Альтмарк в начале 1940 года, Йессинг-фьорд, Норвегия | |
История | |
---|---|
Нацистская Германия | |
Имя: | Альтмарк |
Тезка: | Альтмарк |
Строитель: | Ховальдтсверке, Киль |
Заложен: | 15 июня 1936 г. |
Спущен на воду: | 13 ноября 1937 г. |
Введен в эксплуатацию: | 14 августа 1939 г. |
Переименовано : | Укермарк, 6 августа 1940 г. |
Судьба: | Разрушен случайным взрывом, 30 ноября 1942 г. |
Общие характеристики | |
Водоизмещение: | 20 858 т (20 529 длинных тонн) при полной нагрузке |
Длина: | |
Ширина: | 22 м (72 фута 2 дюйма) |
Осадка: | 9,3 м (30 футов 6 дюймов) |
Силовая установка: | 4 × MAN 9 -цилиндровые дизельные двигатели, 22000 л.с. (16405 кВт), 2 скорость валов |
: | 21,1 узлов (39,1 км / ч; 24,3 мили в час) |
Дальность: | 12 500 миль (23 200 км) на скорости 15 узлов (28 км / ч; 17 миль в час) |
Дополнение: | 94–208 |
Вооружение : |
Altmark был немецким нефтеналивным танкером и судном снабжения, одним из пяти класс, построенный между 1937 и 1939 годами. Она наиболее известна своей поддержкой немецкого коммерческого рейдера, «карманного линкора » адмирала Граф Шпее и ее последующим участием в «Инцидент Altmark ". В 1940 году он был переименован в Uckermark и использовался в качестве танкера снабжения для линкоров Scharnhorst и Gneisenau во время операции Берлин перед отплытием в Японию в сентябре 1942 года как нарушитель блокады.
Altmark (капитан Генрих Дау) был назначен для поддержки адмирала Граф Шпее во время его рейда в Южной Атлантике в период с сентября по декабрь 1939 года. Моряки, спасенные с кораблей, потопленных адмиралом Графом Шпее, были переведены в Альтмарк. После того, как адмирал Граф Шпее был сильно поврежден британскими крейсерами в битве у реки Плейт и впоследствии затоплен своей командой в Рио-де-ла-Плата в декабре 1939 года, Альтмарк попытался вернуться в Германия, двигаясь вокруг севера Великобритании, а затем в пределах норвежского побережья. 14 февраля 1940 года Альтмарк, двигавшийся на юг в пределах норвежских территориальных вод, был обнаружен тремя британскими самолетами Lockheed Hudson Mk.II из RAF Thornaby и преследовался несколькими британскими эсминцы под командованием HMS Cossack. Поздно вечером 16 февраля 1940 года в Jøssingfjord она была обстреляна, в то время как норвежский флот стоял и не предпринимал никаких действий, кроме поднятия флага протеста. Затем немецкий танкер получил абордаж с корабля HMS Cossack. Во время попытки побега по льду семь членов экипажа Altmark были сбиты. Во время перестрелки Альтмарк наехал на камни. Британцы намеревались отбуксировать судно обратно в шотландский порт, но повреждение кормы танкера сорвало эту идею.
Нападение одного воюющего на своего врага в нейтральных водах является нарушением нейтралитета, в данном случае нарушением нейтралитета Норвегии со стороны Великобритании. Поскольку Гитлер опасался, что Норвегия будет недостаточно решительной для защиты немецких перевозок железной руды, которые законно проходили вдоль норвежского побережья, в адмирале Эрихе Редере настаивал на вторжении в Норвегию и Данию в марте 1940 года.
Британское оправдание нападения на Альтмарк было изложено в ноте к правительству Норвегии от министра иностранных дел лорда Галифакса от 10 марта 1940 года. Проблема британского правительства столкнулась с формулировкой Гаагской конвенции XIII 1907 года, которую она подписала. В статье 10 предусматривается, что: «На нейтралитет державы не влияет простой проход через ее территориальные воды военных кораблей или призов, принадлежащих воюющим сторонам».
Это означало, что Altmark имел право плавать через норвежские воды с заключенными на борту при условии, что он не останавливался на длительной стоянке более 24 часов. В дипломатическом письме британское правительство подтвердило, что плавание тюремного корабля через нейтральные воды не противоречит закону нейтралитета, и Великобритания часто делала это сама. На самом деле британская жалоба не имела ничего общего с заключенными. «Альтмарк» был флотом-танкером, подобранным военному кораблю и следовавшим в Германию из Атлантики по северному маршруту. Вместо того, чтобы плыть по Северному морю, как он делал бы в мирное время, капитан «Альтмарка» решил пройти весь этап плавания на юг в территориальных водах Норвегии, чтобы получить там иммунитет от нападения в соответствии с международным правом. У него не было никакой другой причины желать плавать в водах, столь опасных для судоходства. Без уважительного нарушения международного права, британцы извинили свое нарушение международного права, придумав, что курс Altmark нарушает международное право даже без нарушения, и поскольку норвежцы отказались остановить рейс, который не нарушал международную конвенцию, британцы Адмиралтейство решило, что оно было оправдано в действиях, противоречащих закону, по существу заявив, что оно имеет право определять, каким курсом должен идти вражеский корабль, чтобы иметь право на защиту международного права.
До сих пор остается нерешенным вопрос о том, может ли военный корабль, как это было в Гаагских конвенциях 1940 года, законно добиваться иммунитета от нападения в нейтральных водах, широко изменяя свой курс, чтобы достичь их.
Корабль, переименованный в Укермарк 6 августа 1940 года, затем вернулся к той роли, для которой он был построен. Во время адмирала Лютьенса 'атлантического приключения с линкорами Scharnhorst и Gneisenau в период с января по март 1941 года Укермарк под командованием капитана Заторского был к эскадре прикреплен корабль снабжения и разведчик. В результате ее донесений линкоры были направлены на различные торговые суда, которые затем были потоплены.
9 сентября 1942 года она покинула Францию в Японию с грузом растительного масла и топлива, по пути доставив вспомогательный крейсер Мишель, прибыв в Иокогама 24. Ноябрь 1942 года. Укермарк был тогда задуман как корабль пополнения для немецкого рейдера Тор, совершавшего набеги на торговые суда в Индийском и западном районах Тихого океана.
30 ноября 1942 года Укермарк стоял на якоре в Йокогаме, Япония, рядом с Тором и австралийским пассажирским лайнером Нанкин, который Тор захватил в марте за пять дней до Фримантла, Австралия, на пути к Коломбо, Цейлон. Пока команда обедала, в Укермарке произошел мощный взрыв, разорвавший судно на части. Укермарк, Тор и Нанкин погибли в результате взрыва. Предполагалось, что причиной взрыва стала искра от инструментов ремонтной бригады, работавшей возле грузовых танков. Uckermark доставил в Иокогаму 5 000 тонн бензина. Кажется логичным, что остаточные пары и бензин взорвались. Дизельное топливо не взрывается при взрыве корабля. В результате взрыва погибло 53 члена экипажа из Укермарка. Сильно поврежденный корабль не подлежал ремонту и был списан.
Некоторые из оставшихся в живых корабля были отправлены во Францию на блокадном корабле Доггербэнк и погибли, когда судно было по ошибке потоплено немецкой подводной лодкой U -43 3 марта 1943 г., когда весь экипаж из 365 человек, кроме одного, потерялся в море.
На Викискладе есть средства массовой информации, связанные с Альтмарк (корабль, 1937). |
Координаты : 35 ° 23′50 ″ N 139 ° 38′50 ″ E / 35,39722 ° N 139,64722 ° E / 35,39722; 139.64722