Зулусская грамматика типична для языков банту, несущие все признаки этой языковой семьи. К ним относится агглютинативность, богатый набор классов существ, обширное словоизменение для человека (как субъекта, так и объекта), времени и аспектов, а также субъект - глагол - объект порядок слов.
Орфография зулусов не указывает длину тон гласных, но может быть важно отметить это при описании грамматики. Следующие диакритические знаки используются в этой статье для обозначения, которые не соответствуют стандартной орфографии.
Существительные зулус состоят из двух основных частей: приставки и основы. Существительные сгруппированы в классы существующих на основе префикса, который они имеют, причем каждый класс имеет номер. Например, существительные ábafána «мальчики» и abángani «друзья» принадлежат к классу 2, характеризуемому префиксом aba-, тогда как - это íbongo «фамилия» и isíhlahla «дерево» относится к классу 7, характеризуется префиксом isi-. Числа основаны на классах, реконструированных для прото-банту, имеют соответствующие классы на других языках банту. Поэтому классы, которые отсутствуют в Zulu, включают в себя отсутствующие классами 12, 13 и 16 (а также с классами выше 17).
Префикс встречается в двух формах: полная форма и простая или краткая форма. Полная форма включает начальную гласную, называемую металлическую, в то время как в простой форме эта гласная опускается. Эти две формы имеют разные грамматические функции, как подробно описаны ниже.
Существуют следующие классы существительных:
Класс | Полный префикс | Простой префикс | Пример |
---|---|---|---|
1 | um (u) - | m (u) - | umúntu "человек" |
2 | aba-, abe- | ba-, be- | abántu "люди" |
1a | u- | - | úbabá "(мой) отец" |
2a | ō- | bō- | babá "( мои) отцы " |
3 | um (u) - | m (u) - | uḿlenze " нога " |
4 | imi- | mi- | imílenze "ноги" |
5 | ī-, ili- | li- | ī́qandá "яйцо" |
6 | ama- | ma- | amáqandá "яйца" |
7 | isi- | si- | isícebi "богатый человек" |
8 | izi- | zi- | izicêbi « богатые люди » |
9 | ин- | n- | înjá « собака » |
10 | izin- | zin- | ízinjá « собаки », izimpâphé «перья» |
11 | ū-, ulu- | lu- | ū́phaphé «перо» |
14 | ubu- | bu- | ubúhlalú "бусинка (и)" |
15 | уку- | ку- | ukúkhanya "свет" |
17 | уку- | ку- | úkwindl á «осень» |
Каждый класс по своей природе является единственным или множественным численным числом. Классы с нечетными номерами являются единственными, классы с четными номерами - множественными, за исключением класса 14, который также имеет значение единственного числа. Множественное число обычно образуется путем перехода к следующему более высокому классу. Таким образом, множественное число класса 1 umuntu «человек» - это класс 2 abantu «люди». Для существительных класса 11 используются множественные числа - это класс 10. Классы 14, 15 и 17 обычно вообще не имеют множественного числа.
Класс существительного определения формы других частей речи, то есть глаголов, прилагательных и т. Д. Эти части речи имеют свой собственный префикс, хотя сами префиксы не являются полностью то же самое.
Что касается значений, группы похожих существующих имеющих тенденцию принадлежат к аналогичным классам существительных. Например, имена и фамилии можно найти только в классе 1а. Существительные для людей, включая существительные-агенты, обычно относятся к классу 1, а животные - к классу 9. Существительные часто относятся к классу 14, заимствования - к классам 9 и 5, и инфинитивы глаголов и существительных, производных от них в классе 15. Это только рекомендации, и в каждом отдельном классе есть исключения.
Каждой основе существительного (без префикса) присущ свой тон, в котором каждому слогу присуще высокий (H) или низкий (L). Например, основа -ntu существительного umúntu имеет образец L (один слог с низким тоном), в то время как основа -fúbá существительного ísifûba имеет основной образец HH (два высокотоновых слога). Есть несколько правил, воздействуют на изменение основных тонов, чтобы создать окончательный образец тона, который используется в речи. Таким образом, разговорные тоны весьма разительно отличаться от основных тонов. Это уже очевидно на самом деле, где лежащий в основе паттерн HH на деле произносится как падение-низкий).
Префиксы существующих также имеют собственный образец тона, но он одинаков для всех существующих и классов существительных. Простой префикс имеет один тон L, за исключением класса 9, где простой префикс не содержит каких-либо слогов. Полный префикс имеет базовый HL (у простого префикса есть L, у дополнения - H), но односложные префиксы классов 5, 9 и 11 имеют только H. Опять же, базовый шаблон может быть изменен одним или используемыми правилами тона, как видно в ubúntu, где префикс лежит в основе úbu-, но выступает как ubú-.
