Архитектура Грузии относится к стилям архитектуры, найденным в Грузии. Страна исключительно богата архитектурными памятниками. Характерными чертами грузинской архитектуры являются монументальность, четкая композиция, строгие пропорции, умеренное использование декора и, прежде всего, гармоничное взаимодействие с природой.
Грузинская архитектура находится под влиянием ряда архитектурных стилей, в том числе по несколько. для замков, башен, укреплений, дворцов и церквей. Укрепления Верхней Сванети и город-крепость Шатили в Хевсурети - одни из лучших образцов средневековых грузинских замков.
Грузинские средневековые церкви имеют особый характер, хотя и связаны с армянской и византийской архитектурой, обычно сочетая конический купол, высоко поднятый на барабане. над прямоугольной или крестообразной нижней конструкцией. Часто известный как «грузинский крестово-купольный стиль», этот архитектурный стиль развился в Грузии в IX веке. До этого большинство грузинских церквей были базиликами. Одна отличительная черта грузинской церковной архитектуры, которая может быть прослежена до сильного акцента на индивидуализм в грузинской культуре, отражена в распределении пространства внутри церквей. Другие образцы грузинской церковной архитектуры можно найти за рубежом, в Болгарии (Бачковский монастырь, построенный в 1083 году грузинским военачальником Григорием Бакуриани), в Греции (монастырь Ивирон, построенный грузинами в 10-м веке). века) и в Иерусалиме (Крестовоздвиженский монастырь, построенный грузинами в IX веке).
Другие архитектурные стили в Грузии включают Хаусманнизированный проспект Руставели в Тбилиси и район Старого города этого города.
История строительства в Грузии восходит к V-IV тысячелетиям до нашей эры, от палеолита до позднего средневековья раз. Самые старые постройки были построены из камня и дерева, а позже из кирпича.
Это был период значительного переосмысления внутреннего пространства церкви. Он был увеличен за счет установки столбов, на которых теперь держалась толобат, что дало возможность экспериментировать со стенами и улучшило эстетическое восприятие интерьера. Традиционные треугольные ниши по сторонам апсиды также появляются в этом веке. Первым таким примером, положившим начало новым традициям, была церковь Цроми.
С начала века грузинская архитектура становится исключительно художественно-декоративной. Фасады приобретают богатый рельефный орнамент и аркады. Преобладающие мотивы орнаментов навеяны природой - цветами, птицами, дикими и домашними млекопитающими и людьми. Характерные для восточного фасада осевые две ромбы с орнаментированным окном и крестом наверху, впервые появившиеся в Самтависи, в дальнейшем использовались до XIII века. Многие ранее построенные церкви, такие как Светицховели и Манглиси соборы, были существенно перестроены и украшены в XI веке.
Важным шагом в общем дизайне стало внедрение плана крест-накрест.
Примеры того периода: Собор Самтависи, Церковь Самтавро.
Следуя традициям, заложенным в XI веке, акцент был сделан на повышенная освещенность интерьеров для лучшего просмотра фресок. Это нашло отражение в создании большего количества окон в куполе и боковых стенах.
Примеры: Икортская церковь.
Колокольни возле церквей начали строить с середины века.
Нашествие хорезмийцев и монголов и сильное землетрясение 1283 года принесло значительные разрушения. Между тем конец 13 века отмечен масштабным строительством монастырей; особенно в провинциях, менее пострадавших от вторжений, таких как Самцхе. Его правители из рода Джакели сумели построить один из лучших в то время и до сих пор в значительной степени сохранившийся собор Св. Церковь Сабы, часть монастыря Сапара. В целом, следуя традициям золотого века, церкви этого периода отличаются более упрощенным и менее выразительным убранством. Фасадная арка исчезает, а украшения делаются на гладких поверхностях. Раньше выпуклые оконные декорации погружаются в стену. Облицовка имеет характерную полихроматичность. купол выглядит тяжелее, чем в предыдущие века, а его толобат обычно имеет двенадцать окон, хотя, начиная с церкви Св. Сабы, их количество увеличивается до шестнадцати - восьми истинных и восьми ложных окон.
Упадок, начавшийся в прошлом веке из-за монгольского господства, продолжал отражаться в архитектуре 14 века. Примеры включают Зарзма и монастырь Чулеви.
Викискладе есть материалы, связанные с to Архитектура Джорджии. |