Люди азанде со щитами, арфой, между 1877 и 1880 годами. | |
Общая численность населения | |
---|---|
3,8 миллиона на конец 20 века | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Центральноафриканская Республика, Демократическая Республика Конго, Южный Судан | |
Языки | |
Па-Занде, Бангала, Лингала, Суахили, Английский, Санго и Араби Джуба | |
Религия | |
Христианство, Африканская традиционная религия |
азанде (множественное число от «занде» на языке занде) - это этническая группа Северной Центральной Африки.
Они живут в основном в северо-восточной части Демократической Республики Конго, в юго-центральной и юго-западной части Южного Судана и на юго-востоке Центральноафриканская Республика. Конголезские азанде живут в Восточной провинции, в частности вдоль реки Уэле ; Исиро, Дунгу, Кисангани и Дурума. Азанде из Центральной Африки живут в округах Рафаи, Бангасу и Обо. Азанде Южного Судана живут в штатах Центральный, Западная Экватория и Западный Бахр-эль-Газаль, Йей, Мариди, Ямбио, Томбура, Дейм Зубейр, Город Вау и Момои.
В начале 19 века народ авунгара правил бандией, и эти две группы стали народом азанде. Они жили в саванне на юго-востоке Центральноафриканской Республики. После смерти короля сыновья короля будут бороться за престолонаследие. Проигравший сын часто основывал королевства в соседних регионах, в результате чего королевство Азанде распространялось на восток и север. Суданские набеги частично остановили экспансию на север в конце XIX века. Азанде разделили Бельгия, Франция и англо-египетский Судан.
Слово Азанде означает «народ, владеющий большой землей», и относится к их истории как воина-завоевателя. Варианты написания включают Adio, Zande, Zandeh, A-Zandeh и Sandeh. Имя Ниам-Ниам часто использовалось иностранцами для обозначения азанде в XVIII и начале XIX века. Это имя, вероятно, имеет происхождение динка и означает на этом языке большие едоки, предположительно имея в виду каннибалистические наклонности. Это название азанде использовалось другими племенами Южного Судана, а позже было принято на Западе. Сегодня имя Ниам-Ниам считается уничижительным.
Азанде говорят на занде, который они называют па-занде, на котором говорят примерно 3,8 миллиона человек. Язык Занде также используется для обозначения родственных языков в дополнение к собственно азанде: включая Адио, Барамбу, Апамбия, Геме, Кпатири и Нзакара.
Записанная литература о занде в основном устная, часть ее опубликована миссионерами в начале 20-го века, а часть переведена в 1960-х.
Население азанде, составляющее 3,8 миллиона человек, проживает в трех странах Центральной Африки: Южный Судан, Демократическая Республика Конго и Центральноафриканская Республика. Территория азанде простирается от окраин южно-центральной и юго-западной части верхнего бассейна Южного Судана до полутропических дождевых лесов в Конго и в Центральноафриканскую Республику.
Согласно оценке в SIL Ethnologue, говорящих на азанде, они составляют 3,8 миллиона человек, проживающих в Демократической Республике Конго, Центральноафриканской Республике и Республике Южный Судан.
Типы домов, которые строили азанде, были сделаны из глины и травы, которые они обрамляли вокруг деревянных столбов и покрывали соломой из травы. Каждая семья была построена вокруг двора, чтобы они могли собираться и разговаривать друг с другом. К этим дворам примыкали огороды, предназначенные для выращивания растений, не требующих крупномасштабного земледелия, таких как ананасы и манго.
Азанде были организованы в вождества, которые также можно назвать царствами. Авонгара были дворянством и передавали его по своей линии. Вожди имели много должностей в вождествах, таких как военные, экономические и политические лидеры. Все неженатые мужчины в обществе используются в качестве рабочих и воинов.
Внутри вождеств клановая принадлежность не была подчеркнута как важная на местном уровне. У них были «местные группы», похожие на «политические организации ”.
После Второй мировой войны британское правительство пыталось поощрять хлопок выращивание на юге Судана в рамках программы, известной как Zande Scheme. Программа в значительной степени провалилась, отчасти из-за относительной изоляции Азанде от торговых портов. Из-за этой изоляции многие азанде переехали в города, расположенные ближе к основным дорогам.
Азанде в основном мелкие фермеры. Зерновые культуры включают кукурузу, рис, арахис (также известный как арахис), кунжут, маниоку и сладкий картофель. Фрукты, выращиваемые в этом районе, включают манго, апельсины, бананы, ананасы, а также сахарный тростник. Занделанд также полон пальмового масла и кунжута. С 1998 по 2001 год сельское хозяйство занде получило развитие после того, как World Vision International закупила сельскохозяйственную продукцию.
С тех пор азанде охотятся и выращивают просо, сорго. и кукуруза. Основные товарные культуры включают маниоку и арахис.
В регионе, в котором живут азанде, существует два сезона. В сезон дождей мужчины и женщины помогают добывать еду из реки. Женщины помогают ловить рыбу в плотинных ручьях и мелких водоемах, собирая рыбу, змей и ракообразных. Мужчины делают и устанавливают в реке ловушки, чтобы помогать собирать еду. Еще одна пища, которую собирают и едят азанде, - это термиты, которые являются их любимыми.
Большинство азанде раньше практиковали традиционная африканская религия, но она в значительной степени вытеснена христианством.
Другие традиционные верования включают магию и колдовство. У азанде, колдовство или мангу, считается унаследованная черная жидкость в животе, которая ведет довольно автономное существование и обладает способностью творить плохую магию с врагами. Поскольку они считали, что колдовство передается по наследству, вскрытие обвиняемой ведьмы также докажет, что конкретный живой человек, связанный с покойным, был или не был ведьмой. Считается, что мангу передается от родителей к детям одного пола - от отца к сыну или от матери к дочери. Следовательно, если будет доказано, что у человека есть колдовское вещество, этот вывод будет распространяться на его отца, сыновей, братьев и так далее.
Азанде редко проявляют теоретический интерес к колдовству. Важно то, действует ли человек в определенный момент времени как ведьма по отношению к определенному человеку. Ведьмы могут иногда не осознавать свои силы и могут случайно ударить людей, которым ведьма не желает зла. Поскольку считается, что колдовство присутствует всегда, существует несколько ритуалов, связанных с защитой и отменой колдовства, которые выполняются почти ежедневно. Когда с человеком происходит что-то необычное, обычно что-то неудачное, Азанде могут винить колдовство, так же как люди, не принадлежащие к Занде, могут винить в этом «невезение».
Хотя колдовство заключено в физическом теле, его действие психическое. Психический аспект мангу - это душа колдовства. Обычно, но не всегда, он покидает физическое тело ведьмы ночью, когда жертва спит, и направляется ведьмой в тело жертвы. Когда он движется, он светится ярким светом, который может увидеть любой в ночное время. Однако в дневное время его могут увидеть только религиозные специалисты.
Оракулы являются способом определения источника предполагаемого колдовства и долгое время были высшим юридическим авторитетом и основным определяющим фактором того, как можно было бы ответить на угрозы. Азанде используют три разных типа оракулов. Самый могущественный оракул - ядовитый оракул «бенгэ», который используют исключительно мужчины. Решения оракула всегда принимаются и никто не ставит под сомнение. Менее престижным, но более доступным является термитный оракул. Женщинам, мужчинам и детям разрешено обращаться к этому оракулу. Наименее дорогостоящий, но и наименее надежный оракул - это оракул из гладильной доски. Оракул с натирающей доской описан в «Зарисовках культуры» как «устройство, напоминающее доску для спиритических сеансов, сделанное из двух небольших деревянных кусков, которые легко переносить, чтобы с ними можно было проконсультироваться где угодно и в любое время».
Существовал также социальный институт, подобный педерастии в Древней Греции. Как Э. Э. Эванс-Притчард, зарегистрированный в северном Конго, мужчины-воины-занде в возрасте от 20 до 30 лет обычно вступали в брак с молодыми любовниками-мужчинами в возрасте от двенадцати до двадцати лет, которые участвовали в межкорпоративном сексе и секс со своими старшими партнерами. Эта практика в значительной степени вымерла к середине 19 века, после того как европейцы-империалисты получили колониальный контроль над африканскими странами, но все еще сохранялась в достаточной степени, чтобы об этой практике подробно рассказали Эванс-Причарду старейшины, с которыми он разговаривал.
В 1930-е годы Эванс-Притчард записала информацию о сексуальных отношениях между женщинами, основываясь на сообщениях мужчин-азанде. По словам Азанде-мужчины, женщины брали любовниц, чтобы искать удовольствия, и чтобы партнеры проникали друг в друга, используя бананы или еду, вырезанную в форме фаллоса. Они также сообщили, что дочь правителя может быть отдана рабыня в качестве сексуального партнера. Эванс-Причард также записал, что азанде мужского пола боялись, что женщины будут заводить любовниц, так как они могут рассматривать мужчин как ненужных.
В исследовании 1951 года два антрополога определили, что в Культура азанде, длинные, отвесные груди считались наиболее привлекательными для женщин.
метательные ножи занде
женщина занде в конце 1870-х годов с отметинами на коже
воины азанде
Вассель из 20 век
Викискладе есть материалы, связанные с Азанде. |