Эрликильика

редактировать
Скульптор австралийских аборигенов

Эрликильика
Портрет Эрликильика (Джим Кайт) около 1920 года. jpg
Родилсяc.1865. Акелтье (Уотерхолл Маккензи), Северная территория, Австралия
Умерc.1930–1945
НациональностьИз Arrernte people
ИзвестныЭскизы, скульптура, антропология, перевод
Супруг (ы)Утнираренака Перрурле

Эрликильика ( c.1865 - c.1930), известный европейцам под именем Джим Кайт или Джим Кайт или Джим Кайт Пенангке, был австралийским аборигеном скульптор, художник и антропологический интерпретатор. Он был человеком аррернте, родившимся в языковой группе южного аррернте или пертам в центральной Австралии. Он был первым центрально-австралийским художником, получившим национальное признание за свой художественный талант, в частности за его резные изображения животных на мягком камне, иллюстрации и скульптуры, после того, как выставка его работ прошла в Аделаиде, Южная Австралия в 1913 году.

Содержание
  • 1 Жизнь
    • 1.1 Ранние годы
    • 1.2 Художник и антрополог
    • 1.3 Признание
    • 1.4 Позже
  • 2 Работы в галереях
  • 3 Имя
  • 4 Ссылки
  • 5 Дополнительная литература
    • 5.1 Онлайн
    • 5.2 Печатная копия
  • 6 Внешние ссылки
Жизнь

Ранняя жизнь

Хотя это доподлинно неизвестно, Эрликильика, вероятно, родился недалеко от своей прародины Акельтье (или Окильча), позже известной как Водяной колодец Маккензи, на ручье Коглин, примерно в 1860–1865 годах, вскоре после прибытия первого европейского исследователя, Джон Макдуалл Стюарт в 1860 году. Он был жителем южного Аррернте, чьим родным языком был пертам, также известный как южный аррернте. Уотерхол Маккензи находился примерно в шести милях к востоку от Шарлотт Уотерс, крошечного поселения, сгруппированного вокруг телеграфной станции, которая была частью Австралийской наземной телеграфной линии. В детстве Эрликильика работал на телеграфной станции и прожил там большую часть своей жизни. Он также работал вдоль и поперек, изучая английский язык и Kaytetye (или Kaytej), и был частью первого поколения, выросшего в период больших перемен в регионе.

Художник и антрополог

Его карьера художника началась с вырезания из белого мыльного камня (стеатита) таких вещей, как местные животные и стебли трубок, и продажи этих фигурок проезжающим путешественникам. Во всех своих резных работах он использовал простые инструменты: перочинный нож, проволоку и режущее лезвие.

Эрликильика встретил Фрэнка Гиллена в 1875 году, а затем путешествовал с ним и Уолтер Болдуин Спенсер в их межконтинентальной антропологической экспедиции 1901–1902 годов, выступая в качестве гида, переводчика (в качестве единственного спикера Кайтети в экспедиции) и виртуального научного ассистента. Обладая незаурядным художественным талантом, он в путешествии сделал множество зарисовок, а также вылепил изделия из дерева и каолинита. Джейсон Гибсон отмечает, что он «лепил и украшал предметы из дерева и каолина морской воды глины». Он сделал свои собственные символические заметки, чтобы помочь Спенсеру в записи «Истории сновидений», а также сделал ряд необычных иллюстраций в одной из записных книжек Гиллена. Их также сопровождал другой человек Аррернте, Парунда, известный как Уорик. Гиллен дал Эрликильике книгу для рисования, в которой художник создал 27 тщательно продуманных рисунков, подробно описывающих его повседневную жизнь и культуру их лагеря - последовательности действий, изображения женщины и скотовода, портреты Спенсера и Парунды - но Гиллен сохранил книгу до этого. в конце концов отдав его своим сыновьям.

Гиллен записал небольшое количество стихов из «священных» песен, связанных с предками. Один из этих стихов был представлен Спенсером как «относящийся к традиции Великого Змея Окильча [Акельтье]», и в этом стихе звучал голос Эрликильики. Спенсер писал, что песня была «собственностью» Джима, «человека-змеи по имени Эрли-килли-курра». Первая этнографическая пленка, сделанная среди аборигенов 3 апреля 1901 года, была посвящена церемонии, связанной с этим стихом.

Археолог Джон Малвани показал, что Эрликильика была не получил признания за роль, которую он сыграл в качестве соавтора известной антропологической работы Спенсера и Гиллена «Коренные племена Центральной Австралии».

Признание

Его резьба была впервые задокументирована в марте 1910 года, когда были представлены примеры выставлен в Аделаиде. В 1913 году в сопровождении мастера телеграфа и активного сторонника Гарри О. Кирнана Эрликильика отправился в Аделаиду, где его искусство было выставлено в отеле Селборн на Пири-стрит. Это было хорошо воспринято в прессе, и художник был назван «черным гением» в одной статье в The Register. В статье подробно описываются некоторые резные фигурки, в том числе сумчатая крыса, змеи, птицы, а также замысловатые рисунки на бумерангах. Репортер включает живые объяснения, данные художником во время интервью, полагает, что произведение обязательно должно быть приобретено в национальную коллекцию, и ссылается на то, что Эрликилике было 40 лет (а также упоминает, что он посетил Сидней, когда ему было 15). Вероятно, это была первая персональная выставка художника-аборигена в Австралии. Скорее всего, во время этого визита Эрликильика сделал 24 ботанических рисунка, снабженных как их аррернтами, так и научными названиями, которые были приобретены Южно-Австралийским музеем.

. Он был первым австралийским художником из Центральной Австралии. признан во всей стране за его художественный талант, в частности, за его резьбу животных по мягкому камню, иллюстрации и скульптуры. Геолог, антрополог, врач и политик Герберт Базедоу купил многие из работ Эрликильики, которые сейчас находятся в Национальном музее Австралии, а также подружился с Эрликильикой, который помог ему с толкованием церемоний.

Более поздняя жизнь

Нет записи о дате его смерти, телеграфная станция в Шарлотт-Уотерс вышла из употребления и Центральная Австралия Железная дорога в обход локации. Последние анекдотические свидетельства его жизни относятся к 1923 году; упоминание 1926 года в Daily Telegraph говорит о том, что он был "стар". Дата его смерти была указана не позднее 1945 года, но когда его брат, Джек Кайт, участвовал в церемониях в 1935 году, «Джим» не упоминается.

Его жена Утнираренака Перрурле была из Арлтунга. Детей нет.

Работы в галереях

Работы Эрликильики теперь являются ценными коллекционными предметами. Южно-Австралийский музей хранит самую большую коллекцию резных фигурок эрликильика. Фотографии и другие предметы из его работы с Гилленом и Спенсером находятся в коллекциях Museums Victoria, а некоторые из его работ выставлены в Old Timer's Traeger Museum в Алис-Спрингс. Из коллекции работ Базедова альбом для рисования хранится в Архиве Южно-Австралийского музея, а остальные хранятся в Национальном музее Австралии. Некоторые работы Эрликильики также хранятся в Австралийском музее в Сиднее.

Имя

. Художник был известен европейцам под именем Джим Кайт, Джим Кайт или Джим Кайт. Пенангке.

Согласно генеалогической записи Теда Стрелова, его имя Аррернте происходит от «Алилкиладжака»; что означает «он поскользнулся» или «ускользнул»; это относится к действиям коршуна предка духа в местной истории Dreamtime, согласно Стрелову. Это имя было переведено на Штрихлоу старейшиной Аррернте и Вангкангурру Миком Маклином, а также пишется как Альелькельхайека. В дневнике Гиллена 1875 года упоминается человек по имени «Ар-ли'килл-йикка», и Эркилиакирра, кажется, является еще одним вариантом написания. Спенсер записал это в своем дневнике как Erli-killi-kurra, а Джейсон Гибсон отметил, что он «был из племени Пенанг [s] ubsection».

Австралийский биографический словарь предполагает, что как Эрлия означал эму, его тотемное имя может относиться к ритуальной области эму возле Шарлотт-Уотерс у водоема Аднюльтултера.

.

Ссылки
Дополнительная литература

Интернет

Hardcopy

  • Андерсон, Атолл; Джонс, Рис, 1941–2001 гг.; Лилли, Ян; О'Коннор, Сью ; Австралийский национальный университет. Исследовательская школа тихоокеанских и азиатских исследований (2001), Истории старины: очерки в честь Риса Джонса, Pandanus Books, Исследовательская школа тихоокеанских и азиатских исследований, ISBN 978 -1-74076-002-7 CS1 maint: несколько имен: список авторов (ссылка )
  • MacFarlane, Ingereth (2017). "Erlikilyika Jimmy Kite". In Brock, Peggy; Gara, Том (ред.). Колониализм и его последствия: история аборигенов Южной Австралии. Уэйкфилд. С. 321–324. ISBN 9781743054994.
  • Морфи, Ховард; Коллекция Бриссендена (1998), Искусство аборигенов (Переиздание), Phaidon Press, ISBN 978-0-7148-3752-9
  • Сейерс, Эндрю; Купер, Кэрол; Национальная галерея Австралии (1996), Художники-аборигены девятнадцатого века (изд. В мягкой обложке), Oxford University Press совместно с Национальной галереей Австралии, ISBN 978-0-19-553995- 0
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-19 13:47:29
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте