Отношения между государством и бизнесом в Японии осуществляются разными способами и через многочисленные каналы. Наиболее важными проводниками в послевоенный период являются экономические министерства: Министерство финансов и Министерство экономики, торговли и промышленности (METI, ранее Министерство международной торговли и промышленности, известный как MITI). Министерство финансов несет оперативную ответственность за все финансовые вопросы, включая подготовку национального бюджета. Он инициирует налогово-бюджетную политику и, косвенно контролируя Банк Японии, центральный банк, также отвечает за денежно-кредитную политику. Министерство финансов распределяет государственные инвестиции, формулирует налоговую политику, собирает налоги и регулирует обмен валюты.
Японская модель рыночной экономики формирует отношения между правительством и бизнесом. Среди ученых ведутся споры о том, как классифицировать японскую рыночную экономику и модель государства всеобщего благосостояния. Некоторые утверждают, что правительство Японии, бизнес и рабочие сосредоточены исключительно на повышении экономической производительности. Это считается продуктивистской или развивающей моделью капитализма благосостояния. Институциональные особенности Японии, указывающие на эту модель, включают сотрудничество между MITI и предприятиями в направлении японской экономики к достижению целей высокой производительности. Подчинение рабочей силы - еще один аспект этой модели, позволяющий японскому правительству сосредоточиться исключительно на экономическом развитии. а не развитие социальных программ.
Другая модель рыночной экономики и государства всеобщего благосостояния, которой, как утверждается, подходит Япония, - это гибридная модель. Гибридная модель представляет собой комбинацию либерального и кооперативного государства всеобщего благосостояния. Подобно другим либеральным рыночным экономикам, таким как США, в Японии очень низкий уровень благосостояния. расходы. Однако, в отличие от других либеральных экономик, правительство Японии играет прямую роль в координации действий японского бизнеса с помощью бюрократии. MITI отвечает за разработку масштабных экономических планов, которые включают выбор следующих выигрышных и проигрышных секторов промышленности, в которые японское правительство должно инвестировать или поддерживать. Этот аспект рыночной экономики Японии похож на сотрудничество между бизнесом и правительством. Другой аспект японской рыночной экономики, который следует модели кооперации, - это роль семейных ценностей. Японские ценности меритократии и тяжелого труда отражают условия труда в японской экономике. Однако в отличие от кооперативных рыночных экономик, которые черпают свои ценности из христианской мысли, японские рыночные ценности проистекают из конфуцианства. Эти параллельные различия между либеральной и кооперативной рыночной экономикой являются причиной того, почему ученые утверждают, что Япония соответствует модели гибридной рыночной экономики.
Отношение Японии к правительству исторически формировалось Конфуцианство. Японию часто называют конфуцианской страной, но в ней верность важнее благосклонности. Лидерство исходило от правительства и власти в целом, и бизнес обращался к правительству за руководством. Такое отношение в сочетании с представлением о нации как о семье позволяло правительству влиять на бизнес, а предприятия усердно работали не только для собственной прибыли, но и для национального благосостояния. Был национальный консенсус в том, что Япония должна быть экономической державой и что долг всех японцев - жертвовать собой ради этой национальной цели. Таким образом, отношения между государством и бизнесом были скорее сотрудниками, чем взаимно подозрительными противниками.
Связи между корпоративным миром и правительством в Японии поддерживались через три национальные организации: Федерацию экономических организаций (Keizai Dantai Rengokai - Keidanren ), созданную в 1946 г.; Японская ассоциация руководителей корпораций (Кейдзай Доюкай), созданная в 1946 году; и Японская федерация ассоциации работодателей (Nihon Keieishadantai Renmei-), созданная в 1948 году. Кейданрен считается самой важной. В его состав входят 750 крупнейших корпораций и 110 ассоциаций производителей. Его штаб-квартира в Токио служит своего рода «нервным центром» для важнейших предприятий страны и тесно сотрудничает с могущественным Министерством международной торговли и промышленности (MITI). Однако есть свидетельства того, что власть федерации уже не та, что была раньше, отчасти потому, что крупные корпорации, накопившие к концу 1980-х годов огромные суммы денег, все более способны работать без ее помощи.
Nikkeiren был в основном озабочен отношениями между профсоюзами и руководством и организацией единого делового фронта для переговоров с профсоюзами о требованиях заработной платы во время ежегодного "". Keizai Dyukai, состоящий из более молодых и либеральных бизнес-лидеров, возложил на себя роль продвижения социальной ответственности бизнеса. В то время как Кейданрен и Никкейрен были «первоклассными организациями», члены которых сами были ассоциациями, члены Кейдзай Доюкай были отдельными бизнес-лидерами (см. Профсоюзы в Японии ).
Благодаря финансовой поддержке корпораций, бизнес группы интересов в целом были более независимы от политических партий, чем другие группы. И Кейданрен, и Кейдзай Доукай, например, заявили о готовности вести переговоры с Социалистической партией Японии после политических скандалов 1988-89 гг., А также предположили, что ЛДП может сформировать коалиционное правительство с оппозиционная партия. Однако через организацию под названием «Ассоциация народной политики» () они и другие ведущие бизнес-группы предоставили Либерально-демократической партии (ЛДП) самый крупный источник партийного финансирования.
Улицы Японии усеяны небольшими магазинами, продуктовыми магазинами, ресторанами и кофейнями. Хотя супермаркеты и крупные дисконтные универмаги более распространены, чем в 1980-х, политическая мощь ассоциаций малого бизнеса нашла свое отражение в успехе, с которым они блокировали национализация системы распределения страны. Закон 1973 года с поправками 1978 года сильно затруднил в конце 1980-х годов для японских или иностранных розничных торговцев создание крупных, экономически эффективных торговых точек в местных сообществах.
Многие товары легкой промышленности, такие как игрушки, обувь, карандаши и кухонная утварь, по-прежнему производились небольшими местными компаниями, а не импортировались из Республики Корея, Тайваня или Гонконга. Традиционные ремесла, такие как керамика, шелк ткачество и лакировка, производимые многовековыми методами в небольших мастерских, процветали во всех частях страны. Помимо протекционизма разновидности «нетарифного барьера », правительство обеспечивало экономическую жизнеспособность малых предприятий посредством мягкой налоговой политики и доступа к кредитам на особо выгодных условиях.
Основные ассоциации, представляющие малые и средние предприятия, включали в себя Японскую торгово-промышленную палату, в целом поддерживающую ЛДП (сокращенно Nissho), которая была основана в 1922 году, но ее происхождение восходит к созданию в 1878 г., и Коммунистическая партия Японии - спонсировались.
Хотя малые предприятия в сфере услуг и производства сохранили культурные традиции и оживили городские районы, главной мотивацией для поддержки малого бизнеса государством было социальное обеспечение. По словам Колдера, «большая часть малого бизнеса, особенно в секторе распределения, служит а. Его неэффективность помогает поглощать излишков рабочих, которые остались бы безработными, если бы распределение, услуги и традиционное производство было одинаково столь же эффективным, как и высококонкурентное и модернизированное.
Однако в последнее время в Японии начали появляться правительственные агентства, такие как GR Japan и ShinNihon Public Affairs, которыми руководят бывшие дипломаты., члены парламента и государственные служащие.