Инцидент с Альтмарком | |||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Часть Поддельной войны Второй мировой войны | |||||||
. Немецкие жертвы вывозятся на берег для захоронения после инцидента | |||||||
| |||||||
Воюющие стороны | |||||||
Соединенное Королевство | Германия | ||||||
Командиры и лидеры | |||||||
Филип Виан | Генрих Дау | ||||||
Численность | |||||||
3 эсминца | 1 танкер | ||||||
Потери и потери | |||||||
1 раненый | 8 убитых. 10 раненых | ||||||
Спасено 299 британских пленных |
The Инцидент в Altmark (норвежский : Altmark-affæren; немецкий : Altmark-Zwischenfall) во время Второй мировой войны произошел морской инцидент между британскими эсминцами и немецким танкером Altmark, произошедший 16-17 февраля 1940 года., в то время нейтральные норвежские воды. На борту «Альтмарка» находилось около 300 союзных заключенных (официально интернированных), чьи корабли были потоплены карманным линкором Graf Spee в южной части Атлантического океана. Британские военно-морские силы загнали танкер в угол, а позже эсминец Cossack атаковал немецкий корабль около Йессинг-фьорда и освободил всех пленных, убив восемь немецких моряков из огнестрельного оружия и ранив еще десять, пятеро из них шутки в сторону. В бою также тяжело ранены британец и норвежский моряк. Германия заявила, что это нападение было серьезным нарушением международного права и норвежского нейтралитета.
В феврале 1940 года немецкий танкер Altmark возвращался в Германию с 299 британскими торговыми моряками на борту. Это были военнопленные, которые были подобраны с кораблей, потопленных карманным линкором Адмирал Граф Шпее.
На пути из южной Атлантики в Германию Альтмарк прошел через норвежские воды. Международное право не запрещало переправку военнопленных через нейтральные воды. По настоянию британских контактов, которые преследовали судно, 15 февраля его трижды исследовали Королевские военно-морские силы Норвегии. Сначала на танкер поднялись офицеры с торпедного катера , HNoMS Trygg, офф Linesøya, затем офицеры торпедного катера HNoMS Snøgg Согне-фьорд и, наконец, лично адмирал Карстен Танк-Нильсен и военно-морской персонал с эсминца HNoMS Garm в Хьельтефьорде. В каждом случае люди, взошедшие на борт корабля, проводили поверхностные обыски и верили немцам на словах, что судно вело чисто коммерческий бизнес. Британские заключенные, удерживаемые в трюме корабля, как сообщается, прилагали большие усилия, чтобы сигнализировать о своем присутствии, но норвежские поисковые группы не осмотрели трюм и позволили кораблю продолжить свой путь.
После третьего абордажа Альтмарк сопровождался на юг торпедными катерами и HNoMS Kjell и HNoMS Firern.
Позже в тот же день Альтмарк был замечен у берегов Эгерсунд британским самолетом, который поднял тревогу в Королевском флоте. Самолеты находились в RAF Thornaby, на северо-востоке Англии. Будучи перехваченным эсминцем HMS Cossack, капитаном Филиппа Виана, Альтмарк укрылся в Йессинг-фьорде, но на следующий день Казак последовал за ней. Норвежское военно-морское сопровождение Altmark заблокировало первоначальные попытки взойти на корабль и направило свои торпедные аппараты на казака. Затем капитан Виан запросил у адмиралтейства инструкции и получил следующие приказы непосредственно от Первого лорда Адмиралтейства, Уинстона Черчилля :
Если норвежский торпедный катер не возьмется на вооружение конвоем Альтмарка в Берген совместная англо-норвежская охрана на борту и совместное сопровождение, вы должны сесть на Альтмарк, освободить пленных и завладеть кораблем в ожидании дальнейших инструкций. Если норвежский торпедный катер вмешается, вы должны предупредить его, чтобы он держался подальше. Если она стреляет в вас, вы не должны отвечать, если атака не серьезная; в этом случае вам следует защищаться, используя не больше силы, чем необходимо, и прекращая огонь, когда она прекращает огонь. Предложите норвежскому эсминцу, чтобы честь служила подчинением превосходящей силе.
Британское правительство не возражало против того, чтобы корабль-тюрьма пересекал нейтральные воды. Фактически, в официальных документах относительно инцидента они отметили тот факт, что Королевский флот поступил так же, например, в декабре 1939 года, когда крейсер HMS Despatch прошел через Панамский канал, это были нейтральные воды, с немецкими военнопленными на борту грузового судна «Дюссельдорф». Но команда Altmark проделала долгий путь через норвежские воды в Германию. Кроме того, норвежское правительство не разрешало немцам перевозить пленных через норвежские воды («Альтмарк» ложно утверждал, что их на борту нет), а команда не была правдивой в отношении характера их груза и рейса. Однако международное право было нарушено только британскими военными действиями в водах нейтральной страны, поскольку переброска военнопленных через нейтральные воды не была запрещена.
Норвежские силы отказались участвовать в совместном сопровождении, повторив, что их предыдущие поиски Альтмарка ничего не нашли. Затем Виан заявил, что намеревался сесть на борт Altmark, и пригласил норвежцев принять участие, но в этом также было отказано. В результате этого Альтмарк сел на мель. Затем британцы поднялись на борт корабля в 22:20 16 февраля и - после некоторого рукопашного боя штыками - сокрушили команду корабля и спустились в трюм. Один из освобожденных заключенных заявил, что впервые они узнали об операции, когда услышали крик «Здесь есть англичане?» с абордажа. Когда пленные кричали в ответ «Да! Мы все британцы!», Ответ был «ну, флот здесь!» который вызвал одобрение.
Этот инцидент часто упоминается как последняя операция Королевского флота с саблями. Однако в казачьем товариществе HMS не верят. Бартон и МакГрат, авторы книги «Британские морские мечи и фехтование», также считают это сомнительным и отмечают, что Фришауэр и Джексон, авторы «дела Альтмарка», опросили большое количество членов экипажа, ни один из которых не подтвердил использование абордажных сабель. Бартон и МакГрат предполагают, что эта идея, возможно, возникла из обвинений Германии в том, что британцы были «морскими пиратами». Однако Джим Роудс, бывший член экипажа «Казака», написал в апрельском бюллетене Ассоциации за 2002 г., что он был свидетелем того, как один из абордажников нес саблю. Роудс не принимал участия в акции, он наблюдал с палубы B Gun и не был достаточно близко, чтобы опознать владельца сабли. Родс заявил, что четыре сабли были на борту для церемониальных целей.
Семь немецких моряков были убиты и одиннадцать ранены; шесть серьезно. Погибшие немцы были похоронены на кладбище Согндал над Йессинг-фьордом. Это было безуспешно использовано немцами в качестве защиты на Нюрнбергском процессе, поскольку британский командующий, вместо того, чтобы судить самого себя, был награжден D.S.O. за это успешное действие. HMS Cossack покинул Йессинг-фьорд сразу после полуночи 17 февраля. Норвежские конвоиры протестовали, но не вмешивались. Официальное объяснение, данное позже норвежским правительством, заключалось в том, что согласно международному договору нейтральная страна не обязана сопротивляться значительно превосходящей силе.
Норвежцы были возмущены тем, что их нейтралитет был нарушен, поскольку они не хотели, чтобы их втягивали в войну. Тем не менее инцидент в Альтмарке посеял сомнения в нейтралитете Норвегии среди союзников и Германии. Гитлер, который 14 декабря 1939 года принял решение о вторжении в Норвегию, приказал 19 февраля 1940 года усилить планирование атак на Норвегию и Данию, которые в конечном итоге имели место 9 апреля 1940 года под кодовым названием Operation Weserübung.
The Инцидент с Альтмарком дал британцам кратковременное, но крайне необходимое повышение морального духа во время Фанейской войны. Этот инцидент также имел прочный пропагандистский эффект в оккупированной немцами Норвегии во время войны, когда норвежское коллаборационистское правительство попыталось нейтрализовать свое прозвище «квислинги », используя место стычки, Йессинг-фьорд, для придания унизительного значения термин «jøssing», относящийся к союзникам и антинацистам. Их усилия привели к обратным результатам, поскольку «jøssing» сразу же был принят широкой публикой как положительный термин, а к 1943 году это слово было запрещено официально использовать.
Фраза «флот здесь» стала широко известной, будучи используется как название книги об инциденте; издатель сослался на «простое заявление, всколыхнувшее воображение мира». Популярная песня была написана Россом Паркер и Хьюи Чарльзом, которые приветствовали инцидент, сравнивая его с песнями Дрейка, Нельсона, Битти и Фишер.
Координаты : 58 ° 19'01 "N, 6 ° 20'11" E / 58,31694 ° N, 6,33639 ° E / 58,31694; 6.33639