Чоно люди

редактировать
Эта статья о коренных народах Чили. Для монгольского племени см племя Чонос.
Люди чоно
Далька (реконструкция).JPG Реконструкция далчи, лодки, используемой людьми Чоно
Всего населения
вымерший
Регионы со значительной численностью населения
  Чили : архипелаг Чилоэ
Языки
Чоно язык ?
Религия
Традиционная племенная религия, обращенная в католицизм, со временем ассимилировалась в Чилоэ и Кальбуко.
Родственные этнические группы
Payos ? Кавескар ?

Народ чоно, или гуайтеко, был кочевым коренным народом или группой народов архипелагов Чилоэ, Гуайтекас и Чонос.

Люди чоно жили как охотники-собиратели, путешествующие на каноэ.

Многое из того, что известно из испанских источников о Хоносе, отфильтровано мировоззрением уилличе, поскольку язык уилличе и уилличе использовался для общения с Хоносом.

СОДЕРЖАНИЕ
  • 1 Внешний вид
  • 2 История
    • 2,1 доиспанской эпохи
    • 2.2 Колониальная эпоха
    • 2.3 Гибель
  • 3 Культура
  • 4 Примечания
  • 5 ссылки
  • 6 Библиография
Внешность

Наряду с другими народами западной Патагонии, занимающимися плаванием каноэ, люди чоно имели общие физические черты: низкий рост, длинную голову (долихоцефалию) и «низкое лицо». По мнению Роберта Фицроя, который видел людей чоно в 1830-х годах, они были более мускулистыми и имели более красивую внешность по сравнению с плывущими на каноэ южнее. Альберто Ачакас Валакиал, сам кавэскар, родившийся примерно в 1929 году, сказал, что люди чоно были выше и имели более темную кожу, чем его люди. Он также добавил, что их носы и лица были длиннее.

Изучение костей Чоно показывают, что они были склонны страдать совместные проблемы, инфекционные заболевания и в некоторых случаях травматических повреждений. Эти болезни были связаны с их образом жизни.

История
Примерная степень распространения культур коренных народов в Чили на момент прибытия испанцев. Пикунче, мапуче, Уилличе и Кунко являются частью макроэтической группы мапуче.

Доиспанская эпоха

Ученый Альберто Тривера считает, что не существует преемственности между человеческой культурой, наблюдаемой на археологическом участке Монте-Верде, и какой-либо исторической группой. Согласно археологу Рикардо Э. Латчам, люди чоно и другие морские кочевники могут быть остатками более широко распространенных коренных групп, которые были вытеснены на юг «последовательными вторжениями» более северных племен.

Люди Чоно считаются первыми этнически идентифицируемыми жителями архипелага Чилоэ. Это привело к предположению, что Чонос были людьми, оставившими после себя большую часть обильных останков раковин ( исп. Conchales) архипелага Чилоэ, однако это утверждение не подтверждено. На архипелаге Чилоэ есть различные топонимы с этимологией чоно, несмотря на то, что основным языком коренных народов архипелага на момент прибытия испанцев был Величе. Теория, выдвинутая летописцем Хосе Пересом Гарсиа, утверждает, что кунко поселились на острове Чилоэ в доиспанские времена в результате натиска более северных уилличей, которых, в свою очередь, вытеснили мапуче. Таким образом, некоторые историки считают, что места вплоть до побережья Осорно и озера Льянкиуэ были когда-то в пределах ареала кочевничества чоно.

Археолог и этнограф Рикардо Э. Латчам основывался на этих представлениях и утверждал, что чоно прибыло на архипелаг Гуайтекас из архипелага Чилоэ после того, как в XIII веке они были захвачены группами культуры мапуче (Уилличе, Кунко и т. Д.) С материка.

Колониальная эпоха

Люди чоно впервые встретили европейцев, когда в 1553 году на их земли прибыла военно-морская экспедиция Франсиско де Уллоа.

В конце 16-го и начале 17-го веков происходили различные испанские вторжения, направленные на то, чтобы принести Чонос в испанские владения Чилоэ. Эти вторжения превратились в прямые набеги рабов после указа 1608 года короля Испании Филиппа III, узаконившего рабство «местных повстанцев». Это было нарушением закона, поскольку чонос, в отличие от мапуче, разрушивших семь испанских городов во время восстания 1598–1604 годов, никогда не восставал. Не только народ Чоно пострадал от набегов рабов, организованных испанцами из Чилоэ; то же самое сделали и уилличе из Вальдивии, Осорно и коренные народы из озера Науэль-Уапи через Анды. Некоторые рабы чоно могли быть экспортированы на север в испанские поселения в Центральном Чили, который становился плавильным котлом для искорененных коренных народов. Испанцы получили не только людей чоно в качестве рабов во время набегов, но также и от других людей чоно, которые продавали свой народ. В то время как некоторые люди Чоно были превращены в явных рабов, другие попали в систему рабства энкомьенды.

Интерес испанцев к землям Чоно, похоже, снизился после экспедиции Антонио де Веа в 1675 году. Тем не менее, в 1710 году большая группа чоносов добровольно прибыла в испанское поселение Кальбуко, спасаясь от внутренних конфликтов. Испанцы решили поселить эту группу на острове Гуар.

Интерес к землям Чоно снова возник в 1740-х годах, когда испанцы узнали об обломках HMS Wager у берегов Патагонии. В результате угрозы со стороны корсара и пиратов испанские власти приказали обезлюделить архипелаги Хонос и Гуайтекас, чтобы лишить своих врагов любой возможной поддержки со стороны местного населения. Затем это привело к перемещению населения на архипелаг Чилоэ на севере, в то время как некоторые Чонос двинулись к югу от полуострова Таитао, фактически обезлюдив территорию. Чонос в Чилоэ в конечном итоге были поглощены местными метисами и коренным населением уилличе.

Чонос служил морским пилотом во многих экспедициях, предпринятых испанцами на Патагонские архипелаги. Тем не менее, некоторые испанцы, такие как Хосе де Мораледа-и-Монтеро, отмечали, что чонос не всегда говорили правду и иногда вводили в заблуждение мореплавателей. Действительно, Чоносу удалось настолько эффективно удержать испанских исследователей от озера Президенти-Риос, что оно стало официально известно чилийцам только в 1945 году.

Вследствие близости к испанским поселениям в Чилоэ чоносцы были народом Патагонии, занимавшимся плаванием на каноэ, с самыми интенсивными контактами с испанцами. Неофициальные данные показывают, что чонос все больше и больше становился частью испанской культуры на протяжении 17 и 18 веков. Например, Кристобаль Талькапильян, с которым в 1670-х годах беседовали испанские власти, понимал разницу между испанцами и англичанами. В 1740-х годах Мартин Оллета смог понять важность обломков HMS Wager и извлечь из этого выгоду, передав оставшихся в живых испанским властям, сохранив при этом ценные металлические предметы, полученные от обломков. Чонос под руководством Мартина Оллета владел испанским языком на достаточно высоком уровне, чтобы общаться с испаноязычным хирургом британской стороны.

Кончина

Чонос в значительной степени исчезает из исторических записей после 18 века, но спорадические упоминания остались. Томас Бриджес сообщил, что встретил Чонос в конце 19 века. Альберто Ачакас Валакиал, сам кавескар, родившийся примерно в 1929 году, утверждал, что в молодости встречался с Чоносом. Писатель Бенджамин Суберкасо посетил полуостров Таитао в 1946 году, сообщив, что видел шаги и свежие человеческие фекалии, которые, по его мнению, указывают на то, что кочевые чоносы, как известно из исторических источников, все еще существовали. В 2006 году Рикардо Васкес возглавил экспедицию в отдаленные районы полуострова Таитао, отчасти мотивированные возможными указаниями на то, что Чонос все еще жил там в изоляции.

В 1743 году члены кабильдо Кастро объяснили упадок чонос, обосновавшихся в иезуитских миссиях, нехваткой женщин. Историк Родольфо Урбина Бургос развивает эту мысль и утверждает, что чонос в целом вымерли как особая группа из-за хронической нехватки женщин. Urbina Бургос утверждает, что это означало Чонос были женаты на женщинах из числа коренного населения Veliche, Caucahué или Пайо складе. Таким образом, чоно смешались и ассимилировались с коренными культурами Чилоэ, заменив женщин. Женщины чоно были ответственны за то, что ныряли в холодные воды в поисках моллюсков, и это могло быть причиной небольшой продолжительности жизни среди них. Те, кто бежал к югу от полуострова Таитао, возможно, в конечном итоге были смешаны с Кавескаром.

Жители острова Лайтек, который имеет сильные исторические связи с Чонос, имеют в среднем 80% коренных генетических примесей. Неизвестно, в какой степени смешанные потомки Chonos на этом острове сохраняют аспекты культуры Chono. Обычай жителей Мелинки брать с собой собак на борт, возможно, восходит к традициям чоно.

Культура

В культурном отношении у чонос было много общего с южными мореплавателями, такими как Кавескар, но на чонос также оказали влияние мир мапуче. Такие авторы, как Harb D. et al. (1998) перечисляют народ чоно как культурно « фуэгийский » в отличие от более северных групп мапуче. Урбина Бургос (2007) упоминает архипелаг Чилоэ как границу между культурой мапуче и культурой «южных народов».

Предполагаемый язык чоно известен только из местных топонимов и из непереведенного катехизиса.

Мужчины охотились на морских млекопитающих, особенно на морских львов, а женщины собирали моллюсков и водоросли. Чонос использовали сети и копья для сбора пищи в море, но дополняли свой улов картофелем и другими растениями из небольших садов. Их лечебные места состояли из пещер или кожаных построек.

И люди чоно, и кавескарс использовали Pilgerodendron uviferum как дрова, а также дрова для лодок, лодок и домов.

Изотопные исследования человеческих костей, найденные на территории бывшего Чоно, показывают, что чоно придерживались в основном морской диеты на протяжении веков или тысячелетий, пока, после времен испанского контакта (ок. 1550 г.), наземная пища не стала более важной в диете Чоно.

Железные предметы высоко ценились чоносами и обычно добывались в испанских поселениях в Чилоэ либо путем торговли, либо воровства. В некоторых случаях железо было извлечено из останков европейских кораблей.

Примечания
использованная литература
Библиография
Последняя правка сделана 2023-04-04 07:33:13
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте