Боевой катер 90 | |
Обзор класса | |
---|---|
Строители: | Dockstavarvet, |
Операторы: | См. Операторы |
Предыдущие: | Tpbs 200 |
В комиссии: | 1991 |
Завершено: | 250– 300 |
Общие характеристики | |
Рабочий объем : | 13000 кг (28660 фунтов) пустой, 15300 кг (33730 фунтов) Стандартный, 20500 кг (45190 фунтов) Полная нагрузка |
Длина: |
|
Ширина: | 3,8 м (12 футов 6 дюймов) |
Осадка: | 0,8 м (2 фута 7 дюймов) |
Силовая установка: | 2 × 625 л.с. Scania DSI14 V8 Дизель ; 2 × Kamewa FF водометные |
Скорость: | 40 узлов (74 км / ч) |
Дальность: | 240 морских миль (440 км) на скорости 20 узлов (37 км / ч) |
Состав: |
|
Вооружение: |
|
Stridsbåt 90 H (alv) (Strb 90 H, буквально: Combat Boat 90 Half; 90 относится к году принятия, а Half относится к тому факту, что он может нести и развернуть половину взвода десантной пехоты (18 человек) полностью оборудованный) - это класс быстроходных боевых штурмовых кораблей, первоначально разработанный для ВМС Швеции компанией Dockstavarvet. Помимо множества вариантов, состоящих на вооружении ВМС Швеции под обозначением Stridsbåt 90H, CB 90 был принят на вооружение военно-морских сил нескольких стран, в том числе Норвегии (как S90N), Греция, Мексика (как CB 90 HMN), Соединенные Штаты (как Riverine Command Boat) и Малайзия. Кроме того, ВМС Германии планирует оснастить корабли пополнения класса «Берлин» CB90.
CB90 - исключительно быстрый и маневренный катер, способный выполнять чрезвычайно резкие маневры. разворачивается на высокой скорости, снижается с максимальной скорости до полной остановки за 2,5 длины лодки и регулирует его шаг и угол крена во время движения. Его легкий вес, мелкая осадка и двойные водометные позволяют ему работать со скоростью до 40 узлов (74 км / ч) на мелководье прибрежных вод. Гидравлические форсунки частично имеют воздуховод, что вместе с подводными поверхностями управления, аналогичными подводным самолетам подводных лодок, придает CB90 маневренность.
В 1988 году Dockstavarvet выиграла конкурс на разработку и производство замены для стареющего класса. Два прототипа с вымпелом 801 и 802 были поставлены в 1989 году. После завершения полевых испытаний ВМС Швеции подписали заказ на поставку 120 лодок в июне 1990 года.
В 2002 году ВМС Швеции заказали еще 27 лодок немного другого типа, получивших обозначение Stridsbåt 90 HS, где S означает Skydd (защищенный), поскольку Strb 90 HS бронирован и имеет Защита от CBRN (вся лодка может быть избыточным давлением ) - предназначена для использования в международных операциях по поддержанию мира. Помимо дополнительной брони, он оснащен кондиционером для использования в тропических условиях, системой охлаждения топлива, генератором 220 В и более мощными двигателями. Производитель иногда называет эту модель CB 90 HI, где I, вероятно, означает International.
Некоторые задачи, выполняемые вариантами Strb 90 H, изначально предназначались для Strb 90 E, который в настоящее время почти полностью снят с производства.
Королевский флот Норвегии оценил Strb 90 H в начале 1996 года и впоследствии закупил в общей сложности 20 лодок, получивших обозначение 90 N (для Norsk utgave, буквально норвежская версия).
ВМС Мексики приобрели 40 единиц (обозначенных CB 90 HMN) в период с 1999 по 2001 год и получили лицензию на производство в 2002 году, что позволяет производить дополнительные единицы в Мексике. С тех пор было построено восемь дополнительных блоков.
Немецкая водная полиция арендовала боевой катер 90H у производителя Dockstavarvet для 33-го саммита G8 в Хайлигендамм, Германия. Эта лодка была вовлечена в погоню с тремя Greenpeace RIB, которые пытались проникнуть в запретную зону возле гостиницы, где проводилась встреча. Видеоклип об инциденте позже был широко распространен в Интернете.
В июле 2007 года Соединенные Штаты (NECC) указали CB90 для испытаний в качестве своего речного командирского катера. Safeboat International из Порт-Орчард, Вашингтон, получила контракт на 2,8 миллиона долларов США на производство одного прототипа.
В июне 2009 года неизвестный покупатель из Абу-Даби купил две гражданские версии класса люкс.
В 2010 году верфь Dockstavarvet Shipyard модифицировала два CB90 для перевозки в шлюпбалках ВМС Нидерландов и Великобритании. Десант Платформенные доки. Во время этих шестимесячных испытаний две лодки и полная шведская лодочная эскадрилья были отправлены на LPD Королевских ВМС Нидерландов в качестве полностью интегрированного элемента десантных сил на борту и успешно развернуты.
В Гетеборге, ШвецияВ 2013 году ЗАО недалеко от Санкт-Петербурга спустило на воду первый российский «Раптор», но, хотя корабли поразительно похожи, нет никаких указаний на то, что Докставарвет был задействован или передала лицензию на дизайн Пелле.
Несколько Strb 90 H были переоборудованы ВМС Швеции для выполнения различных ролей:
Королевская норвежская ВМС эксплуатируют 20 CB90 под обозначением SB90N; буква N просто означает Norsk utgave (норвежская версия). S90N отличается от Strb 90 H в нескольких областях:
По крайней мере, один S90N был переконфигурирован в плавучую скорую помощь.
В 200 г. 4, Королевский военно-морской флот Норвегии провел испытания (в том числе учения с боевой стрельбой ) для оценки эффективности SB90N в качестве прицельной и пусковой платформы для ракеты Hellfire. Один SB90N был оснащен стабилизированной пусковой установкой Hellfire на основе Protector (RWS), а его пулемет был заменен на комплект датчиков на подвесе, содержащий камеры видимого света и инфракрасные камеры и лазерный целеуказатель. Хотя испытания прошли успешно, в настоящее время нет никаких указаний на то, что Королевский флот Норвегии действительно развернет на регулярной основе SB90N, вооруженные ракетами Hellfire. Hellfire по-прежнему можно перевозить на лодках без спусковых платформ и запускать с берега с помощью портативной системы наземного запуска.
CB90 используются Coastal Ranger Commando.
В середине 1999 года один CB90 (№ 820), принадлежащий шведской Полк береговой артиллерии Карлскруна (KA2) врезался в бетонный пирс на скорости примерно 30 узлов (56 км / ч). На борту было восемь солдат; семеро из них получили более или менее серьезные травмы, в том числе переломы, а один солдат, который стоял в кольцевой пулеметной установке на средней палубе, остался физически невредимым.
13 июня 2004 г. несколько Strb 90 H из шведского Первого полка морской пехоты (AMF1) двигались на большой скорости в составе конвоя, когда один из них резко снизил скорость (предположительно поминки не расстроили бы меньшую парусную лодку). Лодка сразу за ним не среагировала и протаранила ее. Двое солдат, находившихся на палубе во время аварии, были сбиты и брошены в воду; оба были убиты почти мгновенно.
Ночью 23 октября 2006 г. CB90 затонул у Хамнуддена, к востоку от Утё на Стокгольмском архипелаге. Лодка двигалась со скоростью 11 узлов (20 км / ч) из-за плохой погоды, когда внезапно начала принимать воду из носовой части . Затем он затонул менее чем за десять минут. Всю команду из 16 человек быстро подобрали другие корабли, находившиеся поблизости. Никто не пострадал, но экипаж пострадал от шока и переохлаждения, когда его подняли.
5 октября 2014 г. Королевский флот Малайзии CB90 с регистрационным номером CB204 был потерян в море из-за шторма и приливов. На борту находились семь членов экипажа. Лодку в последний раз обнаружили в 13.05 на расстоянии 57 морских миль от острова Лабуан. Лодка была найдена 6 октября около станции Лима после того, как ее сигнал бедствия был услышан К. Д. Паусом, канонерской лодкой класса Jerung, при этом все 7 членов экипажа не пострадали. Сообщается, что это было вызвано проблемами с двигателем и рулевым управлением.
12 января 2016 года два речных командных катера ВМС США были «взяты под стражу» Ирана Флотом Стражей исламской революции около острова Фарси. в Персидском заливе. Иранское государственное информационное агентство сообщило, что 10 американских моряков были «арестованы», хотя официальные лица Ирана и США заявили, что ни один из моряков не пострадал и что они будут немедленно освобождены. Официальные лица заявили, что одна из лодок вышла из строя очень близко к иранским территориальным водам, и после непродолжительного дрейфа обе были подобраны иранскими войсками. Согласно газете «Звезды и полосы», экипажи были освобождены вскоре после этого.