Чудь

редактировать
Киевская Русь 1030–1113 гг., Юрьев в стране Чудь

Чудь или Чудь (древневосточнославянский : чудь, в финских языках : tšuudi, čuđit) - термин, исторически применявшийся в ранних восточнославянских анналах к нескольким балтийским финнам на территории современной Эстонии, Карелии и Северо-Западной России.

Возможно, самое раннее письменное использование термина «чудес» для описания финских народов (предположительно раннее Эстонцы ) был ок. 1100 г., в самых ранних восточнославянских летописях. Согласно Первичной летописи, Ярослав I Мудрый вторгся в страну Чудес в 1030 году и заложил основы Юрьева (историческое русское название Тарту, Эстония ).

Согласно древневосточнославянским летописям, чудесы были среди основателей русского государства.

Содержание
  • 1 Этимология
  • 2 Идентичность
  • 3 Чудес в хрониках
  • 4 Чудес в фольклоре
  • 5 Использование термина в исторические времена
  • 6 См. Также
  • 7 Ссылки
  • 8 Внешние ссылки
Этимология

Есть ряд гипотез относительно происхождения термина. Чудэ может происходить от славянского слова tjudjo («чужой» или «странный»), которое, в свою очередь, происходит от готского слова, означающего «народ» (сравните с тевтонским). Другая гипотеза состоит в том, что термин произошел от преобразования финно-угорского названия глухаря. Еще одна гипотеза утверждает, что оно происходит от саамского слова tshudde или čuđđe, означающего враг или противник (фин. vainolainen). Однако это потребовало бы заметного присутствия саамов в торговых центрах вокруг Ладожского озера.

Самобытность

Традиционно считалось, что Чудес принадлежат к группе балтийско-финских народов, хотя были некоторые споры о том, что к какой конкретной группе. После первой встречи с чудесами славяне стали называть другие финно-говорящие народы чудесами и, таким образом, стали собирательным названием финно-угорских соседей в русской культурной традиции. Многие писатели утверждают, что чудес были вепсами, Фасмер полагает их в Карелии, в то время как Смирнов предполагает, что сету являются потомками чудес. В недавнем исследовании топонимии водосборных бассейнов рек Луга и Волхов финский фенноугор Паули Рахконен пришел к выводу, что в этом районе говорят на английском языке. Финский только в районе южных берегов Ладожского озера и Финского залива, но выше по течению от двух рек, язык, судя по свидетельствам гидронимов в области, представил другие финно-угорские языки, кроме финских. Однако заволошка чудес в водосборе Белого моря, судя по всему, говорит на финских языках, что подтверждается данными о субстратной топонимии на севере России, проведенной недавно финно-угристом Янне Саарикиви.

Чудес в летописях

Восточнославянская Первичная летопись описывает Чудеса как соучредителей государства Русского каганата вместе с кривичами., вепсы, ильменские славяне и викинги. В других древних восточнославянских хрониках термин «чудес» относится к нескольким финским племенам, в частности, к ранним эстонским группам. В 1030 г. киевский князь Ярослав Мудрый выиграл военную кампанию против Чудес и основал крепость в Юрьеве (ныне Тарту, на юго-востоке Эстонии ). Затем киевские правители собирали дань с чудес окружающего древнего эстонского уезда Угаунья, возможно, до 1061 года, когда, согласно летописям, Юрьев был сожжен дотла эстонским племенем сосолов (вероятно сакалийцы, эселиан или харионенс ). Большинство набегов на Чудес, описанных в средневековых восточнославянских хрониках, происходит в современной Эстонии. Пограничное озеро между Эстонией и Россией до сих пор называется Чудское (Чудское озеро ) на русском. Однако во многих древних упоминаниях Чудеса говорится о народах, очень далеких от Эстонии, например, Заволошка Чудес между мордвой и Комисом.

Чудесом в фольклоре

В русских народных легендах Чудес были описаны как возвышенные и красивые. Одной из характеристик чудесов была «белоглазка», что означает светлые глаза.

Скорбные русские народные песни напоминают об уничтожении чудесов, когда славяне оккупировали их территории. Когда было совершено нападение на поселок Чуде, женщины из Чуде заставили себя утонуть в реке со своими драгоценностями и детьми, чтобы не подвергнуться грабежу или изнасилованию.

В летописях, повествующих об основании Руси, чудеса упоминаются как одна из рас-основательниц, вместе со славянами и варягами (варягами).

Народная этимология происходит от слова древневосточнославянского (чужой, чужой; чудной странный; чудный странный) или чудный, чудесный, прекрасный, привлекательный.

Чудес или Чудес - традиционные злодеи общего характера в некоторых саамских легендах, а также в саамском фильме Следопыт 1987 года, который частично основан на таких легендах.

Другие источники предполагают, что древние чуди говорили на финском языке, похожем на вепсский язык.

Использование термина в исторические времена
чудес и другие этнические группы в Восточной Европе IX века

Позднее слово чудес стало чаще употребляться для обозначения более восточно-финских народов, в частности вепсов и голосов, в то время как некоторые производные от чудеса, такие как чухна или чухонец относились к более западным финнам и эстонцам. После завоевания Россией Финляндии 1714–1809 годов и расширения контактов между финнами и Санкт-Петербургом финны восприняли слово Чудь как уничижительное и намекающее на крепостное право, которое, как считали, русские считали сочтите подходящим для финнов. Однако, как уничижительное слово, это была скорее чухна, которая применялась также к финнам (а также к эстонцам ) еще во время зимы. Война, 1939–1940 гг., Между Советским Союзом и Финляндией.

В современном русском языке слово чухна часто используется для обозначения вепсов. Название Чудес (или Северный Чудес) использовалось для вепсов и некоторыми антропологами.

В мифопоэтической традиции коми слово чудес может также обозначать коми-героев и язычников; Старообрядцы; другой народ отличный от коми; или разбойники - последние два - типичные легенды в саамском фольклоре. Фактически, легенды о Чудесе (Čuđit) охватывают большую территорию в Северной Европе от Скандинавии до Урала, ограниченную Ладожским озером с юга, северные и восточные районы Вологды губернии, и проходя мимо Кировской области, далее в Коми-Пермяцкий округ. Отсюда оно распространилось на переселенцев с Европейского Севера.

Чудэ стало нецензурным словом в Архангельской области. Еще в 1920 году жители этого региона использовали легенды о чудесах, чтобы пугать маленьких непослушных детей.

См. Также
Ссылки
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-15 06:34:21
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте