Жорж Брассенс | |
---|---|
![]() | |
Справочная информация | |
Имя при рождении | Жорж Шарль Брассенс |
Родился | (1921-10-22) 22 октября 1921 года. Сет, Франция |
Умер | 29 октября 1981 (1981-10-29) (в возрасте 60 лет). Сен-Жели-дю-Феск, Франция |
Жанры | |
Образование(s) | Певец и автор песен |
Инструменты | Акустическая гитара |
Годы деятельности | 1951–1981 |
Ярлыки | Universal Music |
Ассоциированные группы | Пьер Николя,. иногда Бартелеми Россо,. Жоэль Фавро |
Жорж Шарль Брассенс (французское произношение: ; 22 октября 1921 - 29 октября 1981), французский певец, автор песен и поэт.
Теперь он стал культовой фигурой во Франции, он добился известности благодаря своим элегантным песням с их гармонично сложной музыкой для голоса и гитары и четким, разнообразным текстом. Он считается одним из самых выдающихся послевоенных поэтов Франции. Он также положил музыку на стихи как хорошо известных, так и малоизвестных поэтов, в том числе Луи Арагона (Il n'y a pas d'amour heureux), Виктора Гюго (La Légende де ла Нонн, Гастибельса), Поль Верлен, Жан Ришпен, Франсуа Вийон (La Ballade des Dames du Temps Jadis) и Антуан Поль (Les Passantes).
Во время Второй мировой войны немцы заставили его работать в трудовом лагере на заводе BMW авиационных двигателей в Басдорфе недалеко от Берлин в Германии (март 1943 г.). Здесь Брассенс встретил некоторых из своих будущих друзей, таких как Пьер Онтениенте, которого он назвал Гибралтаром, потому что он был «твердым, как скала». Позже они стали близкими друзьями.
После десятидневного отпуска во Франции он решил не возвращаться в трудовой лагерь. Брассенс нашел убежище в небольшом тупике под названием «Тупик Флоримон» в 14-м округе Парижа, популярном и рабочем районе, где он прожил несколько лет. с его владелицей Жанной Планш, подругой его тети. Планш жила со своим мужем Марселем в относительной бедности: без газа, воды и электричества. Брассенс прятался там до конца войны пять месяцев спустя, но в итоге пробыл там 22 года. Планш вдохновил Брассенса на песню Jeanne.
Он написал и спел на своей гитаре более сотни своих стихотворений. В период с 1952 по 1976 год он записал четырнадцать альбомов, в которые вошли несколько популярных французских песен, таких как Les Coains d'abord, Chanson pour l'Auvergnat, La mauvaise réputation и Mourir pour des idées. Большинство его текстов имеют оттенок черного юмора и часто анархистски.
В 1967 году он получил Гран-при поэзии Французской академии.
Помимо Парижа и Сета, он жил в Креспьере (недалеко от Парижа) и в Лезардриё (Бретань).
Брассенс родился в Сете, коммуне в департаменте Эро из Occitanie региона, французскому отцу и итальянке матери из города Марсико Нуово (в провинции Потенца, Базиликата ).
Брассенс вырос в семейном доме в Сете со своей матерью Эльвирой Дагроса, отцом Жан-Луи, наполовину -сестра Симона (дочь Эльвиры и ее первого мужа, погибшего во время Первой мировой войны) и дед по отцовской линии Жюль. Его мать, которую Брассенс назвал «миссионеркой песен» (militante de la chanson), происходила из южная Италия (Марсико Нуово в Базиликата ) был набожным католиком, в то время как его отец был легкомысленным, щедрым, открытым человеком антиклерикальным. Брассенс вырос между этими двумя совершенно противоположными личностями, которые, тем не менее, разделяли любовь к музыке. Его мать, Симона и Джулс, всегда пели. Эта среда привила Брассенсу страсть к пению, которая стала определяющей в его жизни. В то время он постоянно слушал своих ранних кумиров: Чарльза Трене, Тино Росси и Рэя Вентура. Говорят, что он больше всего любит музыку: это была его первая страсть и путь, который привел его к карьере. Он сказал своему другу Андре Севу: «[Это] своего рода внутренняя вибрация, что-то интенсивное, удовольствие, в котором есть что-то чувственное». Он надеялся поступить в музыкальную консерваторию, но его мать настаивала на том, что он сможет поступить так только в том случае, если его оценки улучшатся. Следовательно, он так и не научился читать ноты. Бедный ученик, Брассенс плохо учился в школе.
