В скандинавской мифологии Гна - богиня, которая выполняет поручения в других мирах для богини Фригг и верхом на летающем, ступающем по морю коне Хофварпнир (древнескандинавский «тот, кто метает свои копыта "," метатель копыт "или" метатель копыт "). Гна и Хофварпнир засвидетельствованы в Прозаической Эдде, написанной в 13 веке Снорри Стурлусоном. Были предложены научные теории о Гне как о «богине полноты» и потенциально родственной Фаме из римской мифологии. Хофварпнир и восьминогий конь Слейпнир приводились в качестве примеров трансцендентных лошадей в скандинавской мифологии.
В главе 35 книги Проза Эдды Gylfaginning, фигура на троне High дает краткое описание 16 асинджур. Высокий называет Гну тринадцатой и говорит, что Фригг отправляет ее в разные миры с поручениями. Хай добавляет, что Гна едет на лошади Хофварпнир, и что эта лошадь может ездить по воздуху и подниматься наверх по морю. Хай продолжает, что «однажды некий ванир увидел ее путь, когда она ехала по воздуху» и что неназванный один из этих ванов говорит в стихах:
Гна отвечает стихами, тем самым указывая отцовство Хофварпнира; лошади Хамскерпир и Гарерофа :
Источник этих строф не предоставлен, и в остальном они не подтверждены. Хай заканчивает свое описание Гны, говоря, что «от имени Гны происходит обычай говорить, что что-то гнафир [вырисовывается], когда поднимается высоко». В книге Проза Эдды Skáldskaparmál Гна включена в список из 27 имен асинджур.
Рудольф Симек говорит, что этимология, которую Снорри представляет в Gylfaginning для имени Gná, возможно, неверна, но неясно, что это имя может означать иначе, хотя Gná имеет также этимологически считается «богиней полноты». Джон Линдоу называет обмен стихами между ванирами и гна «странным» и указывает, что непонятно, почему именно ваны должны быть свидетелями пролета Гна
Улла Луманд цитирует Хофварпнира и восьминогого коня Слейпнира в качестве «ярких примеров» лошадей в скандинавской мифологии как способных «быть посредником между землей и небом, между Асгарр, Мильгарр и Атгарр и между миром смертных людей и преисподней ». В 19 веке Якоб Гримм предложил родственника в персонифицированном слухе в римской мифологии ; Фама. Однако Гримм отмечает, что, в отличие от Фамы, Гна не описывается как крылатый, а скорее Хофварпнир, как крылатый конь Пегас, мог быть таким.
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Gná. |