Гордон Паркс | |
---|---|
Парки на Марше за гражданские права в Вашингтоне, 1963 | |
Родился | Гордон Роджер Александр Бьюкенен Паркс. (1912-11-30) 30 ноября 1912 г.. Форт-Скотт, Канзас, США |
Умер | 7 марта 2006 г. (2006-03-07) (93 года). Манхэттен, Нью-Йорк, США |
Работы | Жизнь фотоочерки. Вал. Древо обучения. Одиссея Соломона Нортапа. Выбор оружия (мемуары) |
Дети | Гордон Паркс-младший. Дэвид Паркс. Лесли Кэмпбелл Паркс. Тони Паркс-Парсонс |
Награды | Награда NAACP Image (2003). Премия PGA Oscar Micheaux (1993). Национальная медаль искусств (1988). Медаль Спингарна (1972) |
Гордон Роджер Александр Бьюкенен Паркс (30 ноября 1912 г. - 7 марта 2006 г.), американский фотограф, музыкант, писатель и кинорежиссер, ставший известным в документальном фильме США фото журналистика в 1940-1970-х годах - особенно в вопросах гражданских прав, бедности и афроамериканцев - и в гламурной фотографии.
Как первый известный пионер среди чернокожих режиссеров, он был первым афроамериканцем, который продюсировал и режиссирует основные фильмы - разрабатывает фильмы, рассказывающие об опыте рабов и борющихся чернокожих американцев, и создает жанр "blaxploitation ". Его лучше всего помнят за его культовые фотографии бедных американцев 1940-х годов (сделанные для проекта федерального правительства), его фотоэссе для журнала Life и как режиссера фильма 1971 года Shaft. Паркс также был автором, поэтом и композитором.
Паркс родился в Форт-Скотт, Канзас, в семье Эндрю Джексона Паркс и Сары. Росс, 30 ноября 1912 года. Он был самым младшим из пятнадцати детей. Его отец был фермером, который выращивал кукурузу, свеклу, репу, картофель, зелень и помидоры. У них также было несколько уток, кур и свиней.
Он учился в отдельной начальной школе. Город был слишком маленьким, чтобы позволить себе отдельную среднюю школу, которая способствовала бы сегрегации средней школы, но чернокожим людям не разрешалось заниматься спортом или посещать школьные общественные мероприятия, и им не давали возможности развивать любые стремления к высшему образованию. Паркс рассказал в документальном фильме о своей жизни, что его учитель сказал ему, что его желание поступить в колледж будет пустой тратой денег.
Когда Парку было одиннадцать лет, трое белых мальчиков бросили его в реку Марматон, зная, он не умеет плавать. У него хватило ума нырнуть под воду, чтобы они не увидели, как он приземлится. Его мать умерла, когда ему было четырнадцать. Он провел последнюю ночь в семейном доме, спал возле гроба своей матери, ища не только утешения, но и способ противостоять собственному страху смерти.
Вскоре после этого его отправили в Св. Пол, Миннесота, жить с сестрой и ее мужем. Он и его шурин часто ссорились, и Паркса наконец выгнали на улицу, чтобы он заботился о себе в возрасте 15 лет. Пытаясь выжить, он работал в публичных домах и был певцом, пианистом, автобусом, странствующим официантом, и полупрофессиональный баскетболист. В 1929 году он некоторое время работал в клубе джентльменов «Миннесотский клуб». Там он не только заметил атрибуты успеха, но и смог прочитать много книг из клубной библиотеки. Когда крах на Уолл-стрит 1929 года положил конец клубу, он прыгнул на поезд до Чикаго, где ему удалось найти работу в ночлежке.
В возрасте 25 лет Паркс был поражен фотографиями рабочих-мигрантов в журнале. Он купил свою первую камеру Voigtländer Brillant за 7,50 долларов в ломбарде в Сиэтле, штат Вашингтон, и сам научился фотографировать. Клерки по фотографии, разработавшие первый рулон пленки Паркса, аплодировали его работе и побудили его искать работу в магазине женской одежды в Санкт-Петербурге. Пол, Миннесота, принадлежит Фрэнку Мерфи. Эти фотографии привлекли внимание Марвы Луи, жены чемпиона по боксу в тяжелом весе Джо Луи. Она призвала Паркса и его жену Салли Алвис переехать в Чикаго в 1940 году, где он начал свой портретный бизнес и специализировался на фотографиях светских женщин. Фотографические работы Паркса в Чикаго, особенно в том, чтобы запечатлеть бесчисленные опыты афроамериканцев по всему городу, привели его к получению стипендии Джулиуса Розенвальда в 1941 году, платя ему 200 долларов в месяц и предлагая ему выбор работодателя, что, в свою очередь, способствовало к предложению присоединиться к Администрации безопасности фермы, которая ведет хронику социальных условий в стране под эгидой Роя Страйкера.
В течение следующих нескольких лет Паркс переходил с работы на работу, занимаясь внештатным портретом и подработкой модного фотографа. Он начал вести хронику городского гетто Саут-Сайда, и в 1941 году выставка этих фотографий принесла Парксу стипендию фотографа с Управлением безопасности фермы (FSA).
американец. Готика, Вашингтон, округ Колумбия - хорошо известная фотография ПарксаРаботая в FSA в качестве стажера у Роя Страйкера, Паркс создал одну из своих самых известных фотографий, American Gothic, Вашингтон, округ Колумбия, назван в честь пикантной картины Гранта Вуда, американской готики - легендарной картины традиционной стоической белой американской фермерской пары, на которой был изображен поразительный, но ироничный, сходство с фотографией Паркс чернокожего чернорабочего. На «преследующей» фотографии Паркса изображена чернокожая женщина, Элла Уотсон, которая работала в бригаде уборщиков здания FSA, неподвижно стоящая перед висящим на стене американским флагом, с метлой в одной руке и шваброй на заднем плане. Паркс был вдохновлен на создание этого изображения после того, как неоднократно сталкивался с расизмом в ресторанах и магазинах изолированной столицы.
Более поздняя фотография из серии FSA, сделанная Парксом, показывает Эллу Уотсон и ее семьюПосле просмотра фотографии, Страйкер сказал, что это обвинение Америки, и что это может привести к увольнению всех его фотографов. Он призвал Паркс продолжать работать с Уотсон, что привело к серии фотографий ее повседневной жизни. Позже Паркс сказал, что его первый образ был преувеличенным и неуловимым; другие комментаторы утверждали, что он черпал силу из своей полемической природы и двойственности жертвы и выжившего, и, таким образом, затронул гораздо больше людей, чем его последующие изображения миссис Уотсон.
(Общий объем работ Паркс для Федеральное правительство, использующее его камеру «в качестве оружия», привлекло бы гораздо больше внимания современников и историков, чем все другие чернокожие фотографы, находившиеся на федеральной службе в то время. на Парках.)
После расформирования ССА, Паркс остался в Вашингтоне, округ Колумбия, в качестве корреспондента Управления военной информации, где он сфотографировал полностью черное. Он не мог следовать за группой на зарубежном театре военных действий, поэтому ушел из O.W.I. Позже он последовал за Страйкером в проект Standard Oil Photography Project в Нью-Джерси, где фотографам поручили снимать небольшие городки и промышленные центры. Среди наиболее ярких работ Паркс того периода: «Время обеда в доме мистера Геркулеса Брауна в Сомервилле, штат Мэн» (1944); Рабочий смазочного завода, Питтсбург, Пенсильвания (1946); «Автомобиль, нагруженный мебелью на шоссе» (1945); Автопортрет (1945); и Ferry Commuters, Статен-Айленд, Нью-Йорк (1946).
Паркс возобновил поиск работы фотографом в мире моды. После ухода из Управления военной информации Паркс переехал в Гарлем и стал внештатным модным фотографом для Vogue под редакцией Александра Либермана. Несмотря на расистские настроения того времени, редактор Vogue Либерман нанял его для съемки коллекции вечерних платьев. Паркс фотографировал моду для Vogue в течение следующих нескольких лет, и он разработал отличительный стиль фотографирования своих моделей в движении, а не в статичных позах. За это время он опубликовал свои первые две книги: «Фотография со вспышкой» (1947) и «Портреты с камеры: методы и принципы документальной портретной съемки» (1948).
