Банский собор

редактировать
Банакский собор
БанаПенек - Oltu.jpg Руины собора в 2007 году
Религия
Принадлежность Армянская Апостольская Церковь
Обряд Армянин
СтатусВ руинах
Местоположение
МестоположениеЧенкайя, Провинция Эрзурум, Турция
Собор Бана находится в Турции Собор Бана Показано внутри Турция
Географические координаты 40 ° 40′05 ″ N 42 ° 16′12 ″ E / 40,668061 ° N 42,269961 ° E / 40,668061; 42,269961 Координаты : 40 ° 40'05 ″ N 42 ° 16'12 ″ E / 40,668061 ° N 42,269961 ° E / 40,668061; 42.269961,
Архитектура
ТипМонастырь
Стиль Армянин, Грузин
ОсновательКвирике
Закладка фундаментаc. 653–658, перестроен ок. 881–923
Рост (макс.)37,45м

Бана (грузинский : ბანა; армянин : Բանակ Banak), также известный по современному турецкому обозначению Пенек Килисеси, это разрушенный раннесредневековый собор в современной провинции Эрзурум, на востоке Турции, на месте бывшего исторического марша. известный армянам как Тайк и грузинам как Тао.

Это большой четырехконх, окруженный почти- ротондой многоугольной амбулаторный и обозначен цилиндрическим барабаном. Обычно считается, что он был построен в 7 веке, на основании хроник 11 века, он был реконструирован Адарнасом IV из Иберии в какой-то момент между 881 и 923 годами. С тех пор он использовался как королевский собор. династия Багратионов до османского завоевания области в 16 веке. Бывший собор был превращен в крепость османской армией во время Крымской войны. Монастырь был почти полностью разрушен во время русско-турецкой войны 1877-78 гг.

Содержание
  • 1 Местоположение и этимология
  • 2 История
  • 3 Архитектура
  • 4 Реконструкция в Грузии
  • 5 Ссылки
  • 6 Дополнительная литература
Местоположение и этимология

Кафедральный собор Бана расположен на северном берегу реки Пенек (Ирланач) недалеко от села Пенек, в Ченьком районе провинции Эрзурум. «Пенек» - это тюркизированный типоним, происходящий от первоначального названия местности: «Банак». Банак в переводе с армянского означает «армия», а банаки - по-грузински. Возможно, он берет свое начало с места в районе Бердац Пор в Тайк - тогдашнем наследственном Мамиконском вотчине - где во время правления располагалась штаб-квартира царской армии (Արքունի բանակ, Аркуни Банак). правление Аршакуни в I веке.

История

Датировка собора Бана является предметом научных дискуссий. Банский собор упоминается в летописи 11-го века Сумбата, который сообщает, что грузинский князь Адарнас IV (годы правления 881-923) приказал построить церковь Баны » рукой »Квирике, впоследствии ставшего первым епископом Баны. В то время как такие ученые, как Эквтиме Такаишвили, Шалва Амиранашвили и Степан Мнацаканян склонны интерпретировать этот отрывок буквально, Чубинашвили, Вахтанг Беридзе и Тиран Марутян идентифицируют Адарнасе как ремонтник, а не строитель церкви. Эта точка зрения, которую сейчас разделяют некоторые искусствоведы, датирует церковь Бана - явно созданную по образцу тогдашнего собора Звартноц около Еревана - серединой VII века. Это было, когда халкидонский -армянский католикос Нерсес III, руководивший несколькими важными религиозными проектами, включая Звартноц, находился в ссылке в Тайке ок. 653-58.

Гипотетическая реконструкция Баны русским архитектором Анатолием Калгиным, 1907 г.

Опустошенная в VIII веке византийско-арабской войной, регион Тао был постепенно заселен своими новые мастера, грузинские Багратиды, и под их патронажем произошло монашеское возрождение. По мере того как поселения постепенно расширялись с севера, населенного преимущественно грузинами, на юг и юго-запад, населенные преимущественно армянами, грузинские князья восстановили ряд монастырей, покинутых армянами, и построили новый фундамент.

Арочная внешняя стена амбулатории Единственная сохранившаяся колонна при проходе с резной капителью

Со времен реконструкции Адарнаса IV собор Баны был одной из главных королевских церквей династии Багратиони. Он использовался для коронации Баграта IV в 1027 году и его брака с Еленой, племянницей византийского императора Романа III Аргироса в 1032 году. века, царь Вахтанг IV Грузинский (годы правления 1442-1446) и его супруга хатун были похоронены в Бане. Он также был резиденцией грузинского православного епископа Баны, епархия которого также включала соседние районы Таос-Кари, Панаскерти и Олтиси. После османского завоевания области в 16 веке Бана была заброшена христианами. Во время Крымской войны (1853–1865) османские военные превратили церковь в крепость, добавив грубый бастион, который все еще виден с южной стороны. Во время русско-турецкой войны 1877-78 гг. Он был обстрелян русской артиллерией, оторвав купол и сильно повредив постройку. Позже русские увезли большую часть кирпичной кладки, чтобы построить в Олту церковь конца 19 века.

Церковь была впервые описана и зарисована немецким ботаником Карлом Кохом в 1843 году. Он объявил ее самой замечательной церковью на Востоке после Святой Софии. За Кохом последовали русский этнограф Евгений Вейденбаум в 1879 году и грузинский историк Димитри Бакрадзе в 1881 году. Последние двое нашли церковь уже без купола, но сообщили о сохранившихся фресках и грузинской надписи в Асомтаврули сценарий. С 1902 по 1907 год руины Баны тщательно изучались экспедицией под руководством грузинского археолога Эквтиме Такаишвили. Доступный советским гражданам, памятник был предметом изучения некоторых западных ученых в эпоху холодной войны. В 1983 году американский археолог и историк искусства доктор Роберт Эдвардс завершил научную оценку комплекса, а также составил точный план в масштабе.

Архитектура

Бана - это интерпретация. конструкции тетраконха -в- амбулаторного (проходного тетраконха), на который, вероятно, повлиял «золотой восьмиугольник» в Антиохии. Бана представляла собой большой тетраконх с трехъярусными хорами и аркадами в нижней части каждой апсиды. Тетраконх находился в сплошной многоугольной амбулатории, почти ротонде, диаметром 37,45 м и фасадами, украшенными колоннадами. Интерьер представлял собой большую пирамиду, образованную внешним многоугольником, тетраконхом и куполом, покоящимся на цилиндрическом барабане. Пилоны, расположенные между рукавами тетраконха, вмещали галереи на трех уровнях.

Нижние части каждой из четырех апсид, вместо того, чтобы иметь сплошную стену, открывались через арки в окружающую амбулаторию. Здание было более 30 метров в высоту. Архитектурные детали отличаются высоким мастерством и артистичностью. Круглые столбы, расположенные в пролете апсид и галерей, были снабжены капителями, украшенными завитками. По периметру фасада имелась глухая аркада, арки украшали растительный орнамент. То, что осталось от церкви, - это часть пола нижнего этажа, наполовину затопленная собственными руинами, включая восточную апсиду с одной колонной ее колоннады с резной капителью.

Экспедиция 1983 года сделала несколько замечательных открытий. В настоящее время известно, что церковь строилась в два основных периода. Первый, создавший базовый план, сохранившийся до наших дней, состоял из трех этапов (или повторных моделей), которые, несомненно, растянулись на многие десятилетия. Каменная кладка представляла собой однородный, хорошо вырезанный тесак, служивший внутренней и внешней облицовкой для залитого бетонного ядра. В какой-то период до XIX века в церкви произошел серьезный структурный сбой (возможно, землетрясение), что потребовало восстановления и стабилизации стен с помощью грубой кирпичной кладки и большого количества раствора. Внешние окна амбулатории, а также пространства между арками и колоннами были грубо засыпаны. Квадратный массивный контрфорс с такой же грубой кладкой был добавлен на востоке для поддержки апсиды и стен. Нет никаких структурных доказательств того, что османы превратили церковь в крепость во время Крымской войны (например, добавили открытые порталы для орудий и пушек или окружающие стены кольцевой дороги). В 1870-х годах здесь были расквартированы турецкие войска и стрелковое оружие, когда нападение русских нанесло значительный ущерб. Только официальные раскопки могут определить точные сроки строительства и происхождение строителя (строителей).

Реконструкция в Грузии

9 декабря 2016 года в Патриархате Грузинской Православной Церкви прошла презентация проекта реконструкции Банского собора. с уже существующей моделью собора. Планируется, что собор будет построен в восточно-грузинском городе Сурами.

Ссылки
Дополнительная литература
На Викискладе есть материалы, связанные с Банский собор.
  • (на грузинском) Абашидзе, Ираклий. Эд. Грузинская энциклопедия. Vol. IX. Тбилиси, Грузинская ССР, 1985.
  • (на груз. Яз.) Амиранашвили, Шалва. История грузинского искусства. Тбилиси, Грузинская ССР: Хеловнеба, 1961.
  • (на армянском) Марутян, Тиран (2003). Հայ Դասական Ճարտարապետության Ակունքներում (Из источников классической армянской архитектуры). Ереван: Издательство Мугни. ISBN 99941-33-03-9.
  • (на армянском) Мнацаканян, Степан. Զվարթնոցը և նույնատիպ հուշարձանները [Звартноц и подобные памятники]. Ереван, Армянская ССР: Армянская Академия наук, 1971.
  • Сокровища Тбилиси, Нью-Йорк Таймс. 30 сентября 1990 г.
  • Розен, Роджер. Грузия: суверенная страна Кавказа. Odyssey Publications: Hong Kong, 1999. ISBN 962-217-748-4
  • (на армянском) Тораманян, Торос. Նյութեր հայկական ճարտարապետության պատմության (Материалы по истории армянской архитектуры). т. II. Ереван, Армянская ССР: Издательство АрмФан, 1948.
  • Обширная фотографическая съемка и план Банского собора в Пенеке
Последняя правка сделана 2021-05-11 09:05:31
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте