Harley-Davidson XR-750 - это гоночный мотоцикл, производимый Harley-Davidson с 1970 года, в основном для грунтовые гонки, но также для шоссейных гонок в варианте XRTT . XR-750 был разработан в ответ на изменение в 1969 году правил Гранд национального чемпионата AMA, которое выровняло игровое поле для производителей, отличных от Harley-Davidson, что позволило японским и британским мотоциклам превзойти ранее доминирующие Гоночный мотоцикл Harley-Davidson KR. XR-750 выиграл наибольшее количество гонок в истории гонок Американской ассоциации мотоциклистов (AMA).
XR-750 связан с карьерой гонщика Марка Брелсфорда, Кэл Рэйборн и Джей Спрингстин, и был любимым мотоциклом исполнителя трюков Эвела Книвела. Книвел использовал велосипед с декабря 1970 года до своего последнего прыжка в январе 1977 года. XR-750 был включен в выставку Искусство мотоцикла 1998 года, а один из мотоциклов Книвела находится в Смитсоновской Национальный музей американской истории Выставка «Америка в движении».
В Barber Vintage Motorsports Museum. | |
Также называется | 70-XR-750 |
---|---|
Предшественник | Модель KR |
Класс | Гонки по бездорожью |
Двигатель | 748 куб.см (45,6 куб. Дюймов) с воздушным охлаждением V-twin, 2x 36 мм карбюраторы Mikuni |
Диаметр цилиндра / ход | 76 мм × 81 мм (3,0 дюйма × 3,2 дюйма) (железная головка 1970 г.). 79 мм × 76 мм (3,1 дюйма × 3,0 дюйма) (головка из сплава 1972–) |
Максимальная скорость | 115 миль / ч (185 км / ч) |
Мощность | 82 л.с. (61 кВт) при 7700 об / мин |
Трансмиссия | Трехцепная первичная, 4-скоростная, цепная главная передача |
Тип рамы | Сталь двойная петля, полная люлька |
Подвеска | Передняя часть: Ceriani телескопическая вилка. Сзади: 2x Girling амортизаторы |
Тормоза | Передние: нет. Задние: опционально |
Шины | Колеса со спицами, алюминиевые диски. 4 дюйма × 19 дюймов (100 мм × 480 мм) |
Наклон, след | 26 °, 3,44 дюйма (87 мм) |
Колесная база | 56,75 дюйма (1441 мм) |
Высота сиденья | 31 дюйм (790 мм) |
Вес | 295 фунтов (134 кг) (заявленный) (сухой ). |
Запас топлива | 2,5 галлона США (9,5 л; 2,1 имп гал) |
Объем масла | 2,75 кварты США (2600 мл) |
Правила класса C Гранд национального чемпионата AMA, введенные в 1933 году и пересмотренные в 1954 году, имела формулу эквивалентности, ограничивающую двигатели с плоской головкой или с боковым клапаном до 750 куб. не более 500 куб. см (31 куб. дюйм). Со временем это преимущество в перемещении позволило удержать старую технологию с плоской головкой на трассе и отпугнуть более широкое поле конкурентов. По крайней мере, 200 омологированных экземпляров модели должны были Серия Harley-Davidson KR с плоской головкой доминировала в гонках класса C, но к концу 1960-х годов BSA, Norton и Triumph имел небольшой рынок для мотоциклов с верхним расположением двигателя объемом 500 куб. См, и давление на один рабочий объем увеличивалось без учета конфигурации клапана. Публика покупала британские байки с объемом двигателя 650 куб. Установлено, что будет один максимальный рабочий объем для гонок по бездорожью, 750 куб. см, без учета типа клапана, хотя разделение 500/750 OHV / боковых клапанов было сохранено в шоссейных гонках. Двигатели OHV стали доминировать в гонках, несмотря на попытки Мерта Лоуилла отложить неизбежное на его плоских Harley, а мотоциклы KR устарели на десять лет и больше не могли участвовать в соревнованиях.
В 1969 году, имея ограниченное время и деньги, гоночный менеджер Harley-Davidson Дик О'Брайен и его команда использовали элементы существующей конструкции для создания нового гоночного автомобиля OHV, но вместо того, чтобы начинать с нуля, они решили модифицировать существующий OHV. гоночный: гоночный двигатель объемом 900 куб. см (55 куб. дюймов) XLR, оснащенный магнето, с диаметром цилиндра 3,0000 дюйма (7,620 см) и ходом поршня 3,8125 дюйма (9,684 см). Он был слишком большим, чтобы быть законным, поэтому была создана модифицированная версия с использованием тех же основных верхних конечных частей (железные головки и цилиндры), но с значительно более коротким ходом и более короткими шатунами, чтобы уменьшить рабочий объем до 750 куб. См (46 куб. Дюймов). законный предел.
Эти железные головки XR-750 1970–71 годов были склонны к перегреву (шутливо называемые «вафельницами»), а также имели недостаточную мощность. Двигатель был снова модернизирован для 1972 года с полностью алюминиевой головкой и блоком цилиндров с увеличенным диаметром цилиндра и более коротким ходом для того же рабочего объема 750 куб. Рама и ходовая часть были перенесены от гоночного автомобиля KRTT с помощью передней вилки Ceriani и двух задних амортизаторов Girling. Топливный бак, крылья и заднее сиденье / крыло в комбинации были изготовлены из стекловолокна с защелкивающейся крышкой сиденья на поролоновой подушке. Чтобы соответствовать правилам омологации AMA, было изготовлено двести экземпляров, которые можно было получить по запросу у дилеров Harley-Davidson по цене 3200 долларов США, что сегодня с учетом инфляции было бы примерно 21 067 долларов США.
В чем-то отличия. другие двигатели Harley-Davidson, конструкция блока левый и правый корпуса двигателя разделены вертикально и образуют четыре полости: центральный передний картер, центральный задний редуктор, правый боковой корпус редуктора для привод ГРМ, в котором размещены четыре распределительных вала, и левую полость для трехрядной первичной приводной цепи. Ряд из четырех распределительных валов также использовался на гоночных автомобилях KR, унаследованных от бокового клапана модели WL и даже более ранней модели D 1929 года. Хотя одинарный распределительный вал других моделей Harley-Davidson был дешевле в производстве, и более тихий, четыре кулачка обеспечивают лучшую производительность, такую как большую гибкость в регулировке фаз газораспределения, а короткие одиночные распредвалы долговечны и дают толкателям более прямой путь к коромыслам.
Также называется | XRTT-750 |
---|---|
Predecessor | KRTT |
Class | Road Racing |
Engine | 748 куб. См (45,6 куб. Дюймов) с воздушным охлаждением V-образный твин, 2x 36 мм карбюраторы Mikuni |
Диаметр цилиндра / ход | 79 мм × 76 мм (3,1 дюйма × 3,0 дюйма) |
Мощность | Приблиз. 70–100 л.с. (52–75 кВт) (ранний-поздний) |
Трансмиссия | Трехцепная первичная, 4-ступенчатая, цепная главная передача |
Тип рамы | Стальная двухконтурная полная опора |
Подвеска | Передняя часть: Ceriani телескопическая вилка. Задняя часть: 2x Girling амортизаторы |
Тормоза | Передняя часть: 4 переднего башмака. Задняя часть: однодисковая |
Шины | Колеса со спицами, алюминиевые диски. Передний: 3 дюйма × 18 дюймов (76 мм × 457 мм). Задний: 3,5 дюйма × 18 дюймов (89 мм × 457 мм) |
Наклон, след | 24 °, 3,63 дюймов (92 мм) |
Колесная база | 54 дюйма (1400 мм) |
Высота сиденья | 28 дюймов (710 мм) |
Масса | 324 фунта (147 кг)) (заявлено) (сухой ). |
Запас топлива | 6 галлонов США (23 л; 5 имп галлонов) |
Запас масла | 4 кварты США (3785 мл) |
В гоночной версии XR-750 использовался алюминиевый масляный бак, топливный бак из стекловолокна на 6 галлонов США (23 л; 5 имп. Галлонов) и обтекатель из стекловолокна, который включал дополнительную теплозащиту для защиты левой ноги гонщика, когда Езда в сложенном положении. Сверху по центру топливного бака была кожаная накладка с круглым вырезом для левой крышки топливного бака. Как и в трекере для грязи, в нем использовались вилка Ceriani и амортизаторы Girling, два 36 мм Карбюраторы Mikuni и настроенный выхлоп с двойным обратным конусом. Контрольно-измерительная аппаратура состояла из тахометра Smiths .
В отличие от трекера для бездорожья, он поставлялся с тормозами: задний дисковый тормоз, а в спереди - барабанный тормоз Fontana с четырьмя ведущими башмаками, который представляет собой два барабанных тормоза со сдвоенным приводом, соединенных бок о бок в двух барабанах. XRTT является последним примером мотоцикла для соревнований с барабанными тормозами, замененного дисковыми тормозами на всех других гоночных велосипедах из-за чрезмерной неподрессоренной массы, добавляемой очень большим барабанным тормозом в сборе. Официальная мощность в лошадиных силах никогда не публиковалась, но оценки для двигателей начала 1972 года находились в высоком диапазоне 70–79 л.с. (52–59 кВт), а к 2008 году они увеличились до 100 л.с. (75 кВт) и более.
Гонщики на XR-750 выиграли 29 из 37 Гранд национальных чемпионатов AMA с 1972 по 2008 год включительно. Помимо того, что он имел больше побед, чем любой другой мотоцикл в гонках AMA, он был назван «самым успешным гоночным мотоциклом всех времен» и претендует на то, чтобы иметь больше побед, чем любой другой гоночный мотоцикл в истории.
В В 1989 году Лу Геренсер-старший построил мотоцикл для лазания по холмам XR-750 с удлиненным маятником , который увеличил длину велосипеда вдвое. Адаптированный к механическому впрыску топлива и закиси азота, по оценке Геренсера, его двигатель производил более 150 л.с. (110 кВт). Перегруженный двигатель прослужил недолго, но продержался достаточно долго, чтобы выиграть чемпионат AMA по горным подъемам.
Как и в случае с KR, клиенты начали просить улицу -legal XR с момента его дебюта. Harley-Davidson не спешила извлекать выгоду из этого спроса, наконец представив уличный байк Sportster XR-1000 для модели 1983 года, через 13 лет после гоночного XR-750. XR-1000 использовал головки XR-750, но сохранил двигатель, раму и другое оборудование Sportster. XR-1000 стоил почти вдвое дороже базовой модели Sportster XL, продавался плохо, и многие энтузиасты производительности просто купили XL и модернизировали головки, карбюраторы и выхлопную систему со значительно меньшей общей стоимостью. Производство XR-1000 было прекращено всего через два года, а еще через 24 года Harley-Davidson XR1200 был представлен в 2008 году в Европе и в 2009 году в США. XR1200 имеет меньше общего с XR-750, чем XR-1000, но пока нашел более теплый прием.
Бывший гонщик гоночной команды Harley-Davidson, Мерт Лоуилл, конструирует и продает модифицированные Harley- Велосипеды Davidson XR1200, которые являются уличной версией Harley-Davidson XR-750, на котором он участвовал в Гранд-национальном чемпионате.
Эвел Книвел начал прыгать на XR-750 на высоте его карьеры в период с декабря 1970 по октябрь 1976 года (хотя неудачный тренировочный прыжок был сделан в январе 1977 года и заснят на пленку). До неудачного тренировочного прыжка Книвел прыгал на легковых или грузовых автомобилях (или их комбинации) на XR-750.
Джампбайк Harley-Davidson XR-750 Буббы БлэквеллаСамый длинный В 1971 году прыжок Книвела над машинами был 129 футов над 19 машинами и был показан в фильме Ивел Книвел с Джорджем Гамильтоном в главной роли. Самая длинная попытка перепрыгнуть через автобусы была впервые предпринята, когда Книвел разбился на стадионе Уэмбли в 1975 году при попытке перепрыгнуть на 120 футов через 13 автобусов. Пять месяцев спустя Книвел прыгнул на XR-750 через 14 автобусов и установил свой личный рекорд за почти 25 лет - 133 фута на Kings Island.
Книвел установил большинство рекордов прыжков, используя XR-750, но с 2008 года большинство рекордов по прыжкам принадлежит исполнителю трюков Бубба Блэквелл. В настоящее время самый длинный прыжок на XR-750 Бубба Блэквелла был успешно совершен в 1999 году, когда он перепрыгнул через 15 автобусов на высоте 157 футов. 6 августа 2015 года дерзкий исполнитель трюков Дуг Дэнджер на ралли Sturgis Bike Rally в Buffalo Chip побил рекорд Книвела по количеству автомобилей, прыгнувших на XR-750 с 22 автомобилями. Книвел попытался совершить этот подвиг с 22 автомобилями в Монро, штат Вашингтон, 1 сентября 1972 года и очистил 21 машину, но приземлился на палубу безопасности, закрывающую 22-ю машину. Бубба Блэквелл совершил тот же прыжок с 22 автомобилями в 2001 году с ужасными последствиями. Он перевернулся кувырком, когда не приземлился, чуть не умер и несколько месяцев находился в коме. Danger совершил этот подвиг на настоящем винтажном Harley-Davidson XR-750 Эвела Книвела 1972 года. Без каких-либо изменений в байке, кроме перемещения подножек для приспособления к росту Дуга.
Evel Knievel XR-750 подвешен в воздухе, как будто прыгает, в музее Harley-DavidsonВикискладе есть материалы, связанные с Harley-Davidson XR-750 и Harley-Davidson XRTT. |