Эдвард Уилмот Блайден | |
---|---|
c.1860-е годы, Лондон | |
Родился | (1832-08-03) 3 августа 1832 г.. Санкт-Томас, Датская Вест-Индия (ныне Виргинские острова США ) |
Умер | 7 февраля 1912 г. (1912-02-07) (79 лет). Фритаун, Британская Сьерра-Леоне (сейчас Сьерра-Леоне ) |
Национальность | Либериец |
Другие имена | Эдди, Эд |
Гражданство | Датская Вест-Индия |
Род занятий | Педагог, писатель, дипломат, политик |
Известен как | «Отец панафриканизма». Посол Либерии и политик |
Супруг (ы) | Сара Йейтс |
Партнер (ы) | Анна Эрскин |
Дети | Пэй'тон Блайден |
Эдвард Уилмот Блайден (3 августа 1832 г. - 7 февраля 1912 г.) был педагогом, писателем, дипломатом и политиком в основном в Либерии. Родился в Вест-Индии, он присоединился к свободным черным иммигрантам из США, которые мигрировали в этот регион. Он тау в течение пяти лет в Британской Западной Африке Колонии Сьерра-Леоне в начале 20 века. Его труды о панафриканизме оказали влияние на обе колонии. Они были основаны в годы рабства для переселения свободных чернокожих из Великобритании и США.
Труды Блайдена также привлекли внимание в странах-спонсорах. Он считал, что сионизм был образцом того, что он называл эфиопством, и что афроамериканцы могли вернуться в Африку и искупить это. Он считал политическую независимость предпосылкой экономической независимости и утверждал, что африканцы должны противостоять неоколониальной политике бывших колониальных держав.
Блайден был признан в молодости за его таланты и энергию; Он получил образование и наставник Джона Нокса, американского протестантского священника в Сент-Томас, Датская Вест-Индия, который поощрил его продолжить образование в Соединенных Штатах.. В 1850 году Блайдену было отказано в приеме в три северных духовных семинарии из-за его расы. Нокс призвал его поехать в Либерию, колонию, созданную для вольноотпущенников Американским колонизационным обществом ; Блайден эмигрировал в том же 1850 году и сделал там свою карьеру и жизнь. Он женился на известной семье и вскоре начал работать журналистом.
Блайден родился 3 августа 1832 года в Санкт-Томас, Датская Вест-Индия (теперь известные как Виргинские острова США ), в Свободные чернокожие родители, заявившие о своем происхождении из игбо, проживающих на территории современной Нигерии. Между 1842 и 1845 годами семья жила в Порто Белло, Венесуэла, где Блайден открыл средство для изучения языков и стал бегло говорить на испанском.
. По словам историка Холлиса Р. Линча, в 1845 году Блайден познакомился с преподобный Джон П. Нокс, белый американец, ставший пастором протестантской голландской реформатской церкви Св. Томаса. Блайден и его семья жили недалеко от церкви, и Нокса впечатлил прилежный, умный мальчик. Нокс стал его наставником, поощряя значительные способности Блайдена к ораторскому искусству и литературе. В основном из-за его тесной связи с Ноксом молодой Блайден решил стать министром, что поощряли его родители.
В мае 1850 года Блайден в сопровождении жены преподобного Нокса отправился в Соединенные Штаты, чтобы поступить в Рутгерс Теологический колледж, альма-матер Нокса. Ему было отказано в допуске из-за его расы. Попытки записать его в два других духовных колледжа также потерпели неудачу. Нокс призвал Блайдена отправиться в Либерию, колонию, основанную в 1830-х годах Американским колонизационным обществом (ACS) в Западной Африке, где, как он думал, Блайден сможет применить свои таланты.. Позже в 1850 году Блайден отплыл в Либерию. Вскоре он стал активно участвовать в его разработке.
Начиная с 1860 года, Блайден переписывался с Уильямом Юартом Гладстоном, который позже стал значительным лидером либералов и премьер-министром Соединенного Королевства. Гладстон предложил Блайдену возможность учиться в Англии в 1861 году, но Блайден отказался из-за своих обязательств в Либерии.
Блайден женился на Саре Йейтс, американке. Либериец из известной семьи Йейтс. Она была дочерью Хилари Йейтс и его жены. Ее дядя по отцовской линии, Беверли Пейдж Йейтс, служил вице-президентом Либерии с 1856 по 1860 годы при президенте Стивене Аллене Бенсоне. У Блайдена и Сары было трое детей.
