Антверпенский маньеризм - это название, данное стилю группы в основном анонимных художников, работавших в Южных Нидерландах и, главным образом, в Антверпене в начале 16 века. Стиль не имел никакого отношения к искусству эпохи Возрождения или итальянскому маньеризму, которым он в основном предшествовал на несколько лет, но название предполагает особенность, которая была реакцией на «классический» стиль ранние фламандские художники.
Термин антверпенские маньеристы впервые был использован в 1915 году Максом Якобом Фридлендером в своей работе Die Antwerpener Manieristen von 1520, в которой он предпринял первую попытку навести порядок в растущем числе работы из Нидерландов, которые были занесены в каталог под псевдо-Herri met de Bles «смущение». Фридлендер использовал здесь термин антверпенский маньеризм как синоним «антверпенского стиля». Несмотря на то, что он добавил место «Антверпен», чтобы назвать художников и поместил их в 1520 году, Фридлендер ясно дал понять, что он не намеревается ограничивать группу строго Антверпеном и периодом времени примерно до 1520 года, даже если он был мнение, что большинство работ «псевдоблеса» происходит из мастерских Антверпена и Антверпена. Фридлендер поместил работы, приписываемые группе, в период между 1500 и 1530 годами.
Несмотря на название антверпенского маньеризма, стиль был Не ограничиваясь Антверпеном. Этот стиль также появился на севере Франции и в Северных Нидерландах.
Хотя были предприняты попытки идентифицировать отдельных художников, которые были частью этого движения, большинство картин по-прежнему приписываются анонимным мастерам, поскольку картины не были подписаны. Эта анонимность способствовала недостаточной осведомленности об их работах или их популярности. Лишь меньшая часть работ была засекречена. Создатели алтарей переданы notnames, основанное на каких-либо внешних знаниях о произведениях, таких как надпись, предыдущий владелец, место, где оно хранилось, или дата, найденная на произведении, например, Псевдоблес, Мастер Фон Гроот Адорашен, Мастер Амьена, Мастер Антверпенского Поклонения и Мастер 1518 года. Работы, которые нельзя отнести непосредственно к именованному мастеру, приписываются анонимному антверпенскому маньеристу.
Удалось идентифицировать некоторых художников. Ян де Бир, Мастер 1518 года (возможно, Ян Мертенс или Ян ван Дорнике ) и Адриан ван Овербеке некоторые из идентифицированных художников, которых считают антверпенскими маньеристами. Ранние картины Яна Госсарта и Адриана Изенбрандта также демонстрируют характерные черты этого стиля. Картины сочетают в себе стили раннего нидерландского и северного возрождения, а также объединяют фламандские и итальянские традиции в одни и те же композиции.
Богородица с младенцем Мастером Хугстратена, c. 1510Антверпенские маньеристы обычно изображали религиозные сюжеты, которые они интерпретировали в более поверхностной манере, чем фламандские художники прошлого века, в пользу более плавных форм и обилия придирчивых деталей. обработанные детали. Они также отдают предпочтение изменяющейся палитре. Их композиции обычно переполнены возбужденными фигурами в экзотической экстравагантной одежде. В состав композиций обычно входят архитектурные руины. Архитектура изначально готическая, но позже преобладают мотивы эпохи Возрождения. На многих панно или триптихах, созданных антверпенскими маньеристами, изображены сцены Рождества Иисуса, обычно происходящие ночью, Поклонение волхвов и Распятие
<69.>Тема Поклонения волхвов была им особенно дорога, поскольку позволила художникам дать волю своему увлечению орнаментом, а также моделированием и имитацией предметов роскоши.