Общее население | |
---|---|
2000–3000 | |
Регионы со значительной численностью населения | |
Уганда | |
Языки | |
Луганда, Лусога, Лугвере, Иврит | |
Религия | |
Иудаизм | |
Родственные этнические группы | |
Баганда, Багвере, Басога |
Абаюдая(Абаюдая Луганда для "Люди Иудеи ") - это община в восточной Уганде, недалеко от города Мбале, которая исповедует иудаизм. Они набожны в своей практике, соблюдают кашрут и соблюдают Шаббат. Есть несколько разных деревень, где живут абайудаи. Большинство из них признаны реформистскими и консервативными движениями иудаизма. В июне 2016 года раввин Шломо Рискин возглавил Бейт-Дин, который совершил православное обращение в общину путти в Абайудае.
Население Абаюдая оценивается в количестве от 2 000 до 3 000 человек; как и их соседи, они занимаются натуральным хозяйством. Большинство абайудай имеют багвере происхождение, за исключением выходцев из Намутумба, которые являются басога. Они говорят на луганда, лусога или лугвере, хотя некоторые также выучили иврит.
Группа обязана своим происхождением военачальнику Муганды Семей Какунгулу. Первоначально Какунгулу был обращен в христианство британскими миссионерами около 1880 года. Он считал, что британцы позволят ему стать королем территорий Букеди и Бугису, которые он завоевал в битве за них. Однако, когда британцы ограничили его территорию до значительно меньших размеров и отказались признать его королем, как они обещали, Какунгулу начал дистанцироваться от них. В 1913 году он стал членом секты Бамалаки, секты, которая следовала системе убеждений, сочетающей в себе элементы христианства, иудаизма и христианской науки, в первую очередь отказ от западного медицина (на основе нескольких предложений из Ветхого Завета ). Это привело к конфликту с англичанами, когда бамалаки отказались вакцинировать свой скот. Однако при дальнейшем изучении Библии Какунгулу пришел к выводу, что обычаи и законы, описанные в первых 5 книгах Моисея (Тора ), действительно верны. Когда в 1919 году Какунгулу настаивал на обрезании, как предписано в Ветхом Завете, бамалаки отказались и сказали ему, что, если он будет практиковать обрезание, он будет похож на евреев. Какунгулу ответил: «Значит, я еврей!» Он обрезал своих сыновей и себя и объявил свою общину еврейской. По словам Генри Любеги, «он сбежал к подножию горы Элгон и поселился в месте под названием Гангама, где он основал сепаратистскую секту, известную как Кибина Кья Баюдая Абесига Катонда (Сообщество евреев, которые доверяют Господь) ". Британцы были взбешены этим действием и фактически разорвали все связи с ним и его последователями.
Прибытие в 1920 г. иностранного еврея, известного как «Йосеф», чьи предковые корни, как полагают, были европейскими, во многом способствовало приобретению общиной знаний о временах года, в которые еврейские праздники такие как Песах, Шавуот, Рош ха-Шана, Йом Киппур, Суккот и другие. Источник в общине Абаюдая подтверждает, что первым евреем, посетившим общину, был Йосеф, который оставался с общиной и обучал ее около шести месяцев и, похоже, первым принес еврейский календарь общине Абаюдая.
Более того, законы, касающиеся кашрута, впервые были представлены общине Йосефом. Сообщество продолжает практиковать кашрут и сегодня. Учение Йосефа повлияло на Семей Какунгулу, чтобы он основал школу, которая действовала как тип ешивы, с целью передачи и обучения навыкам и знаниям, впервые полученным от Йосефа.
После смерти Какунгулу от столбняка в 1928 году Самсон Мугомбе Исраэль, один из его учеников, стал духовным лидером общины. Они изолировали себя для самозащиты и пережили преследования, в том числе преследование Иди Амина, который объявил еврейские ритуалы вне закона и разрушил синагоги. Во время преследований Иди Амина некоторые представители общины Абаюдая обратились либо в христианство, либо в ислам перед лицом религиозных преследований. Однако основная группа из примерно 300 членов осталась приверженной иудаизму, тайно поклоняясь, опасаясь, что их обнаружат их соседи и сообщат властям. Эта группа позже назвала себя "" - то есть выжившие (угандийские) евреи.
В 1962 году Арье Одед, израильтянин, обучающийся в Университете Макерере, посетил Абаюдая и встретился с Самсоном Мугомбе. Это был первый раз, когда Абаюдая встретили израильтянина и первого еврея, которого они встретили после Йосефа. Одед провел много длинных интервью с Мугомбе и другими лидерами и объяснил им, как евреи в Израиле исповедуют иудаизм. Затем Одед написал книгу («Религия и политика в Уганде») и множество статей об обществе и их обычаях, которые познакомили их с мировым еврейством. Община пережила возрождение в 1980-х годах.
«Примерно 400 членов общины Абаюдая были официально обращены пятью раввинами консервативной ветви иудаизма в феврале 2002 г.», и обращение консервативных раввинов продолжалось в последующие годы.
По состоянию на 2017 год община проживает рядом с недавно построенной синагогой Штерн за пределами Мбале и близлежащей синагогой в деревне плюс другие, где проживают другие, и единственная православная община, путти, все в районе Паллиса. Восьмая деревня, Намутумба, с синагогой, находится в деревне Магада, примерно в 70 км к югу. Наконец, к северу от Мбале находится девятая деревня, Апак. Перепись, проведенная в 2015 году членами села, показала, что общая численность населения составляет 1067 человек. Разбивка по селам выглядит следующим образом:
Перепись 2015 года Абаюдая: Намутумба: 244 Наманьони: 200 Апак: 177 Набугое: 132 Насеньи: 96 Путти: 77 Налубембе: 65 Бусета: 50 Нанголо: 26
Намутумба, самая большая деревня, является процветающей еврейской общиной, насчитывающей около 244 членов, с действующей синагогой. Сообщество построило межконфессиональную начальную школу, обслуживающую более широкое сообщество, имеет активное молодое руководство в экономическом развитии и стремится улучшить жизнь всех членов своего сообщества. является директором TOPS, полностью солнечного кампуса. их нынешний духовный лидер. Старейшина назначил Седраха своим преемником, «большая честь и большая ответственность». Шадрах учился в Христианском университете Уганды и в 2013 году получил диплом по планированию проектов и предпринимательству. Он учился в ешиве главного раввина Абаюдая Гершома Сизому. Шадрах сейчас с энтузиазмом продолжает учебу в ALEPH (Альянс за возрождение евреев), чтобы он мог вести свой народ так же хорошо, как его раввин. Консервативная иешива в Израиле приняла его на учебу на 2017–2018 годы.
Гершом Сизому, духовный лидер Абайудаи и Рош-ешивы, был зачислен в пятилетнюю аспирантуру Школы раввиноведения Циглера в Американском еврейском университете (бывший Университет иудаизма) в Лос-Анджелесе, Калифорния, где он изучал иврит, раввинскую литературу, Библию, еврейскую философию и другие предметы. Программа предполагала обучение как в США, так и в Израиле. По завершении этой программы 19 мая 2008 года Сизому получил рукоположение раввина под эгидой Консервативного движения и вернулся в Уганду, чтобы возглавить еврейскую общину. Он первый черный раввин по рождению в Африке южнее Сахары Африка. Он также является первым главным раввином Уганды. В феврале 2016 года он был избран членом парламента Уганды, представляющим север Бунгохо за пределами Мбале.
Новая синагога, Stern Synagogue, названная в честь Ральфа и Сью Стерн, американских евреев, пожертвовавших 100000 долларов США, теперь имеет заменил небольшую синагогу Моисея на холме Набугойе в 2017 году. Другими ключевыми спонсорами являются Эяль, Яэль, Лея и Эли Аронофф. Фонд Джулиуса и Рэя Чарлстайнов. Нати и Дебби Сайдофф. По словам раввина Сизому, синагога является самой большой в Африке к югу от Сахары.
Интересным последним событием является возможное признание Путти Абаюдая Израилем и ортодоксальным еврейским миром благодаря усилиям раввина Шломо Рискина, главного раввина Эфрата и канцлера Институт Ор Тора Камень, по согласованию с ПВАО. Этот план потерпел неудачу в 2018 году, когда министерство внутренних дел Израиля постановило, что путти абаюдая не являются признанной еврейской общиной, и поэтому их обращение «не признается с целью получения статуса в Израиле». Построена новая миква (ритуальная ванна). Сообщество управляется избранным советом, который в настоящее время возглавляет Тарфон Камья. Деревня Путти получает внешнюю поддержку от ПВАО ().
Помимо пяти синагог (Набугойе, Наманьони, Насеньи, Намутумба и Путти), еврейские школы были открыты с внешней помощью отдельных лиц и организаций, таких как Кулану, где светские, а также а также преподаются предметы на еврейскую тематику. Что уникально, так это то, что, в отличие от многих христианских школ, изучение иврита и иудаизма не является обязательным для учащихся-неевреев. Эти школы посещают студенты-христиане, мусульмане и евреи. Стипендии, предоставленные из внешних источников, позволили некоторым студентам также посещать университеты. В настоящее время существуют следующие общественные учреждения:
Их соседи-христиане и мусульмане когда-то смотрели на Абайудаю с пренебрежением и ненавистью , но отношения значительно улучшились, и некоторые относятся к членам Абаюдая с уважением и восхищением. Также следует отметить, что сообщество стабильно растет. На момент падения Иди Амина насчитывалось всего 300 человек, а с тех пор абайудайя выросло до 2000 человек.
В 2002 году история Abayudaya была рассказана в книге с фотографиями и текстом фотожурналиста Ричарда Собола, а также музыкальными записями, произведенными Джеффри Саммитом и опубликованными Abbeville Press. Соболь продолжает путешествовать и читать лекции с мультимедийной слайдовой презентацией, чтобы помочь угандийским евреям выйти из изоляции.
В 2007 году независимая продюсерская группа "Мэрион Сигал Продакшнс" сняла документальный фильм о Абайудае от имени Южноафриканской радиовещательной корпорации (SABC-TV). Его название «Жемчужины Африки» является отсылкой к тому факту, что этот регион Африки также известен как жемчужина Африки. Этот 52-минутный документальный фильм был снят и снят режиссером Гаем Либерманом в сотрудничестве с продюсером Мэрион Сигал, евреями из Южной Африки. В этот документальный фильм включены интервью с Аароном Кинту Мозесом, Дж.Дж. Кеки, Энош К. Майнах и другие лидеры абайудаи, как в общине Набуго-Хилл, так и в общине путти. Он также включает интервью с двумя женами, которые демонстрируют свои приготовления к субботе, рассказывают об образовании своих детей и обсуждают интимную сторону еврейского брака и необходимость миквы. Документальный фильм вызвал значительный интерес среди южноафриканской еврейской общины и вдохновил ее участников делать финансовые и другие пожертвования (например, книги) в пользу Abayudaya. После этого документального фильма еврейская община Южной Африки также принимала двух представителей молодого поколения Абаюдая, чтобы они поделились своими историями на местных еврейских мероприятиях.
В 2003 году Дж. Дж. Кеки, член общины Абаюдая, возглавил усилия по созданию кооператива для производителей кофе в регионе, включая не только еврейских производителей кофе, но также христианских и мусульманских производителей кофе. Результатом стал Мирембе Кавомера, Луганда за «Вкусный мир». В сотрудничестве с компанией Thanksgiving Coffee Company из Форт-Брэгг, Калифорния, кооператив работает над тем, чтобы принести новое процветание представителям всех религий.
община расширила свои связи и взаимодействия с внешними еврейскими общинами, а именно в Соединенных Штатах и Израиле, ее религиозная идеология и обычаи сместились в сторону основного, нормативного иудаизма. Члены регулярно посещают субботние службы как по вечерам в пятницу, так и по субботам. Прихожане снимают обувь перед входом в синагогу. Считается, что этот обычай практиковался евреями в библейские времена и до сих пор практикуется в нескольких еврейских общинах. Абайудайя придерживаются кошерной диеты и забивают своих собственных животных в соответствии с его правилами.
Музыка была важным аспектом в жизни абайудай. В последние годы община выпустила два компакт-диска, посвященных религиозным темам. Фактически, один из альбомов под названием «Abayudaya: Музыка еврейского народа Уганды», выпущенный Джеффри Саммитом, был номинирован на лучший альбом традиционной мировой музыки на 47-й церемонии вручения премии Грэмми.
В дополнение к этому их община получила дальнейшее признание и уважение в еврейской общине благодаря работе американского музыканта-еврея. Его компакт-диск 2005 года Mirembe («мир» на языке Луганда) включал абаюдая в большинстве своих песен. В дополнение к учебе в семинарии, Кац путешествует по Северной Америке и дает слайд-шоу / концерт, демонстрирующий музыку Абайудаи.
Музыка Abayudaya отчетливо африканская, но в то же время еврейская. Во многих песнях сочетаются слова на луганде и на иврите. Кроме того, псалмы и молитвы построены на отчетливо африканскую мелодию и ритм. Сообщество считает музыку важной по разным причинам. Некоторые старейшины общины утверждали, что именно музыка позволила общине выстоять в суровых условиях, в которых она находилась во время правления Иди Амина.