Следующие правила применяются к существительным:
Эти правила упорядочены, например, правило расширения префикса применяются перед правилами удаления слева: даже если правило удаления слева, правило распространения префикса будет действовать так, как если бы оно все еще рекомендовало. Таким образом, правила распространения префикса может выявить основной тон первого слога. Более того, последние два слога, как правило, не изменяются никакими правилами, так что лежащие в основе обычно здесь легко различимы. Исключение составляет HH в последних двух слогах: либо правило HH в конце фразы преобразует их в FL, левое правило удаления удаляет первый H, давая LH, либо правило диссимиляции тона преобразует его в HL.
Обратите внимание, что комбинация правил расширения и левого правила создает впечатление «с нарушением» высокого тона вправо. Однако в хронологическом порядке это два отдельных процесса, и некоторые другие языки нгуни (например, динамики диалекты коса ) имеют правила распространения, но не правила удаления.
В следующей рисунке показаны примеры лежащих в основе тонов и рисунков поверхности, которые используются после применения правил. Дефис указывает на границу между префиксом и корнем существительного; тона префикса отображается перед дефисом, тона самой основы существительного - после него.
Тон. шаблон | Базовая. форма | Префиксное распространение | H-распространение | Окончание фразы. HH | Левое. удаление | Тон. с | Тон. диссимиляция |
---|---|---|---|---|---|---|---|
Один слог | |||||||
L | úmu-ntu | úmú - ntu | umú-ntu | ||||
ín-dlu | |||||||
H | úmu-thí | ||||||
ín-já | în-já. ín-já | în-já. ín-ja | |||||
Два слога | |||||||
LL | ísi-hlahla | ísí-hlahla | isí-hlahla | ||||
ín-doda | |||||||
ízin-yoni | ízín-yoni | izín-yoni | izin-yôni. izin-yóni | ||||
ízin-doda | ízín-doda | izín-doda | |||||
HL | иси-байа | ||||||
ин-сизва | |||||||
LH | ísi-kathí | иси-кати | исти-кати | ||||
ízi-kathí | изи-катхи | изи-катхи | изи-катхи. изи-катхи | изи-катхи. изи-катхи | |||
ан-комо | |||||||
HH | úm-fází | úm-fâzi. úm-fází | úm-fâzi. úm-fazí | ||||
ín-kósí | ín - kôsi. ín-kósí | ín-kôsi. ín-kosí | |||||
Три слога | |||||||
LLL | ín-dodana | ín-dódana | в - dódana | ||||
ízin-dodana | ízín-dodana | ízín-dódana | izin-dódana | ||||
HLL | ín-yákatho | ||||||
LHL | иси-кашана | иси-кашана | иси-кашана | ||||
изи-кашана | изи-кашана | изи- кашана | изи -káshána | ||||
HHL | ísi-fázáne | ísi-fazáne | |||||
LLH | |||||||
HLH | |||||||
LHH | |||||||
HHH | úm-sébénzí | úm -sébênzi. úm-sébénzí | úm-sebênzi. úm- sebenzí | ||||
Четыре слога | |||||||
LLLL | ú-dokotela | ú-dókótela | u-dokótela | ||||
HLLL | |||||||
LHLL | |||||||
HLHH | ín -góqokází | ín-góqokâzi. ín-góqokází | ín-góqokázi. góqokazí | ín-goqókâzi. ín-goqókazí | |||
Hökokaz> | úm-fázázana | úm-fazázana | |||||
LHHH | ín-tombázázáné -tombázâne. ín-tombázáné | ín-tombazâne. ín-tombazané | |||||
ízin-tombázáné | ízín-tombázáné | ízízánázán-tombázáné | izin-tombazanén 68 | >izin-tómbazâne. izin-tómbazané
Сочетание этих правил часто может привести к двусмысленн ости в отношении основных тонов, особенно с более поздними основами и классом 9 префиксов. Например, поверхностная форма nhlamvukâzi может отражать HHLL или LHLL, где падающий тон будет результатом воздействия тона, первый высокий тон потерян из-за левого удаления. Но также возможны HHHH, LHHH или LLHH, с паттерном «падающий-низкий» из-за HH в конце фразы, а не с ущербом тона. Возможен даже HLLL с H-распространением с последующим удалением влево и смещением тона, создающим падающий тон. В этом конкретном случае, как известно, существительное происходит от ínhlâmvu с образцом HH, но это по-прежнему оставляет в качестве вариантов и HHLL, и HHHH.
