Ян Госсарт

редактировать
Фламандский художник 15-го и 16-го веков

Святой Лука Картина Мадонны Яна Госсаерта (1520–1525) Дерево, 109,5 × 82 см Художественно-исторический музей, Вена

Ян Госарт (ок. 1478 - 1 октября 1532 г.) был франкоязычным художником из Нижних стран, также известным как Ян Мабузе (имя, которое он взял от места своего рождения, Maubeuge ) или Jennyn van Hennegouwe (Hainaut ), как он называл себя, когда поступил в гильдию Святого Луки, Антверпен, в 1503 году. Он был одним из первых художников голландской и фламандской живописи эпохи Возрождения, посетивших Италию и Рим, что он и сделал в 1508–150 гг. 09, и лидер стиля, известного как романизм, который привнес элементы итальянской живописи эпохи Возрождения на север, иногда с довольно неудобным эффектом. Он прославился, по крайней мере, в Северной Европе, и рисовал религиозные сюжеты, в том числе большие запрестольные изображения, а также портреты и мифологические сюжеты, включая некоторую наготу.

по крайней мере с 1508 года он, по-видимому, постоянно работал или, по крайней мере, удерживался квази-королевскими покровителями, в основном членами расширенной семьи Габсбургов, наследниками Валуа Герцогство Бургундское. Это были Филипп Бургундский, Адольф Бургундский, Датский Кристиан II, когда он находился в изгнании, и Менсия де Мендоса, графиня Нассау, третья жена Генрих III Нассау-Бреда.

Он был современником Альбрехта Дюрера и более молодого Лукаса ван Лейдена, которых он знал, но имел тенденцию к меньшему уважению в наше время, чем они были. В отличие от них, он не был гравером, хотя его сохранившиеся рисунки очень хороши, и некоторые предпочитают его картинам.

Содержание

  • 1 Биография
  • 2 Работы
  • 3 Примечания
  • 4 Ссылки
  • 5 Дополнительная литература
  • 6 Внешние ссылки

Биография

Ян Госсарт - автопортрет (1515–1520). Коллекция Художественного музея Карриера, Манчестер, Нью-Гэмпшир

Его звали на самом деле «Ян Госсарт», и он был так известен при жизни; голландская версия "Gossaert" проникла в более поздние источники, несмотря на то, что первым языком Госсарта был французский. Мало что известно о его молодости. Один из его первых биографов, Карел ван Мандер, утверждал, что он был из небольшого городка в Артуа или Хенегувене (графство Эно ) под названием Мобёж или Maubuse. Другие ученые определили, что он был сыном переплетчика, получившего образование в аббатстве Мобёж, в то время как RKD упоминает, что есть доказательства в поддержку утверждения о том, что он родился в Замок Дюрстеде. Он зарегистрирован в Антверпенской гильдии святого Луки в 1503 году.

В 1508-1509 гг. Он отправился в Рим, либо в компании, либо позже посланный им Филиппом из Бургундия, внебрачный сын герцога Филиппа Доброго, которого Филипп Прекрасный послал послом к ​​Папе Юлию II. Группа Филиппа, в которую, скорее всего, входил Госсарт, покинула Нидерланды в октябре 1508 года, прибыла в Рим 14 января 1509 года и вернулась в Гаагу 28 июня 1509 года. Хотя детали неясны, похоже, что Госсарт оставался на службе у Филиппа, пока он не умер в 1524 году, к тому времени епископ Утрехтский. Однако все это время он мог работать на других покровителей, в основном друзей Филиппа.

В 1509–17 гг. Госсарт был зарегистрирован как житель Мидделбурга. По словам Ван Мандера, он был одним из первых фламандских художников, которые вернули итальянскую манеру живописи с большим количеством наготы в исторических аллегориях. С 1517 по 1524 год он зарегистрирован в замке Дуурстеде, где, согласно РКД, его учеником был Ян ван Скорель. С 1524 г. он вернулся в Мидделбург как придворный художник к Адольфу Бургундскому, другому родственнику Габсбургов. Ян Мертенс Младший был еще одним учеником.

Он был современником Лукаса ван Лейдена и находился под влиянием художников, которые были до него, таких как Рогир ван дер Вейден, великий мастер Турне и Брюссель и, как и он, его композиции обычно создавались на архитектурном фоне.

Работы

Поклонение королей, ранее в Замке Ховард, теперь в Национальной галерее

Госарт показывает влияние Антверпена в большом алтаре. части, ранее находившиеся в Castle Howard и Scawby. Яркие и решительные контрасты пигментов в цветных рельефах похожи на Ганса Мемлинга, а загнутые в угол и набитые драпировки похожи на Ван дер Вейдена, в то время как смелое, но сократовское лицо похоже на работы Квентина. Матсис. В Скауби он иллюстрирует легенду о графе Тулузском, который расстался со своими мирскими благами, чтобы облачиться в платье отшельника. Его алтарь Снятие с креста с тяжелыми двойными дверями в Мидделбурге восхищался Альбрехтом Дюрером до того, как в церковь ударила молния. Возможно, это произведение сейчас находится в Эрмитаже, хотя Ван Мандер заявил, что его разрушила молния, и описывает еще одно Крестное событие, которым владел г-н Магнус Делфтский в 1604 году.

Жан Каронделет

В замке Ховард граф Карлайл получил Поклонение королей, ранее созданное для Грандмонтен, которое объединяет около тридцати фигур на архитектурном фоне разнообразны в деталях, массивны по форме и причудливы по орнаменту. Эта картина сейчас экспонируется в Национальной галерее, купившей ее в 1911 году. Госарт удивляет зрителя пышным костюмом и яркими контрастами тонов. Его фигуры, как фигуры на шахматной доске, часто бывают жесткими и условными. Пейзаж, который просматривается через колоннады, украшен башнями и шпилями в тонкой моде Ван дер Вейдена. Прожив несколько лет в Антверпене, Госсарт поступил на службу к Филиппу Бургундскому, незаконнорожденному Филиппу Доброму, в то время лорду Сомердайка и адмиралу Зеландии. Одна из его картин уже стала знаменитой: «Снятие с креста» (50 фигур) на главном алтаре аббатства Тонгерло.

Филипп Бургундский приказал Госсарту выполнить копию для церкви Мидделбурга, а также ценность Это было очевидно из того факта, что Дюрер специально приехал в Мидделбург (1521 г.), чтобы увидеть это. В 1568 г. алтарь сгорел. В 1508 году Госсарт сопровождал Филиппа Бургундского в его итальянской миссии к папе, и этот случай произвел важную революцию в искусстве Нидерландов. Госсарт, по-видимому, в основном изучал в Италии холодные и полированные работы Леонардеск. Он не только принес домой новый стиль, но и ввел моду на путешествия по Италии; и с того времени до Рубенса и Ван Дейка считалось правильным, чтобы все фламандские художники посещали полуостров. Фламандцы привили итальянскую манеру к собственному инвентарю, и крест оказался настолько неудачным, что на столетие фламандское искусство потеряло все следы оригинальности.

Летом 1509 года Филипп вернулся в Нидерланды и, уйдя в отставку, его резиденция в Зайтбурге в Зеландии, предался удовольствиям планировать украшения для своего замка и заказывать картины Госарта и Якопо де 'Барбари. Находясь в постоянном контакте с судом Маргариты Австрийской в Мехелен, он давал работающим у него художникам хорошие шансы на продвижение по службе. Барбари был назначен придворным художником регента, в то время как Госсарт получил менее важные заказы. Записи подтверждают, что Госсарт написал (посмертно) портрет Элеоноры Португальской и другие небольшие произведения для Карла V в 1516 году.

Портрет Хендрика III, графа Нассау- Бреда Трое детей Кристиана II из Дании 1526

Но его единственные подписанные изображения этого периода - Нептун и Амфитрита 1516 года в Берлине и Мадонна с портретом Жан Каронделет 1517 года в Лувре, оба из которых предполагают, что Вазари только понаслышке говорил о прогрессе, достигнутом Госсартом в истинном методе создания картин, полных мифологических обнаженных фигур и поэтических произведений. Трудно найти что-либо более грубое или деформированное, чем Амфитрит, если только это не гротескный и неуклюжий извозчик, изображающий Нептун. В более поздних формах того же предмета - Адам и Ева в Хэмптон-Корт или его более слабая копия в Берлине и Венере и Аморе (Королевские музеи изящных искусств Бельгии, Брюссель) - здесь больше наготы в сочетании с реализмом самого обычного типа.

К счастью, Госсарт был способен на более высокие усилия. Его Святой Лука рисует портрет Богородицы в Санкт-Файт в Праге, разновидность того же сюжета в Бельведере в Вене, коллекцию Мадонны Бэринг в Лондоне или многочисленные повторения Христа и насмешников (Гент и Антверпен) Все это доказывает, что путешествие не изменило многие фундаментальные особенности Госарта. Его фигуры по-прежнему сохраняют каменный характер; его архитектура так же богата и разнообразна, его тона как никогда сильны. Но яркие контрасты кричащих оттенков сменяются более спокойными серыми; и холодная дымка, сфумато миланцев, пронизывает все поверхности. Лишь редко эти особенности не проявляются. Когда они меньше всего проявляются, мастер демонстрирует блестящую палитру в сочетании с гладкой поверхностью и резкими очертаниями. В этой форме Мадонны Мюнхена и Вены (1527 г.), изображение девушки, взвешивающей золотые монеты (Берлин), и портреты детей короля Дании в Хэмптон-Корт - прекрасные образцы его мастерство.

Еще в 1523 году, когда Кристиан II из Дании прибыл в Нидерланды, он попросил Госсарта нарисовать образы его карликов. В 1528 году он попросил художника предоставить Жану де Харе дизайн гробницы его королевы Изабеллы в аббатстве Сен-Пьер недалеко от Гента. Несомненно, в это время Госсарт завершил портреты Иоанна, Дороти и Кристины, детей Кристиана II, которые вошли в коллекцию Генриха VIII. Несомненно, эти портреты идентичны портретам трех детей из Хэмптон-Корт, которые были давно известны и часто копировались как изображения принца Артура, принца Генри и принцессы Англии Маргарет. Одна из копий в Уилтоне, на которой было написано вымышленное имя Ганса Гольбейна, отец, и ложная дата 1495 года, часто приводили как доказательство того, что Госсарт приехал в Англию в период правления <97 года.>Генрих VII ; но это утверждение не имеет никакого основания.

В то время, когда были выполнены эти портреты, Госсарт жил в Мидделбурге. Но время от времени он жил в другом месте. Когда Филипп Бургундский стал епископом Утрехта и поселился в замке Дюрстеде в 1517 году, его сопровождал Госсарт, который помог украсить новый дворец своего господина. После смерти Филиппа в 1524 году Госсарт спроектировал и возвел свою гробницу в церкви Вейк-бий-Дуурстеде. В конце концов он удалился в Мидделбург, где поступил на службу к брату Филиппа, Адольфу, лорду Вирена.

Святое Семейство, около 1507–1508 гг.

Биография Карела ван Мандера обвиняет Госарта в буйной жизни; тем не менее, он описывает солидное образование, которое он, должно быть, получил, чтобы так хорошо изучить свое дело. В нем также описывается великолепный внешний вид Госсаерта, одетого в золотую парчу, когда он сопровождал Лукаса ван Лейдена в увеселительной поездке в Гент, Мехелен и Антверпен в 1527 году. Работы Госсарта принадлежат трудолюбивому и терпеливому человеку художник; количество его дошедших до нас фотографий практически свидетельствует о том, что он не был развратником. Брак его дочери с художником из Лёвена доказывает, что у него был дом и он не жил в тавернах. Его смерть в Антверпене записана на портрете, выгравированном Джеромом Коком.

Заметки

Ссылки

Дополнительная литература

Внешние ссылки

Последняя правка сделана 2021-05-24 14:18:01
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте