Эрликильика | |
---|---|
Родился | c.1865. Акелтье (Уотерхолл Маккензи), Северная территория, Австралия |
Умер | c.1930–1945 |
Национальность | Из Arrernte people |
Известны | Эскизы, скульптура, антропология, перевод |
Супруг (ы) | Утнираренака Перрурле |
Эрликильика ( c.1865 - c.1930), известный европейцам под именем Джим Кайт или Джим Кайт или Джим Кайт Пенангке, был австралийским аборигеном скульптор, художник и антропологический интерпретатор. Он был человеком аррернте, родившимся в языковой группе южного аррернте или пертам в центральной Австралии. Он был первым центрально-австралийским художником, получившим национальное признание за свой художественный талант, в частности за его резные изображения животных на мягком камне, иллюстрации и скульптуры, после того, как выставка его работ прошла в Аделаиде, Южная Австралия в 1913 году.
Хотя это доподлинно неизвестно, Эрликильика, вероятно, родился недалеко от своей прародины Акельтье (или Окильча), позже известной как Водяной колодец Маккензи, на ручье Коглин, примерно в 1860–1865 годах, вскоре после прибытия первого европейского исследователя, Джон Макдуалл Стюарт в 1860 году. Он был жителем южного Аррернте, чьим родным языком был пертам, также известный как южный аррернте. Уотерхол Маккензи находился примерно в шести милях к востоку от Шарлотт Уотерс, крошечного поселения, сгруппированного вокруг телеграфной станции, которая была частью Австралийской наземной телеграфной линии. В детстве Эрликильика работал на телеграфной станции и прожил там большую часть своей жизни. Он также работал вдоль и поперек, изучая английский язык и Kaytetye (или Kaytej), и был частью первого поколения, выросшего в период больших перемен в регионе.
Его карьера художника началась с вырезания из белого мыльного камня (стеатита) таких вещей, как местные животные и стебли трубок, и продажи этих фигурок проезжающим путешественникам. Во всех своих резных работах он использовал простые инструменты: перочинный нож, проволоку и режущее лезвие.
Эрликильика встретил Фрэнка Гиллена в 1875 году, а затем путешествовал с ним и Уолтер Болдуин Спенсер в их межконтинентальной антропологической экспедиции 1901–1902 годов, выступая в качестве гида, переводчика (в качестве единственного спикера Кайтети в экспедиции) и виртуального научного ассистента. Обладая незаурядным художественным талантом, он в путешествии сделал множество зарисовок, а также вылепил изделия из дерева и каолинита. Джейсон Гибсон отмечает, что он «лепил и украшал предметы из дерева и каолина морской воды глины». Он сделал свои собственные символические заметки, чтобы помочь Спенсеру в записи «Истории сновидений», а также сделал ряд необычных иллюстраций в одной из записных книжек Гиллена. Их также сопровождал другой человек Аррернте, Парунда, известный как Уорик. Гиллен дал Эрликильике книгу для рисования, в которой художник создал 27 тщательно продуманных рисунков, подробно описывающих его повседневную жизнь и культуру их лагеря - последовательности действий, изображения женщины и скотовода, портреты Спенсера и Парунды - но Гиллен сохранил книгу до этого. в конце концов отдав его своим сыновьям.
Гиллен записал небольшое количество стихов из «священных» песен, связанных с предками. Один из этих стихов был представлен Спенсером как «относящийся к традиции Великого Змея Окильча [Акельтье]», и в этом стихе звучал голос Эрликильики. Спенсер писал, что песня была «собственностью» Джима, «человека-змеи по имени Эрли-килли-курра». Первая этнографическая пленка, сделанная среди аборигенов 3 апреля 1901 года, была посвящена церемонии, связанной с этим стихом.
Археолог Джон Малвани показал, что Эрликильика была не получил признания за роль, которую он сыграл в качестве соавтора известной антропологической работы Спенсера и Гиллена «Коренные племена Центральной Австралии».
Его резьба была впервые задокументирована в марте 1910 года, когда были представлены примеры выставлен в Аделаиде. В 1913 году в сопровождении мастера телеграфа и активного сторонника Гарри О. Кирнана Эрликильика отправился в Аделаиду, где его искусство было выставлено в отеле Селборн на Пири-стрит. Это было хорошо воспринято в прессе, и художник был назван «черным гением» в одной статье в The Register. В статье подробно описываются некоторые резные фигурки, в том числе сумчатая крыса, змеи, птицы, а также замысловатые рисунки на бумерангах. Репортер включает живые объяснения, данные художником во время интервью, полагает, что произведение обязательно должно быть приобретено в национальную коллекцию, и ссылается на то, что Эрликилике было 40 лет (а также упоминает, что он посетил Сидней, когда ему было 15). Вероятно, это была первая персональная выставка художника-аборигена в Австралии. Скорее всего, во время этого визита Эрликильика сделал 24 ботанических рисунка, снабженных как их аррернтами, так и научными названиями, которые были приобретены Южно-Австралийским музеем.
. Он был первым австралийским художником из Центральной Австралии. признан во всей стране за его художественный талант, в частности, за его резьбу животных по мягкому камню, иллюстрации и скульптуры. Геолог, антрополог, врач и политик Герберт Базедоу купил многие из работ Эрликильики, которые сейчас находятся в Национальном музее Австралии, а также подружился с Эрликильикой, который помог ему с толкованием церемоний.
Нет записи о дате его смерти, телеграфная станция в Шарлотт-Уотерс вышла из употребления и Центральная Австралия Железная дорога в обход локации. Последние анекдотические свидетельства его жизни относятся к 1923 году; упоминание 1926 года в Daily Telegraph говорит о том, что он был "стар". Дата его смерти была указана не позднее 1945 года, но когда его брат, Джек Кайт, участвовал в церемониях в 1935 году, «Джим» не упоминается.
Его жена Утнираренака Перрурле была из Арлтунга. Детей нет.
Работы Эрликильики теперь являются ценными коллекционными предметами. Южно-Австралийский музей хранит самую большую коллекцию резных фигурок эрликильика. Фотографии и другие предметы из его работы с Гилленом и Спенсером находятся в коллекциях Museums Victoria, а некоторые из его работ выставлены в Old Timer's Traeger Museum в Алис-Спрингс. Из коллекции работ Базедова альбом для рисования хранится в Архиве Южно-Австралийского музея, а остальные хранятся в Национальном музее Австралии. Некоторые работы Эрликильики также хранятся в Австралийском музее в Сиднее.
. Художник был известен европейцам под именем Джим Кайт, Джим Кайт или Джим Кайт. Пенангке.
Согласно генеалогической записи Теда Стрелова, его имя Аррернте происходит от «Алилкиладжака»; что означает «он поскользнулся» или «ускользнул»; это относится к действиям коршуна предка духа в местной истории Dreamtime, согласно Стрелову. Это имя было переведено на Штрихлоу старейшиной Аррернте и Вангкангурру Миком Маклином, а также пишется как Альелькельхайека. В дневнике Гиллена 1875 года упоминается человек по имени «Ар-ли'килл-йикка», и Эркилиакирра, кажется, является еще одним вариантом написания. Спенсер записал это в своем дневнике как Erli-killi-kurra, а Джейсон Гибсон отметил, что он «был из племени Пенанг [s] ubsection».
Австралийский биографический словарь предполагает, что как Эрлия означал эму, его тотемное имя может относиться к ритуальной области эму возле Шарлотт-Уотерс у водоема Аднюльтултера.
.
| journal =
() CS1 maint: ref = harv (link ) CS1 maint: date формат (ссылка )