Думка (музыкальный жанр)

редактировать
Думка Яремы (1879), картина Станислава Масловского в Национальный музей в Варшаве.

Думка (украинский : думка, dúmka, множественное число думки, dúmky) - музыкальный термин, заимствованный из украинского языка., с родственными в других славянских языках. Слово «думка» буквально означает «мысль». Первоначально это уменьшительная форма украинского термина дума, пл. думы, «славянская (особенно украинская) эпическая баллада… в целом задумчивая или меланхоличная по характеру». Украинские и другие славянские композиторы-классики использовали гармонические узоры в народной музыке своих стран, чтобы создать более формальные классические композиции.

Композиция думков стала популярной после публикации этнологического исследования и анализа, а также после ряда иллюстрированных лекций украинского композитора Николая Лысенко в 1873 и 1874 годах в Киеве. и Санкт-Петербург. Лекции и публикации иллюстрировались живыми выступлениями слепого кобзаря Остапа Вересая, исполнившего несколько имитационных песен под аккомпанемент своей бандуры. В кабинете Лысенко впервые специально были изучены мелодии и инструментальное сопровождение игры на бандуре, кобзе или лире эпической думы.

Естественной частью процесса переноса традиционной народной формы в формальную классическую среду было присвоение формы думки славянскими композиторами, особенно Антонином Дворжаком. Таким образом, в классической музыке оно стало означать «тип инструментальной музыки, включающий внезапные изменения от меланхолии к изобилию». Хотя обычно для них характерен мягкий, мечтательный дуплексный ритм, многие примеры написаны в тройном метре, в том числе популярная соч. 72 № 2 Дворжака. Последнее и самое известное фортепианное трио Дворжака, No. 4 ми минор, соч. 90, состоит из шести частей, каждая из которых является думкой; это произведение иногда называют Трио Думки.

Содержание
  • 1 Примеры
    • 1.1 Антонин Дворжак
    • 1.2 София Маврогениду
    • 1.3 Леош Яначек
    • 1.4 Богуслав Мартину
    • 1.5 Петр Чайковский
    • 1.6 Другое
  • 2 Примечания
  • 3 Источники
Примеры

Основные примеры классического репертуара:

Антонин Дворжак

София Маврогениду

  • Думка для фортепиано соло
  • Думка для флейты, виолончели и фортепиано
  • Думка для виолончели и фортепиано
  • Думка для аккордеона и флейты

Леош Яначек
  • Думка для скрипки и фортепиано

Богуслав Мартину
  • Думка (без номера), H. 4 (1909 - Поличка, Чехословакия), для фортепиано соло
  • Думка № 1, H. 249 (1936 - Париж, Франция), для сольного фортепиано
  • Думка № 2, H. 250 (1936 - Париж, Франция), для сольного фортепиано
  • Думка № 3, H. 285bis (1941 - Ямайка, Нью-Йорк, США), для фортепиано соло

Петр Чайковский
  • Думка, соч. 59 (Сцены из русской деревни) для фортепиано соло (1886)

Другое

Примечания
Источники
  • С. И. Грицa (Грицa) Думи видящее достояние украинской культуры (Думы - замечательный продукт украинской культуры) Musica anticqua Europae orientalis II Bydgosz, 1969.
  • М. Антонович Думка и Дума в MGG
Последняя правка сделана 2021-05-18 06:07:35
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте