Династический цикл (традиционный китайский : 朝代 循環; упрощенный китайский : 朝代 循环; пиньинь : Чаодай Сюньхуань) - важная политическая теория в истории Китая. Согласно этой теории, каждая династия в истории Китая поднимается на политический, культурный и экономический пик, а затем из-за морального разложения приходит в упадок, теряет Мандат Неба и падает, но на смену ему приходит новая династия. Затем цикл повторяется под поверхностным рисунком из повторяющихся мотивов.
Он видит преемственность в китайской истории с ранних времен до наших дней, глядя на смену империй или династий, подразумевая, что базовое развитие или изменение мало в социальных или экономических структурах. Джон К. Фэйрбэнк выразил сомнения многих историков, когда он написал, что «концепция династического цикла... была основным препятствием для понимания фундаментальной динамики китайского история. "
Цикл выглядит следующим образом:
Мандат Небес был идеей, что Император был одобрен Небесами, чтобы править Китаем. Объяснение «Небесного мандата» отстаивалось китайским философом Менцием во время периода Воюющих царств.
Оно состоит из 3 основных фаз:
История Китая традиционно представлена в виде династических циклов. На протяжении своей долгой истории китайским народом управляла не одна династия, а несколько различных династий. Первая ортодоксальная династия Китая, описанная в древних исторических записях, таких как Записи великого историка и Бамбуковые летописи, - это Ся, которому наследовал Шан, хотя конкретное существование Ся еще предстоит археологически доказать.
Среди этих династий Хань и Тан часто считаются особенно сильными периодами, хотя другие династии известны своими культурными и другими достижениями (например, Династия Сун иногда ассоциируется с бурным экономическим развитием). За Хань и Тан, а также за другими долгими стабильными династиями последовали периоды беспорядка и распада Китая на небольшие режимы.
В результате беспорядка в конце концов возник лидер, который объединил страну и установил сильную центральную власть. Например, после Хань различные династии правили частями Китая до Ян Цзянь воссоединения Китая под властью династии Суй. Суй положил начало долгому и процветающему Тан. После падения Танга в Китае снова произошел период политических потрясений.
В романе 16 века Романс о трех королевствах есть известная китайская пословица, которая гласит: «После длительного раскола произойдет союз; после длительного союза произойдет раскол. происходят "(分 久 必 合 , 合 久 必 分). Каждый из этих правителей потребовал бы Мандата Небес, чтобы узаконить свое правление.
Хотя эта хорошо известная династическая периодизация Китая более или менее основана на традиционной синоцентрической идеологии, она также применима к инородным правителям, которые стремились получить Мандат Неба. Хотя большинство правящих династий в истории Китая были основаны этническими хань, были также династии, основанные неханьскими народами за пределами традиционных границ собственно Китая, в которых доминировали Люди хань. К ним относятся юань, основанные монголами и Цин, основанные маньчжурами, которые позже завоевали собственно Китай и приняли титул Император Китая.
Интригующий вопрос - хотя в целом он открыто не обсуждается в самом Китае - заключается в том, применимо ли это только к прошлой истории Китая, или нынешнее правление Коммунистической партии Китая может также рассматриваться как еще одна «династия», все еще подчиненная тому же циклу.