Этносы Филиппинских Кордильер

редактировать

В Кордильерах существует девять основных этнолингвистических групп . Регион Кордильеры расположен на острове Лусон и является самым большим регионом на Филиппинах. У него отличная от остальной страны культура, и у каждого города есть свой диалект.

Карта административного района Кордильеры
Содержание
  • 1 Бонтокс
  • 2 Ибалойс
  • 3 Икалаханс
  • 4 Ифугаос
  • 5 Иснеги
  • 6 Калингас
  • 7 Северный Канкана-эйс
  • 8 Южных Канкана-эйс
  • 9 Тинггуанов / Итнегов
  • 10 См. Также
  • 11 Примечания
  • 12 Ссылки
Бонтоки

Этнолингвистическую группу Бонтока можно найти в центральной и восточной части Горной провинции. В основном он состоит из балангао и гаддангов, значительная часть которых идентифицирует себя как часть группы Калинга. Бонтоки живут в гористой местности, особенно недалеко от реки Чико и ее притоков.

Минеральные ресурсы (золото, медь, известняк, гипс ) можно найти в горных районах. В особенности золото традиционно добывается в муниципалитете Бонток. Река Чико дает песок, гравий и белую глину, в то время как в лесах Барлига и Саданги в этом районе растут ротанг, бамбук и сосны.

Общежития для женщин (olog) и общежития для мужчин (ато / атор). Различные сооружения в основном связаны с сельскохозяйственными потребностями, например, рисовые зернохранилища (акхаманг) и свинарники (хонго).

Человек-Бонток

Традиционно все постройки имеют крыши из травы когон. В домах Бонтока также есть множество посуды, инструментов и оружия: например, инструменты для приготовления пищи; сельскохозяйственные инструменты, такие как боло, лопатки и плуги, ловушки для рыбы из бамбука или ротанга. Оружие включает боевые топоры (пин-нанг / пинангас), ножи и копья (фальфег, фанкао, синалавитан) и щиты (каласаг).

Музыка также важна для жизни бонтока, и ее обычно играют во время церемоний. Песни и песнопения сопровождаются носовыми флейтами (лалаленг), гонгами (гангса), бамбуковым ротовым аппаратом (affiliao) и еврейской арфой (ab-a-fiw). Богатые семьи используют украшения, которые обычно делаются из золота, стеклянных бус, агатовых бус (аппонг) или ракушек, чтобы показать свой статус.

Бонтоки гордятся своими родственными узами и единством как группа. (sinpangili), основанные на принадлежности, совместные истории против злоумышленников и общинных ритуалах, связанных с сельским хозяйством и вопросами, влияющими на всю провинцию, например, стихийными бедствиями. Группы родства две основные функции: контроль над собственностью и регулирование брака. Однако они также важны для взаимного сотрудничества членов группы.

Обычно в бонтокском обществе есть три социальных класса: какачангян (богатые), вад-ай нгачанна (средний класс) и lawa (бедный). Богатые спонсируют и тем, кто в беде, как демонстрацию своего богатства. Бедные обычно работают издольщиками или разнорабочими у богатых.

Мужчины носят стринги (лозы) и ротанговые шапки (суклонг). Женщины носят юбки (тапи).

Антропологи считают, что Бонтоки произошли от индонезийских и малайских иммигрантов, однако они полагаются в их нынешнем районе с незапамятных времен. Сегодня они распространены по всей территории Филиппин. Они являются вторым по величине группой в Горной провинции.

Герой бонтокской культуры Люмавиг учредил своего атора, политическое учреждение, отождествляемое с церемониальным местом, украшенным черепами охотников за головами. Люмавиг также дал Бонтоку их навыки полива, Табу, ритуалы и церемонию после того, как он спустился с неба (чайя) и женился на девушке Бонтока. У каждого атора есть совет старейшин, называемых ингтугтукон, которые признаны экспертами в области обычных прав (адат). Решения принимаются консенсусом.

Intutungcho (тот, что выше), или куфуниан, является их верховным божеством. Лумавиг - его сын.

Ибалойс

Группа Ибалой населяет юго-восточной части провинции Бенгет. Этот район богат минеральными ресурсами, такими как медь, золото, пирит и известняк. Растения и животные также изобилуют лесами и горными районами, и существует обширная водная система, которая включает в себя рекуперацию Буед, рекуперацию Агно и реку Амбураян. Гора Пулаг, вторая по высоте гора Филиппин, находится на их территории.

Распространены ибалы. в горных долинах и поселках. Их язык называется Инибалои или Набалой. Их предки, вероятно, произошли с побережья Лингайена и Илокоса, которые затем мигрировали в хребет Южных Кордильер, прежде чем обосноваться.