Полная форма, включая начальное дополнение, представляет собой способ по умолчанию. Он используется в большинстве случаев, например, в роли вызываего или объекта глагола. Простая форма имеет более конкретное применение. К ним относятся:
Местный падеж - существительное форма, которая указывает местоположение, связанное с существительным. Он может переводиться на множество различных предлогов, таких как «in», «at», «on», «to» или «from», и поэтому довольно общее значение. Локатив образует разными способами в зависимости от существительного.
Для существительных в классе 1 (a) или 2 (a), которые включают в себя все собственные имена людей, локативный падеж образует путем добавления к существительному префиксу kú- и отбрасывания аугментации. Приставка имеет высокий, как и дополнение, поэтому тональность слова не меняется. Например:
Для существующих, не принадлежащих к классу 1 или 2, локативный падеж образует заменой существительного на e- или o- на существительные класса 11. Для существительных -ini также имеет суффикс, который предлагает различные изменения в последней гласной основе. Дополнительный основной слог также меняет тональность.
Некоторые примеры:
Некоторые существующие имеют локативные формы без суффикса, используя только префикс. Сюда входит большинство существующих для географических названий, а также несколько обычных существительных:
Притяжательная форма похожа на родительный падеж некоторых других языков. Он указывает на или владельца более общую ассоциацию и соответствует по значению английскому предлогу «of». Оно ставится после существительного, которому принадлежит существующий, и получает специальный притяжательный префикс, который согласуется с классом существительного. Например:
Притяжательный префикс образован из вашего согласования глаголов (см. Раздел глаголов), плюс á. Когда притяжательный префикс присоединяется к существительному классу 1a (обладатель - это класс 1a, а не вещь, имеющая лицензию), добавляется дополнительный k, а также предоставляется доступ вообще одобрасывается, если оно предоставляется только из гласной.
Класс | Префикс | Префикс. + класс 1a |
---|---|---|
1, 1a | wá- | ká- |
2, 2a | bá- | baká- |
3 | wá- | ká- |
4 | yá- | ká- |
5 | lá- | liká- |
6 | á- | ká- |
7 | sá- | siká- |
8 | zá- | ziká- |
9 | yá - | ká- |
10 | zá- | ziká- |
11 | lwá- | luká- |
14 | bá- | buká- |
15 | kwá- | kuká- |
17 | kwá - | kuká- |
Гласная приставки сливается с любым начальным гласным существительного следующим образом:
С существительным, не принадлежащими к классу 1a, притяжательный префикс может быть присоединен к любой полной форме или простая форма существительного. Присоединившись к простой форме, он неопределенное значение, например «имеет любого», используемую с помощью глаголами. В остальных случаях используется полная форма. Например:
С существительными в классе 1a префикс, дополненный ka, всегда присоединяется к простому форма.
Притяжательная форма может быть расширена до существительной формы. Он создается путем добавления префикса á-, é- или ó- к притяжательному, в зависимости от префикса существительного класса одержимого: a используется, когда префикс одержимого начинается с a, e, когда он начинается с i, o, когда начинается с тобой. В классе 6 используется префикс áw-.
Копулятивная форма существительного выражает идентичность и имеет значение, аналогичное английскому copula be. Однако это форма существительного, а не глагола, поэтому глагол не требуется, по крайней мере, в настоящем времени. Копулятивный падеж образован префиксом так называемого «идентифицирующего префикса», который принимает три разные формы:
Сама по себе копулятивная форма означает «это» или «это / то», например:
когда существительное приравнивается к чему-то еще, к совокупному падежу добавлено префикс этого согласия (см. раздел глаголы), который соответствует используемому, к которому приравнивается существительное. Таким образом:
Однако, когда две приравниваемые вещи имеют один и тот же класс существительных, субъективное не учитывается:
Существительные притяжательные существующие также имеют формы бственное совокупление. Они образованы и используются так же, как и для основного существительного, и всегда используют префикс ng-.
Чтобы выразить отрицание связки, соответствующее английскому« не является »и тому подобное, к субъектному конкорду существующего связочного элемента добавляется префикс a-.>ngiy̤isílwane «Я не животное»
Местоимения во многом похожи на существительные, имея локатив, притяжательную и копулятивную формы.
Локативная форма местоимений формируется так же, как и для существующих 1-го или 2-го класса, с использованием префикса ку- и без суффикса. Притяжательные формы такие же, как и у существительных. ятивная форма всегда использует идентифицирующий префикс yi-.
Личные местаимения встречаются в двух формах: независимая форма, которая используется только как слово, и объединяющая основа, которая используется всякий раз, когда добавляется префикс. Независимая форма состоит из объединяющего стержня с добавленным в конце. У некоторых местоимений также есть отдельная притяжательная основа, которая используется при добавлении притяжательного префикса.
Класс | Независимый | Объединение. основы | Притяжательная. основа |
---|---|---|---|
1-й п. | мина | -ми | |
2-е пение. | wená | -we | -kho |
1st plur. | тонкий | -то | -то |
2-е мн. | niná | -ni | -ínú |
1, 1a | yená | -ye | -khé |
2, 2a | boná | -bo | -bó |
3 | woná | -wo | - wó |
4 | yoná | -yo | -yó |
5 | loná | -lo | -ló |
6 | woná | -wo | -wó |
7 | soná | -so | -só |
8 | zoná | -zo | - zó |
9 | yoná | -yo | -yó |
10 | zoná | -zo | -zó |
11 | loná | -lo | -ló |
14 | boná | -bo | -bó |
15 | khoná | -kho | -khó |
17 | khoná | -kho | -khó |
Формы mina, wena, thina и nina означают «я», «вы» (единственное число), «мы» и «вы» (множественное число) соответственно. Формы класса 1 и 2 используются как местоимения третьего лица, где yena означает «он» или «она», а bona означает «они». Все формы классов, включая классы 1 и 2, означают «оно» или «они», когда класс к предмету определенного класса. Например, йона может относиться к инджа (класс 9), а вона - к аманзи (класс 6). Местоимение класса 17 khona служит нейтральным местоимением, безразличным к классу.
Обратите внимание, что за пределами и второго лица единственного числа притяжательная основа имеет лежащий в основе высокий тон. Текст переведен автоматическиДанный перевод является машинным и предназначен только для вашего прибытия. В единственном числе первого и второго лиц только притяжательный префикс имеет высокий тон, поэтому результирующий поверхностный узор просто высокий-низкий.
Зулу - это профессиональный язык. Глагол уже включает префиксы для обозначения обозначения этого и объекта, личные местаимения не нужны строго и в основном используются для выделения.
Демонстрационные местаимения в зулусском языке встречаются трех типов:
Существует одно местоимение для каждого класса существительных, на которое можно указать. Как и в случае с личными местомимениями, класс 17 - нейтральный класс.
Класс | Проксимальный | Дистальный | Удаленный |
---|---|---|---|
1, 1a | ló, lóna | lówo | lowayā́, lowayána |
2, 2a | lába | lábo | labayā́, labayána |
3 | ló, lóna | lówo | lowayā́, lowayána |
4 | lé, léna | léyo | leyayā́, leyayána |
5 | léli | lélo | leliyā́, leliyána |
6 | lá, lána | láwo | lawayā́, lawayána |
7 | lési | léso | lesiyā́, lesiyána |
8 | lézi | lézo | leziyā́, leziyána |
9 | lé, léna | léyo | lēyā́, lēyána |
10 | lézi | lézo | leziyā́, leziyána |
11 | lólu | lólo | loluyā́, loluyána |
14 | lóbu | лобу | лобуя́, лобуяна |
15 | лоху | лохо | лохуя́, лохуяна |
17 | lókhu | lókho | lokhuyā́, lokhuyána |
Более длинные формы, особенно когда указательное слово стоит отдельно в конце предложения. Односложные формы lá, lé и ló демонстрируют ударение на последнем слоге при добавлении префиксов. Удаленные указательные элементы в -yā́ также имеют заключительное ударение.
Демонстративные формы могут стоять отдельно, как истинные местоимения, но также могут быть связаны с существительным, как «это» и «то» на английском языке. Указанное слово может предшествовать существительному или следовать за ним. Если оно предшествует, существует существующее в простой форме, а если оно существует в полной форме.
Термин «прилагательное» в применении к зулу и большинству других языков банту обычно используется только к довольно ограниченному набору слов. Однако в более широком смысле он может относиться к любому слову, изменяющему существительное. Здесь используется более широкий смысл. Прилагательные в более строгом смысле банту в этой статье называются «настоящими прилагательными».
Все прилагаемые одну общую черту: все они следуют за существительным, которое они изменяют, имеют некоторое количество префикса, класс соответствует предыдущему существительному. Различные типы прилагаемых отражают разные префиксы:
Прилагательные имеют те же классы тонов, что и существительные.
Как уже упоминалось, прилагаемые в ограниченном смысле довольно редки на зулусском языке, их всего около двух десятков. Они образуют закрытый класс ; новых прилагаемых не создается.
Список прилагательных выглядит следующим образом:
isiphawulo (прилагательное (суффикс)) | означает | ||
---|---|---|---|
-de | высокий | ||
-fishane | короткий | ||
- ncane | маленький / маленький | ||
-khulu | большой | ||
-bi | некрасивый / плохой | ||
-hle | красивый | ||
-sha | новый / молодой | ||
-dala | старый | ||
-ningi | многие | ||
-били | два | ||
-татху | три | ||
-ne | четыре | ||
-hlanu | пять |
Существует два набора согласований прилагаемых: обычное согласование прилагаемых и более короткое согласованное согласование.
Копулятивное прилагаемое concord только из простого префикса существует, используется за исключением класса 9, где полное in-, и class 8 zin-, у которого есть дополнительный n. Также существуют формы для первого и второго лица. Они формируются путем добавления префиксов соответствующих индивид-согласований (см. Раздел о глаголах) к префиксам простых классов 1 (единственное число) и 2 (множественное число классов).
Обычное согласование прилагаемого формируется путем добавления префикса к полному префиксу существительного, при этом гласная сливается с начальной гласной префикса существительного. Опять же, в классе 8 есть дополнительное n, которого нет в существующих. Формы первого и второго лица аналогично из копулятивных согласий, путем дублирования гласного в субъективном согласии с последующим добавлением префикса a.
Класс | Обычный | Копулятивный |
---|---|---|
1-й п. | энгим (u) - | нгим (u) - |
2-е пение. | om (u) - | um (u) - |
1-е число. | esiba- | siba- |
2nd plur. | eniba- | niba- |
1, 1a | om (u) - | m (u) - |
2, 2a | aba- | ba- |
3 | om (u) - | m (u) - |
4 | emi- | mi- |
5 | eli- | li- |
6 | ama- | ma- |
7 | esi- | si- |
8 | ezin- | zin- |
9 | en- | in- |
10 | ezin- | zin- |
11 | olu- | лу- |
14 | обу- | бу- |
15 | оку- | ку- |
17 | oku- | ку- |
Родственники - это открытый класс, и у подозрительных английских прилагательных будет соответствующий родственник на зулусском языке.
Как и у истинных прилагаемых, у родственников есть два согласия: настоящее и более короткое совокупное наличие. Они образуют аналогичные системы, с одним отличием: для родственников в качестве основы используется нормальное употребление префикс. Затем обычное относительное представление формируется путем добавления перед копией гласной информации о согласовании префикса a.
Класс | Обычный | Копулятивный |
---|---|---|
1-й п. | инженер- | нги- |
2-е пение. | o- | u- |
1-е число. | esi- | si- |
2nd plur. | eni- | ni- |
1, 1a | o- | u- |
2, 2a | aba- | ba- |
3 | o- | u- |
4 | e- | i- |
5 | eli- | li- |
6 | a- | a- |
7 | esi- | si- |
8 | ezi- | zi- |
9 | e- | i - |
10 | ezi- | zi- |
11 | olu- | lu- |
14 | обу- | бу- |
15 | оку- | ку- |
17 | оку- | ку - |
Как и существующие, глаголы образуются путем добавления префиксов к основной основе. Однако префиксы не являются фиксированной частью глагола, указанным на указанные выше предметы, различные другие нюансы. Различные основы и префиксы используются для обозначения разных времен и настроений. Обычно глаголы цитируются в основе основного настоящего времени, которое заканчивается на -a, например -wa «падать», -dlá «есть», -enza «делать, делать», -bôna », чтобы см. ", -síza", чтобы помочь ", -sebénza" работать ". Некоторые глаголы оканчиваются на другие гласные, а именно -âzi« знать », -sho« говорить », -thi« говорить ».
Префиксы Префиксы времени, настроения и полярности могут находиться между префиксом субъекта и объекта или быть помещены перед префиксом субъекта или префиксы субъекта - перед префиксом объекта; префикс объекта всегда идет последним, непосредственно перед основанием глагола. префикс может стоять между префиксом объекта и основой. Например, wālipheka «он / она приготовил» состоит из основы -pheka «готовить», которой в обратном порядке предшествует префикс объекта li- (класс 5), удаленный маркер прошедшего времени -ā- и префикс подлежащего u- (он / она / класс 1, который становится w-, когда следует гласная). Форма angikuboni «Я тебя не вижу» состоит из основы -boni ( отрицательная основа -bona "видеть"), с префиксом объекта ku- (второе лицо единственного числа), префиксом субъекта ngi- (первое лицо si ngular), а отрицательный маркер a-.
И подлежащее, и, если применимо, объект глагола обозначаются префиксами или согласованиями, прикрепленными к основе глагола. Зулу - это пропущенный язык: явные личные местоимения используются только для акцента, в то время как в целом согласования глагола дают достаточно информации. Когда существующее используется в субъекте, то имеющий должно соответствовать его классу. Для обозначения кого-либо от третьего лица без существительного используются классы 1 и 2. Подлежащее согласие должно присутствовать всегда, за исключением форм инфинитива и повелительного наклонения. Согласование объекта всегда необязательно, даже если за глаголом следует явный объект.
Существует четыре различных вида словесного согласия. Для предмета существуют согласования основного предмета, второстепенного предмета и причастного предмета. Кроме того, для объекта используется отдельный набор. Эти четыре, по сути, те же самые, если не для тона, за исключением класса 1.
Буквы в круглых скобках указывают на дополнительные буквы, которые добавляются, когда префикс не стоит в начале слова, чтобы «спасти» фонологию от нарушения или избежать двусмысленности.
Человек /. Класс | Основной. субъект. (subj1) | Второй. субъект. (subj2) | Причастный. субъект. (subjP) | объект. (obj) |
---|---|---|---|---|
1-й п. | ngi- | ngí- | ngí- | ngí- |
2-е пение. | u- | (w) ú- | (w) ú- | kú- |
1st plur. | si- | sí- | sí- | sí- |
2nd plur. | ni- | ní- | ní- | ní- |
1 | ú- | (k) á- | (k) é- | ḿ- |
2 | bá- | bá- | bé- | bá- |
3 | ú - | (w) ú- | (w) ú- | wú- |
4 | í- | (y) í- | (y) í- | yí- |
5 | lí- | lí- | lí- | lí- |
6 | á- | (w) á- | (w) é- | wá- |
7 | sí- | sí- | sí - | sí- |
8 | zí- | zí- | zí- | zí- |
9 | í- | (y) í- | (y) í- | yí- |
10 | zí- | zí- | zí - | zí- |
11 | lú- | lú- | lú- | lú- |
14 | bú- | bú- | bú- | bú- |
15 | kú- | ку - | ку- | ку- |
17 | ку- | ку- | ку- | kú- |
рефлексивный | — | — | — | zí- |
Примеры:
Возвратный префикс встречается только как объект и отсылает обратно к обратному предложению. Это эквивалентно английским формам, таким как я, себя, сам и так далее.
Причастная форма, используется, прочее:
Инфинитив - это действие существительное и принадлежит к классу 15, который зарезервирован специально для инфинитивов. Это существительное во всех отношениях, поэтому оно имеет простую форму: местный падеж, притяжательный падеж и т. Д. Соответствует английскому инфинитиву или герундий.
Утвердительное | úku [obj]... a |
---|---|
Отрицательное | úkunga [obj]... i |
В пассивных глаголах, оканчивающихся на - (i) wa, суффикс -a используется в отрицательном значении вместо обычного -i.
Глагол | Утвердительный инфинитив | Отрицательный инфинитив |
---|---|---|
-wa | ukúwa "падать; падать" | ukúngawí "не падать " |
-dlá | úkudlá" есть, есть " | ukúngadlí" не есть " |
-dlá | ukuyídla" есть "(класс 4 или 9) | ukúngayîdli "не есть его" (класс 4 или 9) |
-bôna | úkubôna "видеть" | ukúngabôni "не видеть" |
-bôna | ukúngibôna "видеть меня" | ukúngangíbôni "не видеть меня" |
-enza | ukwénza "делать" | ukúngenzí "не делать" |
-osa | ukósa "жарить" | ukúngosí "не жарить" |
Иногда инфинитив может быть или другое существительное, связанное с глаголом. Например, хотя инфинитив укудла в своем обычном значении означает «есть», он также имеет лексическое значение «еда». Это различается для каждого глагола и является лексическим собственным типом инфинитива, поэтому его нужно изучать для каждого из них.
Императив используется для выдачи прямых команд. Это может происходить отдельно или с префиксом объекта.
Alone | С объектом | |
---|---|---|
Singular | (yi)... a | [obj]... e |
Множественное число | (yi)... ani | [obj]... eni |
Форма множественного числа с суффиксом -ni используется при обращении к нескольким людям.
Префикс yi- используется, когда в основе глагола только один слог. Укороченная форма y- используется, когда основа начинается с гласной (независимо от количества слогов). В исключительных случаях глагол -za "прийти" вместо этого префикс, таким образом woza, wozani и т. Д.
Глагол | Один | С объектом |
---|---|---|
- dlá | Yidlá! Yidláni! "Есть!" | Йидль! Yidleni! "Выкуси!" (класс 4 или 9) |
-enza | Йенза! Йензани! "Делать!" | Квенз! Квензени! "Сделай это!" (класс 15 или 17) |
-síza | Síza! Сизани! "Помогите!" | Господи! Нгисизени! "Помоги мне!" |
Настоящее время - время по умолчанию, используемое для обозначения событий в настоящем. Это соответствует английскому простому настоящему или непрерывному настоящему.
