Согласно некоторым теориям лингвистики, глагол состояния описывает состояние быть, в отличие от динамического глагола, который описывает действие. Разницу можно классифицировать, сказав, что глаголы состояния описывают ситуации, которые являются статичными или неизменными на протяжении всей их продолжительности, тогда как динамические глаголы описывают процессы, которые влекут за собой изменения во времени. Многие языки различают эти два типа с точки зрения того, как они могут использоваться грамматически.
Некоторые языки используют одни и те же глаголы для динамических и статических ситуаций, а другие используют разные (но часто связанные) глаголы с определенными квалификаторами, чтобы различать их. Некоторые глаголы могут действовать как статические или динамические. Фраза вроде «он играет на пианино» может быть статичной или динамичной в зависимости от контекста. Когда в данном контексте глагол «играть» относится к состоянию (интересу или профессии), он может быть любителем, увлекающимся музыкой, или профессиональным пианистом. Динамическая интерпретация возникает из определенного контекста в случае, когда «игра» описывает действие: «что он делает в пятницу вечером? Он играет на пианино».
Различие между статическими и динамическими глаголами можно соотнести с:
Глагол состояния часто бывает непереходным, тогда как соответствующий динамический глагол будет переходным. Следующая таблица иллюстрирует это различие для нескольких глаголов в современном английском, шведском и немецком языках:
английский | шведский | немецкий | |||
---|---|---|---|---|---|
динамический (переходный) | статический (непереходный) | динамический (переходный) | статический (непереходный) | динамический (переходный) | статический (непереходный) |
lay. (кто-то / что-то внизу) | lie. | lägga | ligga | legen | liegen |
seat. (кто-то / что-то) | сидеть. | sätta | sitta | (sich) setzen | sitzen |
стоять. (кто-то / что-то. в вертикальное положение) | стоять. | ställa | stå | stellen | stehen |
гореть. (кто-то / что-то) | сжечь. (т.е. быть в огне) | bränna | brinna | verbrennen | brennen |
Некоторые языки делают различие между статическими и динамическими глаголами в предложениях. В немецком языке, например, несколько предлогов (Wechselpräpositionen - «изменяющиеся предлоги») имеют разные существительные падежи, когда они сопровождают статические и динамические глаголы. Для глаголов состояния соответствующий предлог принимает дательный падеж, тогда как для динамических глаголов предлог принимает винительный падеж. Например:
Та же схема применима и к статическим и динамическим глаголам в целом, т.е. когда глагол является статическим (хотя динамический аналог не существует), предлог всегда будет иметь дательный падеж, и наоборот.
В английском и многих других языках статические и динамические глаголы различаются тем, могут ли они использовать прогрессивный аспект. Динамические глаголы, такие как «идти», могут использоваться в прогрессивном (я иду в школу), тогда как глаголы состояния, такие как «знать», не могут (* я знаю ответ). Глагол, имеющий как динамическое, так и статическое употребление, обычно не может использоваться в прогрессивном, если предполагается статическое значение: например, Обычно нельзя сказать идиоматически: «Каждое утро я иду в школу». В других языках состояния могут использоваться и в прогрессивном: в корейском, например, предложение 미나 가 인호 를 사랑 하고 있다 (Мина любит Инхо) совершенно верно.
В некоторых языках статические и динамические глаголы будут использовать совершенно разные морфологические маркеры на самих глаголах. Например, в мантаурском диалекте Рукай, коренном языке Тайваня, два типа глаголов имеют разные префиксы в их конечных формах, причем динамические глаголы принимают o-, а статические глаголы принимают ma-. Таким образом, динамический глагол «прыгать» - это о-короко в активном голосе, а статический глагол «любить» - ма-ðалам. Такая маркировка характерна и для других формозских языков.
В английском языке глагол, выражающий состояние, может также выражать вход в штат. Это называется зачаточный аспект. Простое прошлое иногда бывает зачаточным. Например, глагол настоящего времени в предложении «Он понимает своего друга» является стативом, а глагол прошедшего времени в предложении «Внезапно он понял то, что она сказал» - начальным, потому что означает «Отныне понимал». С другой стороны, глагол в прошедшем времени в фразе «Когда-то он понял ее» является статическим.
Единственный способ, которым разница между статическим и начальным падежом может быть выражена на английском языке, - это использование модификаторов, как в приведенных выше примерах («внезапно» и «за один раз»).
Точно так же в древнегреческом глагол, выражающий состояние (например, ebasíleuon «Я был царем»), может использовать аорист для обозначения вхождения в государство. (например, ebasíleusa «Я стал королем»). Но аорист может также просто выразить состояние в целом, не обращая внимания на его начало (eíkosi étē ebasíleusa «Я правил двадцать лет»).
В некоторых теориях формальной семантики, включая Дэвида Даути, у статических глаголов есть логический форма, которая является лямбда выражением
Помимо Даути, З. Вендлер и К. С. Смит также написали влиятельную работу по аспектной классификации глаголов.
Даути дает несколько тестов, чтобы определить, является ли английский глагол статическим. Они заключаются в следующем:
Статические глаголы часто делятся на подкатегории в зависимости от их семантики или синтаксиса.
Семантические подразделения в основном включают глаголы, которые выражают чье-то душевное состояние или свойства чего-то (конечно, вещи также могут быть выражены с помощью других языковых механизмов, в частности прилагательных). Точные категории зависят от лингвиста. Хаддлстон и Пуллум, например, делят глаголы состояния на следующие семантические категории: глаголы восприятия и ощущения (видеть, слышать), глаголы причинения боли (боль, зуд), глаголы состояния (стоять, сидеть) и глаголы познания, эмоции., и ощущение (верю, сожалею). Между тем Новаков использует несколько иные категории: глаголы, обозначающие ощущения (чувствовать, слышать), глаголы, обозначающие рассуждение и психологическое отношение (верить, понимать), глаголы, обозначающие позиции / позицию (ложь, окружать), и глаголы, обозначающие отношения (походить, содержать
Синтаксические подразделения включают типы структур раздела, в которых может использоваться глагол. В следующих примерах звездочка (*) указывает на то, что предложение не грамматично: