Церковная реформа Петра I ввела то, что, по мнению некоторых, было периодом цезаропапизма в истории Русской Православной Церкви, когда церковный аппарат фактически превратился в государственный департамент.
Ранее Русские цари оказали некоторое влияние на церковные операции; однако до реформ Петра церковь была относительно свободной в своем внутреннем управлении. По образцу Византийской империи царь считался «защитником православия». В этом качестве он имел право вето на избрание новых епископов, а при хиротонии новых епископов он часто представлял Крозье им. Царь также будет участвовать в принятии важных церковных решений. В 1551 году царь Иван IV созвал Стоглавый Собор (Стоглавый Собор), который подтвердил неприкосновенность церковной собственности и исключительную юрисдикцию церковных судов над духовенством, и нормы церковной жизни регламентировались. Великий Синод Москвы в 1666–1667 годах также возглавлял царь.
Петр Великий в результате своих реформ потерял поддержку русского духовенства. Местные иерархи очень подозрительно относились к дружбе Петра с иностранцами, к бритью его бороды и к его предполагаемым протестантским наклонностям. Царь не отказался от Православия как главного идеологического ядра государства, но попытался начать процесс вестернизации духовенства, опираясь на тех, кто имел западное богословское образование, хотя Петр при этом оставался верным канонам Востока. Православная Церковь. Петр непреднамеренно вызвал «украинизацию » Русской Церкви, пригласив украинское и белорусское духовенство (в основном выпускников Киево-Могилянской академии ) из буферных регионов Империи в Россию. В результате к середине XVIII века большинство Русской Православной Церкви возглавляли выходцы из Украины (Малороссия или Галичина). Между 1700 и 1762 годами из 127 архиереев, возглавлявших соборы в России, 70 были с Украины и только 47 - с других регионов России.
Петр I, известный как «Петр Великий» (годы правления 1682–1725 гг.), Положил начало эпохе, когда церковное управление было коренным образом преобразовано: вместо этого будучи управляемой патриархом или митрополитом, правительство церкви перешло под контроль комитета, известного как Святейший Правящий Синод, который был составлен как епископы, так и мирские бюрократы, назначенные Императором.
Царь Петр провел в своей стране многочисленные реформы, которые были призваны создать и оплатить новое правительство, а также военную и военно-морскую систему, которая позволила бы России торговать, конкурировать и, при необходимости, защищать европейские интересы России силой оружия. Безжалостность, с которой он проводил свои реформы правительства и сбора налогов, а также насильственное строительство своей новой столицы, Св. Петербург, плохо предвещал независимость церкви.
Архиепископ Феофан Прокопович, союзник Петра в его реформе Русской Православной Церкви.Когда Патриарх Адриан (в должности 1690–1700) умер в В октябре 1700 года Петр предотвратил избрание нового патриарха и вместо этого назначил Стефана Яворского патриархальным «экзархом », locum tenens или, буквально, хранителем патриаршего престола (місцеблюститель патріаршого престолу). Яворский был молодым профессором из Киево-Могилянской академии отколовшегося региона Речи Посполитой, также известного как Казацкое Гетманство, который обучался в Иезуитская академия в Польше, и которые выступали за сильный патриархат и независимость церкви. Он возглавлял церковь вместе с епископским советом, однако его полномочия были очень ограничены, так как, например, все церковное имущество находилось в ведении Монастырского приказа (см. приказ ), который находился вне церковной юрисдикции. В результате монастыри превратились в главные гнезда оппозиции, и для борьбы с ними правительство запретило монахам держать в своих кельях ручку и бумагу. Яворский, который сам, возможно, думал о том, чтобы стать патриархом, не полностью поддерживал идеи Петерса о «бюрокритике» путем введения коллегиальной системы. Яворский публично заявил о своем противодействии введению гражданских прокуроров-фискальных (как в Шотландия ) в церковных судах. После того, как Яворский сблизился со сторонниками Алексея Петровича, Цесаревич России, противостоявший его отцу, Петр Великий уволил Яворского.
Митрополит Стефан ЯворскийПостепенно Петр стал отдавать предпочтение другому профессору Киевской Академии, Феофану Прокоповичу, Духовный устав которого 1721 г. поддерживал концепцию русской национальной церкви при авторитет царя как «верховного епископа», и утверждал, что церковный совет был бы более подходящим для управления церковью, чем отдельный патриарх. Прокоповичу казалось сомнительным иметь двоевластие в Российской империи, и он поддерживал идею единоличного и окончательного самодержца. Однако среди российского духовенства Прокопович воспринимался как лютеран, а кальвинист как человек, изучавший протестантизм и не достигший зрелости в культуре восточного православия. Против него энергично протестовал ректор Московской академии, когда Прокопович был назначен митрополитом Псковским.
В 1721 году Петр основал Духовную коллегию для управления церковью («колледж» или «коллегия», слово, заимствованное из шведской государственной системы, было термином, который Петр использовал для своих правительственных министерств, каждое из которых возглавлял комитет вместо единственного министра). Духовная коллегия вскоре была переименована в Священный Правящий Синод, и ею руководил мирский директор, или обер-прокуратор. Состав Синода со временем менялся, но в основном он оставался комитетом церковников, возглавляемым мирским назначенцем Императора.
Монастыри потеряли территорию и стали более строго регулироваться, что привело к сокращению количества монахов и монахинь в России с примерно 25000 в 1734 году до примерно 14000 в 1738 году.
Церковь - особенно монастыри - постепенно теряла землю и богатство в течение семнадцатого и восемнадцатого веков, но при императрице Екатерине II («Екатерина Великая», правила 1762–1796 гг.) Монастырские земли были эффективно национализированы с около миллиона крестьян на монастырских землях практически в одночасье становятся государственными крепостными. Новая система духовного образования была начата при Петре Великом и расширилась до такой степени, что к концу столетия в каждой епархии (епархии была семинария.). Тем не менее, в учебной программе для духовенства сильно упор делался на латинский язык и предметы, ближе к учебной программе иезуитских академий в Польше, с легким акцентом на греческий язык и восточные отцы церкви, и еще меньше на русский и Славянские церковные языки. Это привело к тому, что больше монахов и священников получили формальное образование, чем прежде, но получили плохую подготовку для подготовки к служению русскоязычному населению, пропитанному традициями восточного православия. Екатерина даже позаботилась о том, чтобы жалованье священнослужителям всех рангов выплачивалось государством, а не церковью, в результате чего духовенство фактически становилось служащими государства.
Русский патриархат не был восстановлен до 1917 года, когда Всероссийский собор (Собор ) избрал Св. Тихон как Патриарх Московский. Хотя несколько комиссий Синода планировали созвать церковный собор с 1905 года, царь Николай II полагал, что собор будет дестабилизирующим. После Февральской революции и отречения царя 15 марта высший синодальный церковный орган при временном правительстве созвал собор, который открылся 15 августа. (28 августа н.э.), Успение Богородицы. Собрание продолжило митинг, несмотря на начало Октябрьской революции, избрание Патриарха Святого Тихона 5 ноября 1917 года. Многие другие вопросы были обсуждены и решены на соборе, включая децентрализацию церковного управления, позволяющую женщинам участвовать в церковное управление и определение того, что священники и миряне будут иметь право голоса в церковных советах наряду с епископами. Высшая церковная власть Петровского Синода и обер-прокурора были упразднены навсегда.