Валленберг - это опера эстонского композитора Эркки-Свен Тюр на либретто Лутца Хюбнера. Сюжет разворачивается на основе событий личной жизни Рауля Валленберга. Премьера оперы состоялась 5 мая 2001 года в Opernhaus Dortmund. Премьера оперы состоялась 1 июня 2007 года в Эстонской национальной опере, режиссер Дмитрий Бертман.
Роль | Тип голоса | Премьера состава, 5 мая 2001 г.. Дирижер: |
---|---|---|
Рауль Валленберг, шведский дипломат, спасатель десятков тысяч евреев | бас-баритон | Ханну Ниемеля |
Адольф Эйхманн, немецкий нацистский оберштурмбаннфюрер | бас | Томас Менерт |
Валленберг второй | тенор | Ханнес Брок |
Рональд Рейган, 40-й президент Соединенных Штатов | баритон | Андреас Беккер |
Якоб Валленберг, шведский банкир, член семьи Валленбергов | тенор | Майкл-Сильван Шил |
Американский генерал | бас-баритон | Режим Бернхарда |
Американский солдат | баритон | Йоханнес Кнехт |
Немецкий офицер | бари тон | Андреас Беккер |
Первый выживший | меццо-сопрано | Маргарита Малевска |
Второй выживший | тенор | Джэ-Сок Ли |
Третий выживший | бас | Ханно Крефт |
Первый гость | тенор | Майкл-Сильван Шил |
Второй гость | бас-баритон | Режимы Бернхарда |
Третий гость | баритон | Ганс-Вернер Треде |
Первый дипломат | сопрано | Гундула Шнайдер |
Второй дипломат | меццо-сопрано | Андреа Риче |
Третий дипломат | контральто | Карин Роббен |
Дама | меццо-сопрано | Сьюзен Бенкин |
Женщина | сопрано | Барбара Добжанска |
Первый русский офицер | тенор | Мартин Мюллер-Горгнер |
Второй русский офицер | тенор | Дариус Шелига |
Три узника ГУЛАГа | баритон, бас, баритон | Лотар Бехер. Томас Гюнцлер. Георг Киркетерп |
Евреи, гости, узники ГУЛАГа | Хор | Чо Театр Дортмунда |
1. Пролог. Nameless Voices задавали вопросы - после деяний Валленберга и его судьбы: «Чтим мы живого или мертвого?»
2. Конференция I.
Швеция в 1944 году. Прием. Трое гостей перешептываются о профессиональных промахах молодого Валленберга. Но три дипломата придают его жизни новый смысл. Вы отправляетесь поручить вам миссию в Венгрию, чтобы спасти «как можно больше евреев». Предупреждения женщины о недопустимости использования в чужих целях не могут остановить Валленберга. После первоначальных колебаний он принимает заказ.
3. Железнодорожный вокзал I.
Венгрия 1944 год. Валленберг должен беспомощно наблюдать, как бегают немецкие офицеры и его люди по приказу нацистского режима «тысячи евреев каждый день...»
4. План I
Валленберг использует многообещающую тактику: шведские защитные паспорта «сделают евреев похожими на Швецию» и не дадут им быть депортированными.
5. Железнодорожный вокзал II
Валленберг снова встречает немецкого офицера. Ему удается спасти некоторых людей от зверства нацистов «Паспорт попадает в пистолет»
6. Спасенный.
Группа спасенных Валленберга показывает хрупкость своей судьбы в уме: «Жизнь не более чем мертва». Валленберг понимает, что здесь жизнь каждого индивидуальна и очень дорога.
7. План II
Валленберг борется с самоубийством: «Недостаточно! Я недостаточно действую!» Он решает встретиться со злом.
8. Эйхман I.
Валленберг познакомился с Адольфом Эйхманом. Он поставил перед ним цель своих спасительных дел. Но Эйхман был бюрократом и вел себя как джентльмен. Он с удовольствием показывает пределы возможностей Валленберга. И даже дипломаты начинают сомневаться в миссии Валленберга. Время, когда он убегает.
9. Станция III.
Валленберг с головой ушел в работу. Но встреча с женщиной, которую он спас, оставляет его совершенно разочарованным в смысле своих поступков. Она возвращает свой защитный паспорт Валленбергу - так невыносимо чувствует себя виноватым, что выжила «случайно».
10. План III.
Валленберг впадает в панику из-за грандиозности своей задачи. В очередной раз он встречает женщину, которая советует ему остановиться и задуматься над собой.
11. Марш смерти.
Венгрия, январь 1945 г. - «И Он провел меня мимо них, и вот! Их было очень много на поверхности долины, и вот! Они были чрезвычайно сухими». Ветхий Завет, Книга Иезекииля (37, 2).
Последний раз, когда Эйхман демонстрирует свое превосходство. Война закончилась. Валленберг надеется на новое начало. Но в момент освобождения появляются двое российских солдат. На допрос вызывают Рауля Валленберга...
12. СМЕРШ.
Москва 1945. Валленберг попал в лапы СМЕРШ, российской контрразведки. Он находится в заключении в печально известной московской государственной тюрьме Лубянка. Два российских офицера отрицали, что знают о местонахождении Валленберга: «У нас его нет!»
13. Конференция II
Валленберг посетили три дипломата. Но вместо того, чтобы освободить его, они рассказывают ему о его новой миссии: «Теперь выиграна только половина войны». Как герой, он попал в ловушку холодной войны и был полезнее свободного человека.
14. ГУЛАГ I.
Колыма, неопределенное время. Валленберга подвергают жестокому допросу. Между тем обитатели ГУЛАГа рассказывают друг другу о своей судьбе и произволе судебных властей. Ходят противоречивые слухи: «Швед жив. Швед мертв».
15. ГУЛАГ II
Трое узников ГУЛАГа считают Валленберга одним из своих сокамерников. Его выживание также поддерживает их надежду. Но Валленберг не помнит - ни своего времени в лагере, ни даже собственной личности. «В моей голове дыра». Остальные заключенные агрессивно отреагировали на отказ Валленберга признать свою роль спасителя.
Интермеццо.
Следы Валленберга стерты.
16. Борьба.
Из «Ничего» появляется Валленберг-2, искусный багбарь действий, жаловался Валленбергу: «Я твой герой, ты не избавишься от меня».
17. Эйхман II
Эйхманн готовится к казни. В последний раз он насмехался над Валленбергом: пока он был «чистым финишем», он не смог бы спасти Валленберга смертью. Эйхманн повешен.
18. Конференция III.
Валленберг надеется найти объяснения о своей судьбе с тремя дипломатами. Но они отвергают его сомнения относительно смысла истории как «детские вопросы». Валленберг молчит. Но его "За что?" не остается без ответа. Двое выживших вспоминают свое спасение.
19. Цирк Валленберга.
Будущие поколения наследуют наследие Рауля Валленберга. Публика воспевает героизм. А Рональд Рейган назначил его почетным гражданином США. Wallenberg 2 с гордостью принимает почести толпы: «Никаких сомнений!»
Голос женщины помнит умерших.