Фотографическое эссе 1948 года о молодом лидере гарлемской банды принесло Парксу штатную должность фотографа и писателя в ведущем американском фото-журнале Life. Его участие в жизни продлилось до 1972 года. Более 20 лет Паркс делал фотографии на такие темы, как мода, спорт, Бродвей, бедность и расовая сегрегация, а также портреты Малкольм Икс, Стокли Кармайкл, Мухаммед Али и Барбра Стрейзанд. Он стал «одним из самых провокационных и знаменитых фотожурналистов в Соединенных Штатах».
Его фотографии для журнала Life, а именно фоторепортаж 1956 года под названием «Ограничения: открытое и скрытое. "осветил последствия расовой сегрегации, одновременно наблюдая за повседневной жизнью и деятельностью трех семей в Мобиле и его окрестностях, штат Алабама: Торнтонов, Козисов и Таннеров". Как отмечают кураторы Хай-музея искусств в Атланте, хотя фоторепортаж Паркса послужил решающим документом о Юге Джима Кроу и всех его эффектах, он не просто сосредоточился на демонстрациях, бойкотах и жестокостях, которые были связаны с этим периодом. однако он «подчеркнул прозаические подробности» жизни нескольких семей.
За годы работы в Life, Паркс также написал несколько книг на тему фотографии (особенно документальной фотографии), а в 1960 году был назван «Фотографом года» Американским обществом журнальных фотографов.
В 1950-х Паркс работал консультантом в различных голливудских постановках. Позже он снял серию документальных фильмов о жизни черных гетто, заказанных Национальным образовательным телевидением. С его экранизацией своего полуавтобиографического романа Древо обучения в 1969 году для Warner Bros.-Seven Arts Паркс стал первым крупным чернокожим режиссером Голливуда. Он был снят в его родном городе Форт-Скотт, штат Канзас. Паркс также написал сценарий и музыку к фильму с помощью своего друга, композитора Генри Бранта.
Шафт, детективного фильма 1971 года, снятого Парксом с участием Ричарда Раундтри в роли Джона Шафта, стал главным хитом, породившим серию фильмов, которые будут обозначены как blaxploitation. Жанр блэксплуатации - это жанр, в котором изображения чернокожих из низших слоев общества, причастных к наркотикам, насилию и женщинам, использовались в коммерчески успешных фильмах с участием черных актеров и были популярны среди части черного сообщества. Чувство Парка к обстановке было подтверждено Shaft, где он изображал супер-крутого черного частного детектива в кожаной одежде, нанятого для поиска похищенной дочери гарлемского рэкетира рэкетира.
Паркс также снял продолжение 1972 года, Big Score Вала, в котором главный герой оказывается в центре соперничающих банд рэкетиров. Среди других режиссерских работ Паркса: «65>Супер копы » (1974) и Ледбелли (1976), биографический фильм о блюзовом музыканте Хадди Ледбеттере. В 1980-х он снял несколько фильмов для телевидения и сочинил музыку и либретто для Мартина, балета, посвященного Мартину Лютеру Кингу, премьера которого состоялась в Вашингтоне, округ Колумбия, в 1989 году. в день рождения Кинга в 1990 году.
В 2000 году он сыграл эпизодическую роль в продолжении Шафта, где Сэмюэл Л. Джексон в главной роли. роль тезки и племянника оригинального Джона Шафта. В эпизодической сцене Паркс сидел и играл в шахматы, когда Джексон приветствовал его как «мистер П.».
Его первая работа была пианистом в борделе, когда он был подростком. Паркс также выступал как джазовый пианист. Его песня «No Love», написанная в другом борделе, была исполнена Ларри Функом и его оркестром в начале 1930-х годов во время трансляции национального радио.
Паркс написал Концерт для фортепиано с оркестром (1953) при поддержке черный американский дирижер, Дин Диксон, и его жена Вивиан, пианистка, и с помощью композитора Генри Бранта. Он завершил «Симфонию деревьев» в 1967 году. В 1989 году он написал и поставил «Мартин» балет, посвященный Мартину Лютеру Кингу-младшему, лидеру гражданских прав, который был убит.
Начиная с конца 1940-х годов, Паркс начал писать - вторая карьера, в результате которой было написано 15 книг и привела к его роли известного чернокожего режиссера, - начиная с книг по искусству и ремеслу фотографии.. Начиная с 1960-х годов, Паркс занялся литературой, написав Древо обучения (1963). Он написал несколько сборников стихов, которые проиллюстрировал своими фотографиями, и написал три тома мемуаров - «Выбор оружия» (1966), «Голоса в зеркале» (1990) и «Голодное сердце» (2005).
В 1981 году Паркс обратился к художественной литературе с Шеннон, романом об ирландских иммигрантах, пробивающихся вверх по социальной лестнице в неспокойном Нью-Йорке начала 20 века. Писательские достижения Паркса включают романы, стихи, автобиографию и научную литературу, в том числе учебные пособия по фотографиям и книги по созданию фильмов. В этот период Паркс также написал стихотворение «».
Абстрактные картины маслом Парков, связанные с фотографией, были продемонстрированы на выставке 1981 года в галерее Алекса Розенберга в Нью-Йорке под названием «Парки Гордона: расширение: эстетическое сочетание живописи и фотографии».
Паркс был соучредителем журнала Essence и был его редакционным директором в течение первых трех лет его тиража.
Паркс был женат и развелся трижды. Он женился на Салли Алвис в Миннеаполисе в 1933 году, и они развелись в 1961 году. В 1962 году он женился на Элизабет Кэмпбелл, дочери карикатуриста Э. Симмс Кэмпбелл, и они развелись в 1973 году. Паркс впервые встретил китайско-американского редактора Женевьев Янг (падчерицу китайского дипломата Веллингтона Ку ) в 1962 году, когда он начал писать «Древо обучения». В то время его издатель назначил ее своим редактором. Между ними возникли романтические отношения в то время, когда они оба развелись с предыдущими супругами и поженились в 1973 году. Они развелись в 1979 году. Кэндис Бушнелл утверждает, что встречалась с Парксом в 1976 году, когда ей было 18, а ему 58. На протяжении многих лет Паркс был романтически связан с Глорией Вандербильт, наследницей и дизайнером железной дороги. Их отношения переросли в глубокую дружбу, которая длилась всю его жизнь.
У Паркс было четверо детей: Гордон-младший, Дэвид, Лесли и Тони (Паркс-Парсонс). Его старший сын Гордон Паркс-младший, чьи таланты напоминали таланты своего отца, погиб в авиакатастрофе в 1979 году в Кении, куда он отправился снимать фильм. У Паркса пятеро внуков: Ален, Гордон III, Сара, Кэмпбелл и Сэтчел. Малкольм Икс оказал честь Парксу, когда попросил его стать крестным отцом его дочери, Кубила Шабаз.
Он умер от рака в возрасте 93 лет, когда жил в Манхэттене, Нью-Йорк., и похоронен в своем родном городе Форт Скотт, Канзас.
С его фильмом Шафт (вместе с Мелвин Ван Пиблз Baadasssss Song Sweet Sweetback, выпущенный ранее в том же году), Парку приписывают соавторство в создании жанра blaxploitation, этнического поджанра эксплуатационный фильм, который появился в США в начале 1970-х годов. Боевик также помог изменить представление Голливуда об афроамериканцах, представив чернокожего героя боевиков в массовом кино.
Режиссер Спайк Ли цитирует Паркса как источник вдохновения, заявляя: «Вы получаете вдохновение, откуда оно приходит. Это не обязательно, потому что я смотрю его фильмы. он снял эти фильмы, когда не было черных режиссеров, этого достаточно ».
Паркс упоминается в музыкальном видео Кендрика Ламара в его песне« ELEMENT. ". В музыкальном видео некоторые из знаковых фотографий Парка превращены в движущиеся виньетки.
Несколько сторон являются получателями или наследниками различных частей архивной документации Парка.
Фонд Гордона Парков в Плезантвилле, Нью-Йорк (ранее в Чаппакуа, Нью-Йорк ) сообщает, что " постоянно сохраняет работы Гордона Паркс, делает их доступными для публики через выставки, книги и электронные средства массовой информации. Организация также заявляет, что «поддерживает художественную и образовательную деятельность, продвигающую то, что Гордон назвал« общим поиском лучшей жизни и лучший мир ». Эта поддержка включает стипендии для« артистичных »студентов и помощь исследователям. В их штаб-квартире есть выставочное пространство с вращающимися фотовыставками, открытое бесплатно для публики, с возможностью групповых экскурсий по договоренности. Фонд также принимает в свой архив «квалифицированных исследователей» по предварительной записи. Фонд сотрудничает с другими организациями и учреждениями на национальном и международном уровнях для достижения своих целей.
Музей / центр Гордон Паркс в Форт-Скотт, штат Канзас, сообщает, что в нем хранятся десятки фотографий Парков, подаренных Музею парками, а также различные вещи, завещанные им музею после его смерти. Коллекция включает «награды и медали, личные фотографии, картины и рисунки Гордона, мемориальные доски, сертификаты, дипломы и звания почетного доктора, избранные книги и статьи, одежду, рекордсмен, теннисную ракетку, статьи из журналов, его коллекцию журналов Life и многое другое.. " Музей также отдельно получил несколько фотоаппаратов, письменный стол и фотографии Парка.
Библиотека Конгресса (LOC) сообщает, что в 1995 году он «приобрел личную коллекцию Паркса, включая бумаги, музыку, фотографии, фильмы, записи, рисунки и другие продукты его... карьеры».
LOC уже был домом для федеральный архив, в который вошли первые крупные проекты фотожурналистики Паркса - фотографии, которые он сделал для Управления безопасности фермы (1942–43) и для Управления военной информации (1943–45).
В апреле 2000 г. Оргкомитет присудил Парку награду «Живая легенда» - один из 26 писателей и художников, удостоенных этой награды. LOC также хранит опубликованные и неопубликованные музыкальные произведения Паркса, а также несколько его фильмов и телепрограмм.
автобиографический фильм Паркса «Древо обучения» и его афроамериканец, антигерой Драма-боевик «Вал», оба были отобраны для постоянного сохранения в Национальном реестре фильмов Библиотеки Конгресса. «Дерево обучения» было одним из первоначальных 25 фильмов, впервые отобранных LOC для Национального реестра фильмов.
В Национальном архиве также хранится фильм «Мой Отец, Гордон Паркс (1969: архив 306.8063) - фильм о Парксе и его автобиографическом фильме «Древо обучения» - хранится в Национальном архиве США вместе с гравюрой. (из оригинала) «Одиссеи» Соломона Нортапа, фильма, снятого Парксом для телепередачи Public Broadcasting System об испытании раба. В архивах также хранятся различные фотографии, сделанные Парксом за годы работы в правительстве.
Смитсоновский институт имеет обширный список активов, связанных с Гордоном. Парки, особенно фотографии.
В 1991 году Государственный университет Уичито (WSU), в Уичито, самом большом городе в Парках 'родной штат Канзас наградил Паркс своей высшей наградой за достижения: медалью президента. Однако в середине 1990-х, после того, как Паркс доверил WSU коллекцию из 150 своих знаменитых фотографий, WSU - по разным причинам (включая недоумение относительно того, были ли они подарком или ссудой, и мог ли университет должным образом защитить и сохранить их.) - вернули им, ошеломляя и глубоко огорчив Парков. Еще одно пренебрежение было со стороны городских властей Уичито, которые также отказались от возможности приобрести многие документы и фотографии Парка.
Однако к 2000 году WSU и Паркс исцелили свое разделение. Университет возобновил чествование Парка и накопление его работ. В 2008 году Фонд Гордона Парка выбрал WSU в качестве хранилища для 140 коробок с фотографиями Парка, рукописей, писем и других документов. В 2014 году еще 125 фотографий Пака были приобретены Фондом WSU с помощью филантропов Уичито Паулы и Барри Даунинг для демонстрации в Художественном музее Ульриха.
Коллекция Гордона Паркс в специальных коллекциях факультета Ричарда Л.Д. и Марджори Дж. Морс в Государственном университете Канзаса в первую очередь документирует создание его фильма «Обучение» Дерево.
Работы Паркс хранятся в следующих государственных коллекциях:
Wikimedia Commons has media related to: Gordon Parks (category ) |