Берберский календарь

редактировать

Времена года в Северной Африке: Атласские горы в январе и апреле

The Берберский календарь - это сельскохозяйственный календарь, традиционно используемый берберами. Он также известен как феллани (ﻓﻼّﺣﻲ «деревенский» или ﻋﺠﻤﻲ ajamī «иностранный» календарь). Календарь используется для регулирования сезонных сельскохозяйственных работ.

Исламский календарь, лунный календарь не подходит для сельского хозяйства, потому что он не связан с сезонными циклами. В других частях исламского мира либо иранские солнечные календари, коптский календарь, календарь Руми или другие календари, основанные на Юлианский календарь использовался до введения григорианского календаря.

Текущий берберский календарь является наследием римской провинции Mauretania Caesariensis и римского провинция Африки, так как это сохранившаяся форма юлианского календаря. Последний календарь использовался в Европе до принятия григорианского календаря с названиями месяцев, производными от латыни. Берберы ранее использовали различные местные календари, такие как календари гуанчей автохтонов Канарских островов. Однако об этих древних календарных системах известно относительно немного.

Содержание
  • 1 Текущий юлианский календарь
    • 1,1 Месяца
  • 2 Времена года и Фестивали
    • 2,1 Лляли
    • 2,2 Йеннайер
    • 2,3 Эль-Азара
    • 2,4 Лусум / Имбаркен
    • 2,5 Ssmaym
    • 2.6 Iweǧǧiben
  • 3 Влияния исламского календаря
  • 4 Старые календари
  • 5 Вычисление лет
  • 6 Ссылки
  • 7 Внешние ссылки
Текущий юлианский календарь

Сельскохозяйственный берберский календарь, который все еще используется, почти наверняка произошел от юлианского календаря, введенного в римской провинции Африка во времена римского господства. Названия месяцев этого календаря являются производными от соответствующих латинских названий и рас римского календаря существуют наименования календ, нонес и ид: Эль-Кабиси, исламский юрист от Кайравана жившие в XI веке, осуждали обычай отмечать «языческие» праздники и в числе традиционных обычаев Северной Африки упоминали соблюдение январских каланд («календ»). Продолжительность года и отдельных месяцев такая же, как в юлианском календаре: три года по 365 дней, за которыми следует високосный год из 366 без исключения, а также 30- и 31-дневные месяцы, кроме второго, у которого 28 дней. Единственное небольшое несоответствие заключается в том, что дополнительный день в високосные годы обычно добавляется не в конце февраля, а в конце года. Это означает, что начало года (первый день йеннайер ) соответствует 14-му дню января по григорианскому календарю, что совпадает со смещением, накопленным за столетия между астрономическими датами и юлианским календарем.

Месяцы

Существуют стандартные формы для названий календаря амазигов (берберцев). В таблице ниже также представлены формы, используемые в Марокко, Алжир и Тунис.

Tab. 2 - Названия месяцев в различных зонах берберской и арабской Северной Африки
МесяцРифф (север Марокко)Шилха (южное Марокко)Кабил ( Алжир)Бербер Джербы (Тунис)Тунисский арабскийЛивийский арабский
ЯнварьЙеннайериннайр(ye) nnayeryennáryenna (ye) ryannayer
февральYebrayerbrayrfurarfurárfura (ye) rfebrayer
марткобылымармегресмарсмарсумарс
апрельЕбририбрир(ye)briribrírabrilibril
MayMaymayyu (h)маггумайюмайюмайю
июньЮньююнью (ч)юньююньююньююнью
июльЮлюзюлюзюлю (з)юлююлююлю
августƔдутгуштгуштгуштавуссуагустус
сентябрьКутембир (c = sh)шутамбирсентябрьштамберштамберсентябрь
октябрьKtuberkṭubr(k) клубеньktúberuktuberuktuber
НоябрьНвамбирнувамбирnu (ne) mbernumbírnufembernuvamber
декабрьDujembirdujambirbu- (du-) jemberdujámberdejemberдекабрь
Сезоны и фестивали

В дополнение к разделению по месяцам, в пределах В традиционном сельскохозяйственном календаре есть другие разделы, на «сезоны» или «сильные периоды», характеризующиеся отдельными праздниками и праздниками.

Не все четыре сезона сохранили берберское наименование: слова, обозначающие весну и осень, используются почти повсеместно, реже зима, а у северных берберов берберское название осени сохранилось только в Джебель Нафуса (Ливия ).

  • Весенний тафсут (ар. Эр-рбиʿ) - Начинается 15 фурара (28 февраля)
  • Летний анебду (ар. Es-sif) - Начинается 17 мая (30 мая)
  • Осенний амвал / амəван ((ар. Le-xrif) - Начинается 17 гушта (30 августа)
  • Зимний тагрест (ар. Эш-шита ') - Начинается 16 числа (29 ноября)

Интересным элементом является существующее противопоставление двух 40-дневных терминов, один из которых представляет якобы самую холодную часть зимы («Ночи», llyali), а другой - самый жаркий период лета («The Dog Days », ssmaym, awussu).

Llyali

Страница из тунисского календаря, показывающая соответствие 1 Йеннайер Чаджми (красным внизу) с 14 января по григорианскому календарю. Надпись внизу указывает на то, что это Хаджми Новый год и начало ал-ялили аль-суд («черные ночи»).

Самый холодный период составляют 20 «белых ночей» (берберский: iḍan imellalen, Арабский: al-lyali al-biḍ), с 12 по 31 дюжамбер (даты по григорианскому календарю: 25 декабря - 13 января), и 20 «черных ночей» (берберское: iḍan tiberkanin / isṭṭafen, арабский al-lyali al-sud), начинающихся в первый день йеннайера, что соответствует 14 января по григорианскому календарю.

Йеннайер

Первый день года по-разному отмечается в разных частях Северной Африки. Широко распространенная традиция - это трапеза из определенных продуктов, которые варьируются от региона к региону (например, кус-кус с семью овощами). В некоторых регионах это отмечается жертвоприношением животного (обычно курицы). В январе 2018 года Алжир объявил Йеннайер национальным праздником - знаковая политика, учитывая маргинализацию амазигов в Северной Африке.

Характерная черта этого праздника, который часто размывается с исламским Днем Ашура - это присутствие во многих регионах ритуальных заклинаний с такими формулами, как беннаю, бабийяну, бу-ини и т. Д. Такие выражения, по мнению многих ученых, могут быть получены из древних пожеланий бонус анус (счастливого нового года).

Любопытный аспект празднования Йеннайера касается даты Нового года. Хотя однажды эта годовщина повсеместно выпала на 14 января из-за вероятной ошибки, допущенной некоторыми берберскими культурными ассоциациями, очень активными в восстановлении обычаев, находящихся на грани исчезновения, в настоящее время в значительной части Алжира распространено мнение, что дата «берберской» Новый год »12 января, а не 14 января. Ранее празднование 12 числа, за два дня до традиционного, было четко обозначено в городе Оран.

Эль-Азара

Эль-Азара (арабский : العزارة) - период года, продолжающийся, согласно берберскому календарю, с 3 по 13 февраля и известный климатом то жарким, то холодным.

Lusum / Imbarken

Прежде, чем холода полностью прекратятся и начнется весна, есть период в году, которого очень опасаются. Он состоит из десяти дней, охватывающих месяцы фурар и марс (последние пять месяцев первого и первые пять последних), и характеризуется сильными ветрами. Говорят, что в течение этого срока следует приостановить многие виды деятельности (сельское хозяйство и ремесленник ), не следует жениться или выходить на улицу ночью, предоставив вместо этого полный простор таинственным силам, которые в этот период особенно активны и отмечают свои свадьбы. Из-за лингвистического табу в Джерба ​​ эти существа называются имбаркен, то есть «блаженные», отсюда и название этого периода.

Джамрат эль-Ма (арабский : جمرة الماء), «угли моря», 27 февраля отмечен повышением температуры воды.

Джамрат эль-Траб (арабский : جمرة التراب), «земельные угли» на английском языке, это период с 6 по 10 марта, который, как известно, отмечен смесью проливного дождя и солнечной погоды. Термин джамрат (буквально «уголь») относится к теплому состоянию земли в этот период.

Смайм

Подобно сильному зимнему холоду, Собачьи дни Также последние 40 дней, с 12 юлюз (25 июля) по 20 гушт (2 сентября). Апикальный момент периода - это первое слово гушт «август» (также название авуссу, широко распространенное в Тунисе и Ливии, похоже, восходит к латинскому augustus). В этот день совершаются особые обряды, которые явно восходят к доисламским и даже дохристианским традициям. Они состоят, в частности, из костров (которые во многих местах происходят в период летнего солнцестояния: обычай, уже признанный языческим святым Августином ) или водных ритуалов, подобных тем, которые распространены в прибрежных городах. Туниса и Триполитании, которые предусматривают погружение в морскую воду на три ночи для сохранения здоровья. Во время этих церемоний в воду входили целые семьи, прихватив с собой даже своих домашних животных. Хотя обряд был пересмотрен в исламском контексте (в те ночи вода из Колодца Замзам, в Мекке, пролилась бы через край, и в море было бы благотворно сладкое водные волны), многие называют этот праздник «ночами заблуждения». На самом деле было обычным, что для достижения плодородия и процветания мужчины и женщины совокуплялись среди каналов.

Ивэдибен

Другой важный период в сельскохозяйственном календаре - это период пахоты. В этом контексте основной датой считается 17-е число (k) клубня, когда можно начинать вспахивать свои поля. По-арабски этот период называется ertadem, то есть «пахота Адама », потому что в этот период считается, что общий предок человечества начал свои сельскохозяйственные работы.

Влияния исламского календаря

После многовековых контактов с арабо-исламской культурой празднования, связанные с юлианским календарем, иногда включались в исламский календарь, что приводит к запрету некоторых традиционных праздников или созданию дубликатов.

Наиболее ярким примером является празднование Нового года, которое во многих случаях переносится на первый исламский месяц, то есть Мударрам, а точнее на Ашура, который падает. 10-го числа этого месяца. Этот праздник имеет важное скорбное значение в шиитском исламе, но он существенно игнорируется среди суннитов. Многие исследования показали взаимосвязь между радостным празднованием этого праздника в Северной Африке и древним празднованием Нового года.

арабские и берберские названия месяцев в исламе

арабское имяберберское имя
1Muàrram babiyannu (Ouargla). ashura '(Djerba)
2Sàfar у деффер Хашура '
3Рабих аль-аввал эльмилуд
4Рабих аль-тани ​​ у деффер эльмилуд
5Джумада аль-аввал мелгес (Джерба)
6Джумада аль-тани ​​ asgenfu n twessarin "остаток (ожидание) старух" (Ouargla). sh-shaher n Fadma (Djerba)
7Раджаб twessarin "старухи"
8shaʿaban asgenfu n remdan «остаток (ожидание) Рамадана» (Уаргла)
9Рамадан ш-шахер н узум '«месяц поста» (Джерба)
10Шавваль tfaska tameshkunt "маленький праздник" (Джерба)
11зу аль-каида у джар-аснет "то, что между двумя (праздниками)" (Джерба)
12зу ал -Хиджа тфаска тамеккарт "большой праздник" (Джерба)
Старые календари
Берберские месяцы
ИмяЗначение
тайюрет тезваретПервый маленькая луна
тайюрет теггератПоследняя маленькая луна
ярдут?
синва?
тасра тезваретПервое стадо
тасра теггератПоследнее стадо
awdayeɣet yezwarenПервые детеныши антилоп
awdayeɣet yeggeranПоследние детеныши антилоп
awzimet yezwarenПервые детеныши газелей
awzimet yeggeranПоследние детеныши газелей
айсси / айси?
ним?

Мало что известно о временном разделении древних берберов. Некоторые элементы доисламского и почти наверняка до римского календаря вытекают из некоторых средневековых писаний, проанализированных Нико ван ден Бугерт. Некоторые соответствия с традиционным календарем туарегов предполагают, что в древности существовало, с некоторой степенью распространения, берберское вычисление времени, организованное на местных основаниях.

Недостаточно элементов, чтобы полностью реконструировать этот календарь, но известные характеристики включают появление многих названий месяцев парами (в мире туарегов даже тройками), что предполагает разделение времени, отличное от нынешнего. состоит из месяцев примерно 30 дней.

Некоторая дополнительная информация, которую трудно определить и сопоставить с ситуацией в остальной части Северной Африки, может быть получена из того, что известно о вычислении времени среди гуанчей из Канарские острова. Согласно рукописи 17-го века Томаса Марина де Кубаса, они

вычислили свой год, называемый Акано, по лунным 29 дням (солнцам), начиная с новолуния. Это началось летом, когда солнце входит в Рак, 21 июня: при первом соединении (в первое новолуние после летнего солнцестояния ) они отмечали девять праздничных дней урожая.

В той же рукописи говорится (хотя и несколько неясно), что графические и графические записи таких календарных событий (тара) были сделаны на разных подложках, и на этом основании некоторые современные ученые идентифицировали предполагаемые описания астрономические события, связанные с годовыми циклами в серии геометрических рисунков в некоторых пещерах острова Гран-Канария, но результаты этих исследований пока являются весьма умозрительными.

Название только одного месяца известно на родном языке, передается как Беньесмет. Кажется, это был второй месяц года, соответствующий августу. Такое имя, в случае, если оно было составлено из чего-то вроде * wen "the of" + (e) smet (или (e) zmet?), Может соответствовать в списке средневековых названий берберских месяцев девятому и десятому месяцев, авзимет (собственно ау "малышка" + зимет "газель"). Но данных слишком мало, чтобы эту гипотезу можно было углубить.

Вычисление лет

Традиционный берберский календарь не был привязан к эпохе, относительно которой годы были рассчитано. Там, где сохранились традиционные способы вычисления лет (цивилизация туарегов), годы не выражаются числами, но у каждого из них есть имя, характеризующее его.

Однако, начиная с 1960-х годов, по инициативе Академии Бербера в Париже, некоторые берберы начали вычислять годы, начиная с 950 г. до н.э., приблизительную дату прихода к власти первый ливийский фараон в Египте, Шошенк I, которого они определили как первого выдающегося бербера в истории (записано, что он был ливийского происхождения). Например, 2020 год по григорианскому календарю соответствует 2970-му году берберского календаря.

Это нововведение было с уверенностью принято многими сторонниками берберской культуры, и теперь оно является частью культурного наследия этого народа, полностью интегрированным в систему традиционных обычаев, связанных с северо-африканским календарем.

Фотография сделана 31 декабря 2007 г. возле Тафраут (Марокко), с надписью aseggas ameggaz («хороший год») в Тифинаге и bonne année 2959 («хороший год 2959») в Французкий язык. Обратите внимание на ошибку в 1 год, поскольку 2959 соответствует 2009 году по григорианскому календарю.
Ссылки
  • «Il calendario degli uomini liberi», Африка, Эпицентро (Феррара), год V, no. 16 (январь / февраль 2000 г.), стр. 30–33 (в приложении: берберский календарь на 2000 г.)
  • Ахаб, Рамдане (1996). La néologie lexicale berbère: 1945–1995. РС. - Уссун амазиг (на французском). 9 . Париж - Лувен: издательство Peeters. ISBN 978-9068318104.
  • Саид Бутерфа, Яннайер - Табурт у swgas, или символ Януса, Алжир, Эль-Маск, 2002 - ISBN 9961-928-04-0
  • Джоя Чиацци, Cicli calendariali nel Magreb, 2 тома, Неаполь (Восточный университетский институт), 1988
  • Жаннин Друэн, «Calendriers berbères», в: S. Chaker A. Zaborski (ред.), Études berbères et chamito-sémitiques. Mélanges предлагает K.-G. Prasse, Paris-Louvain, Peeters, 2000, ISBN 90-429-0826-2, pp. 113–128
  • Анри Женевуа, Le calendrier agraire et sa композиция, "Le Fichier Périodique" № 125, 1975
  • Анри Женевуа, Le rituel agraire, «Le Fichier Périodique» 127, 1975, стр. 1–48
  • Моханд Акли Хаддаду, Almanach berbère - Assegwes Imazighen, Algiers (Editions INAS) 2002 - ISBN 9961-762-05-3
  • H. Р. Идрис, "Fêtes chrétiennes célébrées en Ifrîqiya à l'époque ziride", в Revue Africaine 98 (1954), стр. 261–276
  • Эмиль Лауст, Mots et choses berbères, Париж 1920
  • Умберто Парадизи, «Тревожно авууссу в Суаре (Триполитания)», AION ns 14 (1964), стр. 415–9
  • Серра, Луиджи (1990). «Авуссу». Энциклопедия Бербер (на французском языке). 8 . Экс-ан-Прованс: Издания Edisud. С. 1198–1200. ISBN 9782857444619.
  • Жан Сервье, Les Portes de l'Année. Обряды и символы. L'Algérie dans la mediterranéenne, Paris, R. Laffont, 1962 (новое издание: Monaco, Le Rocher, 1985 ISBN 2268003698 )
Внешние ссылки
Последняя правка сделана 2021-05-12 12:40:58
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте