Méduse плывет в ближнем бою на фоне бригов | |
История | |
---|---|
Франция | |
Имя | Медуза |
тезка | Медуза |
Строитель | Верфь Crucy, Paimboeuf |
Заложен | 24 июня 1806 г. |
Запущен | 1 июля 1810 г. |
В сервисе | 26 сентября 1810 г. |
Судьба | Выброшен на берег на берегу Аргина |
Общие характеристики | |
Класс и тип | Фрегат класса Паллада |
смещение | 1080 тонн |
Длина | 46,93 м (154 футов 0 дюймов) |
Луч | 11,91 м (39 футов 1 дюйм) |
Черновик | 5,9 м (19 футов 4 дюйма) |
Движение | 1950 м 2 (21 000 кв. футов) парусов |
Дополнение | 326 |
Вооружение |
|
Méduse — 40-пушечный фрегат французского флота типа « Паллас », спущенный на воду в 1810 году. Принимал участие в наполеоновских войнах на поздних этапах Маврикийской кампании 1809–1811 годов и в рейдах в Карибском море.
В 1816 году, после Реставрации Бурбонов, Медюза была вооружена на флейте, чтобы переправить французских чиновников в порт Сен-Луи в Сенегале, чтобы официально восстановить французскую оккупацию колонии в соответствии с условиями Первого Парижского мира. Из-за неумелого плавания ее капитана Хьюга Дюруа де Шомаре, который получил командование после Реставрации Бурбонов по политическим причинам, « Медуза » наткнулась на берег Аргена у побережья современной Мавритании и потерпела полную потерю.
Большинство из 400 пассажиров на борту были эвакуированы, 146 мужчин и 1 женщина были вынуждены укрыться на импровизированном плоту, буксируемом катерами фрегата. Однако буксировка оказалась нецелесообразной, и лодки вскоре бросили плот и его пассажиров в открытом океане. Без каких-либо средств навигации к берегу ситуация на борту плота быстро стала катастрофической. Десятки были смыты штормом в море, а другие, пьяные от вина, взбунтовались и были убиты офицерами. Когда припасы закончились, несколько раненых были брошены в море, а часть выживших прибегла к Обычаю моря, занимаясь каннибализмом. После 13 дней в море был обнаружен плот, в живых осталось всего 15 человек.
Известие о трагедии вызвало бурю эмоций у общественности, сделав Медузу одним из самых печально известных кораблекрушений Эпохи парусного спорта. Двое выживших, хирург и офицер, написали широко читаемую книгу об этом инциденте, и этот эпизод был увековечен, когда Теодор Жерико нарисовал «Плот Медузы », ставший заметным произведением французского романтизма.
Méduse был введен в эксплуатацию в Нанте 26 сентября 1807 года.
В 1811 году она была отправлена на Яву с Нимфой в составе дивизии фрегатов под командованием Жозефа-Франсуа Рауля. 2 сентября фрегаты прибыли в Сурабаю в сопровождении 32-пушечного фрегата HMS Bucephalus. Двумя днями позже к погоне присоединился еще один британский корабль, HMS Barracouta, но 8 сентября он потерял связь. 12 сентября Медуза и Нимфа преследовали Буцефала, который сбежал и на следующий день разорвал контакт. Медюза вернулась в Брест 22 декабря 1811 года. Затем она продолжила свою службу в Атлантике.
Между 27 и 29 декабря 1813 года французские фрегаты « Нимфа » и « Медуза » захватили несколько британских торговых судов в точке с координатами 16° с.ш. 39° / 16° с.ш. 39° з.д. / 16; -39 з.д. Захваченными судами были « Принц Джордж », « Леди Кэролайн Бархэм » и « Потсдам », все три шли из Лондона и направлялись на Ямайку; Флора, от Лондона до Мартиники; Бразилия Пакет, от Мадейры до Бразилии; и Росарио и Фетида из Кабо-Верде. Французы сожгли все захваченные ими суда, кроме Prince George. Они посадили в нее своих заключенных и отправили ее картелем на Барбадос, куда она прибыла 10 января 1814 года.
С восстановлением французской монархии в 1814 году Людовик XVIII решил восстановить господство роялистов в высших чинах французского флота и армии. Следовательно, Hugues Viscount Duroy de Chaumareys был назначен капитаном де фрегата и получил командование Méduse, хотя он почти не плавал за 20 лет.
17 июня 1816 года конвой под командованием Хьюга Дюруа де Шомаре на Медузе вышел из Рошфора в сопровождении склада « Луара », брига « Аргус » и корвета « Эхо », чтобы принять британскую передачу порта Сен-Луи в Сенегале. Méduse, вооруженная флейтой, перевозила много пассажиров, в том числе назначенного французским губернатором Сенегала полковника Жюльена-Дезире Шмальца, его жену Рейну Шмальц и его секретаря Жозефа Жана-Батиста Александра Грифона дю Белле. Экипаж Медюза насчитывал 400 человек, в том числе 160 членов экипажа плюс контингент морских пехотинцев, предназначенных для гарнизона Сен-Луи. Корабль достиг острова Мадейра 27 июня.
Затем Шмальц хотел как можно быстрее добраться до Сен-Луи по самому прямому маршруту, хотя это привело бы флот в опасную близость к берегу, где было много отмелей и рифов. Опытные экипажи уплыли дальше. Медюз был самым быстрым из конвоя, и, игнорируя его приказы, капитан Шомаре быстро потерял связь с Луарой и Аргусом. Эхо не отставал и пытался вести Медузу, но безрезультатно. Затем Эхо предусмотрительно двинулся дальше в море.
Шомаре решил привлечь к управлению фрегатом одного из пассажиров, Ришфора. Ришефорт был философом и членом Филантропического общества Кабо-Верде, но не имел квалификации управлять кораблями. Когда она приблизилась к побережью Африки, курс Медузы стал опасным. Ришефорт, по-видимому, принял большую гряду облаков на горизонте за мыс Бланко на африканском побережье и поэтому недооценил близость отмели Арген у побережья Мавритании.
2 июля 1816 года, отклонившись от курса более чем на 160 километров (99 миль), « Медуз » наткнулся на все более мелкую воду, и Шомаре, и Ришфор проигнорировали такие знаки, как белые буруны и грязь в воде. В конце концов, лейтенант Моде взял на себя ответственность начать измерения с носа и, имея размеры всего 18 морских саженей (33 м), предупредил своего капитана. Осознав наконец опасность, Шомаре приказал вывести корабль против ветра, но было слишком поздно, и Медюз сел на мель в 50 километрах (31 миле) от берега. Авария произошла во время весеннего прилива, что затруднило повторный спуск фрегата на воду. Капитан отказался сбросить 14 трехтонных пушек, и корабль сел на мель.
У Méduse не было достаточного количества спасательных шлюпок, чтобы доставить всех пассажиров в безопасное место за одну поездку. Были предложены планы использовать катера корабля для переправки пассажиров и экипажа на берег на расстоянии 50 километров (31 милю), что, как ожидалось, потребует как минимум двух поездок на лодке. Также были предложены многочисленные идеи по облегчению Méduse и немедленному отрыву от рифа, в частности, постройка плота, на который команда могла бы выгрузить свой груз.
Плот длиной 20 метров (66 футов) и шириной 7 метров (23 фута) вскоре был построен из дерева, собранного с места крушения, и получил от экипажа прозвище « Машина ». 5 июля разразился шторм, и у Медузы появились признаки разрушения. Пассажиры и команда запаниковали, и Чаумарейс решил немедленно эвакуировать фрегат, не оставив времени на реализацию первоначального плана - несколько переправ на берег на пароме. Вместо этого было предложено использовать плот для перевозки пассажиров, а баркасы Медюза могли отбуксировать плот в безопасное место; 146 мужчин и одна женщина поднялись на крайне неустойчивый плот. На плоту было мало припасов и не было средств управления или навигации. Большая часть его палубы находилась под водой. Семнадцать человек решили остаться с инвалидом Медюза, а остальные сели в корабельные баркасы.
Экипажи лодок вскоре поняли, что буксировка плота нецелесообразна, и начали опасаться, что отчаявшиеся выжившие на борту плота захлестнут их. Проехав всего несколько километров, было решено перерезать буксирные тросы, оставив плот и его пассажиров на произвол судьбы. Спасательные шлюпки с капитаном и губернатором Шмальцем на борту отплыли в безопасное место. Некоторые высадились сразу на побережье Африки, при этом большинство выживших направились по суше в Сенегал, хотя некоторые погибли в пути.
На плоту ситуация резко ухудшилась. Среди провизии были бочки с вином вместо воды. Вспыхнули драки между офицерами и пассажирами, с одной стороны, и матросами и солдатами, с другой. В первую ночь дрейфа 20 человек были убиты или покончили жизнь самоубийством. Угрожала штормовая погода, и только центр плота был в безопасности. Десятки погибли либо в боях за то, чтобы добраться до центра, либо потому, что их смыло волнами за борт. Паек быстро истощался; к четвертому дню на плоту осталось в живых всего 67 человек, и некоторые, чтобы выжить, прибегли к каннибализму (часть Морского обычая). На восьмой день сильнейшие решили выбросить слабых и раненых за борт, в результате чего осталось всего 15 человек, и все они прожили еще четыре дня до их спасения 17 июля бригом Аргус, который случайно столкнулся с ними.
Аргус доставил выживших на плоту в Сен-Луи, чтобы они выздоровели. Пятеро из них, в том числе Жан Шарль, последний африканский член экипажа, умерли в течение нескольких дней. Шомаре решил спасти золото, которое все еще находилось на борту Méduse, и отправил спасательную команду, которая обнаружила, что Méduse все еще в значительной степени не повреждена. Только трое из 17 мужчин, решивших остаться на Медузе, были живы 54 дня спустя. Британские военно-морские офицеры помогли выжившим вернуться во Францию, поскольку помощи от французского морского министра не последовало.
Выживший хирург Медузы Анри Савиньи и секретарь губернатора представили властям свой отчет о трагедии. Это просочилось в антибурбоновскую газету Journal des débats и было опубликовано 13 сентября 1816 года. Инцидент быстро стал скандалом во французской политике, и официальные лица Бурбонов пытались его скрыть. На военном трибунале в Порт-де-Рошфор в 1817 году Шомаре судили по пяти пунктам обвинения, но оправдали за то, что он бросил свою эскадру, не смог поднять свой корабль на воду и бросил плот; однако он был признан виновным в некомпетентном и самодовольном плавании и в том, что покинул Медузу до того, как все ее пассажиры были сняты. Несмотря на то, что этот вердикт подвергал его смертной казни, Шомаре был приговорен всего к трем годам тюремного заключения. Многие считали военный трибунал «обелением», и в 1818 году губернатор Сенегала Шмальц был вынужден уйти в отставку. Позже Закон Гувиона де Сен-Сира гарантировал, что продвижение по службе во французских вооруженных силах будет основываться на заслугах.
Савиньи и еще один выживший, географ-инженер Александр Корреар, впоследствии написали книгу со своим собственным отчетом ( Nauufrage de la frégate la Méduse) об этом инциденте, опубликованную в 1817 году. К 1821 году она выдержала пять изданий и также с успехом была опубликована в Английский, немецкий, голландский, итальянский и корейский переводы. Пересмотр текста в более поздних изданиях усилил политическую направленность произведения.
В 1980 году французская морская археологическая экспедиция под руководством Жана-Ива Бло обнаружила место кораблекрушения Медюза у берегов современной Мавритании. Основным инструментом поиска был единственный в своем роде магнитометр, разработанный CEA.
Район поиска был определен на основе рассказов выживших на Медузе и, что более важно, на записях французской прибрежной картографической экспедиции 1817 года, которая обнаружила останки корабля, все еще выступающие над волнами. Фоновые исследования оказались настолько хорошими, что группа экспедиции обнаружила место кораблекрушения в первый же день поисков. Затем они обнаружили достаточно артефактов, чтобы точно идентифицировать затонувший корабль и разместить выставку в Морском музее в Париже.
Впечатленный рассказами о кораблекрушении, 25-летний художник Теодор Жерико решил создать картину маслом, основанную на этом происшествии, и связался с писателями в 1818 году. Его работа изображает момент, описанный одним из выживших: до их спасения, пассажиры увидели на горизонте корабль, которому попытались подать сигнал. Она исчезла, и, по словам одного из выживших членов экипажа, «от бреда радости мы впали в глубокое уныние и горе». Через два часа снова появился корабль « Аргус » и спас оставшихся. Картина под названием Le Radeau de la Méduse (англ. «Плот Медузы ») считается культовым произведением французского романтизма и шедевром Жерико. Она выставлена в Лувре.
Координаты : 20,0475° с.ш., 16,8090° з.д. 20°02′51″ с.ш. 16°48′32″ з.д. / / 20.0475; -16,8090