Общество Ибалоя состоит из богатых (бакнанг) и три бедных класса: пастухи (пастол), батраки (силби) и рабы, не принадлежащие к ибалю (баган).

Ибалой обладает богатой материальной культурой, в первую очередь их мумификацией процесс, в котором используется соленая вода для предотвращения разложения органов. Растертые листья гуавы и патани прикладывают к трупу, чтобы предотвратить заражение личинками или червями, пока тело высыхает, и этот процесс занимает от двух месяцев до даже года, пока тело не затвердеет.

Ибалы строят свои дома (балаи или баенг) возле своих ферм. Обычно построены на пятифутовых столбах (токод) и они содержат только одну комнату без окон. Сосновые деревья обычно используются для строительства домов, особенно для богатых семей, в то время как кора бамбука для полов и стен, а когонная трава для крыш (атуп) используется бедными. Для приготовления пищи использовать кастрюли из меди (камбунг), а пищевые отсеки (шую) и посуду из дерева. Корзины и скорлупа кокосов также используются в качестве контейнеров. Деревянный ящик, наполненный землей, служит для приготовления пищи (Шаполан), а три блока - средством (шакилан). Традиционным оружием ибалоев являются копье (каянг), щит (каласай), лук и стрела (беканг ​​и пана) и военная дубинка (папа), хотя в настоящее время они редко используются. Ибалой также используют режущие инструменты, такие как ножи, сельскохозяйственные инструменты для измельчения риса: ступки (дохсунг), круглые или прямоугольные для целей, и пестики (аль-о или байю) различных размеров, вырезанные из прочного дерева. стволы и сосновые ветки. Их веялки для риса (дега-о или кияг) сделаны из бамбука или ротанга.

Музыка также важна среди ибалоев: еврейская арфа (коденг), носовая флейта (кулешенг), местная гитара (калшенг или Камбитонг), бамбуковые ударные инструменты, барабаны (солибао), гонги (кальса) и многие другие. Они считаются священными, и в них всегда нужно играть по какой-то причине, например, пир.

Мужчины носят стринги (кувал), а у богатых - темно-синее одеяло (кулабав или алашанг), в то время как остальные - белый (колебао джа олес). Женщины носят блузку (камбал) и юбку (атен или пайвет). Позолоченные покрытия зубов (шикан), медные ножки (ватин), медные браслеты (каринг) и подвески для ушей (табинг) отражают преимущества золота и меди. Лоде или разработка россыпи после дробления руды с использованием большого плоского камня (гай-дан) и маленького (алидан). Золото из полученного мелкого песка затем отделяется (сабак) в желобе (дайасан). Затем золото плавят в лепешки.

Пожилые люди Ибалоя могли татуировать руки в знак престижа.

Ибалой верят в два вида духов (анитос). Духи природы связаны с бедствиями, в то время как духи предков (ка-апуан) сообщают о своем поведении во сне или вызывает заболевание члена семьи.

Икалаханс

Икалаханы - небольшая группа Распространен среди горных хребтов Сьерра-Мадре, Карабальо и восточной части горного хребта Кордильер. Основное население проживает в провинции Нуэва-Бискайя с центром в Каяпе. Они считают частью игорот (горных людей ), но отличаются именем Икалахан, которое происходит от лесных деревьев, которые растут на горе Карабальо.

они к названию изученным этническим группам, поэтому их ранняя история неизвестна. Однако Феликс М. Кизинг предполагает, что, как и другие группы в горах, они бежали с низменностей, чтобы избежать испанского преследования.

Есть два класса общества: богатые (бакнанг или Кадангян) и бедных (битэг или абитенг). Практика Икалахана swidden («подсечка и сжигание») земледелие (инум-ан) камоте и ям (габи).

Дома Икалахана, традиционно построенные для одной нуклеарной семьи - тростник (pal-ot) или cogon (gulon) для крыш, кора или древесные плиты для стен и пальмовые полосы (balagnot) для пола. Дома имеют традиционную формульную форму и возвышаются на 3–5 футов над землей одним общим общим для общих занятий и окном и дверью. Обычно есть отдельная комната (дуваг) только для посетителей или членов семьи, напротив кухни. На очаге стоят две каменные печи, одна готовит еду для свиней в медном котле (гамбанг), другая - для домашнего хозяйства. На полках (пагьяй) хранится домашняя утварь, в том числе деревянные миски (дуйо) и подносы камоте (балликан или таллака) из ротанга. Пилинг камоте (дахда) или отбросы (падив) скармливают свиньям, которые пасут под жилым помещением или в хлеву рядом с домом.

Икалахан, как и многие другие этнические группы, любит использовать музыкальные инструменты в праздник, большинство из которых сделаны из бамбука. Гонги (ганга) - это используемые инструменты, которые дополняются барабанами. Они также используют местную гитару, или галданг, и вибрирующий инструмент, называемый пакгонг, на котором играют удары, помимо еврейской арфы (Колинг).

В качестве одежды мужчины Икалахана носят набедренная повязка или стринги (кубал) и рюкзаки (акбот) из оленьей шкуры. Выходя из дома, мужчины почти всегда берут с собой боло. Женщины носят плетеные юбки (лакба) на талии, состоящие из лоскутов разных цветовых сочетаний. Они носят блузки из того же материала. Они используют корзину (каябанг) ​​на спине для переноски сельскохозяйственных орудий. Среди украшений тела - латунные спиральные браслеты (гэйдинг или сражение).

Власть общества принадлежит старейшинам (нангкама), последнее слово в вопросе конференции тонгтонгана. Подвиги включает келенг для исцеления больных, поминовение предков и другие события. Спонсор может также провести десятидневный праздник, падит.

Ифугаос
Рисовые террасы Банауэ

Ифугао, широко известные как игороты, - этнолингвистическая группа, в основном проживающая в Ифугао провинция, которая находится в сердце Кордильер. Провинция является одной из самых маленьких провинций на Филиппинах, ее площадь составляет всего 251 778 га, или около 0,8% от общей площади Филиппин. Он имеет умеренный климат и богат минералами и лесными продуктами.

Влажные рисовые террасы характеризуют их земледелие, дополненное кустарным выращиванием камоте. Они известны своими рисовыми террасами Банауэ, которые стали одними из главных туристических стран.

Термин игорот или иголоте был термином, который испанские завоеватели использовали для обозначения горцев. Ифугао, однако, предпочитают имя Ифугао, которое произошло от слова ipugo (люди на английском языке). Хотя большинство из них уже обратились в римско-католический из своей первоначальной анимистической религии, из их мифологии, они считали, что произошли от Уигана и Бугана, которые являются детьми Баккаявана и Бугана из Небесного Мира (Кабунян). Генри Отли Бейер думал, что Ифугао произошли из Индокитая 2000 лет назад. Феликс Кизинг думал, что они пришли из области Магат из-за испанцев, следовательно, рисовым террасам всего несколько сотен лет. Популярный эпос Ифугао, Худхуд из Динулавана и Буган из Гонхадана поддерживает эту интерпретацию. Дулаван думал, что ифугао пришли из западной горной провинции из-за сходства с культурой и языком канкана-эйс.

По состоянию на 1995 год численность населения ифугао составляла 131 635 человек. Хотя большинство из них все еще проживает в провинции Ифугао, некоторые из них уже переехали в Багио, где они работали резчиками по дереву, и в других частях региона Кордильеры.

Они разделены на подгруппы, основанные на различиях в диалектах, традициях и дизайне / цвете костюмов. Основные подгруппы - Аянган, Калангая и Тували. Кроме того, общество Ифугао делится на 3 социальных класса: кадангян или аристократов, тагу или средний класс и наготвоты или бедняки. Кадангяны спонсируют престижные ритуалы, называемые хагаби и уяуй, и это отделяют их от тагу, которые не могут спонсировать пиршества, но имеют экономическое благополучие. Навотвоты - это те, которые имеют ограниченную земельную собственность и обычно нанимаются высшими классами для работы в полях и других услугах.

Ифуга общие черт с точки зрения сельского хозяйства, но согласно правилам, имеют более широкое распределение в основном к прямым родственникам в семьех, ближе к их полям

От рождения человека до его смерти Ифугао следуют многим традициям. Паханг и палат ди обан выполняются для безопасных родов. После родов посетителям не разрешается входить в дом до тех пор, пока они не будут выполнены, когда ребенку дадут имя. Затем выполняются колот и балихонг для обеспечения здоровья и хороших характеристик мальчика или девочки соответственно. По мере взросления они спят в эксклюзивных общежитиях, потому что для братьев и сестер разного пола в одном считается неприличным. Мужчины охотятся, рассказывают мифы и работают в поле. Женщины также работают в поле, помимо хозяйки дома и чтения баллад. Обручения также распространены, особенно среди богатого класса; и, как и другие филиппинцы, они работают несколько обрядов в браке, например, бубун (обеспечение свиньи семье женщины). Наконец, ифугао не оплакивают умерших стариков, ребенка или мать, умершую во время зачатия. Это сделано для того, чтобы такое же событие не повторилось в семье. Кроме того, Ифугао верят в жизнь после смерти, поэтому убитым проводится ритуал, называемый опа, чтобы заставить их душу попасть в место, где обитают его предки.

