Морфология города - это изучение формирования человеческих поселений и процесса их формирования и трансформации. Исследование ставит своей целью понять пространственную структуру и характер столичного района, города, города или деревни, исследуя закономерности его составных частей и владение или контроль и род занятий. Как правило, анализ физической формы фокусирует на улице картине, много (или, в Великобритании, сюжет) модель и строят модель, иногда именуемая городское зерна. Анализ конкретных населенных пунктов обычно проводится с использованием картографических источников, а процесс развития выводится из сравнения исторических карт.
Особое внимание уделяется тому, как физическая форма города меняется с течением времени и насколько разные города сравниваются друг с другом. Другая важная часть этого подполя связана с изучением социальных форм, которые выражаются в физическом плане города, и, наоборот, того, как физическая форма производит или воспроизводит различные социальные формы.
Суть идеи морфологии первоначально была выражена в трудах великого поэта и философа Гете (1790). Однако этот термин как таковой впервые был использован в бионауках. В последнее время его все чаще используют в географии, геологии, филологии и других предметных областях. В географии морфология городов как особая область исследований обязана своим происхождением Льюису Мамфорду, Джеймсу Вэнсу и Сэму Бассу Уорнеру. Питер Холл и Майкл Бэтти из Великобритании и Серж Салат из Франции также являются центральными фигурами.
Городская морфология рассматривается как исследование городской ткани, или ткани, как средство определения уровня окружающей среды, обычно связанного с городским дизайном. Ткань включает в себя согласованную морфологию соседства (открытые пространства, здания) и функции (деятельность человека). Окрестности демонстрируют узнаваемые закономерности в упорядочении зданий, пространств и функций (тем), вариации внутри которых, тем не менее, соответствуют набору организационных принципов. Этот подход бросает вызов общепринятому восприятию незапланированной среды как хаотической или неопределенно органической благодаря пониманию структур и процессов, присущих урбанизации. Наука о сложности предоставила дальнейшие объяснения, показывающие, как городские структуры возникают в результате нескоординированных действий множества людей очень регулярным образом. Помимо прочего, это связано с постоянными потоками энергии и материалов для поддержания этих структур.
Городская морфология рассматривает человеческие поселения как обычно бессознательные продукты, которые появляются в течение длительного времени в результате накопления последовательных поколений строительной деятельности. Это оставляет следы, которые служат для структурирования последующей строительной деятельности и предоставляют возможности и ограничения для процессов городского строительства, таких как разделение земли, развитие инфраструктуры или строительство зданий. Формулирование и анализ логики этих следов - центральный вопрос городской морфологии.
Городская морфология обычно не объектно-центрирована в том смысле, что она подчеркивает отношения между компонентами города. Чтобы провести параллель с лингвистикой, основное внимание уделяется активному словарю и его синтаксису. Таким образом, существует тенденция использовать морфологические методы для изучения обычных, немонументальных районов города и акцентировать внимание на процессе и его структурах над любым заданным состоянием или объектом, поэтому выходя за рамки архитектуры и рассматривая весь застроенный ландшафт и его внутреннее пространство. логика.
Роджер Транчик обсуждает три основные теории городского пространственного дизайна и городской мифологии, которые могут служить ориентиром для анализа:
Теория рисунка и фона основана на изучении взаимосвязи земельного покрытия зданий в виде твердой массы (рисунок) и открытых пустот (грунт). Каждая городская среда имеет существующий образец твердых тел и пустот, и подход фигуры и земли к пространственному дизайну является попытка манипулировать этими отношениями, добавляя, вычитая или изменяя физическую геометрию паттерна. Цель этих манипуляций - прояснить структуру городского пространства в городе или районе путем установления иерархии пространств разного размера, которые индивидуально замкнуты, но упорядочены по отношению друг к другу. Теория связи фокусируется на линиях, образованных улицами, пешеходными дорожками, линейными открытыми пространствами или другими связующими элементами, которые физически соединяют части города. Теория места оперирует структурированными системами человеческих потребностей и обычаев.
В широком смысле существует три школы городской морфологии: итальянская, британская и французская. Итальянская школа основана на работах Саверио Муратори и восходит к 1940-м годам. Муратори попытался разработать «оперативную историю» для изучаемых им городов (в частности, Венеции и Рима), которая затем стала основой для интеграции новых архитектурных произведений в синтаксис городской ткани. Из этой точки зрения вытекают такие вклады, как работа Джанфранко Каниджиа, в которой город концептуализируется как органический результат динамической процедурной типологии, которая рассматривает политико-экономические силы как формирующие застроенный ландшафт, уже обусловленный определенной логикой, набором элементов и характерных процессов..
Британская школа сосредоточена вокруг работы MRG Conzen, который разработал метод, названный «анализ городского плана». Ключевыми аспектами анализа по Конзену являются:
План города, в свою очередь, содержит три комплекса элементов плана:
Для Конзена понимание многослойности этих аспектов и элементов в истории является ключом к пониманию городской формы. Последователи Конзена, такие как JWR Whitehand, исследовали способы использования этих знаний в управлении историческими и современными городскими пейзажами.
Французская школа, основанная главным образом на Версальской школе архитектуры, накопила обширные методологические знания для анализа процессов урбанизации и связанных с ними архитектурных моделей. Большое внимание уделяется важности застроенного пространства для поддержания социальных практик; отношения между застроенным ландшафтом и социальным миром диалектичны, и оба они формируют друг друга.
Социально-экономические проблемы Чикаго как городского промышленного города были очевидны и требовали тщательного изучения. Поэтому несколько городских социологов и географов, таких как В.И. Томас (занимающийся вопросами миграции), Роберт Э. Парк и Эрнест Берджесс, попытались проанализировать морфологию Чикаго, чтобы решить эти проблемы.
Берджесс использовал экологический подход, делая упор на взаимоотношения между организмами и окружающей их средой. Он использовал аналогичные биологические факторы, используемые при объяснении распространения растений, и создал концентрическую зональную теорию, которая включала центральный деловой район (CBD), зону перехода (захваченную бизнесом и мигрантами), а также зону квартир высшего класса и несколько пригородных зон и пригород на окраине города.
Ученый Майтри Сингхай и математик Никос Салингарос создали новую школу городской морфологии, основанную на морфогенезе и эмерджентности. В «Природе порядка» Александр предлагает, что городское развитие - это вычислительный процесс, подобный процессу роста клеток в организме, и что развертывание этих процессов порождает городской пейзаж и его типологии. Некоторые урбанисты пытались превратить эту теорию в практический эмерджентный урбанизм.