Альфонс Боннафе, учитель девятого класса Брассенса, всячески поощрял его явный дар к поэзии и творчеству. Брассенс уже экспериментировал с написанием песен и поэзией. Боннафе помогал ему в поэзии и побуждал его уделять больше времени школьным занятиям, предлагая начать изучать классическую поэзию. Брассенс проявил интерес к стихам и рифмам. По признанию Брассенса, влияние Боннафе на его творчество было огромным: «Мы были головорезами в четырнадцать, пятнадцать лет, и мы начали любить поэтов. Это настоящая трансформация. Благодаря этому учителю я открыл свой разум для чего-то большего. Позже, каждый раз, когда я писал песню, я задавал себе вопрос: понравится ли она Боннафе? " К этому моменту музыка отошла за кулисы поэзии для Брассенса, который теперь мечтал стать писателем.
Тем не менее, личная дружба и юность все еще определяли Брассенса в подростковом возрасте. В семнадцать лет он был замешан в преступлениях, которые стали поворотным моментом в его жизни. Чтобы получить деньги, Жорж и его банда начали воровать у своих семей и других людей. Жорж украл у сестры кольцо и браслет. Полиция нашла и поймала его, что вызвало скандал. Молодых людей публично охарактеризовали как «школьных мафиози» или «подонков». Некоторые из преступников без поддержки своих семей провели время в тюрьме. В то время как отец Брассенса был более снисходительным и сразу же забрал сына, Брассенса исключили из школы. Он решил переехать в Париж в феврале 1940 года, после непродолжительного судебного разбирательства в качестве подмастерья каменщика в бизнесе своего отца после того, как уже разразилась Вторая мировая война.
Брассенс жил со своей тетей Антуанеттой в 14-м округе Парижа, где он сам научился играть на фортепиано. Он начал работать на автомобильном заводе Renault. В мае 1940 года завод подвергся бомбардировке, и Франция была захвачена Германией. Брассенс вернулся в семейный дом в Сет. Он провел лето в своем родном городе, но вскоре вернулся в Париж, чувствуя, что это его будущее. Он не работал, поскольку занятость принесла бы только прибыль врагу-оккупанту. Опечаленный отсутствием поэтической культуры, Брассенс большую часть времени проводил в библиотеке. Именно тогда он установил привычку вставать в пять утра и ложиться спать на закате - образец, который он поддерживал большую часть своей жизни. Он тщательно изучал великих мастеров: Вийона, Бодлера, Верлена и Гюго. Его подход к поэзии был почти научным. Читая, например, стихотворение Верлена, он анализировал его изображение за изображением, внимательно отслеживая малейшее изменение ритма, анализируя рифмы и то, как они чередуются. Он опирался на эту огромную литературную культуру, когда написал свой первый сборник стихов Des coups d'épée dans l'eau, завершение которого предвещало анархизм его будущих песен:
Брассенс также опубликовал À la venvole в 1942 году, спасибо на деньги его семьи и друзей, и с удивительной помощью женщины по имени Жанна Планш, соседки Антуанетты, вероятно, первой поклонницы Брассенса. Позже Брассенс так прокомментировал свои ранние работы: «В те времена я только извергал то, что узнал, читая поэтов. Я еще не превратил это в мед».
В марте 1943 г. Брассенс был реквизирован для организации принудительного труда STO (Service du travail Obligatoire ) в Германии. Он нашел время, чтобы написать Bonhomme и Pauvre Martin, а также более сотни других песен, которые позже либо сжигались, либо часто переделывались, прежде чем они достигли своей окончательной формы (Le Mauvais sujet repenti). Он также написал начало своего первого романа «Лали Какаму». В Германии он встретил некоторых из своих лучших друзей, таких как Пьер Онтениенте, которого он прозвал «Гибралтар», потому что он был «тверд как скала». Позже Онтениенте стал его правой рукой и личным секретарем.