Принципал | Причастный | |
---|---|---|
Утвердительный | [subj1] (ya) [obj]... a | [subjP] [ obj]... a |
Отрицательный | a [subj2] [obj]... i | [subjP] nga [obj]... i |
инфикс -ya - используется всякий раз, когда форма имеет удлинение на предпоследнемоге, то есть когда оно используется в предложении в конце.
Глагол | Пример |
---|---|
-hámba | Уяхамба. "Он собирается." |
-хамба | Умба экусени. «Он идет утром». |
-хамба | Акахамби. «Он не собирается». |
-síza | Уянгисиза. «Он помогает мне». |
-síza | Ungisiza namhlanje. «Он помогает мне сегодня». |
-síza | Акангисизи. «Он мне не помогает». |
-síza | Усиза уйисе. «Он помогает своему отцу». |
-хулума | Ухулума едла. «Он говорит, пока ест». / "Есть, он говорит". |
-bôna | Нгамбона engasebenzi. «Я видел, что он не работает». |
На зулусском языке есть два разных прошедших времени: недавнее прошедшее (также называемое совершенным) и далекое прошлое (или претерит). Однако они оба имеют одни и те же негативные формы. Что будет «недавним» по сравнению с «удаленным», зависит от говорящего. Удаленное прошлое используется для обозначения далекого прошлого, предшествующего недавнего прошлому. В разговорной речи недавнее прошлое часто часто встречается далекому прошлому.
Основное | Причастное | ||
---|---|---|---|
Утвердительное | Недавнее | [subj1] [obj]... ile / ē | [subjP] [obj]... ile / ē |
Удаленный | [subj1] ā [obj]... a | [subjP] ā [obj]... a | |
Отрицательное | a [subj2] [obj]... anga | [subjP] nga [obj]... anga |
Полная форма в - ile встречается, когда глагол имеет удлиненный предпоследний слог (такой же, как настоящее -ya-), в противном случае используется краткая форма в -ē .
Глагол | Пример |
---|---|
-hámba | Сихамбиле. "Мы пошли." |
-хамба | Сахамба. "Мы пошли." |
-hámba | Sihambē izolo. «Мы пошли вчера». |
-хамба | Асихамбанга. «Мы не пошли». |
-bôna | Асимбонанга. «Мы не видели его / ее». |
В глаголах с определенными окончаниями недавнего прошедшего окончание -ile не используется, а вместо этого меняются гласные двух последних слогов основы. В этих глаголах нет различий между длинной и короткой формами (-ile vs -ē).
Окончание на | Недавнее прошлое окончание |
---|---|
-ala, -ela | -ele |
-ama, -ema | -eme |
- ana, -ena | -ene |
-asa, -esa | -ese |
-wa (пассивный) | -iwe |
-awa | -ewe |
В зулусском языке есть два разных будущего времени: ближайшее будущее и далекое будущее. По сути, они идентичны по форме: z в ближайшем будущем по сравнению с отдаленным будущим.
Основное | Причастное | ||
---|---|---|---|
Утвердительное | Немедленное | [subj1] zo (ku) [obj]... a | [subjP] zo (ku) [obj]... a |
дальний | [subj1] yo (ku) [obj]... a | [subjP ] yo (ku) [obj]... a | |
Отрицательное | Немедленное | a [subj2] zu (ku) [obj]... a | [subjP] ngezu (ku) [obj]... a |
Distant | a [subj2] yu (ku) [obj]... a | [subjP] ngeyu ( ku) [obj]... a |
Оба выполняются как перифинические формы, от вспомогательных глаголов -za «приходить» и -ya «идти» соответственно, за эти следует инфинитив. Эти два слова слились в одно слово в современном зулусском языке, но остатки их прежнего статуса как два разных слова остались в различных отношениях. Следующий список показывает примерный способ, следующий предшествовало сокращение ближайшего будущего, используя в качестве примера глагол -síza «помогать».
Утвердительное | Отрицательное | Уровень сокращения |
---|---|---|
нгиза укусиза | ангизи укусиза | 1. Оригинальная перифрастическая форма. |
нгизокусиза | ангизиюкусиза | 2. Два слова слились в одно. |
ангизукусиза | 3. Glide -y- удален. | |
нгизосиза | ангизусиза | 4. -ку- инфикс инфинитива удален. |
нгосиза | ангусиза | 5. -z - / - y- вспомогательной удаленной, сокращение гласной приставки вызываего. |
Обычно используются формы уровней сжатия 4 или 5. В односложных глаголах или глаголах, начинающихся с гласных, сокращение продолжается только до уровня 3, так что -ku- остается. Обратите внимание, что в наиболее сжатой форме различие между ближайшим и далеким прошлым полностью исчезает.
Глагол | Пример |
---|---|
-za | Нгизокуза. Нгиёкуза. "Я приеду." |
-за | Ангизукуза. Angiyukuza. "Я не приду." |
-акха | Нгизокваха. Нгиёкваха. «Я построю» |
-акха | Ангизукваха. Angiyukwakha. «Я не буду строить». |
-síza | Нгизомсиза. Нгийомсиза. «Я помогу ему». |
-síza | Ангизокумсиза. Angiyokumsiza. «Я не буду ему помогать». |
Слагательное наклонение выражает гипотетические ситуации, желания и просьбы. Он также используется для последовательного действия и в качестве дополнения к некоторым вспомогательным глаголам и союзам. Существуют настоящие и прошедшие сослагательные формы.
Настоящее | Прошлое | |
---|---|---|
Утвердительное | [subj2] [obj]... e | [subj1] a [obj]... a |
Отрицательное | [subj2] nga [obj]... i | a [subj1] anga [obj]... a. [subj1] anga [obj]... a. a [subj1] a [obj]... a |
Обратите внимание, что утвердительное сослагательное наклонение прошедшего идентично утвердительно утвердительному отдаленному прошлому, за исключением того, что инфикс -a- является коротким. В обычном зулусском правописании, где длина гласных не обозначена, это различие становится невидимым. Три альтернативные негативные прошлые формы сжаты в разной степени. Первая форма - это несогласованная форма.
Глагол | Пример |
---|---|
-hámba | Нгамтшела ахамбе. «Я сказал ему, что он должен уйти». |
-дзама | Воза лапа узамэ футхи! "Иди сюда и попробуй еще раз!" |
-хлека | Уманэ ахлеке. «Он только смеется». |
-gqoka, -hámba | Wāvuka wagqoka wahamba. «Он проснулся, оделся и вышел». |
-bheka | Wābaleka wangabheka emuva. «Он убежал и не оглядывался». |
Диапазон зулусских глаголов указывает на изменение состояния или процесса, имеющего тенденцию к достижению некоторой конечной цели (см. начальные глаголы ). Из них может быть образован особый вид глагола, называемый статическим глаголом, который есть нахождение в состоянии завершения этого процесса, то есть «быть (состоянием)». Статические глаголы часто работают прилагательного на английском языке. Например, английское прилагательное голодным переводится как -lambile «быть голодным», глагол состояния.
Утвердительное | [subj1]... ile |
---|---|
Отрицательное | a [subj1]... ile |
Статические глаголы образуются аналогично относительно недавнего, но с отрицательными отличиями: есть отдельная форма, нет более короткой формы, оканчивающейся на -ē, и нет формы причастия. Однако, как и в недавнем прошедшем времени, глагол состояния может быть образован путем изменения гласных двух последних гласных основ, в зависимости от окончания глагола.
Глагол состояния не является полностью функциональным глаголом, так как он может изменяться только в настоящем времени и инфинитиве. Для образования прошедшего и будущего времени глаголов состояния используется вспомогательное -bē либо отдельно для прошедшего времени, либо с флексиями будущего времени.
Основной глагол | Нестативное | Статичное |
---|---|---|
-fá | Уяфа. "Он умирает". | Ufile. "Он мертв". |
-ламба | Нгияламба. «Я проголодался». | Нгиламбиле. "Я голоден". |
-буйя | Сиябуя. «Мы возвращаемся». | Сибуйиле. «Мы вернулись». |
-lála | Баялала. "Они спят." | Балеле. «Они спят». |
-lála | Балалиль. "Они спали." | Бабе балеле. «Они спали». |
-lála | Базолала. «Они будут спать». | Bazokubē balele. «Они будут спать». |
Новые глаголы легко набор из простых глаголов путем присоединения различных суффиксов к основе, чтобы получить различные оттенки значения. В следующей таблице используются эти суффиксы и пример использования этого глагола -enza "делать, чтобы сделать":
Тип | Суффикс | Пример |
---|---|---|
Взаимное : друга | -ana | -enzana "делать что-то друг с другом" |
Средний-пассивный: be -able | -eka | -enzeka " быть выполнимым / возможным " |
Аппликативный : для / от имени | -ela | -enzela" сделать что-то для " |
Причинно : причина / make | -isa | -enzisa "заставить делать" |
Intensive : интенсивное / быстрое действие | -isisa | -enzisisa " делать быстро " |
Пассивный : be -ed | - (i) wa | -enziwa" сделать / сделать " |
Найдите Приложение: Zulu_nouns в Wiktionary, бесплатном формате. |