Брассай (Дьюла Халас) | |
---|---|
Автопортрет | |
Родился | Дьюла Халас. (1899 -09-09) 9 сентября 1899 г.. Брассо, Австро-Венгрия (ныне Брашов Румыния ) |
Умер | 8 июля 1984 (1984-07-08) (84 года). Больё-сюр-Мер, Франция |
Национальность | Венгер / француз |
Alma mater | Венгерская академия изящных искусств Искусство |
Род занятий | Фотограф |
Супруг (ы) | Жильберте Брассаи |
Брассай (Французский: ; псевдоним Дьюла Халас ; 9 сентября 1899 г. - 8 июля 1984 г.) был венгерско-французским фотографом, скульптором, медалистом, писателем и кинорежиссером, получившим международную известность. во Франции в 20 веке. Он был одним из многочисленных венгерских художников, которые процветали в Париже в период между мировыми войнами.
В начале 21 века было обнаружено более 200 букв и сотни рисунков и других предметов. с 1940 по 1984 га s предоставил ученым материал для понимания его дальнейшей жизни и карьеры.
Дьюла (Юлиус) Халас, Брассай (псевдоним) родился 9 сентября 1899 года в Брассо, Королевство Венгрия (сегодня Брашов, Румыния ) матери-армянке и отцу-венгру. Он вырос, говоря на венгерском и румынском языках. Когда ему было три года, его семья прожила год в Париже, а его отец, профессор французской литературы, преподавал в Сорбонне.
. В молодости Халас изучал живопись и скульптуру в Венгерской академии. изящных искусств (Magyar Képzőművészeti Egyetem) в Будапеште. Он вступил в кавалерийский полк австро-венгерской армии, где прослужил до конца Первой мировой войны.
. Он цитирует Анри де Тулузского. Лотрек как художественное влияние.
В 1920 году Халас отправился в Берлин, где работал журналистом в венгерских газетах «Келети» и «Напкелет». Он начал учиться в Берлинской Шарлоттенбургской Академии изящных искусств (Hochschule für Bildende Künste), ныне Universität der Künste Berlin. Там он подружился с несколькими венгерскими художниками и писателями старшего возраста, включая художников Лайоша Тиханьи и Берталана Пор, а также писателя, каждый из которых позже переехал в Париж и стал частью венгерского общества. круг.
В 1924 году Халаш переехал жить в Париж, где прожил до конца своей жизни. Он начал учить французский язык, читая произведения Марселя Пруста. Живя среди скопления молодых художников в квартале Монпарнас, он устроился журналистом. Вскоре он подружился с американским писателем Генри Миллером и французскими писателями Леоном-Полем Фаргом и Жаком Превером. В конце 1920-х он жил в том же отеле, что и Тиханьи.
Позже Миллер преуменьшил притязания Брассая на дружбу. В 1976 году он писал о Брассаи: «Фред [Перлес] и я обычно сторонились его - он нас утомлял». Миллер добавил, что биография, которую Брассай написал о нем, была, как правило, "дополненной", "полной фактических ошибок, предположений, слухов, украденных им документов, которые в значительной степени ложны или создают ложное впечатление".
Работа Халаса. а его любовь к городу, по улицам которого он часто бродил поздно ночью, привела к фотографии. Сначала он использовал его, чтобы дополнить некоторые из своих статей, чтобы получить больше денег, но быстро исследовал город через эту среду, в которой его обучал его товарищ венгр Андре Кертес. Позже он писал, что использовал фотографию, «чтобы запечатлеть красоту улиц и садов под дождем и туманом, а также запечатлеть Париж ночью». Используя название места своего рождения, Халас получил псевдоним «Брассай», что означает «из Брассо».
Брассай запечатлел суть города в своих фотографиях, опубликованных в качестве его первого собрания в книге 1933 года под названием Paris de nuit (Ночной Париж). Его книга имела большой успех, в результате чего Генри Миллер назвал ее «глазом Парижа». В дополнение к фотографиям более убогой части Парижа, Брассаи запечатлел сцены из жизни высшего общества города, его интеллигенции, его балета и великих опер. С ним подружилась французская семья, которая дала ему доступ к высшим классам. Брассай сфотографировал многих своих друзей-художников, в том числе Сальвадора Дали, Пабло Пикассо, Анри Матисса, Альберто Джакометти и нескольких известных писатели его времени, такие как Жан Жене и Анри Мишо.
Молодые венгерские художники продолжали приезжать в Париж в течение 1930-х годов, и венгерские круги поглотили большинство из них. Кертес иммигрировал в Нью-Йорк в 1936 году. Брассай подружился со многими новоприбывшими, включая Эрвина Мартона, племянника Тиханьи, с которым он дружил с 1920 года. Мартон заработал свою репутацию в уличная фотография 1940-1950-х гг. Брассай продолжал зарабатывать на жизнь коммерческой деятельностью, а также фотографировал для американского журнала Harper's Bazaar.
. Он был одним из основателей агентства Rapho, созданного в Париже Чарльзом Радо в 1933 году.
Фотографии Брассая принесли ему международную известность. В 1948 году у него была персональная выставка в Музее современного искусства (MoMA) в Нью-Йорке, которая проходила в George Eastman House в Рочестере, Нью-Йорк; и Институт искусств Чикаго, Иллинойс. МоМА выставляла больше работ Брассая в 1953, 1956 и 1968 годах. Он был представлен на фестивале Rencontres d'Arles во Франции в 1970 году (показ Жан-Мари Дро в Théâtre Antique, Brassaï) в 1972 г. (показ «Брассайси», «Воминино» Рене Бурри ) и в 1974 г. (как почетный гость).
В 1948 году Брассай женился на француженке Жильберте Бойер. Она работала с ним в поддержке его фотографии. В 1949 году он стал натурализованным французским гражданином после многих лет пребывания без гражданства.
Брассай умер 8 июля 1984 года в своем доме на Французской Ривьере недалеко от Ниццы. Ему было 84 года.
Работы Брассая хранятся в следующих публичных коллекциях:
На Викискладе есть медиафайлы, связанные с Брассай. |