Через год после прибытия в Басдорф Брассенсу был предоставлен десятидневный отпуск. Для него и его новых друзей было очевидно, что он не вернется. В Париже ему нужно было найти убежище, но он знал очень мало людей. Он действительно вёл довольно одинокую жизнь в Париже, встречаясь только с другом из Сета и девушками. В конце концов, Жанна Планш пришла ему на помощь и предложила разместить его столько, сколько потребуется. Жанна жила со своим мужем Марселем в лачуге по адресу Флоримон, 9, без газа, воды и электричества. Брассенс согласился и оставался там двадцать два года. Однажды он сказал по радио: «Там было хорошо, и с тех пор у меня появилось удивительное чувство дискомфорта». По словам Пьера Онтениенте: «Жанна была влюблена в Жоржа, а Марсель ничего не знал, так как начал напиваться в восемь утра».
После того, как Жорж поселился у Жанны Планш, ему пришлось скрываться в течение пяти месяцев, ожидая окончания войны. Он продолжал писать стихи и песни. Он сочинил, используя в качестве своего единственного инструмента небольшой предмет мебели, который он назвал «мой барабан», на котором он отбивал ритм. Он возобновил написание романа, начатого в Басдорфе, потому что только сейчас он думал о карьере известного романиста. Конец Второй мировой войны и внезапно обретенная свобода не сильно изменили его привычки, за исключением того, что он получил обратно библиотечную карточку и возобновил изучение стихов.
Конец войны означал возвращение на родину друзей из Басдорфа, с которыми Брассенс планировал создать анархистскую газету Le Cri des Gueux (Крик злодеев), которая остановился после первого выпуска из-за нехватки денег. В то же время он организовал «Доисторическую вечеринку» с Эмилем Мирамоном (другом из Сета по прозвищу «Корн д'Аурох» - рог зубра, древнего крупного рогатого скота) и Андре Ларю (которого он встретил в Басдорфе), которые выступали за возврат к более скромному образу жизни, но чья главная цель состояла в том, чтобы высмеять другие политические партии. После провала Le Cri des Gueux Брассенс присоединился к анархистской федерации и написал несколько ядовитых статей с черным юмором для Le Libertaire, газеты Федерации. Но расточительность будущего автора песен пришлась не всем по вкусу, и вскоре ему пришлось покинуть Федерацию, хотя и без обид.
Брассенс сказал в интервью: «Анархист - это человек, который скрупулезно переходит дорогу зебрам, потому что он ненавидит спорить с агентами». Он также сказал: «Я не очень люблю закон. Как сказал бы Леото, я мог бы обойтись без законов [...] Я думаю, что большинство людей не смогли бы».
Его друзья, которые слышали и любили его песни, убеждали его пойти и попробовать их в кабаре, кафе или концертном зале. Он был застенчивым и с трудом выступал перед людьми. Сначала он хотел продавать свои песни таким известным певцам, как Les Frères Jacques. Владелец кафе сказал ему, что его песни не те, которые он искал. Но однажды он встретил певицу Патачу в очень известном кафе Les Trois Baudets, и она вывела его на музыкальную сцену. Таким образом в музыкальную индустрию пришли несколько известных певцов, в том числе Жак Брель и Лео Ферре. Позже он несколько раз выступал в Paris Olympia под руководством Бруно Кокватрикса и в Bobino мюзик-холле.
Он гастролировал с Пьером Луки, который написал книгу воспоминаний под названием Avec Brassens (éditions Christian Pirot, 1999, ISBN 2-86808-129- 0 ). После 1952 года Брассенс редко покидал Францию. Несколько поездок в Бельгию и Швейцарию; месяц в Канаде (1961 год, запись на компакт-диске в 2011 году) и еще один месяц в Северной Африке были его единственными поездками за пределы Франции - за исключением его концертов в Уэльсе в 1970 и 1973 годах (Кардифф ). На его концерте в Кардиффе Театр Шермана в 1973 году Джейк Текрей - большой поклонник его творчества - открылся для него.
Брассенс редко выступал за рубежом. Его тексты сложно перевести, хотя попытки были. Он аккомпанировал себе на акустической гитаре. В большинстве случаев единственный другой аккомпанемент исходил от его друга с контрабасом, а иногда и второй гитарой (Barthélémy Rosso,).
Его песни часто осуждают лицемерие и самодовольство в консервативном французском обществе того времени, особенно среди религиозных, обеспеченных и тех, кто работает в правоохранительных органах. Критика часто бывает косвенной, с упором на добрые дела или невиновность других. Его элегантное использование витиеватого языка и мрачного юмора, наряду с живыми ритмами, часто придает довольно шутливое ощущение даже самым мрачным текстам.
Некоторые из его самых известных песен включают:
Брассенс умер от рака в 1981 году в Сен-Жели-дю-Феск, hav Инг страдал от проблем со здоровьем много лет и отдыхает в Сете.
За последние годы о Жорже Брассенсе написано более 50 докторских диссертаций. Многие артисты из Японии, Израиля, России, США (где есть фан-клуб Жоржа Брассенса), Италии и Испании сделали кавер-версии его песен. Его песни были переведены на 20 языков, в том числе эсперанто.
Многие певцы перепели тексты Жоржа Брассенса на других языках, например, Пьер де Гайланд, который переводит песни Брассенса и исполняет их на Английский, португальский, японский, Фабрицио Де Андре (на итальянском ), Альберто Патрукко (на итальянском ) и Нанни Свампа (на итальянском и миланском ), Грэм Олрайт и Джейк Текрей (на английском языке), (на креольском ), Йоси Банаи (на иврите ), Арсен Дедич (на хорватском ), Йиржи Дедечек (на Чех ), Марк Фрейдкин (на русском языке), Локильо, Пако Ибаньес, Хавьер Крахе, Хоакин Карбонелл и (на испанском), (на эсперанто ), Франц Йозеф Дегенхардт и (на немецком языке) Mani Matter на бернском диалекте, (они выпустили 2 компакт-диска с песнями Брассенса на польском языке) и (на польском ), Корнелис Фриесвейк (шведский) и Туула Амберла (на финском). Дитер Кайзер, бельгийско-немецкий певец, выступающий на публичных концертах с французско-немецким профессиональным гитаристом Стефаном Базиром под именем Stéphane Didier, перевел на немецкий язык и собрал в брошюре 19 песен Брассена. Он также перевел среди прочего поэму «Il n'y a pas d'amour heureux» французского поэта-современника Луи Арагона. Франко-камерунский певец Кристо Нумпуби также выпустил кавер-альбом с оригинальными французскими текстами, но адаптировал песни к различным африканским ритмам.
Существует международная ассоциация поклонников Жоржа Брассенса, а также есть фан-клуб в Берлине-Басдорфе, который ежегодно в сентябре организует фестиваль Брассенса.
Брассенс сочинил около 250 песен, из которых 200 были записаны, а остальные 50 остались незаконченными.
Рене Клод, известная квебекская певица, посвятила ему альбом-дань уважения J'ai rendez-vous avec vous (1993).
Его песни оказали большое влияние на многих французских певцов нескольких поколений, включая Максима Ле Форестье, Рено, Бенабара и других.
В 2008 году английский фолк-певец Леон Россельсон включил в свой альбом песню, посвященную Брассенсу, под названием «».
Песня "À Brassens" ("К Брассенсу") из альбома Жана Ферра Ферра была посвящена Брассенсу.
В 2014 году австралийско-французский дуэт Mountain Men выпустил концертный трибьют Mountain Men chante Georges Brassens.
«6587 Brassens» - это астероид, обнаруженный в 1984 году и названный в честь французского поэта. и автор песен.
Многие школы, театры, парки, скверы и общественные места посвящены Жоржу Брассену и его творчеству, в том числе:
Все студийные альбомы Жоржа Брассенса без названия. Они называются одноименными по номеру, или по названию первой песни в альбоме, или по самой известной песне.
![]() | На Викискладе есть материалы, связанные с Жоржем Брассенсом. |