Дума (эпос)

редактировать
Кобзарь Остап Вересай - один из лучших представителей Думы XIX века

A Дума (Украинский : дума, множественное число думы) - спетое эпическое стихотворение, возникшее в Украине в эпоху Гетманщины в XVI веке (возможно, основано на более раннем Киевские эпические формы). Исторически думы исполняли странствующие казаки барды по имени кобзари, которые сопровождали себя на кобзе или торбан, но после отмены Гетманщины императрицей Екатериной Российской эпическое пение стало уделом слепых странствующих музыкантов, которые сохранили название кобзарь и сопровождали свое пение игрой на бандуре (редко кобзах). ) или / лира (украинская разновидность шарманки ). Думы поются речитативом, в так называемой «думской ладе », разновидности дорийской лады с повышенной четвертой степенью.

Dumy - это песни, построенные вокруг исторических событий, многие из которых в той или иной форме связаны с военными действиями. В эти исторические события были включены религиозные и моралистические элементы. Есть темы борьбы казаков с врагами разных вероисповеданий или событий, происходящих в религиозные праздники. Хотя повествования думи в основном вращаются вокруг войны, сами манекены не способствуют проявлению храбрости в бою. Манекен передает моральное послание, в котором человек должен вести себя должным образом в отношениях с семьей, обществом и церковью. Однако кобзари исполняли не только религиозные песни и думы. Они также играли «сатирические песни (иногда откровенно грубые); танцевальные мелодии; со словами или без слов; лирические песни; и исторические песни ».

Содержание

  • 1 Происхождение
  • 2 Текстовая характеристика
  • 3 Лингвистическая характеристика
  • 4 Музыкальная характеристика
    • 4.1 Мелодическая характеристика
    • 4.2 Аккомпанемент
  • 5 См. также
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки

Происхождение

Отношения между военными и религией с думы возникли во время казачьего восстания 1648 года. Украина попала под контроль католиков-поляков. Литовское Содружество, которое ввело дискриминационные меры в отношении Восточной Православной церкви. За этим восстанием последовал «раздел и в конечном итоге покорение украинских земель и украинской церкви». Казаки восстали против религиозного притеснения, и их земли в конечном итоге были потеряны угнетателем. Это вызывает большую дилемму в церкви, потому что казаки были защитниками веры, а поскольку они проиграли, а вера непогрешима, то сами казаки, должно быть, сделали что-то грешное. Вот почему думи имеет большой религиозный подтекст и является песней, которая повествует о смерти и поражении, а не о победе.

Текстовая характеристика

Думи как эпос по сравнению с другими эпическими формами не содержат элементов фантастики.

Лингвистические характеристики

Доминирующим элементом думы является язык. Ритм риторический, часто упирается в глагол, помещенный в конце. Широко распространено использование параллелизмов, эпитеты стандартные, широко распространено использование конкретных чисел. Также популярно использование архаических форм языка, как и использование умственной отсталости.

Музыкальные характеристики

Мелодические характеристики

Мелодии думы состоят из

  • повторяющихся речитативных отрывков на одной ноте, переходящих на другой тон с языковым акцентом, обычно пошагово, а изредка 4-м
  • мелодическим речитативом с ниспадающими скалярными пассажами
  • мелодическими закрытыми и полузакрытыми каденциями с характерной мелизмой
  • заплачкой на основе слова «эй» "часто очень витиевато, с множеством мелизматических элементов, соответствующих стилистическим особенностям мелодии.
  • славнословия (словесное прославление) в конце пьесы. Подведение итогов произведения, которое в некоторых регионах скорее говорят, чем поют.

Почти все традиционные думы из Полтавской и Слобожанской традиции используют дорийский лад с иногда повышенными 4-ю степенью и Subsptatonium. Повышенная 4-я часто используется как второстепенная ведущая нота к доминанте. Появление усиленной 2-й между 3-ей и 4-й ступенями придает думе восточно-звучащий колорит и используется исполнителем для добавления к произведению «жалости».

Аккомпанемент

Думи традиционно поют под инструментальный аккомпанемент, обычно под аккомпанемент бандуры, кобзы или лиры.

в По слободжанской традиции бандура играла большинство нот мелодии голосом, за исключением хроматических случайностей и мелизмы с редкими аккордами на I, IV и V степенях дорийской лада. Инструмент также будет использоваться для инструментальных прелюдий, интерлюдий и постлюдий.

В Полтавской традиции инструментальный аккомпанемент гораздо реже, исполнитель играет не мелодию, а случайные аккорды, основанные на тонике и доминанте дорийского.

В сопровождении лиры из Полтавы при исполнении думы мелодии голосом не проигрываются. Мелодическая инструментальная игра ограничивается прелюдиями, интермедиями и постлюдиями.

Никаких транскрипций или записей подлинного думского выступления представителей черниговской традиции до нас не дошло.

Обсуждение других традиций думских декламаций показало, что в ХХ веке значительное количество загрязнений из нетрадиционных источников сделало многие из их записей нетипичными и недостоверными в соответствии с традиционным стилем, в котором кобзари исполняли думы..

См. Также

Ссылки

Внешние ссылки

  • Дума в Энциклопедии Украины.
Последняя правка сделана 2021-05-18 06:03:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте