Эдвард Вайтман

редактировать
Английский радикальный анабаптист, последний человек, которого сожгли на костре за ересь в Англии

Эдвард Вайтман
Родилсяc. 1580
Умер11 апреля 1612 года (31–32 года). Личфилд, Стаффордшир, Англия
Причина смертиКазнь by горение
НациональностьАнглийский
Род занятийМерсер затем Министр
Супруг(s)Фрэнсис Дарби из Хинкли
Дети7 детей - 2 мальчика и 5 девочек

Эдвард Вайтман (ок. 1580 - 11 апреля 1612 г.), английский радикальный анабаптист, казнен в Личфилд по обвинению в ереси. Он был последним человеком, сожженным на костре в Англии за ересь.

Содержание
  • 1 Жизнь
    • 1.1 Дело Томаса Дарлинга
    • 1.2 Религиозное преследование
    • 1.3 Осужден королем Джеймсом I
    • 1.4 Краткое изложение обвинений Комиссии
    • 1.5 Судебное разбирательство и казнь
    • 1.6 Последствия
    • 1.7 Наследие
  • 2 Семья
  • 3 Ссылки
  • 4 Дополнительная литература
  • 5 Внешние ссылки
Жизнь

Эдвард Вайтман, возможно, был ребенком, которого крестил в Хинкли, Лестершир, 14 июля 1580 года его отец, Джон Вайтман. [Маловероятно, если он не женился в 13 лет и не возглавил расследование Томаса Дарлинга в 16!] Он учился в средней школе Бертона и занялся суконным бизнесом семьи своей матери. В конце концов, он прошел подмастерье на ткача шерстяных тканей в городе Шрусбери. Он женился на Фрэнсис Дарби из Хинкли в 1593 году и поселился в Бертон-апон-Трент. Помимо своего торгового бизнеса в Бертоне, он также стал священником местной анабаптистской церкви.

Дело Томаса Дарлинга

Вайтман связался с пуританами и в 1596 году был выбран одним из руководителей, назначенных для расследования одержимости демонами 13-летнего старый Томас Дарлинг. Это говорит о том, что к середине 1590-х годов Уайтман был важным и уважаемым общественным деятелем, принимающим участие во вновь сформированном движении, которое начало господствовать над обществом и политикой Бертона. Его участие в деле Дарлинга стало поворотным моментом в его жизни, сделав его полностью восприимчивым к возможности непосредственного духовного вмешательства. Дарлинг утверждал, что не просто одержим дьяволом, но участвовал в серии «духовных войн», в которых, как говорили, и демонические, и ангельские голоса исходили от него:

Как я знаю в настоящее время для определенности, что я имею дух Божий внутри меня: так же я с такой же уверенностью верю, что в моих диалогах с сатаной, когда я [цитировал] разные места Священного Писания, чтобы противостоять искушениям, которыми он напал на меня: я имел дух Божий в я, и этим духом противостоял сатане в то время, [цитируя] Священные Писания, чтобы сбить его с толку.

Религиозные преследования

Принятие Вайтманом «ереси» началось с его понимания смертности душа, принимая точку зрения «сна души » Мартина Лютера. В одном из своих первых публичных посланий он проповедовал, что «душа человека умирает вместе с телом и не участвует ни в райских радостях, ни в адских муках до общего Судного дня, но отдыхает с телом до тех пор».

Между 1603/4 и 1610/11 он стал более активным и громким. Согласно судебным протоколам, он был плодовитым писателем, хотя ни одно из его сочинений до сих пор не найдено. Он привлек внимание местных церковных властей, и был выдан ордер на его арест. Приказ предписывал констеблям Бертона немедленно доставить его к епископу Личфилда Ричарду Нилу (или Нилу) для допроса.

Осужден королем Яковом I

Вайтман приступил к составлению сборника своей теологии для предстоящего слушания и защиты. Возможно, думая, что ему, по крайней мере, дадут время, чтобы отстаивать свое дело, он разослал его копии членам духовенства, чтобы заручиться поддержкой. Но затем, возможно, в крайнем случае, он доставил копию королю Якову I, и это решило его судьбу. Никакая копия не выживает.

Яков I взошел на английский престол в 1603 году, «считая себя компетентным судьей в религиозных вопросах и склонен серьезно относиться к своему титулу« Защитник веры ». С 1607 г. он вел книжную битву с римско-католическими апологетами Клятвы на верность, как лично, так и побуждая других писать в его защиту. "Одной из центральных задач царя было сохранение его католической ортодоксии посредством его приверженности трем великим вероучениям церкви: апостольскому, никейскому и Афанасиан ".

Вайтман был полностью осведомлен о твердо ортодоксальной позиции царя, однако он приступил к борьбе как со своим государством, так и с церковью. Из нескольких сохранившихся фрагментов его защитного трактата он ссылается на доктрину и "ереси". николаитов ;... больше всего ненавидел и ненавидел самого Бога... общая принятая вера, содержащаяся в этих трех изобретениях человека, обычно называемых тремя символами веры... [апостолами], Никей и Афанасий Крид, чья вера за эти 1600 лет преобладала в мире ".

Вайтман к настоящему времени изолировал себя от всех ортодоксальных групп, ставя под сомнение многие принципы ортодоксальной веры, утверждая, что" крещение младенцев - отвратительный обычай... практика Таинств как t они теперь используются в англиканской церкви являются согласно Христу его институтом... [и подтверждая, что] только таинство крещения [должно] проводиться в воде для обращенных в достаточном возрасте понимания обратился из неверности в веру ".

Но то, что в конечном итоге означало его конец, было его публичным неприятием тринитаризма. По-видимому, именно по этим вопросам он так категорически отверг формулы Никейского символа веры 325 г. и последующего "Афанасийского" символа веры 381. Он утверждал, что учение о Троице было полной вымыслом, заявляя, что Христос был только человеком, «и простым Созданием, а не Богом и человеком в одном лице... [Хотя это не означало, что Христос был человеком, подобным всем другим, но] только совершенным человеком без греха». К настоящему времени король Иаков был более чем когда-либо настроен на обеспечение казни Вайтмана, поскольку за прошедшие годы он развернул двойную кампанию против ереси внутри страны и за рубежом.

Краткое изложение обвинений, предъявленных Комиссией

Допрос и слушание Эдварда Вайтмана были рассмотрены в 16 пунктах:

  1. То, что Троицы не существует;
  2. Что Иисус Христос не Бог, совершенного Бога и одного существа, вечности и величия с Отцом в отношении его Бога-главы;
  3. Что Иисус Христос - всего лишь человек и простое создание, а не Бог и человек в одном лице;
  4. Что Христос никогда не был воплощением и не исполнил обещание, что семя женщины сокрушит змеиную голову;
  5. Личность Святого Духа - это не Бог, равные, вечные и сосуществующие с Отцом и Сыном;
  6. Что три символа веры апостольской церкви являются ересями николаитов;
  7. Что он, Эдвард Вайтман, это пророк, о котором говорится во Второзаконии 18 в словах «Я воздвигну им пророка» и в Исаии «Я один топтал пресс для вина» и в том месте «Чей веер в руке его»;
  8. Что он Святой Дух, Ком Фортер, о котором говорится в Иоанна 16;
  9. Что слова Иисуса о грехе богохульства против Святого Духа относятся к нему;
  10. Четвертая часть Малахии относится к его личности (пророчество Илия);
  11. Что душа и тело действительно спят, и этот сон - первая смерть, и что душа и тело Иисуса также спали во сне смерти;
  12. Что души
  13. Что крещение младенцев - отвратительный обычай;
  14. Что практика Англиканской церкви в отношении Вечери лордов и крещение неверно, и водное крещение должно проводиться только для тех, кто имеет достаточный возраст и разум;
  15. Бог поручил и послал его, Эдварда Вайтмана, чтобы он внес свой вклад в дело спасения мира, (чтобы предостеречь николаитов от ереси); по сравнению с Христом, который был послан, чтобы спасти мир и своей смертью избавить его от греха и примирить его с Богом;
  16. Истианство не полностью исповедуется и проповедуется в англиканской церкви, а лишь частично.

Суд и казнь

Суд над Вайтманом разыгрывался на фоне так называемого "дела Форстиуса", в котором участвовал яростное сопротивление со стороны короля, чтобы заблокировать назначение немецкого академика Конрада Форстиуса в Лейденский университет. Форстиуса обвиняли в атеизме, арианстве и еретических суждениях о Святом Духе.

. После нескольких месяцев переговоров с «учеными богословами» Вайтман наконец предстал перед епископом Нилом в последний раз. По словам Вайтмана, епископ сказал ему, что «если я не откажусь от своего мнения, он сожжет меня на костре в Бертоне до дня следующего дня». Окончательный приговор и список обвинений включали «злые ереси Эвиона, Керинфа, Валентиниана, Ария, Македония, Симон Волхв, Манихеи, Фотин, а также анабаптисты и другие архиереетики, а также другие проклятые мнения изрыгнут инстинктом сатаны ".

Его приказали поместить «в какое-нибудь общественное и открытое место под вышеупомянутым городом [и] до того, как люди сгорят в отвращении к упомянутому преступлению и в качестве явного примера других христиан, в которые они не могут попасть. то же преступление ".

Когда его наконец привели к столбу, его храбрость покинула его, и, когда огонь разгорелся, он, как говорят, быстро закричал, чтобы отречься, и был вытащен из огня, хотя к тому времени он был «хорошо обожжен». Две или три недели спустя он снова предстал перед судом и, больше не боясь обжигающего пламени, отказался и «хулил еще более дерзко, чем раньше». Король быстро приказал казнить его, и 11 апреля 1612 года его снова привели на костер.

[Вайтмана] снова отнесли к столбу, где, снова почувствовав жар огня, он бы отказался, но, несмотря на весь его плач, шериф сказал ему, что он не должен больше ничего ему стоить, и приказал положить ему пидоры, откуда он ревел, он был сожжен дотла.

Последствия

В месяцы, последовавшие за казнью Уайтмана, ряд религиозных радикалов почти постигла та же участь, даже несмотря на падение епископов и упразднение Верховной комиссии в 1640 году. –2 не повлекло за собой никаких изменений в конституции:

Акт Длинного парламента, упраздняющий Суд Высшей комиссии, использовал такие очень общие слова, что, если бы это было не упразднить старые церковные суды, это практически лишило их власти. Однако в Реставрации законом 1661 г. (13 Car II, c. 12) было «объяснено», что это не был желаемый результат; Верховный суд не должен был быть воссоздан, но старая церковная юрисдикция церковных судов должна была осуществляться с прежних времен.

2 мая 1648 г. был принят новый «Указ о наказании за богохульство и ереси». был создан, "главным образом те из Триединого Бога, воскресения, Страшного суда и того, что Библия есть Слово Божье... рецидив должен быть наказан как тяжкое преступление смертью без помощи духовенства". Однако противодействие со стороны независимых и сектантов означало, что постановление никогда не выполнялось. И только с принятием другого закона в 1677 г. («запрещающего сожжение еретиков») Вайтман стал исторически «последним человеком в Англии, сожженным на костре за ересь».

Упоминание о его случай был рассмотрен горсткой писателей почти 100 лет спустя после принятия 1689 года Закона о терпимости. Единственным непосредственным результатом было то, что меньшинство выступило против его казни, сдвиг в общественном мнении, который, возможно, привел к относительному снижению практики.

Между тем, Джеймс I, похоже, потерял веру в этот метод казни. препятствуя ереси (его действия были вызваны скорее потеплением в его личном отношении к католикам, чем какими-либо чувствами по поводу неприличия или нежелательности сжигания еретиков) и видя, что ересь все еще сохраняется, «публично предпочитал, чтобы еретики в будущем, хотя и были осуждены, должны были молчаливо и тихо. в одиночестве растрачиваются в тюрьме, а не для того, чтобы украсить их и развлечь других торжественностью публичной казни ».

Наследие

Эдвард Вайтман вошел в историю как последний человек в Англии - сожжены на костре за ересь. Как и в большинстве подобных случаев, в этой истории преобладает религиозный и политический климат того времени.

«Если тогда мертвые книги могут быть преданы огню, сколько еще живых книг, то есть людей?»

Семья

Мало что известно о Дальнейшая судьба жены и детей Эдварда Вайтмана. Известно, однако, что один сын, Джон, родился 7 января 1599 года в Бертон-апон-Трент. Сыновья Джона, Джордж (1632–1722) эмигрировали в Северный Кингстон, Род-Айленд, в 1660 году. У Джорджа Вайтмана было две дочери и пять сыновей. Известны имена трех сыновей: Даниэль, Валентин и Джордж. Потомки Джорджа остались в Коннектикуте и Род-Айленд, и сыграл роль в Войне за независимость в Америке и Гражданской войне. Одним из его детей был Стиллман Кинг Вайтман, который жил в Кромвеле, Коннектикут, окончил Йельский университет в 1825 году и был практикующим юристом до своей смерти в 1899 году. Стилман Вайтман женился на Клариссе Батлер 18 октября 1827 года. У них было 6 детей: Чарльз С. Вайтман, сержант Эдв. Ард Кинг Уайтман, Фредрик Б. Уайтман, Джеймс С. Уайтман, Мэри К. Уайтман и Эллен А. Уайтман.

Ссылки
Дополнительная литература
  • Атертон, Ян; Комо, Дэвид (2005). «Сожжение Эдварда Вайтмана: пуританство, прелатство и политика ереси в ранней современной Англии». Английский исторический обзор. 120 : 1215–50. doi : 10.1093 / ehr / cei330.
  • Райт, Стивен (2004). "Вайтман, Эдвард (род. 1580? Г., ум. 1612)". Оксфордский национальный биографический словарь (онлайн-изд.). Издательство Оксфордского университета. doi : 10.1093 / ref: odnb / 29371.(требуется подписка)
  • История баптистов, автор Джон Т. Кристиан
  • История английских баптистов, Джозеф Ивими
  • Баптистское наследие: четыре века свидетельства баптистов,
  • Джордж Уайтман из Квиднессетта, Род-Айленд и потомки, Мэри Росс Уитман, (1939, Чикаго: Edwards Brothers).
  • The Wightman Ancestry, Wade C. Wightman, (1994, Челси, Мичиган: Bookcrafters).
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-18 08:29:09
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте