阿 阿 那. Āshǐnà | |
---|---|
Тамга из Асина, представляющий горный козел | |
регионы со значительным населением | |
Центральный и Восточная Азия | |
Языки | |
Древнетюркские | |
Религия | |
Тенгризм. Буддизм (меньшинство) |
Ашина (Китайцы :阿 史 那; пиньинь : Āshǐnà; Уэйд-Джайлз : А-ши-на; Среднекитайский : (Гуаньюнь ) ), также известный как Асен, Асена или Ачина, были племенем и правящей династией древних Тюркские народы. Он получил известность в середине VI века, когда вождь, Бумин Каган, восстал против Жужанского каганата. Две основные ветви семьи, одна происходила от Бумина, а другая - от его брата Истеми, правили восточной и западной частями конфедерации Гёктюрк соответственно.
Древние китайские источники приписывают племя Асина различное происхождение. Впервые Асина были засвидетельствованы в 439 году, как сообщается в Книге Суй, 18 октября Туоба правитель Император Тайу из Северной Вэй сверг Жуку Муджиан из Северного Ляна на востоке Ганьсу, откуда 500 семей Асина бежали на северо-запад в каганат Журан в окрестностях Гаочана. Согласно Книге Чжоу, Истории Северных Династий и Новой Книге Тан, клан Асина был составной частью Xiongnu конфедерация. но это оспаривается. Гёктюрки также считались происходящими из малоизвестного государства Суо (索 國) к северу от хунну. Согласно Книге Суй и Тондянь, они были «смешанными варварами» (雜 胡 ; záhú) из Пинлян.
По мнению некоторых исследователей (Дуань, Сюэ, Лунг, Оногава и др.) Племя Асина происходило от конфедерации тиле, которые также были связаны с хунну. Подобно Göktürks, Тиле, вероятно, были одним из многих кочевых тюркских народов в степи.
Исследователи, включая Питера Б. Голдена, Хауссиг, С.Г. Кляшторный, А.Н. Бернштамм, Картер В. Финдли, Д.Г. Савинов, С.П. Гущин, Рона-Тас постулировали, что термин Ашина происходит от иранского сака или, возможно, из индоарийец Усунь. Они выдвинули эту версию следующих аргументов: Картер Воин Финдли предполагает, что имя «Асина» происходит от одного из сакских языков Центральной Азии и означает «синий» (gök в тюркском ). Цвет отождествляется с востоком, поэтому Göktürk, другое название тюркской империи, означало «турки Востока». Эту идею поддерживает венгерский исследователь Андраш Рона-Тас, который считает правдоподобным, что «мы имеем дело с королевской семьей и кланом сакского происхождения». «Термин бори, используемый для обозначения свиты правителя как« волков », вероятно, также произошел от одного из иранских языков », - предполагает Финдли. Х. В. Хауссиг и С. Г. Кляшторны предполагают связь между именем и составным «род Ашин» ahşana (в древнеперсидском ). Это так даже в Восточном Туркестане; тогда желаемая форма будет в согдийском 'xs' yn 'k (-әhšēnē) «синий, темный»; Khotan-Saka (Brahmi) āşşeiņa (-āşşena) «синий», где длинное -ā- возникло как развитие ahş->āşş-; в тохарском А āśna - "синий, темный" (от хотан-сакского и согдийского). Сакская этимология ашина (<āşşeiņa ~ āşşena) with the value "blue" (the color of the sky) is phonetically and semantically flawless. There is a textual support for this version in the ancient runic inscriptions of the Turks. In the large орхонские надписи, в рассказе о первом кагане люди, живущие во вновь созданной империи, именуются «kök türk» (переводится как «небесные тюрки»). Не касаясь многочисленных толкований » kök "может иметь в этой комбинации, обратите внимание на его идеальное семантическое совпадение с реконструированным значением имени" Ашина ". Явная семантическая калька предполагает знание его первоначального значения и иностранного происхождения, которое совместимо с многоэтническим, многокультурным характер Первого тюркского ханства, повлекший за собой потерю, однако, популярности «национального характера», по словам Л. Базина, как и политическая и культурная среда режима Отюкен эпохи Бильга. Каган. Имя «Ашина» было записано в древних арабских хрониках в следующих формах: Аш (и) нас (ат-Табари ), Анса (Худуд аль-'Алам ), Шаба (Ибн Хордадбех ), Шана, Шая (Аль-Масуди ). Имя «Ашина» переводится некоторыми исследователями как «w olf ", ср. Туоба 叱 奴 * чино, среднемонгол чинуа, халха чоно. Однако Голден утверждал, что происхождение от монгольского ошибочно. Когда Асина возглавил Göktürks, они выставили знамя с головой волка над своими воротами в память о его происхождении.
Китайские летописцы зафиксировали четыре происхождения сказки, которые Голден назвал «Волк-сказка I», «Волк-сказка-2», «Шемо (Чама) и сказка об олене» и «Исторический отчет» о турках в историях династии и исторических сборниках на или скопированы из того же источника (-ов) и повторены в более поздних сборниках исторических сказок ".
Эти истории иногда собирались вместе, чтобы сформировать хронологически связное повествование о ранней истории Асина. Однако, поскольку Книга Чжоу, Книга Суй и Юян Дзазу были написаны примерно в одно время, во время ранней династии Тан, можно ли их действительно считать хронологическими или, скорее, их следует рассматривать как конкурирующие версии. о происхождении Ашина является дискуссионным. Запись турок в Чжоушу (написанная в первой половине седьмого века) описывает использование золота турками примерно в середине пятого века: «(Турки) инкрустировали золотую скульптуру головы волка на своих флаг; их военнослужащих звали Фули, то есть волк по-китайски. Это потому, что они потомки волка, и такое имя означает, что они не забывают своих предков ».
Согласно Кляшторному, миф о происхождении Асина разделяет сходство с усуном, хотя есть существенное различие в том, что, в то время как в мифе усуня волк спасает предка племени, это не так, как в случае с турками. Он также добавляет, что тюркская система верований связывает по крайней мере некоторые части правящего класса турок с согдийцами и, кроме них, с усун.
. Старая книга Тан описывает погребальные обряды Асина следующим образом:
По словам Д.Г. Савинова, ни один археологический памятник не полностью соответствует описанию, данному И. Бичуриным, ни Южная Сибирь, ни Средняя Азия пока известно, хотя многие его элементы обнаружены уже в раннетюркское время. По мнению Д. Г. Савинова, это может быть по нескольким причинам:
Несомненно, что обряд кремации был принят тюркскими каганами и очень узким правящим слоем каганатов. Ация не получила распространения среди тюркских простых людей. Это вполне может быть у происхождения других этнических групп правящей семьи.
Практически все элементы погребальных обрядов ашина имеют аналоги в индоевропейских обрядах, в частности в славянских обрядах. По поводу индивидуального надреза можно процитировать слова Аль-Бакра: «Жены одного и того же умершего резали себе руки и лица ножами». Китайский источник сообщил, что в день похорон, а также в день его смерти семья каталась на лошадях. Скорее всего, имеется в виду что-то вроде славянских поминок. «Здание построено на могиле» - аналог славянской домовины. Захоронение праха умершего в сосуде (могила Кул Тигина и его жены), как записано в славянской «Повести временных лет», например, где сказано: «сгорел, а потом собрав кости, поместите их в небольшой контейнер ».
На основании тестов, проведенных на лицах, которые считают себя потомками Бумин Каган, клан Асина принадлежит к ветви Z93, Z94 +, Z2123-, Y2632- гаплогруппы R1a. По мнению некоторых исследователей, болгарская династия Асен могла быть потомком Ашина. Другой известный тюркский клан Ашиде также является супружеским кланом гёктюркских хаганов. Клан Асина имеет Q1a-L53.
Статуя Нири Кагана, Синьцзян, Китай.
Мемориальный комплекс Алтын Тамган Тархан (сын Ашина Дуосифу ) 732 г. н.э. Можно увидеть козерога тамга. Провинция Булган, Монголия