Думка (музыкальный жанр)
редактировать
Думка Яремы (1879), картина
Станислава Масловского в
Национальный музей в
Варшаве.
Думка (украинский : думка, dúmka, множественное число думки, dúmky) - музыкальный термин, заимствованный из украинского языка., с родственными в других славянских языках. Слово «думка» буквально означает «мысль». Первоначально это уменьшительная форма украинского термина дума, пл. думы, «славянская (особенно украинская) эпическая баллада… в целом задумчивая или меланхоличная по характеру». Украинские и другие славянские композиторы-классики использовали гармонические узоры в народной музыке своих стран, чтобы создать более формальные классические композиции.
Композиция думков стала популярной после публикации этнологического исследования и анализа, а также после ряда иллюстрированных лекций украинского композитора Николая Лысенко в 1873 и 1874 годах в Киеве. и Санкт-Петербург. Лекции и публикации иллюстрировались живыми выступлениями слепого кобзаря Остапа Вересая, исполнившего несколько имитационных песен под аккомпанемент своей бандуры. В кабинете Лысенко впервые специально были изучены мелодии и инструментальное сопровождение игры на бандуре, кобзе или лире эпической думы.
Естественной частью процесса переноса традиционной народной формы в формальную классическую среду было присвоение формы думки славянскими композиторами, особенно Антонином Дворжаком. Таким образом, в классической музыке оно стало означать «тип инструментальной музыки, включающий внезапные изменения от меланхолии к изобилию». Хотя обычно для них характерен мягкий, мечтательный дуплексный ритм, многие примеры написаны в тройном метре, в том числе популярная соч. 72 № 2 Дворжака. Последнее и самое известное фортепианное трио Дворжака, No. 4 ми минор, соч. 90, состоит из шести частей, каждая из которых является думкой; это произведение иногда называют Трио Думки.
Содержание
- 1 Примеры
- 1.1 Антонин Дворжак
- 1.2 София Маврогениду
- 1.3 Леош Яначек
- 1.4 Богуслав Мартину
- 1.5 Петр Чайковский
- 1.6 Другое
- 2 Примечания
- 3 Источники
Примеры
Основные примеры классического репертуара:
Антонин Дворжак- Фуриант с Думкой, соч. 12 (1884) для фортепиано соло
- Думка (Элегия), соч. 35 (1876) для фортепиано соло
- Славянские танцы, Op. 46 и 72, (Три из шестнадцати)
- Концерт для скрипки ля минор, соч. 53, мвт. 3 - хотя и основан на Furiant, средняя часть представляет собой Думка
- струнный секстет в A, Op. 48 (1878), мвт. 2: «Думка: Poco allegretto»
- Фортепианный квинтет №2 ля, соч. 81 (1887), мвт. 2: «Думка: Andante con moto»
- Фортепианное трио №4 ми минор, соч. 90 (1891) - Думки-Трио
- Струнный квартет № 10 ми-бемоль мажор, соч. 51 - Б. 92: II. Думка. Анданте Кон Мото
София Маврогениду
- Думка для фортепиано соло
- Думка для флейты, виолончели и фортепиано
- Думка для виолончели и фортепиано
- Думка для аккордеона и флейты
Леош Яначек- Думка для скрипки и фортепиано
Богуслав Мартину- Думка (без номера), H. 4 (1909 - Поличка, Чехословакия), для фортепиано соло
- Думка № 1, H. 249 (1936 - Париж, Франция), для сольного фортепиано
- Думка № 2, H. 250 (1936 - Париж, Франция), для сольного фортепиано
- Думка № 3, H. 285bis (1941 - Ямайка, Нью-Йорк, США), для фортепиано соло
Петр Чайковский- Думка, соч. 59 (Сцены из русской деревни) для фортепиано соло (1886)
Другое
- , Думка и коломийка из оперы «Сойчыне крыло»
- Милий Балакирев, Думка ми-бемоль минор (1900)
- Василий Барвинский, Думка (1925)
- Александр Бородин, Думка (из фортепианного квинтета №2 ля мажор, соч. 81)
- Фредерик Шопен, Думка, соч. 74 №19, КК IVb / 9, CT. 147
- Ребекка Кларк, Думка, Концертный дуэт для скрипки и альта, с фортепиано (1941)
- Ференц Лист, Думка, S 249B
- Николай Лысенко, 2-я фортепианная рапсодия ( 1877)
- Станислав Монюшко, ария Йонтека из оперы Халка
- Модест Мусоргский, ария Параски из оперы Сорочинская ярмарка
- Сергей Прокофьев, Думка ля минор ( опубликовано посмертно)
- , Думка и танец для симфонического оркестра (1909)
- , 12 думки и 42 шумки
Примечания
Источники
- С. И. Грицa (Грицa) Думи видящее достояние украинской культуры (Думы - замечательный продукт украинской культуры) Musica anticqua Europae orientalis II Bydgosz, 1969.
- М. Антонович Думка и Дума в MGG