Позже, живя несколько лет во Фритауне, Сьерра-Леоне, Блайден имел долгосрочные отношения с Анной Эрскин, афроамериканкой из Луизианы. Она была внучкой Джеймса Сприггс-Пейна, который дважды избирался президентом Либерии. У Блайдена и Эрскина было пятеро детей. В 21 веке прямые потомки Блайдена, живущие в Сьерра-Леоне, происходят от этого союза. Они считались частью населения крио. Среди его потомков, живущих во Фритауне, - Сильвия Блайден, издатель Awareness Times. Потомки Блайдена продолжают его наследие, внося свой вклад в развитие Африки в своих соответствующих отраслях. Правнук Бай Блайден оказывает влияние на устойчивую энергетику пространство расширяя возможности Африки благодаря своей работе с IEEE.
Блайден умер 7 февраля 1912 года во Фритауне, Сьерра-Леоне., где он был похоронен на кладбище ипподрома. В честь него панафриканист ХХ века Джордж Падмор назвал свою дочь Блайден.
Эмигрировав в Либерию в 1850 году, Блайден вскоре начал работать в журналистике.. С 1855 по 1856 год он редактировал Liberia Herald и вел колонку «Голос истекающей кровью Африки». Он также проводил время в британских колониях в Западной Африке, особенно в Нигерии и Сьерра-Леоне, писал статьи для первых газет в обеих колониях. Он также работал редактором в журналах «Негры и африканский мир». Он поддерживал связи с Американским колонизационным обществом и опубликовал в их African Repository and Colonial Journal.
. В 1861 году Блайден стал профессором греческого и латыни в Либерийском колледже. Он был избран президентом колледжа, служившего в 1880–1884 годах в период расширения.
Как дипломат, Блайден служил послом Либерии в Великобритании и Франции. Он также ездил в Соединенные Штаты, где говорил с представителями основных черных церквей о своей работе в Африке. Блайден считал, что чернокожие американцы могут положить конец своим страданиям от расовой дискриминации, вернувшись в Африку и помогая ее развивать. Его критиковали афроамериканцы, которые хотели получить полные гражданские права в своей родной стране Соединенных Штатов и не отождествляли себя с Африкой.
Предлагая искупительную роль афроамериканцев в Африке через то, что он называл Эфиопство, Блайден сравнил их страдания в диаспоре с страданиями евреев ; он поддержал сионистский 19-го века проект возвращения евреев в Палестину. Позже Блайден увлекся исламом и пришел к выводу, что это была более «африканская» религия, чем христианство для афроамериканцев и американо-либерийцев.
Участвуя в развитии страны, Блайден был назначен государственным секретарем Либерии (1862–64). Позже он был назначен министром внутренних дел (1880–1882 гг.). Блайден участвовал в президентских выборах 1885 года от Республиканской партии, но проиграл действующей Хилари Р.У. Джонсон.
С 1901–06 годов Блайден руководил образованием мусульман в учреждении в Сьерра-Леоне, где он жил во Фритауне. Именно тогда у него были отношения с Анной Эрскин; у них было пятеро детей вместе. В этот период он увлекся исламом, рекомендуя его афроамериканцам как основную религию, наиболее соответствующую их историческим корням в Африке.
Как писатель, Блайден широко известен как «отец панафриканизма » и отмечен как один из первых людей, сформулировавших понятие «африканская личность» и уникальность «африканской расы». Его идеи повлияли на многих деятелей двадцатого века, включая Маркуса Гарви, Джорджа Падмора и Кваме Нкрума. Его основная работа «Христианство, ислам и негритянская раса» (1887) продвигала идею о том, что практика ислама была для африканцев более объединяющей и полезной, чем христианство. Он утверждает, что последний был введен в основном европейскими колонизаторами. Он считал, что это имеет деморализующий эффект, хотя продолжал оставаться христианином. Он считал ислам более аутентичным африканским, поскольку он был принесен в районы к югу от Сахары людьми из Северной Африки.
Его книга вызвала споры в Великобритании. Сначала многие не верили, что это написал черный африканец; его продвижение ислама оспаривалось. В более поздних изданиях Блайден включил свою фотографию в качестве фронтисписа.
Его книга включала следующее:
«Давайте покончим с настроениями Расы. Давайте покончим с нашей африканской личностью и потеряемся, если возможно, в другой расе ». Это так же мудро или философски, как сказать: давайте покончим с гравитацией, с жарой и холодом, солнцем и дождем. Конечно, раса, в которую будут впитаны эти люди, - это доминирующая раса, перед которой, сжимая самоотдачу и низкое самоподавление, они пребывают в упадочном восхищении.
Из-за его веры в эфиопство в конце 19-го века. Век Блайден публично поддержал создание еврейского государства в Израиле ; он восхвалял Теодора Герцля как создателя «того чудесного движения под названием сионизм."
Викицитатник содержит цитаты, связанные с: Эдвард Уилмот Блайден |
Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Эдвардом Уилмотом Блайденом. |