Святой Аристобул Британский | |
---|---|
Икона святого Аристибула Старого, апостола, мученика и первого епископа Британии | |
Первый епископ Британии | |
Родился | Кипр |
Умер | I век. Уэльс |
Почитается в | христианстве |
Праздник | 15 марта (Римско-католический ). 16 марта (Восточно-православный ). 19 Паремхат (Коптское христианство ) |
Аристобул Британский - христианский святой, названный Ипполитом Римским ( 170-235) и Дорофей Газский (505-565) как один из Семидесяти учеников, упомянутых в Луки 10: 1–24, и как первый епископ в Римской Британии.
Псевдо-Ипполит перечисляет «Аристобула, епископа Британии» среди семидесяти учеников.
Аристобул может быть упомянут в Новом Завете nt в Послании к Римлянам (Римлянам 16:10 : «... Приветствуйте тех, кто из дома Аристовула»), хотя это может означать членов семьи конца Аристобул IV. Согласно Лайонелу Смитетту Льюису, в трудах святого Дорофея, епископа Тирского 303 г. н.э., утверждается, что именно он приветствовал Павла в Послании к римлянам.
Православная традиция говорит, что Аристобул был братом апостола Варнавы, еврейского кипрского происхождения. Подобно Варнаве, он сопровождал святого Павла в его путешествиях. Он был одним из помощников святого Андрея вместе с Урбаном Македонским, Стахисом, Амплиатом, Апеллесом Ираклионским. и Нарцисс Афинский (все эти имена упомянуты вместе апостолом Павлом в Римлянам 16: 8-11, что не может быть случайным). Во время своего миссионерского путешествия в Британию он остановился, чтобы проповедовать кельтиберам северной Испании. Католическая традиция отождествляет Аристобула с Зеведеем, отцом Иакова и Иоанна.
. Аристобул проповедовал и умер в Римской Британии. В то время как некоторые ортодоксальные традиции говорят, что он «умер спокойно», другие говорят, что он был замучен в Уэльсе. Католическая традиция гласит, что он был замучен. Бенедиктинский монах Серенус де Кресси (1605–1674) утверждал, что Аристобул был рукоположен святым Павлом и умер в аббатстве Гластонбери в 99 г.; но Майкл Алфорд (автор Fides Regia Britannica Sive Annales Ecclesiae Britannicae) говорит, что Аристобул был мужем «Марии» Саломеи, поэтому эта дата появляется слишком поздно. Алфорд называет свою смерть «вторым годом Нерона» - 56. Альфорд также утверждает, что «совершенно очевидно, что до того, как святой Павел прибыл в Рим, Аристобул был в Британии». Это согласуется с датой, указанной Гильдасом (ок. 500–570 гг. Н.э.), когда «Свет Христа» сиял в Британии в последний год правления императора Тиберия. Однако Джордж Смит указывает, что это неверное толкование Гильдаса, и утверждает, что Евангелие не проповедовалось в Британии до правления Клавдия, полное имя которого было Тиберий Клавдий Цезарь Август Германик..
Судя по этим традициям, Аристобул был основателем британского христианства. Нет никаких доказательств какой-либо связи с Гластонбери, и Джон Скотт показывает в «Ранней истории Гластонбери», что легенда о том, что Иосиф Аримафейский основал аббатство, имеет происхождение 12 или 13 века и не имеет оснований для факт. Скорее ранние писания часто сосредотачиваются на Аристобуле. Нет никаких упоминаний об Иосифе до Завоевания. По этой и другим причинам Смит также считает рассказ об Иосифе Аримафейском «суеверной басней сравнительно современного изобретения».
Джон Уильямс отождествляет Аристобула с Арвистли Хеном, «итальянцем», и одним из четырех миссионеры, как считается, принесли христианство на Британские острова. Есть предание, связывающее его с одним из средневековых валлийских святых Арвстил ап Кунедда. Название «Arwystli Hen», возможно, возникло в результате более поздней британской традиции.
Аристобул Халкидский был сыном Ирода Халкидского и Мариамме, дочери Олимпиады. Он женился на Саломее, дочери Ирода II и Иродиады. У них было трое сыновей: Ирод, Агриппа и Аристовул. Лайонел Смитетт Льюис утверждает, что этот последний Аристобул мог быть Аристобулом из Британии, на который ссылается Кресси. Однако, как упомянул Алфорд, именно отец этого человека был мужем Саломеи (см. Предыдущий раздел).
В 55 г. Нерон назначил Аристобула Халкидского царем Малой Армении. Он участвовал со своими войсками в римско-парфянской войне 58–63, где он получил взамен небольшую часть Армении, областью, которой он продолжал править до 72 г., когда Веспасиан сократил региональную автономию некоторых из провинции.
Вероятно, что «Филиппы» (упомянутые выше) - это те, которые упомянуты в Новом Завете: Филипп Тетрарх. Этот вопрос оспаривается учеными. Нет современных свидетельств того, что Филипп Тетрарх использовал имя «Ирод Филипп» в качестве династического титула, как это произошло с его братьями Иродом Антипой и Иродом Архелаем, однако он принадлежал к той же семье, и упоминание в Священных Писаниях может подчеркивать этот факт., как и более поздние комментаторы Священных Писаний. Сегодня Ирода II иногда называют «Иродом Филиппом I» (потому что евангелия называют мужа Иродиады «Филиппом»), а затем Филиппа-тетрарха называют «Ирод Филипп II», но это анахронизм. конвенция. Коккинос говорит: «Упрямое существование многих теологов, называющих Ирода III« Иродом Филиппом », не имеет никакой ценности... Никакого иллюзорного Ирода Филиппа никогда не существовало». Филипп Тетрарх, «в отличие от своих братьев, не использовал Ирод как династическое имя». Сводные братья Филиппа, Архелай и Антипа, приняли имя Ирод, «предположительно» по династическим притязаниям Ирода Великого.
В восточно-православном литургическом календаре, личный праздник Аристобула - 16 марта. Он также является одним из святых, поминаемых 4 января (праздник Семидесяти учеников) и 31 октября (праздник помощников святого Андрея). В римско-католическом литургическом календаре его праздник - 15 марта.