air de cour был популярным типом светской вокальной музыки во Франции в конце Возрождения и период раннего барокко, примерно с 1570 по 1650 год. Примерно с 1610 по 1635 год, во время правления Людовика XIII, это была преобладающая форма светской вокальной композиции во Франции, особенно в королевский двор.
Впервые термин air de cour был использован в «Airs de Cour miz sur le luth» (Книга придворных мелодий для Лютов) Адриана Ле Роя, сборнике музыки, опубликованном в 1571 году. Самые ранние примеры формы - для голоса соло в сопровождении лютни ; ближе к концу XVI века четыре или пять голосов стали обычными, иногда сопровождаемыми (или инструментальное сопровождение могло быть необязательным); и к середине 17-го века большинство airs de cour снова было для сольного голоса с аккомпанементом. Начиная с 1608 года, воздушные нотки часто заимствовались из ballets de cour - вида балета, который быстро становился популярным при французском дворе.
Музыкально они были строфичными, т.е. последовательные стихи текста были заложены схожей музыкой. В то время как ранняя музыка, особенно для нескольких голосов, была полифонической, примерно после 1610 года музыка обычно была гомофонической, исполнялась слогово, без метра, с четким влияние musique mesurée, которое возникло в Париже около 1570 года. Однако существуют коллекции, которые значительно отклоняются от этих тенденций; несколько принтеров специализировались на полифонических ариях de Cour в начале 17 века, и есть восемь томов, опубликованных Le Roy Ballard, которые являются монофоническими - для одного голоса без аккомпанемента.
Airs de Cour демонстрируют удивительно небольшое влияние итальянского раннего барокко монодии и мадригала, как в его полифонии, так и в концертная форма. Это тем более удивительно, что итальянские музыканты часто работали во Франции, а полифонические и концертные формы мадригала имели огромное влияние в Германии в то же время. По сравнению с современными итальянскими мадригалистами выражение эмоций в airs de cour выглядит круто, классически и сдержанно, в соответствии с современным французским вкусом. Голосовой диапазон музыки обычно ограничен одной октавой ; диссонанс и хроматизм встречаются редко; и общая простота выражения поражает.
Влияние air de Cour распространилось за пределы Франции. Сборники издавались в Германии и, что более важно, в Англии, где переводы пользовались большой популярностью, о чем свидетельствуют несколько публикаций и копий. Существует публикация с восхитительным названием: French Court-airs, with their Ditties Englished, (Эдвард Филмер, 1629), The air de cour оказали значительное влияние на развитие английского ayre.
Атмосфера этих песен весьма необычна. очень отличается от английской лютневой песни, и в технике лютни используются некоторые новые особенности. Есть нотные игры на первом пальце как вверх, так и вниз. Было опубликовано несколько статей о тонкостях этого, а также о точном значении обозначений в журналах английского и французского лютневых обществ.
Композиторы арии de Cour включили: