Император Китая | |
---|---|
皇帝. Хуанди | |
Император | |
Картина Цинь Ши Хуанди, который был первым императором Китая и представил титул хуанди для императорского правления | |
Детали | |
Стиль | Его Императорское Величество (陛下) |
Первый монарх | Цинь Ши Хуан |
Последний монарх | Де-юре: Император Сюаньтун (правил со 2 декабря 1908 года по 12 февраля 1912 года, его отречение было вызвано Синьхайской революцией ). Спор : Император Хунсянь (попытка монархии, международно непризнанная. Правление закончилось из-за народных волнений) |
Формирование | Объединительные войны Цинь |
Резиденция | Зависит от династий, с 1420 по 1912 год в Запретном городе в Пекине |
Претендент (и) | Цзинь Юйчжан (династия Цин ) |
Император Китай (китайский : 皇帝; реализовано как Huáng dì в стандартном китайском ). монарху из Китая в Имперский период китайской истории. В традиционной китайской политической теории император считался Сыном Неба и самодержцем из Поднебесной. При династии Хань, конфуцианство заменило легализм в качестве официальной политической теории, а преемственность теоретически следовала первородству по наследству. Китайские императоры, которые жили в одной семье, были разделены на исторические периоды, известные как династии.
. Абсолютная власть императора была условно связана с различными обязанностями и обязательствами; Считалось, что отказ от них отменить Мандат Неба династии и оправдать его замену. На практике императоры и наследники иногда избегали строгих правил преемственности, и якобы «неудачи» династий подробно описывались в официальных историях, написанных их успешной сменой. Власть императора также часто ограничивалась имперской бюрократией, укомплектованной учеными-чиновниками и евнухами и сыновними обязанностями по выживанию. родителей и династических традиций, таких как те, что подробно описаны в династии Мин Предки.
Во время династии Чжоу китайские феодальные правители, имевшие власть над своими владениями, назывались гун (公), но, как власть королей Шан и Чжоу (王, OC :* ɢʷaŋ,mod. ван) угасли, герцоги стали присваивать себе этот титул. В 221 г. до н. Э., После того, как тогдашний король Цинь завершил завоевание различных королевств периода Воюющих царств, он принял новый титул, чтобы отразить его престиж как правителя выше правители до него. Он называл себя Ши Хуанди, Первым Императором. До этого Хуан (皇) и Ди (帝) были номинальными «титулами» восьми правителей китайской мифологии или доисторических времен : Трое Хуан (皇, OC :* ɢʷˤaŋ, «август, государь») были благочестивыми правителями, которым приписывали такие подвиги, как упорядочивание неба и формирование первых людей из глины; пять Ди (帝, OC :* tˤeks, также часто переводится как «император», но также означает «Бог Небес ») были культурными героям приписывают изобретение сельского хозяйства, одежды, астрологии, музыки и т. д. В III веке до н.э. два названия ранее не использовались вместе. Из-за богоподобной силы Хуан народ поклоняется Ди, а последний использует его во имя Бога Небес Шангди, однако титул Первого Императора можно было бы понять как подразумевающий "Святой" или "Божественный Император". В связи с этим некоторые современные ученые переводят титул как «теарх ".
Иногда отец вознесенного императора был еще жив. Такого императора называли Тайшан Хуан (太上皇), «Великий Императорский Отец». Практика была инициирована Первым Императором, который дал титул посмертное имя своему собственному отцу. Лю Бан, который основал Династия Хань была первой, кто стал императором, когда его отец был еще жив. Говорят, он даровал этот титул еще при жизни своего отца, потому что ему не поклонился его собственный отец, простолюдин.
Из-за политической раздробленности на протяжении веков нередки случаи, когда многочисленные претенденты на титул «Император всего Китая». Китайская политическая концепция Небесного Мандата по существу узаконивала этих претендентов, которые вышли победителями. Надлежащим списком считались составленные официальными династическими историями; сборник истории предшествующих Династия Инг считалась одним из признаков легитимности наряду с такими символами, как Девять Дин или Реликвия Королевства. Как и в случае с Первым императором, предкам победителей было очень распространено задним числом присваивать посмертные титулы; даже в китайской историографии, однако, такие гранты не считались возвышением императоров до успешного провозглашения новой династии.
Юань и Цин династии были основаны успешными захватчиками; Однако в рамках своего правления Китаем они также прошли через ритуалы официального объявления новой династии и принятия китайского титула Хуанди в дополнение к титулам своего народа. Таким образом, Хубилай-хан был одновременно каганом из монголов и императором Китая.
Императорский штандарт Императора ЦинВ 1911 году был создан титул Премьер-министр Императорского Кабинета, чтобы править вместе с Императором, как часть попытки превратить Китай в конституционная монархия.
Пуи как император Кангэ из Маньчжоу-ГоИмператор Сюаньтун (Пуи) из династии Цин, де-юре последний император Китая, отрекся от престола 12 февраля 1912 года. Он был 247>ненадолго восстановили в течение почти двух недель во время переворота в 1917 году, но вскоре снова свергли. Позже он стал императором Маньчжоу-го, японского марионеточного государства, и был захвачен Народно-освободительной армией в качестве военнопленного после мировой войны. II и находился в Чите, Советский Союз. Он был возвращен в Китай и реабилитирован в Центре управления военными преступниками Фушунь, а после освобождения прожил до 1967 года.
Юань Шикай в качестве Хунсянского императора КитаяЮань Шикай, бывший Президент Китайской Республики пытался восстановить монархию с самим собой в качестве императора Хунсяня, однако его правление в качестве императора закончилось 22 марта 1916 года.
По одним подсчетам, от династии Цинь до династии Цин было 557 императоров, включая правителей малых государств. Некоторые, такие как Ли Цзычэн, Хуан Чао и Юань Шу, объявили себя Императорами, Сыном Неба и основали свои собственные империи в качестве конкурирующего правительства, чтобы бросить вызов легитимности и свергнуть существующего Императора. Среди самых известных императоров были Цинь Ши Хуан из династии Цинь, императоры Гаозу и У из династии Хань., Император Тайцзун из династии Тан, Хубилай-хан из династии Юань, Император Хунву из династии Мин, и Канси Император из династии Цин.
Слова Императора считались священными эдиктами (упрощенный китайский : 圣旨; традиционный китайский : 聖旨) и его письменные воззвания «директивы сверху »(上谕; 上諭). Теоретически приказы Императора следовало немедленно выполнять. Он был выше всех простолюдинов, знати и членов императорской семьи. Обращения к Императору всегда должны были быть формальными и самоуничижительными, даже со стороны самых близких членов семьи.
Однако на практике власть императора варьировалась между разными императорами и разными династиями. Как правило, в китайском династическом цикле императоры, основавшие династию, обычно объединяли империю с помощью абсолютного правления : примеры включают Цинь Ши Хуан из Цинь, Император Гаозу из Хань, Император Гуанву из Хань, Император Тайцзун из Тан, Хубилай-хан Юаня и Императора Канси Цин. Эти императоры правили как абсолютные монархи на протяжении всего своего правления, сохраняя централизованный контроль над страной. Во времена династии Сун, власть императора была значительно омрачена властью канцлера.
. Положение императора, если только его не низложили во время восстания, всегда было наследственным, обычно первородством по первородству. В результате многие императоры взошли на престол еще в детстве. В течение этих меньшинств вдовствующая императрица (то есть мать императора) будет обладать значительной властью. Фактически, подавляющее большинство женщин-правителей на протяжении всей истории китайской империи приходили к власти, управляя в качестве регентов от имени своих сыновей; яркими примерами являются императрица Лю из династии Хань, а также вдовствующая императрица Цыси и вдовствующая императрица Циан из Цин династия, которые какое-то время правили совместно как соправители. Там, где вдовствующая императрица была слишком слаба, чтобы взять на себя власть, придворные чиновники часто захватывали власть. Придворные евнухи играли важную роль в структуре власти, поскольку императоры часто полагались на некоторых из них как на доверенных лиц, что давало им доступ ко многим судебным документам. В некоторых местах евнухи обладали огромной властью; одним из самых могущественных евнухов в истории Китая был Вэй Чжунсянь во время династии Мин. Иногда другие дворяне захватывали власть в качестве регентов. Фактическая территория, управляемая китайским императором, варьировалась от династии к династии. В некоторых случаях, например, во время династии Южной Сун, политическая власть в Восточной Азии была фактически разделена между несколькими правительствами; тем не менее, политическая фикция, что был только один правитель, сохранилась.
Титул императора был наследственным и традиционно передавался от отца к сыну в каждая династия. Бывают также случаи, когда трон занимает младший брат, если у умершего императора нет потомства мужского пола. По соглашению в большинстве династий на престол унаследовал старший сын, рожденный от императрицы (嫡 长子; 長子). В некоторых случаях, когда императрица не рожала детей, у императора был ребенок от другой из своих многочисленных жен (все дети императора также считались детьми императрицы, независимо от биологической матери). В некоторых династиях оспаривалась преемственность старшего сына императрицы, и поскольку многие императоры имели большое количество потомков, между соперничающими сыновьями велись войны за престолонаследие. Пытаясь разрешить посмертные споры, император, еще жив, часто назначал наследным принцем (太子). Однако даже такому четкому обозначению часто мешали зависть и недоверие, будь то заговор наследного принца против императора или заговор братьев друг против друга. Некоторые императоры, такие как Император Юнчжэн, после упразднения должности наследного принца, поместили документы о правопреемстве в запечатанный ящик, который открыли и объявили после его смерти.
В отличие, например, от японской монархии, китайская политическая теория допускала смену правящего дома. Это было основано на концепции «Мандата Небес ». Теория, лежащая в основе этого, заключалась в том, что китайский император действовал как «Сын Неба» и имел мандат на власть над всеми остальными в мире; но только до тех пор, пока он хорошо служил людям. Если качество правления становилось сомнительным из-за повторяющихся стихийных бедствий, таких как наводнения или голод, или по другим причинам, восстание было оправданным. Эта важная концепция узаконила династический цикл или смену династий.
Этот принцип позволил даже крестьянам основывать новые династии, как это произошло с династиями Хань и Мин, а также для установления династий завоевания такие как возглавляемая монголами династия Юань и маньчжурская династия Цин. Именно моральная честность и доброжелательное руководство определили обладателя «Мандата Неба».
Была только одна законная женщина , правящий император в Китае, императрица Цзэтянь, которая ненадолго заменила династию Тан своей собственной Династия Чжоу. Однако многие женщины стали де-факто лидерами, обычно как вдовствующая императрица. Яркие примеры включают вдовствующую императрицу Люй из династии Хань, вдовствующую императрицу Лю из династии Сун и вдовствующую императрицу Цыси из династии Цин.
Поскольку император по закону имел абсолютное положение, которое не могло быть оспорено кем-либо другим, его или ее подданные должны были проявлять величайшее уважение в его или ее присутствии, будь то в прямом разговоре или иначе. Приближаясь к Имперскому престолу, ожидалось, что низко поклонится Императору. В разговоре с императором считалось преступлением любое сравнение себя с императором. табу относиться к императору по его или ее имени, даже для собственной матери императора, которая вместо этого должна была использовать Huángdì (皇帝) или просто Ér (儿; 兒, «сын», для мужского императора). К императору никогда нельзя было обращаться «ты». Любой, кто разговаривал с императором, должен был обращаться к нему или к ней как Bìxià (陛下, букв. «Низ ступеней»), что соответствует «Вашему Императорскому Величеству»; Хуан Шанг (皇上, букв. Сияющее Высочество); Шенг Шанг (圣 上; 聖 上, букв. Святое Высочество); или Tiānzǐ (天子, букв. «Сын Неба»). На императора также можно было ссылаться косвенно через ссылку на символику имперского дракона. Слуги часто обращались к императору как к Ван Суй Йе (万岁 爷; 萬歲 爺, букв. Владыка десяти тысяч лет ). Император называл себя Чжэн (朕), оригинальное китайское имя в единственном числе от первого лица, присвоенное Первым Императором, функционирующее как эквивалент «Royal We », или Гудрен (寡人, «морально неполноценный») перед своими подданными.
В отличие от западной традиции обращения к государю с использованием королевского имени (например, Георг V) или личного имени (например, королева Виктория), правящий император должен был называться просто Huángdì Bìxià (皇帝 陛下, Величество | Его / Ее Величество Император) или Dāngjīn Huángshàng (当今 皇上; 當今 皇上, Настоящий Император наверху), когда о нем говорится от третьего лица. При Цин император обычно именовался Его Императорским Величеством Императором Великой Династии Цин, Сыном Неба, Повелителем Десяти Тысяч лет, хотя это варьировалось значительно.
Как правило, императоры также правили с названием эпохи (年号; 年號). С момента принятия названия эпохи императором Ву из Хань и до династии Мин, суверен обычно менял название эпохи полурегулярно во время своего правления. Во времена династий Мин и Цин императоры просто выбирали одно название эпохи для всего своего правления, и люди часто обращались к прошлым императорам с этим титулом. В более ранних династиях императоры были известны под именем храма (庙号; 廟號), данным после их смерти. Большинству императоров также было дано посмертное имя (谥 号; 謚 號, Shìhào), которое иногда сочеталось с названием храма (например, Emperor Shèngzǔrén 圣 祖仁皇 帝; 聖 祖仁皇 帝 для Kangxi Император ). Уход императора назывался Jiàbēng (驾崩; 駕崩, букв. «Крушение [императорской] колесницы»), а только что умерший император упоминался как Dàxíng Huángdì (大行 皇帝), буквально » Император Великого Путешествия ".
Императорская семья состояла из Императора и Императрицы (皇后) как главной супруги и Матери нации (国 母; 國 母). Кроме того, у Императора обычно было несколько других супругов и наложниц (嫔 妃; 嬪 妃), которые по важности составляли гарем, в котором Императрица была верховной. У каждой династии были свои правила относительно численного состава гарема. Например, во времена династии Цин (1644–1911) императорское соглашение требовало, чтобы в любой момент времени существовали одна императрица, одна Хуан Гуйфэй, две Гуйфэй, четыре фэй и шесть булавок, а также неограниченное количество других супругов и наложниц. Хотя Император имел высший статус по закону, по традиции и прецеденту мать Императора, то есть Вдовствующая Императрица (皇太后), обычно вызывала наибольшее уважение во дворце и принимала решения в большинство семейных дел. Временами, особенно когда на троне находился молодой император, она была де-факто правительницей. Детей Императора, принцев (皇子) и принцесс (公主), часто называли по порядку рождения, например, старшим принцем, третьей принцессой и т. Д. Принцам часто давали титулы пэра, когда они достигли совершеннолетия. Братья и дяди Императора служили в суде по закону и имели равный статус с другими должностными лицами суда (子). Император всегда был выше всех остальных, несмотря на любое хронологическое превосходство или превосходство поколений.
В последнее время ученые опасаются применять современные этнические категории к историческим ситуациям. Большинство китайских императоров считались представителями ханьской национальности, но те, кто принадлежал к династиям после распада династии Хань, включали неханьцев, и Дом Ли из Династия Тан имела смешанное ханьское и сянбэйское происхождение. Кочевники из евразийской степи неоднократно завоевывали северный Китай и претендовали на титул императора. Наиболее успешными из них были сюнну, сяньбэй, китаней (династия Ляо ), чжурчжэнь (династия Цзинь <172 г.>), монголы (династия Юань ) и маньчжуры (династия Цин ). Ортодоксальный исторический взгляд рассматривает их как династии как китаизированные государства, поскольку они приняли китайскую культуру, потребовали Небесный мандат и выполняли традиционные имперские обязательства, такие как ежегодные жертвоприношения Небесам (как Тиан или Шангди ) ради дождя и процветания. Школа Новой истории Цин утверждает, что взаимодействие между политикой и этнической принадлежностью было гораздо более сложным и что элементы этих династий отличались от местных китайских традиций, касающихся имперского правления, и изменили их.
Викискладе есть медиафайлы, связанные с императорами Китая. |