Дома Ифугао (Бале) построены на столбах длиной 3 метра. от земли и состоят из одной комнаты, парадной (панто) и задней двери (авидан), со съемной лестницей (тетэ) к входной двери. Временные хижины (абонги) призывным участком для рабочего поле или в лесу. Зернохранилища риса (alang) охраняются деревянным стражем (bulul).

Мужчины носят набедренную повязку (wanoh), а женщины - юбку (ampuyo). В некоторых случаях мужчины носят сумку из бетеля (пинухха) и боло (гимбаттан). Музыкальные инструменты включают гонг (гангха), деревянный инструмент, по которому наносят удары другим куском дерева (бангибанг), тонкий медный инструмент, который выщипывают (биккунг), струнные инструменты (айюдин и баббонг), носовые флейты (ингжиинг) и ротовые флейты. (куплинг или иппиип).

Уголовные дела разбираются на суровых условиях. Они включают дуэли (уггуб / алао), борьбу (бултонг), испытание горячим боло и испытание кипящей водой (да-у). Ифугао верят в 6 миров: Небесный мир (Кабунян), Земной мир (Пугау), Подземный мир (Далом), Восточный мир (Лагуд), Западный мир (Дайя) и Духовный мир (Кадунгаян). Таликуд несет Земной мир на своих плечах и вызывает землетрясения. Ифугао включает поклонение природе и предкам, а также участие в ритуалах (баки) под председательством мумбаки. Священники (мунагао и мумбини) направляют людей в обрядах на удачу.

Иснеги

Иснеги - коренные жители провинции Апаяо, которая раньше была субпровинцией Горная провинция, но также в некоторых частях Абра, Илокос Норте, Калинга. Апаяо имеет площадь 397 720 гектаров и типографически разделен на две части: Верхнюю Апаяо, гористую, и Нижнюю Апаяо, которая обычно плоская с холмистыми горами и плато.

В 1923 году они были последними этническими группами. группа будет покорена американскими колонизаторами. Раньше у них не было собирательного названия. Вместо этого они называли себя в зависимости от места проживания или от того, жили ли они: по течению (Имандая) или вниз по течению (Ималлод). В настоящее время они широко известны как иснеги, что произошло от слова илокано итнег, означающего «жителей реки Тинег». Некоторые из них, однако, до сих пор называют себя Апаяо. Большинство из них живут вдоль реки Апаяо - реки Абулог, реки Маталаг и небольших рек на склонах холмов Илокос Норте и Абра.

Временные, местные семейные организации, общественные организации и медицинские организации. Полигамия разрешена, но зависит от способности мужа содержать семью. Как и другие этнические группы, они также следуют множеству табу. Эти табу меняются от места к месту. Беременной женщине, например, не рекомендуется есть некоторые виды сахарного тростника, банан и мягкое мясо прорастающих кокосовых орехов, чтобы иметь нормальное зачатие. В близнецы тоже считались неудачниками, поэтому всякий раз, когда родились близнецы, они позволяли умереть более слабому близнецу. Кроме того, если мать умирает при родах, ребенка также оставляют умирать и обычно хоронят вместе с матерью. Иснеги не следуют ритуалам в подростковом возрасте. У них, однако, есть ритуалы брака, как амоман (или нынешний памаманхикан), и смерти, как маманва, которые совершают вдовцы.

Дома иснегов (балаи) двухэтажные, однокомнатные конструкции, построенные на 4-х угловых стойках с входом по лестнице. Открытое пространство (внизу линонг или сидонг) включает небольшой навес (абулор) для банок баси. Рядом находится бамбуковый загон для свиней (дохом). Зернохранилища риса (аланг) также сделаны на четырех столбах, которые включают круглый и плоский крысиный щит. Временные постройки, связанные с горным хозяйством и подсобным хозяйством, называются шестидюймовыми. Их боло (баданг) и топор (алива) - важные инструменты. Они также опытные рыбаки.

Иснеги эстетически склонны. На церемониях женщины носят много красочных украшений и одежды, мужчины носят стринги (обычно синего цвета), абаг и бадо (верхняя одежда). Мужчины не носят кулонов, но они носят украшение под названием сипатталь, сделанное из ракушек и бусин, используемое только в особых случаях. Они также практикуют татуировку, которая осуществляется путем втирания сажи в раны, нанесенные иглами.

Группа храбрецов формирует руководство (менгалы) во главе с самыми храбрыми (каменгланами). Они анимисты, верят в нескольких хороших и плохих духов. Женщина-шаман (Анитуван) выполняет обряды по запросу. К ним защитный сай-ам и пильдап.

Калингас
Молодые мальчики Калинга

Калингас в основном обитает в провинции Калинга, площадь которой составляет 3282,58 кв. Км. Некоторые из них, однако, уже перебрались в Горную провинцию, Апаяо, Кагаян и Абра. По состоянию на 1995 г. ихывалось 105 083 человека, не считая тех, кто мигрировал за пределы региона Кордильер.

Территория Калинги включает поймы Табук и Ризал, плюс река Чико. Месторождения золота и меди распространены в Пасил и Балбалан. Табук был заселен в 12 веке, а оттуда распространились другие поселения Калинга, практикующие выращивание влажного риса (папайо) и свидд (уважение). Дома Калинга (фурой, булой, фулой, фойой, билой) либо восьмиугольные для всех, либо квадратные, и возвышаются на столбах (некоторые из них достигают богатства 20-30 футов) с единственной стороной. Другие постройки включают зернохранилища (аланг) и полевые сараи (сигай).

Название Калинга произошло от термина «калинга» на языках Ибанаг и Гадданг, что означает «охотник за головами». Эдвард Дозье разделил Калингу географически на три субкультуры и географическое положение: Балбалан (север); Пасил, Любуаган и Тинглаян (юг); и Танудан (восток). Теодоро Лламзон разделил Калингу на основе их диалектов: Гуинаанг, Любуаган, Пунукпук, Табук, Тинглаян и Танудан.

Как и другие этнические группы, семьи и системы родства также важны в социальных организациях Калингаса. Однако они делятся только на два экономических класса, которые определяют их рисовых полей, рабочих животных и реликвий: капо (бедные) и бакнанг (богатые). Богатые нанимают слуг (пойонг). В политическом отношении мингол и папангат имеют высший статус. Минголы - это те, кто убил многих во время охоты за головами, а папангаты - те бывшие минголы, которые взяли на себя лидерство после исчезновения охоты за головами. Обычно они миротворцы, и люди спрашивают у них совета, поэтому важно, чтобы они были мудрыми и обладали хорошими ораторскими способностями.

Как и другие этнические группы, они также следуют многим обычаям и традициям. Например, беременным женщинам и их мужьям нельзя есть говядину, коровье молоко и мясо собак. Им также избегают ручьев и водопадов, поскольку они причиняют вред нерожденным детям. Другие известные традиции - это нгилин (избегание злого духа воды) и контад или контид (ритуал, проводимый для ребенка, чтобы избежать вреда в будущем). Обручения также обычны, даже при рождении, но можно разорвать помолвку, если он / она не поддерживает это. После смерти совершаются жертвоприношения в честь духа мертвых, а колиас отмечается после одного года траура.

Они используют топор Калинга уникальной формы (синавит), боло (гаман / баданг), копья (балбог / тубай / сай-анг) и щиты (каласаг). У них также есть рюкзак из ротанга (пасикинг) и мешок с орехами бетеля (байо).

Мужчины Калинга носят ба-аг (набедренные повязки), а женщины - сая (разноцветная одежда, покрывающая талию до ног). Женщины также имеют татуировки на руках до плеч и носят красочные украшения, такие как браслеты, серьги и ожерелья, особенно в день праздников. Реликвии включают китайские тарелки (панай), кувшины (гози) и гонги (гангса). Ключевые танцы включают танец ухаживания (салидсид) и танец войны (пала-ок или паттонг).

Вера Калинги в Высшее Существо, Кабуния, создатель и дающий жизнь, который когда-то жил среди них. Они также верят в духов и божеств, в том числе связанные с природой (пинаинг и аран) и мертвых предков (какарадинг и анани). Жрицы (манганито, мандадавак или мангалисиг) общаются с этими духами.

Северный Канкана-эй

Северный Канкана-эйс живут в Сагада и Бесао, к западу от Горной провинции, и составляют языковую группу. Они называют себя общим названием Игорот, но называют себя Аплаи. H. Отли Бейер полагается, что они произошли от группы мигрантов из Азии, которые высадились на берегах Пангасинан перед тем, как перебраться в Кордильеры. Теория Бейера с тех пор была дискредитирована, и Феликс Кизинг предположил, что люди просто уклонились от испанцев. Их самая маленькая социальная единица - это синба-эй, в состав которых входят отец, мать и дети. Синба-эй составляет дап-ай / ебган, который является палатой. Их общество делится на два класса: кадангян (богатые), которые являются лидерами и наследуют свою власть через родословную или смешанный брак, и кадо (бедные). Они практикуют двустороннее родство.

Северные канкана-эй верят во многие сверхъестественные верования и предзнаменования, а также в богов и духов, таких как анито (душа мертвых) и природных духов.

У них также есть различные ритуалы, такие как ритуалы, ухаживания и брака, смерти и погребения. Ухаживание и брак у северных канкана-эйс начинается с того, что мужчина навещает женщину по своему выбору и поет (day-eng) или поет ей серенаду на арфе, panpipe (diw-as), или носовая флейта (калелленг). Родители соглашаются на брак, они обмениваются работой на день (док-онг и об-оббо), т.е. мужчина приносит поленья или связки дров в знак искренности, женщина работает на поле отца мужчины с женщиной. друг. Затем они проходят предварительный брачный ритуал (пашья) и обмениваются едой. Затем следует собственно свадебное торжество (давак / байяс), включающий сегеп (что означает вход), пакде (жертвоприношение), бетбет (разделка свиней для приметы), плейог / колай (собственно свадебная церемония), тебяг (веселье), менсупот (дарение подарка))), секат ди тавид (передача наследства) и бука / инга, окончание праздника. Супружеская пара не может расстаться после рождения ребенка, и супружеская измена запрещена в их обществе, поскольку считает, что она приносит несчастье и болезнь прелюбодею. С другой стороны, северные канкана-эй чтят своих умерших, бодрствуя ия ритуалы сангбо (подношение двух свиней и трех цыплят), байя-о (пение панихиды трех мужчин), менбая-о (элегантия) и седей (подношение свиньи). Они завершают погребальный ритуал дэдэг (песней мертвых), а затем сыновья и внуки несут тело к месту его упокоения.

Северные канкана-эи обладают богатой материальной культурой, среди которых имеются четыре типа домов: двухэтажный ингагманг, бинанг-иян, тинокбобо и возвышенная тинабла. Другие постройки включают амбар (агаманг), мужской клуб (дап-ай или абонг) и женское общежитие (эбган). Их мужчины носят тканые ткани прямоугольной формы, обернутые вокруг талии, чтобы прикрыть ягодицы и пах (поясницы). Женщины носят местные тканые юбки (пингай или тапис), которые покрывают их нижнюю часть тела от талии до колен и держатся за толстый пояс (мешок).

Их домашнее хозяйство редко оснащено только бангкито / токдоуан, по -ок (небольшой ящик для хранения риса и вина), глиняные горшки и соконг (резная чаша). Их корзины сделаны из плетеного ротанга, бамбука или анана и бывают разных форм и размеров.

У канкана-эй есть три основных оружия: боло (гамиг), топор (wasay) и копье (балбег), они раньше убивали, но теперь они практическими целями в их жизни. Они также разработали инструменты для более эффективных способов выполнения работы, такие как сагад (борона), аладо (плуг тащил карабао ), синован, а также сангап и кагитгит для рытья. У них также есть китайские кувшины (гози) и медные гонги (гангса).

Северные канкана-эи зарабатывают себе на жизнь бартером и натуральной торговлей, сельским хозяйством (обычно на террасах ), камоте / сладкий картофель земледелие, подсечно-огневое земледелие, охота, рыбная ловля и сбор продуктов питания, кустарное и другое надомное производство. У них простая политическая жизнь, при дап-ай пользуется политической, религиозной и общественной пользуется, причем каждый дап-ай пользуется государственной степенью автономии. Совет старейшин, известный как Амам-а, - это группа пожилых женатых мужчин, знающий обычное право и ведущий процесс принятия решений в деревне. Они поклоняются предкам (анитос) и природным духам.

Южный канкана-эй

Южный канкана-эйс - одна из этнолингвистических групп в Кордильерах. Они живут в горных районах Горной провинции и Бенгет, точнее в муниципалитетах Тидиан, Бауко, Сабанган, Бакун, Кибунган и Манкаян. Они преимущественно к нуклеарному типу семьи (sinbe-ey, buma-ey или sinpangabong), которые являются либо патри-локальными, либо матрично-локальными из-за их двустороннего родства, состоящего из мужа, жены и их дети. Родственная группа южных канкана-эй состоит из его потомственной группы и, когда он женится, его родственных родственников. Их общество делится на два социальных класса, основанных в первую очередь на владении землей: богатых (бакнанг) и бедных (абитег или кодо). Бакнанг - основные землевладельцы, которым абитеги оказывают свои услуги. Манкаян Канкана-эй, однако, не имеет четкого отношения между бакнангом и абитегом, и все они имеют доступ к таким ресурсам, как медные и золотые рудники.

Вопреки распространенному мнению, южные канкана-эй не поклоняются идолам и изображениям. Резные изображения в их домах только декоративным целям. Они верят в существовании божеств, высшим из которых является Адикаила из Небесного мира, который, как они верят, создал все сущее. Следующими в иерархии идут Кабуняны, боги и богини Небесного Мира, включая их учителей Лумавига и Кабигат. Они также верят в духов предков (ап-апо или каккадинг) и в духов земли, которых они называют анито. Они очень суеверны и верят, что выполнение ритуалов и церемоний помогает предотвратить несчастья и бедствия. Некоторые из этих ритуалов - педит (приносить удачу молодоженам), пасанг (излечение общины от смертоносных злых духов).

Южные Канкана-эйс имеет длительный процесс ухаживания и брака, который начинается, когда мужчина заявляет ей о своем намерении жениться на женщине. Далее идет сабанган, когда пара заявляет о своем желании пожениться семье. Мужчина предлагает дрова отцу женщины, а женщина - отцу мужчины. Затем родители обсуждают условия брака, включая выкуп за невесту, который должен заплатить семью мужчины. В день свадьбы родственников сторонних сторон показывают паре подарки, и свинью забивают, чтобы проверить ее желчь на предмет предзнаменований, которые показывают, если они продолжатьбу. День свадьбы для южных канкана-эй - повод для веселья и обычно длится до следующего дня. Несмотря на то, что жених и невеста женаты, они должны оставаться разлученными до тех пор, пока они не переедут в свой отдельный дом.

Похоронный ритуал южных канкана-эйс длится до десяти дней, когда семья чествует своих умерших, воспевая панихиды и бдения, и принося в жертву свинью на каждый день бдения. Через пять дней после погребения умерших участники погребения вместе совершают омовение в реке, разделывают курицу, а затем возносят молитву душе умершего.

Южные канкана-эи имеют различные типы домов, среди которых бинанг-иян (коробчатое купе на 4 столбах высотой 5 футов), апа или иналпа (временное убежище меньше, чем бинганг-иян), иналтеб ( имеет остроконечную крышу и более короткие карнизы, позволяющие устанавливать окна и другие проемы сбоку), allao (временное сооружение на полях), at-ato или dap-ay (клуб или общежитие для мужчин с длинным невысокая двускатная крыша с единственной дверью для входа и выхода) и 'ебганг или олог (эквивалент ат-ато, но для женщин). Мужчины традиционно носят стринги (шнуры) вокруг талии и между ног, которые затягиваются сзади. Оба конца свободно свисают спереди и сзади, обеспечивая дополнительное укрытие. Мужчины также носят тканое одеяло в качестве верхней одежды и иногда повязку на голову, обычно красного цвета, как стринги. Женщины, с другой стороны, носят тапи, юбку, обернутую вокруг, чтобы покрывать от талии до колен, удерживаемую ремнем (мешочек) или заправленную по верхнему краю, обычно белого цвета, иногда темно-синего цвета. В качестве украшений и мужчины, и женщины носят бусинки, серьги из меди или ракушек и бусы из медных монет. Они также делают татуировки, которые служат украшением тела и «одеждой».

Южные Канкана-эйс экономически вовлечены в охоту и добычу пищи (их главный источник средств к существованию), влажный рис и сельское хозяйство, рыболовство, приручение животных, торговля, добыча полезных ископаемых, ткачество и гончарное дело в их повседневной деятельности для удовлетворения своих потребностей. Структура руководства в значительной степени основана на владении землей, поэтому ресурсы общины контролируются более обеспеченными людьми. Деревенские старейшины (лаллакай / дакай или амам-а), выступающие в качестве арбитров и присяжных, несут ответственность за урегулирование споров между конфликтующими членами общины, способствуют обсуждению между сельскими жителями вопросов благосостояния общины и руководят соблюдением ритуалов. Они также практикуют испытание суровым испытанием. Местные жрецы (мансип-ок, манбунонг и манкотом) наблюдают за ритуалами, читают приметы, лечат больных и помнят родословные.

Добыча золота и меди в Манкаяне изобилует. Рудные жилы выкапываются, затем дробятся с помощью большого плоского камня (гай-дан). Золото отделяется с помощью водяной коры (сабак и дайасан), затем плавится в золотые лепешки.

Музыкальные инструменты включают трубчатый барабан (солибао), медные или медные гонги (гангса), еврейскую арфу (пивпив), носовая флейта (калаленг) и гитара из бамбукового дерева (агалданг).

Нет более чистой южной культуры канкана-эй из-за культурных изменений, которые изменили обычаи и традиции людей. Социокультурные изменения в значительной степени обусловлены сочетанием факторов, которые включают изменение в системе местного самоуправления, когда пришли испанцы, введение христианства, система образования, которая расширила кругозор отдельных людей в сообществе, и встречи с различные люди и образ жизни через торговлю и коммерцию.

Тинггуаны / Итнеги

Тингвинцы живут в горной местности Абра на северо-западе Лусона, которые произошли от иммигрантов из Калинги, Апаяо и Северной Канкана-эй. Они большого роста, имеют монголоидные глаза, орлиный нос и являются эффективными земледельцами. Они называют себя Итнегами, хотя испанцы называли их Тингвианами, когда они приехали на Филиппины, потому что они горные жители. Тинггианцы делятся на девять отдельных подгрупп: адасен, мабака, губанг, банао, бинонгон, данак, мойодан, даванган и илауд. Богатство и материальные ценности (например, китайские кувшины, медные гонги, называемые гангса, бусы, рисовые поля и домашний скот) определяют социальное положение семьи или человека, а также проведение праздников и церемоний. Несмотря на разделение социального статуса, нет резкого различия между богатыми (бакнанг) и бедными. Богатство наследуется, но общество открыто для социальной мобильности граждан в силу напряженной работы. Средние - единственная отдельная группа в их обществе, но даже в этом случае это только во время церемониальных периодов.

Брак итнегов устраивается родителями и обычно заключается между дальними родственниками, чтобы держите семью сплоченной и семейное богатство внутри группы родства. В родители выбирают невесту для своего сына, когда исполняется ему шесть-восемь лет, и предложение делается родителям девочки. В случае принятия помолвка запечатывается путем обвязывания бус на талии девушки в знак помолвки. Выкуп за невесту (пакалон) также выплачивается семье невесты с первоначальным взносом, остальная сумма выплачивается во время самой свадьбы. Свадьбу Итнег не сопровождают праздники, и гости уходят сразу после церемонии.

Женщины одеваются в юбку с запахом (тапис), доходящую до колен и застегивающуюся на искусно украшенный пояс. Они также носят куртки с короткими рукавами по особым случаям. Мужчины же носят стринги (ba-al) из тканого материала (balibas). В некоторых случаях мужчины также носят куртки с длинными рукавами (бадо). Также они носят пояс, к которому крепят нож, и бамбуковую шляпу с низким куполообразным верхом. Бусы - главное украшение тинггианцев и знак богатства. Также широко практикуется татуировка. У Tingguians есть два основных типа жилья. Первый - это 2–3-комнатный дом, окруженный крыльцом, а другой - однокомнатный дом с крыльцом перед ним. Их дома обычно строят из бамбука и когона. Общей чертой дома Tingguian с деревянными полами является уголок с бамбуковыми планками в качестве пола, где обычно рожают матери. Духовные сооружения включают балаву, построенную во время церемонии сай-анг, сангасанг у входа в деревню и алиган, содержащий кувшины с баси.

. Тингуанцы используют оружие для охоты, охоты за головами и строительства дома, среди прочего. Некоторые примеры их оружия и орудий - копье или копье (пика), щит (каласаг), головной топор (алива). Самым важным среди всего этого оружия и орудий является боло, без которого тангуанцы редко встречаются.

Традиционное лидерство в тангуанской общине принадлежит панглакайенам (старикам), которые составляют совет лидеров, представляющих каждый пурок или поселок. Панглакайен выбирают за их мудрость и рвение защищать интересы сообщества. Правосудие регулируется обычаями (кадавиан) и испытанием суровым испытанием. В конце концов, захват голов был остановлен мирным договором (калон).

Итнеги - религиозные существа, верящие в существование множества сверхъестественных могущественных существ. Они верят в духов и божеств, величайшим из которых, по их мнению, является Кадаклан, живущий в небе и создавший землю, луну, звезды и солнце. Итнеги верят в жизнь после смерти, то есть в месте, которое они называют маглава. Они уделяют особое внимание уборке и украшению своих мертвых, чтобы подготовить их к путешествию в Маглаву. Во время бодрствования труп помещают в кресло смерти (сангадель).

Тингуанцы до сих пор практикуют свои традиционные методы, включая влажный рис и земледелие. Социально-культурные изменения начались, когда испанские конкистадоры решились расширить свое присутствие до поселений Абра. Испанцы принесли с собой свою культуру, часть которой позаимствовали тангуанцы. Еще больше изменений в их культуре произошло с приходом американцев и введением образования, а также католической и протестантской прозелитизации.

См. Также
Примечания
Ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-19 05:43:16
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте