Beagle 2

редактировать
Неудачный посадочный модуль на Марс, запущенный в 2003 году
Beagle 2
Beagle 2 replica.jpg Копия Beagle 2 в Музее науки, Лондон
Тип миссииМарсианский посадочный модуль
ОператорНациональный космический центр
ID COSPAR 2003-022C
Веб-сайтwww.beagle2.com
Продолжительность полета6 месяцев (запланировано)
Характеристики космического корабля
Посадочная масса33,2 кг (73 фунта)
Масса полезной нагрузки9 кг (20 фунтов) научные инструменты
РазмерыВ сложенном виде: диаметр 1 м. В разложенном виде: диаметр 1,9 м. Высота: 12 см
Мощность60 Вт
Начало полета
Дата запуска2 июня 2003 г., 07:45 (2003-06-02UTC07: 45) UTC
РакетаСоюз-ФГ / ​​Фрегат
Стартовая площадкаКосмодром Байконур
ПодрядчикEADS Astrium
Марс спускаемый аппарат
Дата посадки25 декабря 2003 г., 02:45 UTC
Место посадкиIsidis Planitia, Марс. 11 ° 31′35 ″ N 90 ° 25′46 ″ E / 11,5265 ° N 90,4295 ° E / 11,5265; 90.4295 (место посадки «Бигль-2»)

«Бигль-2» - неисправный британский посадочный модуль на Марс, который был доставлен Европейским космическим агентством "Марс Экспресс 2003". Он был предназначен для астробиологической миссии, которая должна была искать прошлую жизнь на поверхности Марса и на глубине до 1,5 метров под ней.

Космический корабль был успешно запущен с Марса Экспресс 19 декабря 2003 года и должен был приземлиться на поверхность Марса 25 декабря; однако в ожидаемое время приземления на Марс никакого контакта получено не было. ЕКА объявило миссию проигранной в феврале 2004 года, после того, как были предприняты многочисленные попытки связаться с космическим кораблем.

Судьба Beagle 2 оставалась загадкой до января 2015 года, когда он был обнаружен на поверхности Марса на серии изображений с Камера NASA Mars Reconnaissance Orbiter HiRISE. Изображения показывают, что он приземлился благополучно, но две из четырех солнечных панелей космического корабля не смогли развернуться, заблокировав антенну связи космического корабля.

Beagle 2 назван в честь HMS Beagle, корабля, который использовал Чарльз Дарвин.

Содержание
  • 1 Предпосылки
  • 2 Космический корабль и подсистемы
  • 3 Профиль миссии
  • 4 Провал миссии
  • 5 Отчет о расследовании ЕКА / Великобритании
  • 6 Обнаружение космического корабля Beagle 2 на Марсе
  • 7 Предложения о последующей миссии
  • 8 Возможные наземные операции
  • 9 См. Также
  • 10 Источники
  • 11 Карта Марса
  • 12 Внешние ссылки
Фон
Модель Бигля 2 в космопорту в Уиррале, Мерсисайд, с изображением космического корабля в аналогичном состоянии так, как он был обнаружен в 2015 году

Beagle 2 был задуман группой британских ученых во главе с профессором Колином Пиллинджером из Открытого университета в сотрудничестве с Университет Лестера. Проект был разработан и разработан несколькими британскими учеными и компаниями. Его цель состояла в том, чтобы искать признаки жизни на Марсе, в прошлом или настоящем, и его название отражало эту цель, как объяснил Пиллинджер:

"HMS Beagle был кораблем, на котором находился Дарвин. в его кругосветном путешествии в 1830-х годах и привел к нашим знаниям о жизни на Земле, совершающей настоящий квантовый скачок. Мы надеемся, что Beagle 2 сделает то же самое для жизни на Марсе."

Isidis Planitia, огромного плоского осадочного бассейна, который лежит на границе между древним нагорьем и северными равнинами Марса., был выбран в качестве места посадки и эллипса 50 на 8 километров (31,1 на 5,0 миль) с центром 11 ° 32'N 90 ° 30'E / 11,53 ° N 90,50 ° E / 11,53; Было выбрано 90,50. Предполагалось, что посадочный модуль проработает около 180 дней, и считалось возможным продление миссии до одного марсианского года (687 земных дней). Цели посадочного модуля Beagle 2 заключались в том, чтобы охарактеризовать геологию, минералогию, геохимию и степень окисления места посадки, а также физические свойства атмосферы и поверхностных слоев, сбор данных по марсианской метеорологии, климату и поиск биосигнатур.

Главный исследователь, Колин Пиллинджер, создал консорциум по разработке и строительству Beagle 2. Основными участниками и их начальными обязанностями были:

В 2000 году, когда началась основная фаза разработки, Astrium взяла на себя ответственность за управление программой, а Лестер взял на себя ответственность за управление миссией, которая включала подготовку к операциям после запуска и центр управления операциями.

Стремясь популяризировать проект и получить финансовую поддержку, его дизайнеры искали и получали поддержку и участие британских художников. Позывной миссии был составлен из полосы Blur, а «тестовая карта» (калибровочная мишень), предназначенная для калибровки камер и спектрометров Beagle 2 после приземления, была нарисована Дэмиеном Херстом.

Центр управления операциями на посадке (LOCC) располагался в Национальном космическом центре в Лестере, откуда управлялся космический корабль, и был виден публике, посещавшей центр. Центр управления включал в себя операционные системы для управления Beagle 2, инструменты анализа для инженерной обработки данных и научной телеметрии, инструменты виртуальной реальности для подготовки последовательностей действий, системы связи и модель наземных испытаний (GTM). GTM состоял из различных сборок систем Beagle 2, собранных вместе, чтобы обеспечить полный набор электроники посадочного модуля. GTM почти непрерывно использовался для проверки инженерных и научных команд, для репетиции последовательности посадки и для проверки бортового программного обеспечения.

Финансирование:

Посадочный модуль Beagle 2 финансировался в рамках партнерского соглашения с участием Открытый университет, EADS-Astrium, DTI, Исследовательский совет по физике элементарных частиц и астрономии (PPARC), Управление науки и технологий и ЕКА. Финансирование также поступило от Национального центра космических наук и Фонда Велкома. Ведущие исследователи из Великобритании для Beagle 2 прибыли из Открытого университета (пакет для анализа газов), Университета Лестера (датчики окружающей среды и рентгеновский спектрометр) и Космической лаборатории Малларда (системы визуализации).

— ESA

Бюджет компании был секретным. в то время, но, по оценкам, от 30 до 50 миллионов фунтов стерлингов, что по текущему обменному курсу составило бы около 43-71 миллионов евро или 54-89 миллионов долларов США. Журнал New Scientist сообщил о бюджете в размере 40 миллионов фунтов стерлингов для Beagle 2, а в другом магазине - 50 миллионов фунтов стерлингов. Однако известно, что часть работ была сделана безвозмездно или безвозмездно.

Космический аппарат и подсистемы
Beagle 2 был запущен с Mars Express и был выпущен за несколько дней до его приземления возле Марса после многомесячное путешествие с Земли. Mars Express вышел на орбиту Марса и с тех пор остается активным (по состоянию на 29 сентября 2019 г.)
Роботизированная рука и анализаторы

У Beagle 2 есть роботизированная рука, известная как рабочий стол с регулируемой нагрузкой (PAW), который можно выдвигать после приземления.. Длина рукава в полностью вытянутом состоянии составляет 109 см (43 дюйма), а до ближайших камней он может достигать примерно 70 см (28 дюймов). PAW содержит пару стерео камер, микроскоп (с разрешением 6 микрометров ), мессбауэровский спектрометр, Рентгеновский спектрометр, дрель для отбора проб горных пород и прожектор.

Образцы горных пород должны были быть переданы с помощью PAW в масс-спектрометр и газовый хроматограф в корпусе посадочного модуля - GAP (Gas Analysis Package), чтобы измерить относительные пропорции различных изотопов углерода и метана. Поскольку считается, что углерод является основой всего живого, эти показания могли показать, содержали ли образцы остатки живых организмов. Атмосферный метан - еще один признак существующей жизни, хотя геологические процессы также могут быть источником.

Крот

Бигль 2 также оснащен небольшим инструментом для извлечения образцов под названием Planetary Undersurface Tool или PLUTO (по прозвищу «Крот»), который мог бы использоваться роботизированной рукой. PLUTO имеет сжатый пружинный механизм, предназначенный для того, чтобы он мог перемещаться по поверхности со скоростью 20 мм в секунду и зарываться в землю, собирая подземный образец в полости на его наконечнике. PLUTO прикреплен к посадочному модулю с помощью кабеля питания длиной 3 м, который можно использовать в качестве лебедки для доставки образца обратно в посадочный модуль. Он имел возможность копать на глубине до 1,5 м.

Технические характеристики

Посадочный модуль имеет форму неглубокой чаши диаметром 1 м (39,4 дюйма) и глубиной 0,25 м (9,8 дюйма). Крышка посадочного модуля откидывается и открывается, чтобы открыть внутреннюю часть аппарата, на котором установлена ​​антенна UHF, робот рука длиной 0,75 м (2,5 фута) и научное оборудование.. Основной корпус также содержит аккумулятор, телекоммуникации, электронику и центральный процессор, нагреватели и дополнительные элементы полезной нагрузки (датчики излучения и окисления). Сама крышка должна была открыться, чтобы обнажить четыре дискообразных солнечных батарей. Посадочный модуль (включая тепловой экран, парашюты и подушки безопасности) имеет массу 69 кг (152 фунта) при запуске, но фактический посадочный модуль весил всего 33,2 кг (73 фунта) при приземлении.

Наземный сегмент был получен из программного ядра Европейского космического агентства, известного как SCOS2000. В соответствии с принципом низкой стоимости миссии, управляющее программное обеспечение было первым в своем роде, разработанным на портативном компьютере.

Профиль миссии
Камера визуального наблюдения изображение Бигля 2 в его голове к Марсу Место посадки «Бигля-2» представляло собой посадочный эллипс размером 174 на 106 км (108 на 66 миль) в бассейне Исидис Планиция.

Марс Экспресс, запущенный с Байконура на 2 июня 2003 г., 17:45 UTC. Beagle 2 был посадочным устройством на Марс, первоначально установленным на верхней палубе орбитального аппарата Mars Express. Он был выпущен с орбитального аппарата по баллистической траектории к Марсу 19 декабря 2003 года. «Бигль-2» прошел шесть дней после выпуска и вошел в атмосферу Марса на скорости около 20 000 км / ч (12 000 миль в час) утром 25 декабря. Посадочный модуль был защищен от попадания тепла с помощью теплозащитного экрана , покрытого NORCOAT, абляционным материалом, изготовленным EADS. По оценкам, сжатие марсианской атмосферы и излучение горячего газа привело к максимальной скорости нагрева около 100 Вт / ​​см².

После замедления в марсианской атмосфере, парашюты раскрылись, и на высоте около 200 м над поверхностью большие подушки безопасности надулись вокруг посадочного модуля, чтобы защитить его при ударе о поверхность.. Посадка произошла примерно в 02:45 по всемирному координированному времени 25 декабря 2003 года.

После анализа изображений, полученных в 2015 году, было высказано предположение, что после приземления мешки сдулись и верх посадочного модуля открылся. Однако эти изображения показывают, что задействованы не более двух из четырех солнечных панелей. Сигнал должен был быть отправлен на Марс Экспресс после приземления, а другой на следующее (местное) утро, чтобы подтвердить, что «Бигль-2» пережил посадку и первую ночь на Марсе. Затем предполагалось сделать панорамное изображение места приземления с помощью стереокамеры и всплывающего зеркала, после чего спускаемый аппарат должен был быть освобожден. Стрела посадочного модуля должна была выкапывать образцы для хранения в различных инструментах для изучения, и "крот" должен был развернуться, ползая по поверхности на расстояние около 3 метров от посадочного модуля и закапываясь под камнями для сбора образцов почвы. для анализа.

Британское правительство потратило более 22 миллионов фунтов стерлингов (40 миллионов долларов США) на Beagle 2, а остальная часть общей суммы в 44 миллиона фунтов стерлингов (80 миллионов долларов США) поступила от частного сектора.

Провал миссии

Хотя корабль «Бигл-2» успешно развернулся с «материнского корабля» Mars Express, подтверждения успешной посадки не последовало. Это должно было произойти 25 декабря 2003 года, когда «Бигл-2» должен был связаться с космическим кораблем НАСА 2001 Mars Odyssey, который уже находился на орбите. В последующие дни телескоп Ловелла в Джодрелл-Бэнк также не смог уловить сигнал от Бигля 2. Команда заявила, что они «все еще надеются» найти успешный ответный сигнал.

В течение января и февраля 2004 г. предпринимались попытки связаться с Биглем-2 с помощью Mars Express. Первый из них произошел 7 января 2004 г., но закончился неудачей. Несмотря на регулярные звонки, особые надежды возлагались на связь, которая произойдет 12 января, когда Beagle 2 был запрограммирован на ожидание полета зонда Mars Express над головой, и 2 февраля, когда зонд должен был прибегнуть к последней связи. резервный режим: автоматическая передача. Однако никакой связи с Beagle 2 так и не было установлено. 6 февраля 2004 года Правление Beagle 2 объявило Beagle 2 потерянным. 11 февраля ЕКА объявило, что будет проведено расследование неудачи Beagle 2.

20 декабря 2005 года Пиллинджер опубликовал специально обработанные изображения с Mars Global Surveyor, которые предположили, что Beagle 2 имел спуститься в кратер на посадочной площадке на Исидис Планиция. Утверждалось, что на расплывчатых изображениях место основного удара было темным пятном, а на небольшом расстоянии - «Бигль-2», окруженный сдутыми подушками безопасности и с выдвинутыми солнечными панелями. Однако камера HiRISE Mars Reconnaissance Orbiter впоследствии сфотографировала эту область в феврале 2007 года и показала, что кратер был пуст.

Пиллинджер предположил, что уровень пыли в марсианской атмосфере выше ожидаемого., который улавливает тепло, вызывает его расширение и уменьшение плотности, так что парашюты не могут достаточно замедлить зонд. Это может привести к тому, что посадка будет слишком жесткой, что приведет к повреждению или разрушению зонда. В то время был выдвинут ряд других гипотез неудач. Если бы марсианская атмосфера была тоньше, чем ожидалось, это снизило бы эффективность парашюта и, следовательно, привело бы к тому, что посадочный модуль «резко упал» и ударился о поверхность с достаточной скоростью, чтобы разрушить его. Также исследовалась турбулентность в атмосфере, которая могла бы повлиять на парашют.

Сбои в полетах на Марс - обычное дело. По состоянию на 2010 год из 38 попыток запуска ракеты достичь планеты только 19 оказались успешными. Неудачи иногда неофициально называют Марсианское проклятие.

Отчет о расследовании ЕКА / Великобритании
Дэвид Саутвуд, изображенный в 2012 году. Во время посадки «Бигль-2» он был директором по науке и робототехническим исследованиям в Европейское космическое агентство.

В мае 2004 года отчет Комиссии по расследованию событий на Бигле-2 был представлен в ЕКА и министру науки Великобритании лорду Сейнсбери. Первоначально полный отчет не был опубликован из соображений конфиденциальности, но список из 19 рекомендаций был объявлен общественности.

Дэвид Саутвуд, директор по науке ЕКА, представил четыре сценария возможных отказов:

  • «Бигль-2» вошел в атмосферные условия, выходящие за пределы диапазона, принятого его разработчиками, и мог сгореть. Был выдвинут сценарий, что он, возможно, «отскочил в космос», но он не выдерживает тщательной технической проверки. Количество пыли в атмосфере часто меняется в широких пределах, меняя ее плотность и температурные характеристики. Однако выбранный запас конструкции теплового экрана и тепловые нагрузки, которые он может выдерживать, таковы, что сценарий выгорания маловероятен, и даже в худшем случае изменения плотности, безусловно, не таковы, что, учитывая крутой угол траектории входа при входе судно, вероятно, могло снова покинуть атмосферу (см. также Раздел 6.1 Отчета о расследовании, в котором прямо говорится: «Комиссия заключает, что отклонение условий входа в атмосферу не является вероятным режимом отказа миссии ");
  • Парашют или амортизирующие подушки безопасности« Бигля-2 »не сработали или сработали не в то время. Это подтверждается наблюдением, что на протяжении всего полета на Марс наблюдалось выделение некоторого вещества и последующая конденсация на оптических компонентах космического корабля Mars Express, несущего посадочный модуль Beagle 2. Это наблюдение согласуется с утечкой в ​​газогенераторах подушек безопасности «Бигля-2»;
  • задняя часть «Бигля-2» запуталась с парашютом, не давая ему раскрыться должным образом. Неясно, достаточно ли разницы в сопротивлении воздуха между зондом с раскрытым парашютом и задней оболочкой теплозащитного экрана для обеспечения безопасного расстояния разделения (см. Раздел 5.4.4 отчета о расследовании);
  • Бигль 2 закутался в свои подушки безопасности или парашют на поверхности и не мог раскрыться. Сцепление с парашютом кажется правдоподобным, учитывая тот факт, что стропа парашюта была укорочена по сравнению с первоначальной конструкцией для экономии массы. Если предположить, что подушки безопасности сработали, «Бигль 2» в данном сценарии отскочил бы от поверхности обратно в спускающийся парашют (см. Также раздел 5.4.6 отчета о расследовании).

Кроме того, дальнейшие сценарии выглядели правдоподобными и последовательными. по имеющимся данным:

  • «Бигль-2», возможно, сбросил свои подушки безопасности слишком рано, еще до того, как полностью остановился на поверхности. По причинам массы и стоимости устройство сброса подушки безопасности было спроектировано таким образом, чтобы оно приводилось в действие таймером, а не датчиками ускорения, которые могли бы определить, когда посадочный модуль остановился. Учитывая, что посадочный модуль миссии НАСА Spirit Rover несколько раз отскакивал от поверхности в кратере Гусева, прежде чем останавливаться - на это уходит гораздо больше времени, чем предполагалось - таймер Beagle 2 мог быть установлен слишком коротким время (см. раздел 5.4.8 отчета о расследовании);
  • Последовательность раскрытия парашюта была разработана для запуска тремя акселерометрами. Система не была разработана для логики «лучший из трех». Напротив, первый акселерометр, рассчитывающий, что была достигнута безопасная скорость развертывания, запустит последовательность развертывания парашюта, даже если показания акселерометра были ошибочными.

В феврале 2005 г., после комментариев от Палаты общин Выберите комитет по науке и технологиям, отчет был обнародован, и Лестерский университет независимо опубликовал подробный отчет о миссии, включая возможные виды отказов и «извлеченные уроки»

.

Все вышеперечисленные гипотезы были опровергнуты в 2015 году после того, как Mars Reconnaissance Orbiter успешно сфотографировал останки посадочного модуля: фотографии показывают, что зонд благополучно приземлился и начал свою работу, развернув некоторые солнечные панели; затем произошел сбой на земле, не позволивший полностью развернуть все панели; это препятствовало тому, чтобы бортовая антенна, спрятанная под последней панелью солнечных батарей, была видна любому орбитальному аппарату, что сделало невозможной любую форму связи с посадочным модулем, что привело к потере миссии.

Обнаружение космического корабля Beagle 2 на Марсе
Обзор Контекст Крупный план Открытие изображения Beagle 2, сделанного с помощью Mars Reconnaissance Orbiter в ноябре и декабрь 2014 года.

С конца 2003 по начало 2015 года местонахождение «Бигля-2» на Марсе было неизвестно. 16 января 2015 года, более чем через одиннадцать лет после его потери и через восемь месяцев после смерти его пионера Колина Пиллинджера, источники новостей подтвердили, что Посадочный модуль был обнаружен на поверхности Марса NASA Mars Reconnaissance Orbiter, лежащим на поверхности Isidis Planitia в 11 ° 31. '35 "N 90 ° 25'46" E / 11,5265 ° N 90,4295 ° E / 11,5265; 90.4295, примерно в 5 км от запланированного центра зоны приземления.

26 апреля 2016 года новые методы компьютерного зрения объединили несколько новых изображений вместе, чтобы создать вид на небольшой посадочный модуль. Метод, называемый «восстановление сверхвысокого разрешения» или SRR, позволяет улучшить разрешение за счет просмотра нескольких изображений с последующей интенсивной обработкой этих изображений. В то время на самых быстрых доступных компьютерах требовалось до 4 дней, чтобы вычислить одно улучшенное изображение из пяти изображений размером 1000 на 2000 пикселей.

Анализ изображений показывает, что зонд находится на поверхности и частично развернут в ожидаемом зона приземления, рядом с которой находятся предметы, которые были интерпретированы как парашют и задняя крышка. Хотя возможны несколько интерпретаций изображения, все они включают, самое большее, неполное развертывание солнечных панелей зонда. Изображения показывают, что один из «лепестков», на котором установлены солнечные панели посадочного модуля, не открылся полностью, что не позволило развернуть его радиоантенну и заблокировать связь. Поскольку антенна зонда находится под последней панелью, он не смог бы передавать или принимать в такой конфигурации, поэтому его невозможно было бы восстановить, даже если бы его системы все еще работали, что неизвестно. Возможные сценарии отказа включают механическое повреждение во время приземления, засорение механизма развертывания или засорение панелей подушкой безопасности.

Спустя одиннадцать лет после приземления ЕКА сообщило следующее о находке:

... "Бигль-2" поднялся на поверхность. Это подтверждает подход инженерной группы к посадке на Марс.

— Директор ЕКА по науке и робототехническим исследованиям

На пресс-конференции в Лондоне UKSA отметило:

Beagle 2 больше не пропал

— Генеральный директор Британское космическое агентство, 2015

В обзорах потерянных миссий на Марс обычно упоминается «Бигль-2» и его неожиданное открытие спустя десяток лет.

Предложения по дальнейшим полетам

Некоторые особенности дизайн миссии Beagle 2 был предложен для повторного использования в других концепциях миссий:

  • Beagle 2007
  • Beagle 2e Evolution (Beagle 3 )
  • BeagleNet (несколько Beagles и мини-ровер)
  • Beagle to the Moon
  • ARTEMIS (несколько небольших марсианских посадочных устройств)
  • MARGE (повторно использовать инструмент)

Крот PLUTO Beagle 2 был отмечен при разработке Пакет теплового потока и физических свойств InSight (HP3), инструмент, в котором также используется самокопающийся «крот».

Возможные операции на поверхности

После того, как это было найдено, Вероятно, нетронутые, и с некоторыми, но не всеми панелями, развернутыми, события были повторно оценены с момента открытия в 2015 году. Поскольку на ранней стадии миссии использовались химические батареи, возможно, некоторые данные были записаны в память, даже если он не мог получить питание от своих солнечных батарей. Если это так, возможно, со временем удастся получить данные. Кроме того, изучение того, что произошло, показало, что «Бигль 2», возможно, перешел в свой заранее запрограммированный режим наземных операций и собирал данные после приземления, но просто не передавал их, либо передача была заблокирована закрытой панелью.

См. Также
  • Астрономический портал
  • icon Биологический портал
  • Портал Солнечной системы
  • Портал космических полетов
Ссылки
Карта Марса
Карта Марса Т изображение выше содержит интерактивные ссылки Интерактивная карта изображения глобальной топографии Марса, наложенная на местоположения марсоходов и марсоходов. Наведите указатель мыши на изображение, чтобы увидеть названия более 60 известных географических объектов, и щелкните, чтобы связать их. Цвет базовой карты указывает относительные возвышения на основе данных с лазерного альтиметра орбитального устройства Mars на Mars Global Surveyor НАСА. Белый и коричневый цвета указывают на самые высокие высоты (от +12 до +8 км); затем идут розовые и красные (от +8 до +3 км); желтый - 0 км; зеленый и синий - более низкие высоты (до −8 км). Оси - широта и долгота ; Отмечены полярные регионы. (См. Также: карта Марса, Mars Memorials, Mars Memorials map ) (view • обсудить )( RoverLanderFuture )Beagle 2 ←Beagle 2 (2003) Bradbury Landing Curiosity (2012) → Глубокий космос 2 Deep Space 2 (1999) → Мемориальная станция Колумбия ←Rover Rosalind Franklin (2023?) InSight Landing InSight (2018).) → Mars 2020 ←Марсоход Perseverance (2021?) Марс 2 Марс 2 (1971) → Mars 3 ←Марс 3 (1971) Марс 6 Марс 6 (1973) → Mars Polar Lander Полярный спускаемый аппарат (1999) ↓ Мемориальная станция Челленджер ↑ Возможность (2004) Зеленая долина ←Phoenix (2008) Посадочный модуль Schiaparelli EDM Schiaparelli EDM (2016) → Мемориальная станция Карла Сагана ← Sojourner (1997) Мемориальная станция Колумбия Spirit (2004) ↑ Мемориальная станция Томаса Матча Viking 1 (1976) → Мемориальная станция Джеральда Соффена Viking 2 (1976) →
Внешние ссылки
Викискладе есть медиафайлы, связанные с Beagle 2.

Последняя правка сделана 2021-05-12 08:28:06
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте