Чипевян

редактировать
Dënesųłı̨ne
Chipewyan-in-a-canoe.jpg Чипевианская женщина и ребенок отправились охотиться на ондатру в озере Гарсон, Саскачеван
Общая численность населения
30 910 (перепись 2016 г.)
Регионы со значительной численностью населения
Канада
Саскачеван 12 875
Северо-западные территории 7820
Альберта 6350
Манитоба 1905
Британская Колумбия 1225
Языки
Английский, Денесулин
Религия
Христианство, Анимизм
Родственные этнические группы
Дене, Йеллоунайвс, Тлыжчо, Слейви, Сахту

Чипевиан (Денесолине или Dënesųłı̨né или Dënë Sųłınë́, что означает «оригинальные / настоящие люди») являются Дене коренными канадскими народами Атабаскская языковая семья, предки которой отождествляются с археологической традицией сланцев Талтейлей. Они являются частью группы северных атабасков и происходят из того, что сейчас называется Западной Канадой.

Содержание
  • 1 Терминология
  • 2 Демография
  • 3 Памятные даты
  • 4 Управление
    • 4.1 Альберта
    • 4.2 Манитоба
    • 4.3 Северо-западные территории
    • 4.4 Саскачеван
  • 5 Исторические чипевианские региональные группы
  • 6 Этнография
  • 7 Культура
  • 8 Язык
  • 9 Известный Чипевян
  • 10 Ссылки
  • 11 Дополнительная литература
  • 12 Внешние ссылки
Терминология

Франкоязычные миссионеры к северо-западу от колонии Ред-Ривер упоминали Чипевийцы как Монтанье в своих документах, написанных на французском языке. Таким образом, Montagnais (на французском языке) часто ошибочно переводится на Montagnais (на английском языке), который относится к Neenolino Innu северного Квебека, а не к дене (народ Chipewyan).

Альбом с фотографиями чипевианской женщины и мальчика
Демография

Чипевианцы живут в регионе, простирающемся от западного Канадского щита до Северо-Западных территорий, включая северные части провинций Манитоба, Альберта и Саскачеван. В Нунавуте также есть много захоронений и археологических памятников, которые входят в группу Денешлыжне.

В следующем списке первых наций правительств групп в августе 2016 года было зарегистрировано 25 519 человек, из них 11315 в Саскачеване, 6952 в Альберте, 3038 в Манитобе и 4214 человек в Северо-Западных территориях. У всех была популяция денесулина; тем не менее, некоторые из них состояли из членов кри и денесулин (см. исконную нацию бесплодных земель в Манитобе и исконную нацию Форт МакМюррей в Альберте).

Есть также много метисов, говорящих на дене (Dënesųlıne), расположенных по всему региону. Например, в деревне Саскачеван Ла Лош проживало 2300 жителей, которые в переписи 2011 года определили, что говорят на дене (денесулин) в качестве своего родного языка. Около 1800 жителей были метисами, а около 600 - членами племени Клируотер Ривер Дене.

Памятные даты

В память о переселении Сайиси Дене в Мемориале Дене в Черчилле, Манитоба, отмечается переселение.

Управление

Люди Денешлыжне являются частью многих групп правительств, охватывающих Альберту, Саскачеван, Манитобу и Северо-Западные территории.

Альберта

Совет племени Атабаска
Ассоциация вождей племен (TCA)
Правительство территории Акаитчо (ATG) (Ɂákéchógh nęnę)
  • Первая нация высадки Смита. 'Thebati Dene Suhne' Tthëbátthı 'dënesųłı̨ne, Thebacha Tthëbáchághë -' у порогов ', данское название форта Смита. Заповедники и общины:? Ejere K'elni Kue # 196I, Hokedhe Túe # 196E, K'i Túe # 196D, Li Dezé # 196C, Thabacha Náre # 196A, Thebathi # 196, Tsu K'adhe Túe # 196F, Tsu Nedehe Túe. # 196H, Tsu Túe Ts'u tué # 196G, Tthe Jere Ghaili # 196B, c. 100 км². Население: 357

Манитоба

Племенной совет Киватин

Северо-Западные территории

Правительство территории Акаитчо (ATG)
  • ('Deneh-noo-kweh' - 'Люди лосиного острова'), ранее известное как 'Форт Резолюшн Дене. Заповедник: поселение Форт-Резолюшн Население (2015): 910
  • (Луцельке «Лут-сел-кк ай» - «место жуцель-рыбы»), ранее известное как «Снежная полоса». Заповедник: Поселок Сугроб. Население (2015): 782
  • Первая нация Солт-Ривер № 195 (Заповедники: поселение Форт-Смит, Солт-Равнины № 195, Солт-Ривер № 195, Фицджеральд № 196 (Альберта), около 230 км². Население (2015 г.)): 971
  • Yellowknives Dene First Nation (Запасы: Dettah Settlement, N'Dilo Settlement, Yellowknife Settlement. Население (2015) 1 551

Саскачеван

Совет племен Медоу-Лейк (Tł'ogh tué)
  • Народ реки Буффало Дене (Ɂëjëre dësché), расположенный в Диллон. Площадь заповедника составляет около 84 км к северо-востоку от Иль-а-ля-Кросс (Куен́). Заповедник: Buffalo River Dene Nation No. 193, около 83 км². Население: 1405
  • Clearwater River Dene Nation ( Tı̨tëlase tué) Самый густонаселенный заповедник Река Клируотер граничит с деревней Ла-Лош на севере Заповедники: Река Клируотер Дене №№ 222, 221 и 223, индейское поселение Ла-Лош около 95 км². 2042
  • English River First Nation с офисами в Patuanak подписали Договор 10 в 1906 году под руководством вождя Уильяма Апезиса. Название происходит от английской реки, где «люди из тополевых домов» (Kés-ye-hot'ı̨në) населяли этот район в течение многих периодов в течение года. Большинство семей, которые в настоящее время проживают в Патуанаке (Бэгханичхэрэ) и Ла-Плонге 192 от Боваль, традиционно жили вниз по реке у озера Примо, озера Колен и озера Диппер. Заповедники: озеро Кри № 192G, остров Портер № 192H, Элак Дауз № 192A, озеро Колено № 192B, Диппер-Рапидс № 192C, Вапачевунак № 192D, ЛаПлонж № 192, ок. 200 км². Население: 1528
  • коренная нация березовых узких мест (K'ı́t'ádhı̨ká), расположенная на озере Тернор, самый густонаселенный заповедник № 193B находится примерно в 124 км к северо-востоку от Иль-а-ла-Кросс., заповедник возник в соответствии с Договором 6 1906 г. Заповедники: озеро Черчилль № 193А, озеро Тернор № 193В и 194, гр. 30 км². Население: 771
Великий Совет принца Альберта (PAGC)
Исторические Чипевианские региональные группы
Чипевян находится в Канаде Чипевян Чипевян Чипевян Чипевян Чипевян Чипевян Чипевян Чипевян Чипевян Чипевян Чипевян Чипевян Чипевян Чипевян Чипевян Чипевян Чипевян Чипевян Чипевян Чипевян Чипевян Чипевян Чипевян Деревни в Канаде с населением, говорящим на денесулинском языке Чипевян находится в Саскачеване Patuanak Патуанак Фон-дю-Лак Фон-дю-Лак Стоуни-Рэпидс Стоуни-Рапидс Black Lake Черное озеро Озеро Волластон Озеро Волластон La Loche Ла-Лош Озеро Тернор Лейк-Тернор Диллон Диллон Patuanak Патуанак Лак-Броше Лак Броше Озеро Тадоул Лейк-Тадоул Холодное озеро Холодное озеро Жанвье Жанвье Форт-Смит Форт-Смит Fort Chipewyan Форт Чипевян Ла Плонж Ла-Плонж 15 сообществ в Канаде с популяциями денесулина. Мигающие точки - это деревни с более чем 1000 говорящих.

Чипевианцы двигались небольшими группами или группами, состоящими из нескольких больших семей, чередуя зимние и летние лагеря. Группы участвовали в охоте, отлове, рыболовстве и собирательстве в канадских северных лесах и вокруг многих озер на своей территории. Позже, с появлением торговли мехом в Северной Америке, они организовались в несколько крупных региональных групп в непосредственной близости от европейских торговых постов, чтобы контролировать в качестве посредников торговлю мехом и охоту на пушных зверей.. Новые социальные группы также позволили чипевианам доминировать над своими дене соседями и лучше защищаться от вооруженных винтовками кри врагов, которые наступали к реке мира и Озеро Атабаска.

  • Кай-тели-ке-хот! инне (K'aıtëlı́ hót'ı̨ne) («ивовая равнина, в которой живут они») жил на западном берегу озера Атабаска в Форт Чипевян. Их племенная территория простиралась на север до Форт Смит на Невольничьей реке и на юг до Форт МакМюррей на реке Атабаска )
  • Кес-йе-Хот ! ínne (K'ësyëhót'ı̨ne) («осиновый дом, в котором они живут» или «тополевой дом, в котором они живут») жил в верховьях реки Черчилль, вдоль озера Иль- à-la-Crosse, Methye Portage, Cold Lake, Heart Lake и Onion Lake. Племенное название, вероятно, является описанием соседних чипевианских групп для этой основной региональной группы и буквально означает европейские торговые форты Лак-Иль-а-ля-Кросс, построенные из тополя или осины
  • Hoteladi Hótthę̈nádé dëne («северные люди») жили к северу от Кес-йе-Хот!, между озером Кри, к западу от Оленьего озера на берегу реки. на юге и на восточном берегу озера Атабаска на севере.
  • Hâthél-hot! inne (Hátthëlót'ıne) («низина, которую они обитают») жила в Оленьем озере (ɂëtthën tué) Регион, который впадает на юг в реку Черчилль.
  • Эттен элдили ден (Etthén holdélį Dené, Ethen-eldeli - «Карибу -Едары») жил в Тайге к востоку от озера Атабаска, далеко на восток до Гудзонова залива, у озера Рейндир, озера Хэтчет, озера Волластон и озера Броше
  • Ккрест'эйле kke ottine («обитатели дрожащих осин» или «дрожащие осиновые люди») жили в Бореальные леса между Большим Невольничьим озером на юге и Большим Медвежьим озером на севере.
  • Сайиси Дене (Saıyısı́ dëne) (или Saw-eessaw-dinneh - «люди востока») торговали в форте Чипевиан. Их охотничьи и племенные районы простирались между озером Атабаска и Великим Невольничьим озером, а также вдоль реки Черчилль.
  • Gáne-kúnan-hot! Ínne (Gąnı̨ kuę hót'ı̨ne) («дом из сосновых сосен, в котором они живут».) жили в тайге к востоку от озера Атабаска и были особенно сосредоточены в восточной Fond-du-Lac области.
  • Des-nèdhè-kkè-nadè (Деснёдхэ к'э нараде ден) (Desnedekenade, Desnedhé hoį́é nadé hot'įnę́ - «люди вдоль великой реки») были также известны как Атабаска Чипевян. Они жили между Большим Невольничьим озером и озером Атабаска вдоль Невольничьей реки около Форт-Резолюшн (Денину-Ку - 'лоси Остров').
  • Тиланоттин (Tthı́lą́ne hót'ı̨ne)) (Tu tthílá hot'įnę́ - «живущие во главе озер» или «люди на конце головы») жили вдоль озер в районе Верхней реки Черчилль, вдоль реки Черчилль и реки Атабаска, от Большое Невольничье озеро и озеро Атабаска на севере до Холодного озера и Lac la Biche на юго-западе.
  • Tandzán-hot! Ínne (Tálzą́hót'ıne) («обитатели грязного озера», также известный как Dení-nu-eke-tówe - "лосиный остров на озере-он") жили на северном берегу Большого Невольничьего озера и вдоль реки Йеллоунайф, и до их изгнания Tłıchǫ вдоль реки Коппермайн. Их часто рассматривали как группу чипевиан, но они образуют исторически «Йеллоунайз », исторически независимую первую нацию и называли себя татсаотин (T'átsąnót'ı̨ne).
Этнография
Денесулин. дети плывут на каноэ в Ла-Лош

Исторически, Denesuline были в некоторой степени связаны с южными Cree и воевали против инуитов и других Dene Народы к северу от чипевийских земель.

Важной исторической Денесулин является Танаделтур («Прыгающая куница»), молодая женщина, которая в начале 18 века помогла своему народу установить мир с кри и вступить в торговля мехом (Steckley 1999).

Сайиси Дене из северной Манитобы - племя чипевианцев, известное своей охотой на мигрирующих карибу. Исторически они были расположены на озере Маленькая Утка и известны как «Утиное озеро Дене». В 1956 году правительство переместило их в порт Черчилль на берегу Гудзонова залива и в небольшую деревню к северу от Черчилля под названием Норт-Нож-Ривер, присоединившись к другим чипевианским динам и став членами «Банды Форт-Черчилль-Ден-Чипевян». В 1970-х годах «Утиное озеро Дене» выбрало самообеспечение, вернулось к охоте на карибу и переехало в озеро Тадоул, Манитоба, по закону став «Первой нацией Сайиси Дене (озеро Тадоул, Манитоба)» в 1990-е.

Культура

Чипевианцы в основном вели кочевой образ жизни. Раньше они собирались в небольшие группы и временно жили в вигвамах. На них были сплошные брюки и мокасины. Однако их кочевой образ жизни начал разрушаться с 1717 года, когда они столкнулись с английскими предпринимателями. Впоследствии чипевианцы стали важными в субарктической торговле, обменивая мех и шкуры на металлические инструменты, оружие и ткань.

Современные чипевианцы ведут либо подвижный оседлый, либо полукочевой образ жизни. Многие до сих пор практикуют свой традиционный образ жизни для пропитания, например, рыбную ловлю или охоту на карибу, хотя этот процесс модернизирован с использованием современных сетей, инструментов, транспорта и многого другого.

Язык
Историческое распространение языка денесулинов

Денесулины (чипевианцы) говорят на денесулинском языке из лингвистической группы атабасков. На Denesuline говорят аборигены в Канаде, чье имя является родственным от слова dene ("люди"): Denésoliné (или Dënesųłiné). Носители языка говорят на разных диалектах, но понимают друг друга. Существует диалект «к», на котором говорит большинство людей. Например, люди в Fond du lac, Gąnı kuę́ говорят на «k» и говорят yaki ku, в то время как другие, использующие «t», говорят yati tu.

Войдите в Denesuline в аэропорту Ла-Лош

Имя Чипевиан, как и многие жители канадских прерий, имеет алгонкинское происхождение. Оно происходит от их названия равнинного кри, Cīpwayān (ᒌᐘᔮᐣ), «остроконечная кожа», от cīpwāw (ᒌᐚᐤ), «быть заостренным»; и wayān (ᐘᔮᐣ), «кожа» или «шкура» - отсылка к крою и стилю Chipewyan parkas.

. Большинство Chipewyan людей теперь используют Dene и Denesuline для описания себя и своего языка. Сообщества Саскачевана Фон-дю-Лак, Черное озеро и озеро Волластон - несколько.

Несмотря на внешнее сходство имен, чипевианцы не имеют отношения к людям чиппева (оджибва ).

В 2015 году Шене Католик-Валпи, племянница из Северо-Западных территорий, оспорила правительство территории за отказ разрешить ей использовать символ ʔ в имя ее дочери, Сахая. Территория утверждала, что территориальные и федеральные документы, удостоверяющие личность, не могут вместить персонажа. Мать Сахайны наконец зарегистрировала свое имя с дефисом вместо ʔ, продолжая при этом оспаривать политику. Вскоре после этого другая женщина по имени Андреа Херон также оспорила территорию на том же основании за отказ принять символ ʔ в имени Слейви своей дочери, Сакаэта (на самом деле родственник Сахайи).

Известный чипевиан
Ссылки
Дополнительная литература
Внешние ссылки
  • Официальный сайт
Последняя правка сделана 2021-05-14 12:52:08
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте