цыганскими скрипачами.
A Испанский винный погреб, также на пятом этаже, с игроками на мандолине.
Пограничный салон в Скалистых горах, также на пятом этаже. Танцы были для американского джаза, и ковбои в полном западном наряде, некоторые из них черные, крутили свои арканы. Там же выступали красивые хористки. Сидни Бечет играл там в начале 1930-х годов с группой "The McAllan Blackband", которую возглавлял сомалийско-немецкий барабанщик Уильямом 'Вилли' Мак Алланом, и "Tom Bill Nigger Band". Позже он был переименован в Kolonialstube (колониальная гостиная).
Не было ни британских, ни французских комнат, потому что Кемпински был слишком патриотом, чтобы простить им Версальский договор. В 1930 году винный погреб был перемещен, чтобы освободить место для еще двух региональных немецких комнат:
Bremen Galley, названный в честь судовая кухня в морском порту Северной Германии.
"Старая берлинская пивная", названная в честь разновидности репы, названной по Teltow, недалеко от Берлина. 77>
Две небольшие комнаты были также добавлены в честь друзей Третьего рейха, хотя до Трехстороннего пакта 1940 года:
A Японская чайхана, с «оригинальной японской службой».
Итальянский бар, заменивший венгерский чардаш.
Отражая меняющуюся политическую ситуацию, были также один балл русский водочный бар и французское бистро.
![]() | Викискладе есть медиафайлы, связанные с Haus Vaterland. |
Координаты : 52 ° 30′29 ″ N 13 ° 22′38 ″ E / 52,50806 ° N 13,37722 ° E / 52.50806; 13.37722