ʿAsabiyya или asabiyyah (арабский : عصبيّة) - это концепция социальной солидарности с упором на единство, групповое сознание и чувство общей цели, а также социальная сплоченность, первоначально в контексте «трайбализма » и «кланизма ». Он был известен в до исламскую эпоху, но стал популяризирован в Мукаддиме Ибн Халдуна, где он описывается как фундаментальная связь человеческого общества и основная движущая сила истории, чистая только в ее кочевой форме. ʿАсабийя не обязательно кочующий и не имеет кровных родств; скорее, это напоминает философию классического республиканизма. В современный период это вообще аналог солидарности. Тем не менее, это часто имеет негативную связь, потому что иногда может указывать на лояльность к группе независимо от обстоятельств или пристрастие. Ибн Халдун также утверждал, что хасабийя циклична и напрямую связана с подъемом и падением цивилизаций: она наиболее сильна в начале цивилизации, снижается по мере развития цивилизации, а затем другое, более убедительное хасабийя в конечном итоге занимает свое место, чтобы помочь установить другой цивилизации.
Ибн Халдун описывает Асабийю как узы сплочения между людьми в группе, образующей сообщество. Узы, Асабийя, существуют на любом уровне цивилизации, от кочевого общества до государств и империй. Асабия наиболее сильна в фазе кочевого образа жизни и уменьшается по мере развития цивилизации. По мере того, как эта Асабия приходит в упадок, ее место может занять другая, более убедительная Асабия; таким образом, цивилизации возникают и падают, и история описывает эти циклы Асабийи по мере их развития.
Ибн Халдун утверждает, что каждая династия (или цивилизация ) имеет внутри себя семена собственного падения. Он объясняет, что правящие дома, как правило, возникают на периферии великих империй и используют гораздо более сильную хасабийю, присутствующую в этих областях, в своих интересах, чтобы вызвать смену руководства. Это означает, что новые правители сначала считаются "варварами " по сравнению со старыми. По мере того, как они утверждаются в центре своей империи, они становятся все более расслабленными, менее скоординированными, дисциплинированными и бдительными и все больше озабочены поддержанием своей новой власти и образа жизни. Хасабийя растворяется в фракционности и индивидуализме, уменьшая их возможности как политической единицы. Таким образом, создаются условия, при которых новая династия может возникнуть на периферии их контроля, укрепиться и произвести смену руководства, начав цикл заново. Ибн Халдун также утверждает в Мукаддиме, что «династии имеют естественную продолжительность жизни, как и отдельные люди», и что ни одна династия обычно не длится дольше трех поколений по 40 лет каждая.