Глагол состояния

редактировать

Согласно некоторым теориям лингвистики, глагол состояния описывает состояние быть, в отличие от динамического глагола, который описывает действие. Разницу можно классифицировать, сказав, что глаголы состояния описывают ситуации, которые являются статичными или неизменными на протяжении всей их продолжительности, тогда как динамические глаголы описывают процессы, которые влекут за собой изменения во времени. Многие языки различают эти два типа с точки зрения того, как они могут использоваться грамматически.

Содержание

  • 1 Противоположность динамическому
    • 1.1 Различие между непереходным и транзитивным
    • 1.2 Грамматический падеж
    • 1.3 Прогрессивный аспект
    • 1.4 Морфологические маркеры
  • 2 Отличие от зародышевого
  • 3 Формальные определения
  • 4 Английский
    • 4.1 Анализ Даути
    • 4.2 Категории
  • 5 См. Также
  • 6 Ссылки

Контрастность dynamic

Некоторые языки используют одни и те же глаголы для динамических и статических ситуаций, а другие используют разные (но часто связанные) глаголы с определенными квалификаторами, чтобы различать их. Некоторые глаголы могут действовать как статические или динамические. Фраза вроде «он играет на пианино» может быть статичной или динамичной в зависимости от контекста. Когда в данном контексте глагол «играть» относится к состоянию (интересу или профессии), он может быть любителем, увлекающимся музыкой, или профессиональным пианистом. Динамическая интерпретация возникает из определенного контекста в случае, когда «игра» описывает действие: «что он делает в пятницу вечером? Он играет на пианино».

Различие между статическими и динамическими глаголами можно соотнести с:

  • различием между непереходными и переходными
  • грамматическим падежом, используемым с предложной фразой, связанной с глаголом
  • возможность использования прогрессивного аспекта с глаголом
  • морфологические маркеры

Различие между непереходным и переходным

Глагол состояния часто бывает непереходным, тогда как соответствующий динамический глагол будет переходным. Следующая таблица иллюстрирует это различие для нескольких глаголов в современном английском, шведском и немецком языках:

английскийшведскийнемецкий
динамический (переходный)статический (непереходный)динамический (переходный)статический (непереходный)динамический (переходный)статический (непереходный)
lay. (кто-то / что-то внизу)lie.läggaliggalegenliegen
seat. (кто-то / что-то)сидеть.sättasitta(sich) setzensitzen
стоять. (кто-то / что-то. в вертикальное положение)стоять.ställaståstellenstehen
гореть. (кто-то / что-то)сжечь. (т.е. быть в огне)brännabrinnaverbrennenbrennen

Грамматический падеж

Некоторые языки делают различие между статическими и динамическими глаголами в предложениях. В немецком языке, например, несколько предлогов (Wechselpräpositionen - «изменяющиеся предлоги») имеют разные существительные падежи, когда они сопровождают статические и динамические глаголы. Для глаголов состояния соответствующий предлог принимает дательный падеж, тогда как для динамических глаголов предлог принимает винительный падеж. Например:

  • Ich lege den Stift auf den Tisch. (Я кладу перо на стол.) - Den вот определенный артикль мужского рода в винительном падеже. [lege - инфинитив: legen]
НО
  • Der Stift liegt auf dem Tisch. (Перо лежит на столе.) - Dem здесь - определенный артикль мужского рода в дательном падеже. [liegt - инфинитив: liegen]

Та же схема применима и к статическим и динамическим глаголам в целом, т.е. когда глагол является статическим (хотя динамический аналог не существует), предлог всегда будет иметь дательный падеж, и наоборот.

  • Их бин в дер Шуле. (Я в школе. - Буквально я в школе.) - Der здесь указывается определенный артикль женского рода в дательном падеже, поскольку глагол bin (инфинитив: sein - быть) является глаголом состояния.
  • Ich gehe in die Schule. (Я хожу в школу. - Я хожу в школу буквально.) - Die здесь указывается определенный артикль женского рода в винительном падеже, поскольку глагол gehe (инфинитив: gehen - идти) является динамическим глаголом.
НО
Ich gehe zu r Schule. [zur = zu + der ] (Я хожу в школу. - буквально я хожу в школу.) - Der здесь женский определенный артикль в дательном падеже. Обратите внимание, что zu не является Wechselpräposition и всегда принимает дательный падеж.
  • Wo bist du? - Я м Кино. [im = in + dem ] (Где ты? - В кинотеатре.) - Dem вот средне-определенный артикль в дательном падеже. [bist - инфинитив: sein]
  • Wohin gehst du? - В с Кино. [ins = in + das ] (Куда вы идете? - В кино.) - Das вот среднеопределенный артикль в винительном падеже. [gehst - инфинитив: gehen]

Прогрессивный аспект

В английском и многих других языках статические и динамические глаголы различаются тем, могут ли они использовать прогрессивный аспект. Динамические глаголы, такие как «идти», могут использоваться в прогрессивном (я иду в школу), тогда как глаголы состояния, такие как «знать», не могут (* я знаю ответ). Глагол, имеющий как динамическое, так и статическое употребление, обычно не может использоваться в прогрессивном, если предполагается статическое значение: например, Обычно нельзя сказать идиоматически: «Каждое утро я иду в школу». В других языках состояния могут использоваться и в прогрессивном: в корейском, например, предложение 미나 가 인호 를 사랑 하고 있다 (Мина любит Инхо) совершенно верно.

Морфологические маркеры

В некоторых языках статические и динамические глаголы будут использовать совершенно разные морфологические маркеры на самих глаголах. Например, в мантаурском диалекте Рукай, коренном языке Тайваня, два типа глаголов имеют разные префиксы в их конечных формах, причем динамические глаголы принимают o-, а статические глаголы принимают ma-. Таким образом, динамический глагол «прыгать» - это о-короко в активном голосе, а статический глагол «любить» - ма-ðалам. Такая маркировка характерна и для других формозских языков.

Отличие от зародышевого

В английском языке глагол, выражающий состояние, может также выражать вход в штат. Это называется зачаточный аспект. Простое прошлое иногда бывает зачаточным. Например, глагол настоящего времени в предложении «Он понимает своего друга» является стативом, а глагол прошедшего времени в предложении «Внезапно он понял то, что она сказал» - начальным, потому что означает «Отныне понимал». С другой стороны, глагол в прошедшем времени в фразе «Когда-то он понял ее» является статическим.

Единственный способ, которым разница между статическим и начальным падежом может быть выражена на английском языке, - это использование модификаторов, как в приведенных выше примерах («внезапно» и «за один раз»).

Точно так же в древнегреческом глагол, выражающий состояние (например, ebasíleuon «Я был царем»), может использовать аорист для обозначения вхождения в государство. (например, ebasíleusa «Я стал королем»). Но аорист может также просто выразить состояние в целом, не обращая внимания на его начало (eíkosi étē ebasíleusa «Я правил двадцать лет»).

Формальные определения

В некоторых теориях формальной семантики, включая Дэвида Даути, у статических глаголов есть логический форма, которая является лямбда выражением

λ (x): [СОСТОЯНИЕ ⁡ x] {\ displaystyle \ lambda (x): \ [\ operatorname {STATE} \ x]}\ lambda (x): \ [\ operatorname {STATE} \ x]

Помимо Даути, З. Вендлер и К. С. Смит также написали влиятельную работу по аспектной классификации глаголов.

Английский язык

Анализ Даути

Даути дает несколько тестов, чтобы определить, является ли английский глагол статическим. Они заключаются в следующем:

  1. В прогрессивном формате не встречаются состояния:
    • Джон бежит. (не является статическим)
    • * Джон знает ответ.
  2. Они не могут быть дополнением к «силе»:
    • Я заставил Джона бежать.
    • * Я вынудили Джона узнать ответ.
  3. Они не являются императивами, за исключением случаев, когда они используются в начальной манере.
    • Беги !
    • * Знай ответ!
    • Познай себя! (начальный, а не статический; архаичный)
  4. Они не могут появиться в конструкции псевдоращелины :
    • То, что сделал Джон, было выполнено.
    • * То, что сделал Джон, было известным ответом.

Категории

Статические глаголы часто делятся на подкатегории в зависимости от их семантики или синтаксиса.

Семантические подразделения в основном включают глаголы, которые выражают чье-то душевное состояние или свойства чего-то (конечно, вещи также могут быть выражены с помощью других языковых механизмов, в частности прилагательных). Точные категории зависят от лингвиста. Хаддлстон и Пуллум, например, делят глаголы состояния на следующие семантические категории: глаголы восприятия и ощущения (видеть, слышать), глаголы причинения боли (боль, зуд), глаголы состояния (стоять, сидеть) и глаголы познания, эмоции., и ощущение (верю, сожалею). Между тем Новаков использует несколько иные категории: глаголы, обозначающие ощущения (чувствовать, слышать), глаголы, обозначающие рассуждение и психологическое отношение (верить, понимать), глаголы, обозначающие позиции / позицию (ложь, окружать), и глаголы, обозначающие отношения (походить, содержать

Синтаксические подразделения включают типы структур раздела, в которых может использоваться глагол. В следующих примерах звездочка (*) указывает на то, что предложение не грамматично:

  • Джон считает, что Фидо - собака.
* Джон верит в лай Фидо.
Джон верит, что Фидо лает.
  • * Джоан зависит от того, что Фидо - собака.
Джоан зависит от лая Фидо.
* Джоан заставляет Фидо лаять.
  • Джим ненавидит, что Фидо - собака.
* Джим ненавидит лай Фидо.
* Джим ненавидит лай Фидо.

См. также

Ссылки

Последняя правка сделана 2021-06-09 10:08:32
Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное).
Обратная связь: support@alphapedia.ru
Соглашение
О проекте